Постпиар Александра Невского 2 страница

История с кобылкой, или Как вспыхнуло восстание против Орды

Русь последовательно шла к акту национального возрож­дения. Доказательством могут служить события, происхо­дившие в разное время и в разных ее концах. Таких духо-подъемных событий было немного, но слава о них распрос­транялась широко. Глядя в спину конному баскаку — сбор­щику дани, русский человек говорил: «Ужо устроим мы тебе Щелканово дело». А мог еще вспомнить о незавидной судь­бе войска шведского короля Магнуса на Новгородчине.

Итак, знаменитое «Щелканово дело» случилось в 1327 го­ду в Твери. Прибыл ханский посол Шел-хан. На Руси его


307


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



тут же прозвали Щелканом. Посол - это, конечно, об­разно выражаясь» Татарские «посольства» вели себя тог­да как форменные банды. Щелкан, например, просто со­гнал тверского князя Александра со двора его и сам стал там жить. Между тем татарский отряд слегка пограбил Тверь.

Жители, как обычно, попросили князя Александра Твер­ского о защите, он, как обычно, повелел терпеть. Сам скри­пел зубами и терпел, вынужденный наблюдать, как «незва­ный гость» Щелкан со свитой загаживает его княжеский терем. Еще недельку-другую, и уехали бы баскаки, тверча-не бы поплевались вслед, да и занялись привычным делом -ремеслом, торговлей, да соперничаньем во всем с поднима­ющейся Москвой.

Но тут, как обычно бывает в таких ситуациях, в дело вме­шалась «роковая случайность». И вся истории Руси пошла совсем по другому пути.

А дело было так. В один прекрасный день некий твер­ской дьякон повел свою «молодую и тучную» кобылу на во­допой. Проходившие случайно мимо татары стали ее у него отнимать. Дьякон оказался вовсе не преисполнен христи­анского смирения и уперся. Кобылка была ему дорога, как, видимо, ослик Понурок его коллеге монаху Горанфло из бессмертного романа Дюма «Графиня де Монсоро». Упер­шись, дьякон возопил о помощи: «О, мужи тверские, не вы­давайте!» Поблизости на торгу как раз было много народа. Тверичи сбежались, защитили животное. Татары обнажи­ли оружие...

Однако, как говаривал в такие моменты ответственный сотрудник Полиграф Полиграфыч Шариков: «У самих ре­вольверы найдутся...» Так что и у местных под рукой тоже оказались у кого оглобля, у кого - топор.

Короче, кобылку и дьякона отбили, татарам слегка на­валяли. Но инцидент этим не исчерпался, так как разоби-

308


женные и поколоченные татарские баскаки1 мигом приска­кали на торжище с подмогой и при полной амуниции.

Тут уже всерьез поднялись тверские. Ударили в вечевой колокол, и началась не драка, а настоящее импровизиро­ванное сражение. Русских возглавил князь Александр, по­доспевший со своей личной охраной. Татар порубили уже всерьез. Сам Щелкан скрылся в княжеском тереме и запер­ся, отстреливаясь из лука. Тогда Александр велел поджечь собственной дом, и татары погибли в пламени. В общем, все пришедшие с посольством были истреблены. Одних пере­били, других перетопили, третьих сожгли.

Тем временем на западных рубежах русские устроили де-жавю шведам. В 1348 году была практически повторена Невская битва. На Русь двинулся шведский король Магнус, чье предприятие было оформлено как официальный крес­товый поход.

Послы Магнуса явились в Новгород, передав вечу от име­ни короля довольно забавное даже по современным мер-|ам послание: «Пришлите на съезд своих философов, а я пришлю своих, пусть они поговорят о вере. Хочу я узнать, какая вера будет лучше. Если ваша, то я иду в вашу веру, если же наша окажется лучше, то вы ступайте в нашу веру, и будем все как один человек. Если же не хотите соединиться с на™, то иду на вас со всею моею силою».

