признак формирования | вид модели | характерные черты |
Целевая направленность и специфика доминирующего образования. | Традиционная (классическая). | |
Рационалистическая. | ||
Включённость в социальные структуры и способ управления. | Государственно-ведомственная. | |
Автономная. |
Перечислите современные инновации в системе университетского образования (см. там же, с. 128-130).
Особо следует остановиться на рассмотрении трёхступенчатой модели организации послесреднего образования, которое представляет собой три более или менее самостоятельных и взаимосвязанных цикла обучения. Каждый цикл рассматривается как одна из ступеней высшего образования и завершается получением соответствующего диплома. Трёхступенчатая структура образования по схеме «бакалавр – магистр – доктор» даёт возможность оперативно координировать направления обучения студентов с учётом их индивидуальных способностей и отвечает потребностям экономики. (В связи с этим в России, особенно после подписания Болонского соглашения, возрос интерес к зарубежному опыту.)
В заключение необходимо сделать вывод об общих тенденциях развития школьных систем:
• демократизация школьных систем;
• диверсификация и дифференциация школьного образования;
• гуманистическая направленность школьного воспитания;
• использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;
• модернизация классно-урочной системы;
• опытно-экспериментальная деятельность;
• педагогизация новейших технических средств;
• интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.
III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
Изучите вопрос о сущности мирового образовательного пространства, используя учебное пособие по педагогике Н.В. Бордовской, А.А. Реан (с. 130-140).
Особое внимание обратите, во-первых, на глобальные тенденции мировой системы образования, во-вторых, на полиструктурность мирового образования.
Заполните таблицу.
Таблица 9.