романа Е. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» — иымысел, фантастика. Но это — пока.
А тогда, в русском XIV веке, события развивались стремительно.
I Мамай пошел на Рязань. Дмитрий Иванович кликнул Сбор, и впервые со времен Батыя русское войско встало на Пути татар на берегу Оки, закрывая путЗгаа Москву^ И хотя Рязань Мамай пожег, но перейти через реку и вступить в бой с основными силами русских он не решился. Он просто Vшел, потеряв в стоянии на Оке престиж непобедимой тати рекой армии.
Получалось: она вовсе и не непобедимая?!
1 В Нижнем схватили и изрубили Мамаева посла Сарайку (Сарыака), полностью уничтожив и сопровождавший его татарский отряд — тысячу. В случае с тверской кобылой такой мятеж вызвал масштабную карательную экспедицию и опустошение Руси. Теперь все ограничилось адекватным риаорением нижегородчины. Мы — вам, вы — нам, как в открытой русской драке. Значит, можно! Был создан еще один Прецедент.
Потом состоялись еще две битвы с татарами — одна на реке ПьящЩшеудачная), другая на реке Воже (удачная). Может, и на Пьяне сложилось бы по-другому, если бы не Подвели разведка да русская национальная привычка про-иодить время на природе за бутылкой. «Особенности национальной рати» — такой кинолубок мог бы снять сегодня Александр Рогожкин. «Доспехи свои поклали на телеги и в [Сумы, рогатины, сулицы и копья не были приготовлены, шпаг не были еще насажены, также не были приготовлены щиты и шлемы, — писал Соловьев.— Было время в конце июля, стояли сильные жары, и ратники разъезжали, спустивши платье с плеч, расстегнувши петли, растрепавшись, юмно в бане; если случалось где найти пиво и мед, напивались допьяна и хвастались, что один из них выедет на сто
340
341
Особенности национального пиара |
татар». Нападение оказалось неожиданным. Его последствия - самыми печальными.
Но на войне как на войне. А дальше было Куликово поле.
РОГОЖКИН Александр (р. 1949). В своем комедийном киносериале «Особенности национальной...» удачно поиграл на стереотипах о русском национальном характере, в частности на мифе о беспробудном русском пьянстве. Первым у нас использовал массированный продакт-плейсмент: кадры с одинаковыми этикетками множества бутылок до сих пор стоят перед глазами. То, что написано на обложке этой книги, подозрительно напоминает названия ро-гожкинских кинолубков © |
Устный агитплакат
«Не болтай у телефона, болтун -находка для шпиона!» Или просто! «Не болтай!» Или: «Болтун - находка для врага!» Или: «Болтать - врагу помогать». Все это — вариации одно* го сюжета на четырех советских пропагандистских плакатах.
Схожее послание содержится и НА английском плакате времен Второй мировой войны: «Careless talk costl lives». Или вот еще один, тоже английский: крыса в круглых очках подбирается к мешку с надписью «War Secrets». Слоган: «Starve him with silence» - «Умори своим молчанием мерзкую тварь! i Такие агитплакаты в военное время украшают улицы городов. А в мирное время их репринты можно увидеть па рабочих местах в фирмах, которым есть что скрывать от конкурентов. Они украшают офисный мир в качестве ло«яльного корпоративного юмора.
В пропагандистском обеспечении войны XIV века роль таких плакатов выполняли устные или записанные (но тоже предназначенные для устного распространения) рассказы^ которые должны были донести до населения простые исти* ны военного времени. Вот три примера таких рассказов -«устных агитплакатов» с общим посылом: «Не хвастай!»
Пиар-столица - что жар-тлтица
[Такие случаи почему-то в летописях XIV столетия встречаются постоянно. Видимо, проблема была актуальной.
Выдвинувшись тогда на Пьяну, русские узнали, что та-тлры еще далеко. «Кто может стать против нас?» — говорили они и стали ездить без кольчуг и оружия в простом платье... А дальше — смотри выше. I Несколько раньше была другая битва с таким же зачиним и с теми же последствиями. Некий князь рязанский Собрал большое войско и вышел навстречу московским полним. По словам московского летописца, рязанцы говорили л руг другу: «Не берите с собою ни доспехов, ни щитов, ни Коней, ни сабель, ни стрел, берите только ремни да веревки, чем вязать боязливых и слабых москвичей». И были, по hi конам жанра, разбиты в пух и прах.
ТОХТАМЫШ {7-1406) -татарский хан, который вскоре после Куликовской битвы сжег Москву и вырезал почти всех ее жителей. Все школьники знают про Донского, а вот про Тохтамыша как-то подзабыли. Но такого рода историческое забвение скорее плюс для государственного PR |
На конец века приходится «устный агитплакат», в котором хвастовство погубило уже самих москвичей. Войско (Цтарского хана Тохтамыша осадило белокаменный Кремль. Внутри Добрые люди молились день и ночь, I другие вытащили из погребов меды и начали пить; хмель ободрил их, и пин стали хвастаться. «Нечего нам ^ОЯТЬСЯ татар, город у нас каменный, Крепкий, ворота железные, - говорили они.- Татары долго не простоят ПОД городом, потому что им будет днпйной страх: из города будут нас бояться, а с другой стороны - кня-tatCKoro войска, скоро побегут в viriii.». Некоторые вышли на стены и начали всячески оскорблять татар. 1 грозили им издали саблями... А потом изменники отворили вороги i и все жители были перебиты.
342
343
Особенности национального пиара
Пиар-столица - что жар-птица
«Не хвались, идучи на рать, а хвались, идучи с рати», -было бы написано на самом популярном пропагандистском плакате XIV столетия, если бы в те времена существовало светское изобразительное искусство. Грубый солдатский юмор, прописные истины, героические образы... Вот, пожалуй, все направления, которые существуют в этом пропагандистском жанре.
На середину XIV века приходится создание трагического и духоподъемного произведения «Повесть о разорении Рязани Батыем». Нам неизвестно, насколько широкое он! имела хождение. Но легендарный рязанский богатырь Евпатий Коловрат, прославленный в ней, стал героем народного эпоса. Евпатий приезжает из Чернигова в родную Рязань и видит страшное разорение. «И воскричал Евпатий В горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - 1700 человек, и погнались вослед
безбожного царя, и едва нагнали егО| и внезапно напали на станы БатьшМ вы. И начали сечь без милости, и смв* шалися все полки татарские. И ста* ли татары точно пьяные или безум* ные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал ОН мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстала Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно».
ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ. |
Потом Батый допрашивал ране-
По-видимому, все же мифи- н попавших в плен кто такие? Те
ческии, никогда не суще- _
ствовавший персонаж. Зато Сказали, ЧТО ИЗ ПОЛКЭ ЕвпаТИЯ Ко-
как красиво! ловрата... «И возбоялись татары,
Стоит на горе из вражеских „ кшюй Евпатий крепкий ИСПО*,
татаро-монгольских трупов т. А
и рубит сплеча, рубит лин-w навели на ншр множество по-
344
■оков (осадных орудий, камнеметов), и стали бить по нему ил бесчисленных пороков, и едва убили его».
Концовка не безнадежна. Батый, пораженный храбростью русского богатыря, которого смогли убить только из камне-мгтов, отдал его тело уцелевшим воинам из его отряда, а их Самих отпустил. В реальности, конечно, никого бы хан не стал отпускать, всех бы порубил. Но тут, с одной стороны, действует Традиция рыцарской средневековой литературы, а с другой - надо было вдохнуть перед грядущими битвами оптимизм.! Пафос же тот самый, что у Константина Симонова в его hi именитом: «Сколько раз увидишь его - столько раз его и убей». Тот же, что и на военном плакате с русским солдатом в маскхалате и ушанке, который держит на ладони горсть стреляных гильз: «Бей так: что ни патрон, то немец!» Впрочем, здесь тоже был вариант: солдат в каске и с надпи-0ЫО «Стреляю так...» Далее по тексту.
Против татар можно и нужно обнажить оружие - и рубить, не думая о последствиях! Пример был очень своевременным.
В поле PR
Борьба Руси за независимость имела своего духовного Лидера. Им стал святой отшельник Сергий Радонежский. Считается, что он мог предсказывать будущее. Мы знаем и си к), он предсказал победу на Куликовом поле.
Захватив много стран, татарские завоеватели ограждали от насилия и налогов всех духовных лиц. Язычники-ша-м ни исты, они не видели особой разницы между религиями. Любой священник виделся им своего рода «местным шама-мим», лицом неприкосновенным.
В эти времена в лесах за городком Радонежем Сергий построил новую церковь во имя Святой Троицы. Сейчас на
345
Особенности национального пиара
Пиар-столица - что жар-птица
этом месте великолепный архитектурный ансамбль Трои-це-Сергиевой лавры.
Ранее мы упоминали, как Сергий закрытием церквей вернул под длань Дмитрия, будущего Донского, Нижний Новгород. Но самую громкую славу принесло ему то, что Дмитрий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благословением. Сергий предрек победу, назвал борьбу за свободу священной и благословил князя на брань.
Нестеров М. В. (1862-1942).*Еидение отроку Варфоломею |
Об этом знали в войсках перед битвой. Об этом стало широко известно и ранее - когда надо было собирать коалицию для похода. Авторитет Сергия Радонежского на тот момент был колоссальным. И вот - предсказание сбылосьр благословение подействовало, русские победили.
За 600 лет до Олимпиады-80
Для того чтобы перед глазами русского войска постоянно было напоминание о его благословении, Сергий дал рмитрию в помощь двух своих монахов - Пересвета и Ос- рвбю. Или не давал? г Вот что пишет Костомаров: «Впоследствии сложилось Предание, будто святой игумен благословил идти на брань двух иноков своей обители: бывших бояр Пересвета и Ос- иК)!о; и оба они пали в битве. Так как об этом событии нет Навестия ни в древнем Житии Сергия, ни в старых летописных редакциях, то едва ли можно признать его исторически верным; но оно, утвердясь в воображении потомков, Имело важное нравственное влияние, возвышавшее в памяти потомков как Сергия, так и его монастырь».
Действительно, в нашей памяти имя Пересвета утверди- рОСЬ. Большая Советская Энциклопедия в его существовании не сомневается. Любой школьник-отличник может своими словами пересказать, как русский богатырь Пересвет ДОШелся с татарским богатырем перед началом битвы. Оба Мгновенно погибли, пронзив копьями друг друга, но наш Остался в седле, что стало знаком: враг будет разбит, побели на Куликовом поле будет за нами!
Любопытно то, что поначалу об этом эпизоде Куликов- МОЙ битвы писали мало. Однако большое видится на расстоянии, и чем больше проходило времени, тем более известны становились мельчайшие детали. Например, такая: на Ррлове Пересвета был шлем, покрытый сверху монашеским ИУКОЛем, закрывавшим голову, плечи, грудь и спину и по-Йытым везде изображением креста (эту одежду воин-мо- iiii ч якобы получил от преподобного Сергия).
Подробно, в деталях поздние летописи описывают сам |0Д поединка, то, как соперники «ударились крепко копья-м и, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с
346
347
Особенности национального пиара
коней на землю и скончались». Правда, откуда авторы школьного учебника взяли, что Пересвет и мертвый оставался в седле - неизвестно. Этого факта вообще нет нигде. Ослябя, кстати, не погиб, хотя и был ранен на Куликовом поле. Если, конечно, тоже существовал.
Неужели в подаче героического эпизода русской истории нарушено первейшее универсальное правило PR - никогда не врать?
Авилов М. И. (1882-1954). Поединок Пересвета с Челубеем |
348 |
А вот и нет. Скорее, здесь задействована вторая часть этого правила - говорить ту правду, которая нужна. Стране необходимы были герои. Она их выстрадала, заслужила. И она их получила. Кстати, такая вот деталы хотя павших в битве хоронили прямо на Куликовом поле, но - внимание! - тело Пересвета привезли в Москву. Монаха-богатыря погребли в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Ослябю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. Их могилы бережно охраняли в течение многих веков -
Пиар-столица — что жар-птица
нплоть до 1928 года, когда на территории Симонова монастыря устроили завод1.
Пиарить победы легко
к Сам ход Куликовской битвы разобран военными историками во всех деталях, нас же интересует то, как она была
I ОСНосна средствами PR.
►-«Пиарить победы легко. Но такое небывалое событие, как победа Руси над Ордой, требовало совершенно оригиналь-
I МОЙ и необычной подачи. Куликовская битва должна была Предстать грозным символом начавшейся борьбы за неза-|ИСИМость и свободу.
v Прежде всего, никтоЗне скрывал, какой ценой досталась Победа на Куликовом поле. Если ранее, в битвах Александра Невского, подчеркивалась незначительность людских потерь, именно это было самым неоспоримым доказатель-• пюм успеха, то теперь все делалось наоборот. Широко i тнло известно предание о том, как великий князь прика-ШйЛ счесть, сколько осталось в живых после битвы, и ему донесли, что осталось всего 40 000, тогда как в битву всту-
[ ПИЛО наших больше 150 000 человек. Цифры совершенно ле-
[ Гвидарные и малореальные.
Сегодня церковь в Симоновой слободе, где покоится прах леген-Anpin.ix русских героев, открыта, простым священником в ней служит и ггц Владимир Силовьев, человек яркий, выдающийся эрудит и блес-i ищий проповедник, нынешний руководитель Издательства Патриар-«ни. Только если вы вдруг вздумаете съездить поклониться могилам ■1В1ИИХ богатырей, учтите - Симоновой слободы больше нет. Есть (ШЛ1.КО не смейтесь, ирония судьбы!)... Ленинская слобода! Поэтому, Нйнгрное, не случайно, отец Владимир — один из активнейших участ-HHMHi проекта «Возвращение» (о проекте читайте в приложении к ин иге)»
349
_^_^^
Особенности национального пиара
Пиар-столица - что жар-птица
Но важно обозначенное соотношение живых и мертвых. Вот какой ценой дается день победы - это праздник со слезами на глазах! Во всех сказаниях Мамаево побоище представлено, с одной стороны, как великое торжество, с другой - как событие плачевное. «Была на Руси радость вели кая, но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону, Оскудела совершенно вся земля Русская воеводами, и ел у гами, и всяким воинством, и от этого был страх большой ПО всей земле Русской», - говорит летописец.
Военные потери явно преувеличены, что было необычно. Совсем не как в Киевской Руси.
Почетное прозвище навсегда связало имя Дмитрия Донского со знаковым событием в истории всей Руси. Очень быстро по всей стране стало известно, что Дмитрий поручил руководство войсками воеводе Волынскому-Боброку! А сам, облачившись в доспехи простого воина, встал с ними в один ряд.
МАЯКОВСКИЙ Владимир (1893-1930). Великий поэт, |
Этот редкий в истории подвиг в общественном сознании толковался шире, чем просто героический эпизод великой битвы. Вер ховный правитель Руси в решитель^ \ ный момент стал как бы обычным русским человеком, слился с народом. «Он, как вы и я, совсем такой же», - писал Владимир Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин», Перед лицом великих испытаний оформляющаяся династия декларировала свое единство с народом. Источники подробно описывают!
выдающийся пропагандист г
большевистского режима и как великого князя обнаружили 1 i;i
не менее выдающийся рек- Поле боя ПОСЛе победы: «Его велЬМО- ламист советской торговли. жа стад CQ слезами упрашивать, чтоб
«Нигде кроме, как в Мое-, L
сельпроме!» все искали, обещая награду тому, кто
350
Князя найдет. Наконец двое ратников обнаружили великого КНЯЗЯ, едва дышащего, под ветвями недавно срубленного дерева. Он с трудом пришел в себя, с трудом распознал,
Ьо с ним говорит и о чем. Панцирь его был весь избит. Но ttii теле не оказалось ни одной смертельной раны...» Откуда взялось свежесрубленное дерево - непонятно. Такие нелогичные десИйли, считается, специально не придумаешь, i»i i и придают всему достоверность. Собственно, для того они Ни самом деле и придумываются.
i Возникает вопрос: и зачем нужен был именно такой Имидж князя?
Ответ прост: ранее, до Донского, «средний» древнерусский князь искал славы... Личной славы! Он хотел быть уда- ■Мм!
I Как сказано в «Слове о полку Игореве»: «Себе ищут ЧвСТИ, князю ищут славы»1. Умереть безвестно, «как все», ОДНИМ из воинов, показалось бы скучным и обидным и Мономаху, и Мстиславу Удалому, и Даниилу Галицкому, и лаже Александру Невскому. Князь должен быть сла-Мп!
А Дмитрий Донской первым из русских князей не совершает никаких личных подвигов. Ни Мамаю по (Шрио-ипмии копьем не заехал, ни с его приближенными на саб-ЛЯХ не рубился. Сражался и чуть не погиб, никак не промни в лично себя.
яръменков Я. И. Слово о полку Игореве: (Стихотворный пересказ)// (лоно о полку Игореве. - Л., 1967. |
351 |
I Независимо от того, как на самом деле разворачивалась Куликовская битва, ее пиар утверждал новые ценности. Не ценность личного подвига, за который тебя будут помнить К почитать. А подвига КОЛЛЕКТИВНОГО. Того подвига, Который характеризуется сочетанием слов, мало понятным ДЛЯ европейцев: «массовый героизм».
Особенности национального пиара
Пиар-столица - что жар-птица
Герой, вообще-то, потому и герой, что совершил нечто выходящее за рамки обыденного. Того, что не может требовать от рядового воина воинский устав и традиции ведения войны.
Но чтобы победить татар, личной доблести и героизма было мало.
«Это вам не на ведмедя...» Потребовалось другое отношение к личной доблести. Вероятно, похожие чувства жили в сердцах римских легионеров: никто не выпячивает себя, никто не старается выделиться. Никто не доказывает личное мужество, потому что нет такой необходимости, никто в этом и так не сомневается.
Но все, в общем строю, щитом к щиту стоят монолитным шахматным строем и делают общее дело.
В России потом много раз представители самой что пи на есть элиты поступали точно так лее, как князь Дмитрий Донской. Полководцев, которые лично ходили в атаки, просто не хочется перечислять: придется назвать слишком много имен. Да и долго.
В памяти потомков остался генерал Раевский, который I 1812 году вышел на поле боя с двумя сыновьями, 15 и 11 лет.
Остался Милорадович, который в том же 1812 году не лел подать себе обед в самое гиблое место во время бит*! вы под Смоленском. Сидел и ел курицу под пулями и ядрами.
Барклай, носившийся с ординарцем по передовой на Бородинском поле.
Рокоссовский, стоящий в полный рост в окопах под Ста» линградом.
Советский генерал армии Ватутин, погибший в пере» стрелке, - как рядовой.
Примеры можно умножать до бесконечности.
Как и примеры именно массового^ коллективного repO«j изма.
Характерный пример: в 1941 году, в подвалах Брестской крепости солдаты продолжали воевать, оставшись в глубо-■ОМ немецком тылу. Без малейшего шанса победить или со-1ЛИпиться со своими. Остались надписи на стенах подземелий... «Умрем, но не уйдем отсюда. 26 июня 1941». «Умираем, не срамя». «Умрем, но из крепости не уйдем». Одна из ■вдписей на стене в подвале крепости гласит: «Я умираю, Ь не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VH.41 г.». Подписей и интографов у большинства этих надписей НЕТ.
||ИПренский О. А. (1782-1836). Дмитрий Донской на Куликовом поле |
А начало положено на Куликовском поле, а главное - в минр-кампании по ее поводу. Как мог рядовой воин бежать или сдаваться, если его Великий князь сам бьется где-то рядом? Как боярин мог вылезти, нарушить строй, как он мог ЁОтеть личной славы, если князь сам, во имя общего дела, отказался от нее?
352
/ i ii игнчмкк'ти национального пиара
Особенности национального пиара
Пиар-столица - что жар-птица
Постпиар Дмитрия Донского
Куликовская битва — переломное событие в отношениях Руси и Орды. Но и после нее Орда оставалась сильна.
ЕКАТЕРИНА Великая (1729—1796) — выдающаяся пиарщица XVIII столетия. Чего стоит ее «дружба» с французскими просветителями или, как эпизод, история с публикацией, якобы без ее ведома, ее с Вольтером переписки. Вообще-то в PR-бизнесе много женщин — наверное, больше, чем в любом другом, кроме, естественно, модельного. Но до уровня Екатерины пока никто не поднялся. На то она и Великая |
Через два года Тохтамыш взял Москву и перебил всех ее жителей| Вернувшись в опустошенное родовое гнездо, Дмитрий давал за погребение каждых 80 тел по рублю и издержал на это 300 рублей. Следовательно» погребено было 24 000 человек. Орда и позже не раз совершала набеги^ Татары жгли Москву еще и при Инн не Грозном. Даже Екатерина Великая слала «поминки», отступные от разбоя, крымским ханам.
Но уже никогда они не решались встречаться с русскими в чистом полв| I в открытом бою. Уже после смерти Дмитрия Донского, в 1395 году, ив Русь пришел непобедимый Тимур, Это имя переводится как «железо ♦. Его также звали Хромым Тимуром Тамерланом. От обоих этих имен трепетали сердца по всей Азии. Жестоь кому продолжателю дела Чингисхана покорились Персия, Индия» Закавказье, перед ним пали ниц Багдад и Дамаск.
Русское войско мужественно и почти безнадежно ждало Тамерлана на Оке. Но свершилось чудо: не вступая в бой» Тимур повернул назад.
Сами русские скромно объяснили это не своей воинской славой, а заступничеством иконы Владимирской БогоматеИ ри. Во время приближения полчищ Тамерлана икона был»
354
Перенесена из Владимира в Москву.
Десять дней с молебнами ее несли в
Москву на руках, а на месте ее встречи исликим князем Василием I и мит-
■DnoAHTOM Киприаном был основан
Сретенский монастырь (улица поны-
Ш' называется Сретенкой).
Мы же отметим: помог и PR. Кушитская битва была очень уж из-
Мстма... И «Хромое Железо», Та-
мгрл.-нI, очень хорошо про нее знал. 1 Победить любой ценой? Может
Пы'п., на Оке Тамерлан и победил бы ТИМУР (он же тамер-
МоСКВу... Но «любая цена» могла ЛАН, он же «хромой ста-
&lL" _ s s реи», 1336-1405)-непо6е-
сниматься такой, что больше побед ДИМЫЙ азиатскИЙ полково-
УЖС Ив было бы. И Тамерлан ТИХО дец интересен нам тем, что
УМСЛ, Ушел Туда, ГДе Легче ГНутСЯ повернул от Москвы, когда
„ т> rrt туда доставили икону Влади-
• IIIiiii, на Восток. Худа, где нет этих ОД£РН ъ
.?■">"> rt- щ ^л«л МИрСКОИ Богоматери. В даль-НаНОрМаЛЬНЫХ русских, ЭТИХ бояр нейшем этот факт (или со-
КнмаТИев, КОТОрЫХ МОЖНО убить впадение) решалполитичес-
ллл ь „ кие и пропагандистские за-
тплько осадными орудиями, ЭТИХ *
г.""> > дачи. Легенда подчеркивала,
1ТраИНЫХ «ВеЛИКИХ КНЯЗеЙ», Сража- ЧТо Москва имеет особые
1ПЩИХСИ, Как рЯДОВЫе ВОИНЫ. права на то, чтобы называть-
«PR Дмитрия ДОНСКОГО ОТОГнал ся центром православного
■Р, мира. Никто же не повернул
рМврЛана ОТ Руси. от Второго Рима - Констан-
И ПрОДОЛЖал ЖИТЬ — И на ВОСТО- тинополя, съели его супос-
k И На Западе, И, конечно Же, В Са- ™ы-магометяне и косточку
выплюнули
мой России.
Дмитрий Донской остался в русской истории абсолютным героем. И каждый раз, когда нужно пробудить чувство патриотизма, из тьмы веков возникает его могучая фигура. ^Сколько еще Куликовских битв у него впереди?
355 |
Подводная лодка серии «Акула» (по натовской классификации - «Тайфун») - считается самой большой в под-
Особенности национального пиара
водном флоте не только России, но и мира. При длине свыше 170 м и ширине в 23 м водоизмещение атомной субмарины составляет 50 000 тонн.
Шесть кораблей этой серии вошли в состав Северного флота.
Имя первого из них - «Дмитрий Донской».
PR московского розлива
История Московского государства на своем начальном этапе напоминает историю возвышения крупной компании. Руководили этой семейной фирмой тогда не наемные топ-менеджеры, а сами собственники. Они страдали за дело, по много лет подряд буквально ночевали на работе (в Крем* ле), и каждый год (или век) становился еще одной ступенью роста этой удивительной компании.
Одновременно вырабатывалась корпоративная философия. При этом PR играл, как оно и бывает в крупнейших организациях, производящих нечто полезное (я не имею в виду «кока-колу» и «биг-маки»), чисто служебную функ* цию. Нужно было только вовремя — и правильно! — сообщать об очередных успехах. И правильно же подавать публике текущие неудачи. Нельзя сказать, чтобы PR-службы компании «Московия» демонстрировали особенно творческий подход, но дело свое они знали.
Да, а что же производила компания «Московия»? Она про* изводила власть. Производной от власти были территория! население и богатство. И от века к веку власти (а значит, и всего остального) у этой компании становилось все больше и больше.
Пройдет еще некоторое время — и фирме потребуется ребрендинг.
Так появится корпорация «Россия».
ПЕРВЫЙ ГРОЗНЫЙ В ТРЕТЬЕМ РИМЕ (XV - век Государя)
А что ты нам говорил о королевстве, то мы Божиею
милостью государи на своей земле изначала, от первых
своих прародителей, а поставление имеем от Бога,