Новгород ответил: «Если хочешь узнать, какая вера лучше, наша или ваша, то пошли в Царьград к патриарху, потому что мы приняли от греков православную веру, а с тобою нам нече­го спорить о вере. Если же тебе есть какая-нибудь от нас оби­да, то (при)шлем к тебе наших переговорщиков на съезд».

В общем, вежливо отклонились от философского диспу­та, примерно как «Единая Россия» от теледебатов перед

Извините, забыл напомнить. Баскак - это как бы сотрудник ор­дынской ФНС - налоговой службы.

309


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



выборами. Тем более знали новгородцы, что дискутируй не дискутируй со шведскими богословами на их территории -результат будет, видимо, один1.

На этой дружеской ноте богословский диспут завершил­ся, потому что следующим посланием Магнуса было: «Оби­ды мне от вас нет никакой. Ступайте в мою веру, а не пойде­те, так иду на вас со всею моею силою». То бишь, как в ин­тернете на сайте знакомств: хватит, мол, без толку перепи­сываться, давай встретимся в реале. В общем, у прямодуш­ных потомков викингов с католическим иезуитством не очень получалось. А война - это дело понятное.


Корин П. Д. (1892-1967). Спас Ярое Око

1 К единороссам, полагаю, впрочем, это тоже относится.

Но как видим, войне с обеих сторон предшествовал ак­тивный пиар. Магнус гнет свою линию, пусть неумело... Скверный PR, но уж какой есть.


Шведский король поначалу осадил русскую крепость Орешек1. Всем попавшимся в его руки русским велел стричь бороды (видимо, полагая, что именно борода является вер­нейшим отличием православных) и перекрещивать их в ка-шличество. «Но русские скоро показали, что у них бороды опять отросли», - с неожиданной самоиронией говорит шведская хроника.

Битва новгородского войска с Магнусом в 1348 году за-ершилась разгромом шведов «всухую», с потерей только рех (!) человек из своего войска. Русские перебили 500 шве-ов, остальных взяли в плен.

На том все и закончилось, в том числе и PR-кампания ерез отрезание бород.

Москвичи. Городок в сапогах

И «Щелканово дело», и разгром короля Магнуса — по­казатель того, как начал работать план покойного князя Александра. Завершить же дело национального освобож­дения предстояло городу, при жизни нашего «Имени Рос­сия» совершенно незначительному.

Вряд ли Александр Невский мог даже предположить, кто именно станет лидером Русского Возрождения. И что со­вершат это благое дело потомки его самого младшего сына. Как в волшебной сказке, где младший - самый удаленький.

Значит так, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

1 Которую потом будет возвращать России Петр I, а вернув, обзовет богомерзким словом Шлиссельбург (Ключ-город). Ну не нравилось Петру слово русское «орешек». Может, была у него модная нынче во всем мире аллергия на nuts & traces of nuts — орехи и все, что с орехами Связано. Но почему нельзя было назвать так же, но по-русски - КЛЮЧ-ГОРОД, сие загадка великая есть...



310


311


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



       
   
 
 

ПЕРРО Шарль (1628-1703) - французский писа­тель. Автор сказки о лучшем пиарщике всех времен и на­родов - Коте в сапогах.

Младший сын Александра Нев­ского был даже не третьим, как в той сказке, а четвертым. Когда отец умер, Даниилу было два года. Он получил в удел Москву - городок во Влади­мирской области. Младшему сыну, как мы помним из волшебной сказки Шарля Перро, мельник оставил в на­следство кота. Но это оказался Кот в сапогах.

Для сына мельника такое наслед­ство казалось насмешкой судьбы. Для Даниила, малолетнего сына ве­ликого князя, «городишко Москов» был даже не насмешкой, а чем-то со­вершенно эфемерным. Поиздевались над ребенком.

Но Даниил, ставший родоначаль­ником дома московских князей, рос, мужал... Росло вместе с ним значе­ние Москвы. По преданию, его мо­гила находится в Даниловом монас­тыре в центре Москвы, им же и ос­нованном. Не имеет значения то, насколько храбрым и мудрым он был

ДАНИИЛ Александрович -»«- у

династии московских царей, которые по первому отче­ству были Даниловичами, а Рюриковичами - только по всех МОСКОВСКИХ КНЯЗеи, ДЛЯ царской второму. Своего рода суб- ДИНЗСТИИ. династии В XIX веке при Соловьеве, кстати, история что именно Даниил — основатель первого москов­ского монастыря, считалась легендой. Сейчас - это уже факт, о котором можно прочесть во всех энциклопедиях... Так что
начальник, предок, патриарх для

(1261-1303). Основатель правителем. Может, и не был ни та­ким, ни эдаким. Но Даниил - родо-


и в случае с Даниловым монастырем мы имеем дело, как обыч­но, не столько с фактами, сколько с пиаром.

Да и вообще князь Даниил, кстати, святой. Так что не о чем спорить ©.


Корин П. Д. (1892-1967). Северная баллада

Вернемся к сказке: нашему отцу-основателю достался в наследство не просто кот, а целый город в сапогах. В возвы­шении Москвы поистине есть что-то волшебное. Достаточ-



312


313


Особенн&Шги национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



но вспомнить знаменитую фразу из лекций Ключевского про «таинственные исторические силы», помогавшие Москве.

Что за силы? Откуда? Секретный план Невского? Очень интересно!

Благодаря налету конспирологии на этой формуле про­фессор сделал московским князьям отличный PR1. Опять же очень сожалею, что никак эта тема не разрабатывается. Сколько можно интересного найти в первоисточниках, да и просто придумать! Сколько сюжетов для исторического фэнтэзи! А мы что... один «Волкодав» уродили, не к ночи помянут...

Так или иначе, Москва сама начала создавать репута­ции своим правителям - благодаря обретенному впослед­ствии статусу столицы великой империи. Что своему ос­нователю Юрию Долгорукому - грубому и не шибко ум­ному вояке, который ее и не основывал. Что первому мос­ковскому князю Даниилу, которому отец оставил ее как детскую игрушку.

Но из погремушки получилась боевая граната.

Постпиар Даниила Московского

Если честно, здесь даже не о чем говорить: родоначаль­ник московского княжеского дома забыт всерьез и надол-

1 Есть даже совершенно феерическая версия (смотрите, кажется, «Комсомольскую правду», апрель 2008 года), что своим неожиданным богатством и возвышением Москва обязана... сокровищам тамплиеров! Мол, когда орден во Франции разгромили, рыцарям-храмовникам уда­лось вывезти большую часть своих несметных богатств через Кале в Прибалтику, затем в Новгород, и далее - в Москву! На золото тампли­еров московские князья строили каменные соборы, вооружали армию и активно скупали все окрестные княжества. Вот уж догадка так догад­ка, «Код да Винчи» отдыхает...


го. Иногда его куда более известных потомков называют Даниловичами, но кажется, даже не представляя почему. Обидно ему, должно быть... Хотя... Пусть и через своих на­следников, а за историю он зацепился. У других и этого нет.

Тяжело потерять жену?

У большинства московских князей были прозвища - Ка­лита, Гордый, Красный, Донской, Темный, Грозный, нако­нец. А Юрий вошел в историю просто как Данилович. По-мужски так - Данилыч. Сегодня мы его назвали бы интрига­ном. Звучит, кстати, неплохо, по-византийски: Юрий I Инт­риган. И двойным ударением - на первом и последнем слоге. Кто бы написал о нем увлекательный исторический роман...

Ему всю жизнь, до самой смерти, пришлось бороться с тверскими князьями. Собственно, тверским князем он был и убит. В те славные времена любая интрига обычно закан­чивалась не понижением в должности и выведением за штат, как сейчас, а расставанием с головой.

Так уж случилось, что Тверь и Москва оказались пря­мыми конкурентами, и одно из двух соседних княжеств не­избежно должно было подмять под себя другое.

Стартовые позиции были у князя Юрия не очень хоро­шими. Во-первых, великокняжеский престол тогда находил­ся у тверичей. А во-вторых, стоило ему сесть на Москве, рсак конкуренты в чем-то оговорили перед татарами, и его вызвали в Орду. Тверские князья тоже были мастерами по­литической интриги, и похоже, тогда они «первыми нача­ли». Пролили, как говаривал незабвенный Джон Рэмбо I, первую кровь.

Но Юрий в Орде как-то выкрутился и даже женился на ханше. А потом... Дельце провернули с цинизмом старого



314


315


Особенности национального пиара

анекдота про двух грузин: «Один сидит у могильного хол­мика. Подходит другой: "Тижэло потэрять жину?" - "Ти-жэло. Очень тижэло. Пирактичэски нивазможно!"»

У ханши судьба оказалась очень несчастливая. Во время од­ной междоусобной стычки она попала в плен к тверскому кня­зю Михаилу. И хотя соперники быстро замирились, успела в плену занемочь и умереть. Естественно, пошла молва об от­равлении. Был ли источником этих слухов сам князь Юрий -неизвестно. Но только он ими воспользовался по полной про­грамме, сразу поспешив ябедничать в Орду. Правда, до этого успел убить тверского посла, приехавшего с какими-то выгод­ными предложениями. То есть худой мир с Тверью, равно как и извинения за супругу, ему были совершенно не нужны.

Данилыч отбивал подвернувшийся информационный по­вод по полной. Или это был ивент-менеджмент, и в момент, когда ханша попала в плен, она уже была обречена? Яд — такая штука, что применить его может всякий.

Русские князья оставались для татар, в сущности, пеш­ками — одинаковыми, не имеющими особой ценности и с легкостью заменяемыми друг другом. Гибель кого-то из них, конечно, требовала разбирательства «внешней админист­рации», но не играла для татар никакой роли. А вот смерть татарской царевны при правильной подаче могла иметь со­вершенно исключительный эффект. Тут уже была игра дру­гая - азартная, карточная. Ханша стала для Юрия Данило­вича его джокером.

То, что единственным доказательством вины Твери ос­тавались слухи, значения не имело.

Сюрреализм при Дербенте

Сочувствующая тверскому князю Михаилу летопись трактует его неизбежный отъезд в Орду как акт самоот-


Пиар-столица - что жар-птица

речения во имя общерусского дела. Прибыл посол: «Зо­вет тебя хан, поезжай скорее, поспевай в месяц; если же не приедешь к сроку, то уже назначена рать на тебя и на города твои». То есть смысл такой: приезжай лично объяс­няться, что, гад, наделал с нашей татарской царевной, а не то пошлю на всю твою Тверь карательную экспедицию. Мало не покажется.

Сыновья говорили ему: «Батюшка! Не езди в Орду сам, но пошли кого-нибудь из нас, хану тебя оклеветали, по­дожди, пока гнев его пройдет». Михаил отвечал им: «Хан 1рвет не вас и никого другого, а моей головы хочет; не поеду, так вотчина моя вся будет опустошена и множе­ство христиан избито; после когда-нибудь надобно же умирать, так лучше теперь положу душу мою за многие души».

Герой. Мученик. Под ореолом классного пиара совер­шенно не видно интригана, который раньше точно так же отправлял в Орду своего политического соперника из Моск­вы Юрия Даниловича. Михаил Тверской написал завеща­ние и поехал.

МИХАИЛ ТвеШой (1272-1319) - князь. На­циональный герой Твери, один из самых недооце­ненных и «малораскрученных» героев-мучеников в русской истории. Совершил самопожертвова­ние в духе Христа.

Отправляясь в Орду, знал наверняка, что его ждет жестокая казнь. Но когда его уговаривали укло-I ниться от поездки, отвечал так: «Если я уклонюсь, | вотчина моя будет полонена и множество хрис­тиан перебито. И после того придется мне уме­реть, так уж лучше положить свою душу за мно­гие души!» Его история затмевает собой всех древнеримских Муциев Сцевол, вместе взятых, но у нас, как обычно, не известна никому, кроме тех, кто специально занимается втим периодом. А Муция Сцеволу в Италии, и не только, знают все. Яркий при­мер того, как Запад пиарит своих героев и как не умеем это делать мы



316


317


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



Он встретил хана в устье Дона. Поднес подарки и полто­ра месяца жил спокойно. Князя даже охраняли, чтобы ни­кто не смел его обижать.

Далее летопись рисует сюрреалистическую картину. Хан вдруг ни с того ни с сего вспомнил о деле: «Вы мне говори­ли на князя Михаила: так рассудите его с московским кня­зем и скажите мне, кто прав и кто виноват». Начался дол­гожданный «сшебный процесс». Сам хан был одновремен­но и следователем, и адвокатом, и судьей. Михаилу зачита­ли обвинение: «Ты был горд и непокорлив хану нашему, ты позорил посла ханского, бился с ним и татар его побил, дани ханские брал себе, хотел бежать к немцам с казною, и каз­ну в Рим к папе отпустил, княгиню Юрьеву (то есть ханшу) отравил». Основное обвинение, как видите, уже помеща­лось в конце «обвинительного заключения», как довесок ко всем остальным фантастическим преступлениям.

Что ж, Юрий неплохо поработал. И мало того, что окле­ветал Михаила, так еще повел враждебную Твери пиар-кам­панию.

У Михаила отобрали платье, надели на шею ярмо и пове­ли за ханом, который ехал на охоту. По ночам руки забива­ли в колодки, и так как он постоянно читал псалтырь, то слуга должен был сидеть перед Михаилом и переворачи­вать листы.

Орда остановилась за Тереком, недалеко от Дербента. Его подговаривали бежать в горы, но герой и мученик вновь отвечал: «Если я один спасусь, а людей своих оставлю в беде, то какая мне будет слава?» Конец истории наполнен душе­раздирающими подробностями.

Его вывели на торг, собралась большая толпа греков, нем­цев, литовцев, русских, и ханский подручный сказал ему: «Знай, Михайло! Таков ханский обычай: если хан рассердит­ся на кого из родственников своих, то также велит держать его в колодке, а потом, когда гнев минет, то возвращает ему


прежнюю честь; так и тебя завтра или послезавтра освободят от всей этой тяжести, и в большей чести будешь». Это было утонченное татарское издевательство. Вскоре появились убий­цы - и среди них... московский князь Юрий Данилович.

Стоит ли приводить дальнейшие подробности? Тверской летописец считает, что это просто необходимо. Вся эта ВвЬвь и грязь должны были пристать к Данилычу навсегда, чтобы все знали, какая плохая Москва.

Палачи ворвались в юрту, схватили Михаила и ударили его об стену. Стена проломилась. Михаил вскочил, но убий­цы бросились на него, повалили на землю и били ногами. Наконец один из них выхватил большой нож, ударил им Михаила в грудь и вырезал сердце. Осматривая потом мес­то этой жуткой казни, ханский подручный сказал Юрию: «Чего же ты смотришь, что тело его брошено нагое?» Тело князя повезли в Москву, но когда по пути встречные рус­ские купцы хотели накрыть его дорогими тканями и поста­вить в церкви, московские бояре не дали им и поглядеть на покойника и с бранью поставили его в хлеве.

То есть получается — даже татарин, ханский слуга, уди­вился зверству москвичей.

А те, если верить, и рады были стараться, прирожденные садисты.

Обилие деталей не оставляло сомнений в том, что авто­ром этого рассказа был непосредственный свидетель собы­тий. Или так должно было казаться...

Но возможна еще одна версия. Куда более достоверная. Этот средневековый репортаж, тянущий на Пулитцеров-скую премию, - 100-процентный вымысел неведомого нам специалиста по «черному» PR. Как-то уж подозрительно много мелких фактов, причем все бьют в одну точку: вот ведь какой подлец Данилыч, чего натворил!

В 1320 году Юрий возвратился из Орды в Москву с яр­лыком на великое княжение. Впрочем триумф длился не-



318


319


Пиар-столица - что жар-птица

Особенности национального пиара

долго. Через некоторое время его тоже вызвали в Орду по доносу нового тверского князя, сына того самого Михаи­ла. А когда Юрий прибыл, тот напал на него и убил. Потом и его самого казнили. Круг замкнулся.

Характерная для XIV века интрига обрела типичный для

того века конец.

И вся она сопровождалась густыми облаками PR с обе­их сторон. Побеждал тот, кто мог сделать свой «миф» бо­лее убедительным. В тот раз это не удалось окончательно никому, но в исторической перспективе московский PR по­бедил.

Потому что Москвш победила во всех других областях.

Постпиар Юрия Даниловича

В наши дни это имя мало о чем говорит, но на протяже­нии веков оно очень даже было в ходу. Еще князь Курбский попрекал Ивана Грозного таким предком. Та история с Ми­хаилом Тверским использовалась противниками возвыше­ния Москвы, а потом и укрепления самодержавия на пол­ную катушку.

Простили, точнее, забыли Юрия Даниловича, когда внут-рирусская разборка по проблеме «Why this loosy Moscow is always the Iм?» окончательно прекратилась. А как говорил один величайший пиарщик, нэт проблемы — нэт и челщвека. Точнее говорил он наоборот. Но в нашем случае от переме­ны мест слагаемых смысл не меняется.

Калита

Калита - это даже не просто кошелек. Это целый такой кожаный портфель, полагающийся менеджеру среднего


звена. В Древней Руси для удобства эти портфели носили пристегнутыми к поясу. И держали в калитах не вся­кие дурацкие бумажки типа наклад­ных, счетов-фактур и копий догово­ров, а деньги. Наличные. Кэш, так сказать.

КАЛИТА Иван I Данило­вич (ок. 1283-1340). Ходя­чая иллюстрация к борода­той шутке про портфель, ко­торый не портфель, а коше­лек. Прославился тем, что носил на поясе пребольшой кошель. А раздавал ли он из него милостыню или, наобо­рот, складывал в свою кали-ту то, что по ходу отбирал, -это другой вопрос

Нам кажется, что после смерти Ивана Калиты народ бЩ сомнения помещал его прямиком в райские кущи. О нем слагались произведения народного (и церковного) творчества. Ну и само его прозвище свидетель­ствовало уже о таком благом качестве в глазах всех христиан, как нищелю-бие. Ибо мы считаем, что из «калиты» своей он деньги нищим раздавал.

На самом деле все было совершен­но иначе. В этом, извините, разница, где правда, а где PR. Современники

али князю такое имя не за щедрость, а за скопидомство, может, просто завидовали.

«Значительно пополнил свою казну» — свидетельствует старый энциклопедический словарь «История Отечества с

ревнейших времен до наших дней».

По-нашему, современному, сказали бы тоньше — «зна-ительно увеличил московский бюджет».

Крепкий хозяйственник

У Иван Данилыча все было схвачено. Великим князем мог быть лишь тот, кто больше всех «переводит» денег в Орду. Значит, надо обеспечить финансовые трансферты с регио-



320


II Особенности национального пиара


321


11*

Особенности национального пиара

нов - сначала себе, а потом, частично, в «федеральную», то есть, простите, татарскую казну. Заняв высокий пост, нуж­но сесть на денежные потоки. В общем, все знакомо, все ясно. Князь-финансист, откупщик по налогам.

Система отъема части общерусской дани в собственную калиту действовала превосходно. Единственное, что требо­валось от Калиты, - сохранять свой пост. А ради этого все средства хороши. В том числе и PR. Точнее, так: цель оп­равдывает средства, а прикроет грехи - PR.

Ключевский пишет: «На Руси привыкли смотреть на мос­ковского князя как на образцового хозяина, на Москов­ское княжество - как на самый благоустроенный удел». Вот этот образ крепкого хозяйственника он и культивировал. Таким он и до наших дней дошел. А что? «Крепкие хозяй­ственники» при любом режиме нужны. Главное, чтобы не брал слишком много.

Васнецов А. М. (1856-1933). Московский Кремль при Иване Калите

322


Пиар-столица — что жар-птица

Правильно избранная доминанта имиджа превращала любое его разумное действие (а других Калита, кажется, и не совершал) в своего рода символический жест. Вот обнес он посады вокруг Кремля дубовыми стенами, что сделал бы, конечно, любой тогдашний правитель, будь у него деньги...

И это деяние до сих пор упоминается в учебниках по мос-квоведению как пример его чрезвычайной мудрости и ра­чительности.

ГОДУНОВ Борис (ок. 1552-1605). Это про него говорит Иван Васильевич Грозный в любимом всеми фильме: «Бо-риску на царство?.. Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее!.. Сам хотел царствовати и всем вла-дети!.. Повинен смерти!» Между прочим, Годунов был одним из самых неплохих и разумных царей на нашем престоле. Пал жертвой двух обстоятельств: тотального невезения (не везло со всем, даже с погодой на период царствования) и собственно­го тщеславия. Скромнее надо быть

Озаботился хозяин будущей сто­лицы созданием соответствующего инвестиционного климата — и истори­ки пишут о том, как хлынули в его пре­делы дельные люди со всей страны. Вот Костомаров: «Бояре оставляли других князей, переходили к москов­скому князю и получали от него зем­ли с обязанностью службы; за бояра­ми следовали вольные люди, годные к оружию. В Москву переселялись и иноземцы, и даже татары - принима­ли крещение и становились русскими. В числе таких татарских выходцев был мурза — родоначальник фамилии Го­дуновых и предок Бориса, царствовав­шего на русском престоле».

Знатный киевский боярин Роди­он, ставший родоначальником фа­милии Квашниных, прибыл в Моск­ву со всем своим двором — 1700 че­ловек. По тем временам - население целого города!

Аж из Пруссии (тогда русской территории) выводил свой род мос­ковский боярин Андрей Иванович

323


Особенности национального пиара

Кобыла, родоначальник царской ди­настии Романовых.

Калита ладил с татарами, постоян­но ездил в Орду, и в результате ему удавалось избегать неожиданных ви­зитов татарской «налоговой поли­ции».

КОБЫЛА Андрей (7-1350). Первый из династии Рома­новых. Косил, как бы сейчас сказали, под немца. Говорил всем, что родом из Пруссии. Правда, когда-то Пруссия была славянской землей, жили там славяне руссы-пруссы. После Кобылы род принял фамилию Кошка, потом — Кошкины, а уж по­том — Романовы. Тяга к немцам, впрочем, у Романовых (судя по тому, где они, начиная с Петра I, выбирали жен) действитель­но оказалась в крови. Да и грифон на их родовом гер­бе нерусский какой-то

«Историки высказывали удивле­ние по поводу таинственных истори­ческих сил, работавших над подго­товкой успехов Московского княже­ства с первых минут его существова­ния», — писал В. О. Ключевский. Вот так, взяла Москва и возвысилась сама по себе. Тайна... Может, масо­ны? Их вроде тогда еще не было... Значится, точно, тамплиеры... При­ехали к Калите со всеми своими со­кровищами нации (см. одноименный голливудский киношедевр с Никола­сом Кэйджем в главной роли) и ста­ла Москва расти и процветать...

Калита ответил бы на все эти «те­ории заговоров» излюбленной при­сказкой целых поколений наших бю­рократов о том, что не болтать надо, а работать, что мень­ше слов — больше дела, что делами, а не словами надо дока­зывать, т. е. «верить только делам». Вариантов много. От­личие только в том, что он действительно был эффектив­ным управленцем, умевшим быстро оценивать и осваивать открывавшиеся ресурсы. PR образцового хозяина был лишь производной от его основной деятельности.

Не самоцелью, конечно. Хотя и собственно отвлеченные PR-мероприятия он тоже проводил.

324


Пиар-столица — что жар-птица

Сперва - митрополия, метрополия — потом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: