Основные теоретические положения

I. Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории и вопросу о генезисе воспитания.

Мировая наука выработала несколько концепций происхождения воспитания, например: эволюционно-биологическую, психологическую и др.

Представители эволюционно-биологической теории (Шарль Летурно, А. Эспинас) сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.

Наиболее значительный представитель психологической теории, американский учёный Пол Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).

Многие современные исследователи (Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов), учитывая важность эволюционно-биологического и психологического аспектов, сделали основной акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении как особый вид деятельности. При этом подчёркивается, что социальная (общественная) сущность человека не передаётся через биологические структуры, а формируется у каждого человека в каждом поколении людей путём освоения им опыта истории в ходе общественно-практической деятельности. В связи с этим выделяются условия происхождения воспитания как целенаправленно организуемого процесса становления человека: наличие социальной формы движения материи, самого человека с необходимыми природными задатками и способностями, культуры, в которой зафиксирован общественный опыт, системы общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.

Рассматривая категорию воспитания в широком социальном смысле, учёные отмечают объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (в данном случае – общества), что позволяет отождествлять связь воспитания с социализацией личности.

Воспитание в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа. Воспитание в первобытном обществе прошло сложный путь: от примитивной подготовки подрастающих поколений, неотделимой от совместной жизни и деятельности детей и взрослых, до возникновения семейного воспитания и специально организованных форм воспитательного воздействия, в практике реализации которых складывалось обучение. Таким образом, динамика социального развития постепенно приводила к известной упорядоченности воспитания, что сопровождалось также взаимосвязью воспитания с формирующимся религиозно-нравственным мировоззрением.

II. Истоки педагогической мысли восходят к религиозно-философским учениям и наследию мыслителей Древнего Востока, античных Греции и Рима.

Ценные мысли о воспитании, образовании содержатся в трудах философов античности – Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана и др. Среди них идеи:

& Литература:

1. История педагогики и образования. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2013. – Гл. 1-3.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2010. Раздел I. Гл. 1-2.

3. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2007. – Часть I. Раздел I. Гл. 1.

4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. высших учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2008. – Раздел I. Гл. 1-3.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 2006. – Раздел 1.

6. Дидактические материалы к разделу 2 (CD).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: