Постпиар Александра Невского 4 страница


романа Е. Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» — иымысел, фантастика. Но это — пока.

А тогда, в русском XIV веке, события развивались стре­мительно.

I Мамай пошел на Рязань. Дмитрий Иванович кликнул Сбор, и впервые со времен Батыя русское войско встало на Пути татар на берегу Оки, закрывая путЗгаа Москву^ И хотя Рязань Мамай пожег, но перейти через реку и вступить в бой с основными силами русских он не решился. Он просто Vшел, потеряв в стоянии на Оке престиж непобедимой та­ти рекой армии.

Получалось: она вовсе и не непобедимая?!

1 В Нижнем схватили и изрубили Мамаева посла Сарайку (Сарыака), полностью уничтожив и сопровождавший его татарский отряд — тысячу. В случае с тверской кобылой та­кой мятеж вызвал масштабную карательную экспедицию и опустошение Руси. Теперь все ограничилось адекватным риаорением нижегородчины. Мы — вам, вы — нам, как в от­крытой русской драке. Значит, можно! Был создан еще один Прецедент.

Потом состоялись еще две битвы с татарами — одна на реке ПьящЩшеудачная), другая на реке Воже (удачная). Может, и на Пьяне сложилось бы по-другому, если бы не Подвели разведка да русская национальная привычка про-иодить время на природе за бутылкой. «Особенности наци­ональной рати» — такой кинолубок мог бы снять сегодня Александр Рогожкин. «Доспехи свои поклали на телеги и в [Сумы, рогатины, сулицы и копья не были приготовлены, шпаг не были еще насажены, также не были приготовлены щиты и шлемы, — писал Соловьев.— Было время в конце июля, стояли сильные жары, и ратники разъезжали, спус­тивши платье с плеч, расстегнувши петли, растрепавшись, юмно в бане; если случалось где найти пиво и мед, напива­лись допьяна и хвастались, что один из них выедет на сто



340


341


Особенности национального пиара

татар». Нападение оказалось неожи­данным. Его последствия - самыми печальными.

Но на войне как на войне. А даль­ше было Куликово поле.

РОГОЖКИН Александр (р. 1949). В своем комедийном киносериале «Особенности национальной...» удачно по­играл на стереотипах о рус­ском национальном харак­тере, в частности на мифе о беспробудном русском пьянстве. Первым у нас ис­пользовал массированный продакт-плейсмент: кадры с одинаковыми этикетками множества бутылок до сих пор стоят перед глазами. То, что написано на облож­ке этой книги, подозритель­но напоминает названия ро-гожкинских кинолубков ©

Устный агитплакат

«Не болтай у телефона, болтун -находка для шпиона!» Или просто! «Не болтай!» Или: «Болтун - наход­ка для врага!» Или: «Болтать - врагу помогать». Все это — вариации одно* го сюжета на четырех советских про­пагандистских плакатах.

Схожее послание содержится и НА английском плакате времен Второй мировой войны: «Careless talk costl lives». Или вот еще один, тоже англий­ский: крыса в круглых очках подби­рается к мешку с надписью «War Secrets». Слоган: «Starve him with silence» - «Умори своим молчанием мерзкую тварь! i Такие агитплакаты в военное время украшают улицы го­родов. А в мирное время их репринты можно увидеть па рабочих местах в фирмах, которым есть что скрывать от конкурентов. Они украшают офисный мир в качестве ло«яльного корпоративного юмора.

В пропагандистском обеспечении войны XIV века роль таких плакатов выполняли устные или записанные (но тоже предназначенные для устного распространения) рассказы^ которые должны были донести до населения простые исти* ны военного времени. Вот три примера таких рассказов -«устных агитплакатов» с общим посылом: «Не хвастай!»


Пиар-столица - что жар-тлтица

[Такие случаи почему-то в летописях XIV столетия встреча­ются постоянно. Видимо, проблема была актуальной.

Выдвинувшись тогда на Пьяну, русские узнали, что та-тлры еще далеко. «Кто может стать против нас?» — говори­ли они и стали ездить без кольчуг и оружия в простом пла­тье... А дальше — смотри выше. I Несколько раньше была другая битва с таким же зачи­ним и с теми же последствиями. Некий князь рязанский Собрал большое войско и вышел навстречу московским пол­ним. По словам московского летописца, рязанцы говорили л руг другу: «Не берите с собою ни доспехов, ни щитов, ни Коней, ни сабель, ни стрел, берите только ремни да верев­ки, чем вязать боязливых и слабых москвичей». И были, по hi конам жанра, разбиты в пух и прах.

 
ТОХТАМЫШ {7-1406) -татарский хан, который вскоре после Куликовской битвы сжег Москву и выре­зал почти всех ее жителей. Все школьники знают про Донского, а вот про Тохта­мыша как-то подзабыли. Но такого рода историческое забвение скорее плюс для государственного PR

На конец века приходится «устный агитплакат», в кото­ром хвастовство погубило уже самих москвичей. Войско (Цтарского хана Тохтамыша осади­ло белокаменный Кремль. Внутри Добрые люди молились день и ночь, I другие вытащили из погребов меды и начали пить; хмель ободрил их, и пин стали хвастаться. «Нечего нам ^ОЯТЬСЯ татар, город у нас каменный, Крепкий, ворота железные, - говори­ли они.- Татары долго не простоят ПОД городом, потому что им будет днпйной страх: из города будут нас бояться, а с другой стороны - кня-tatCKoro войска, скоро побегут в viriii.». Некоторые вышли на стены и начали всячески оскорблять татар. 1 грозили им издали саблями... А потом изменники отворили воро­ги i и все жители были перебиты.



342


343


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



«Не хвались, идучи на рать, а хвались, идучи с рати», -было бы написано на самом популярном пропагандистском плакате XIV столетия, если бы в те времена существовало светское изобразительное искусство. Грубый солдатский юмор, прописные истины, героические образы... Вот, пожа­луй, все направления, которые существуют в этом пропа­гандистском жанре.

На середину XIV века приходится создание трагическо­го и духоподъемного произведения «Повесть о разорении Рязани Батыем». Нам неизвестно, насколько широкое он! имела хождение. Но легендарный рязанский богатырь Ев­патий Коловрат, прославленный в ней, стал героем народ­ного эпоса. Евпатий приезжает из Чернигова в родную Ря­зань и видит страшное разорение. «И воскричал Евпатий В горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - 1700 человек, и погнались вослед

безбожного царя, и едва нагнали егО| и внезапно напали на станы БатьшМ вы. И начали сечь без милости, и смв* шалися все полки татарские. И ста* ли татары точно пьяные или безум* ные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал ОН мечи татарские и сек ими. Почуди­лось татарам, что мертвые восстала Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их не­щадно».

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ.

Потом Батый допрашивал ране-

По-видимому, все же мифи- н попавших в плен кто такие? Те

ческии, никогда не суще- _

ствовавший персонаж. Зато Сказали, ЧТО ИЗ ПОЛКЭ ЕвпаТИЯ Ко-

как красиво! ловрата... «И возбоялись татары,

Стоит на горе из вражеских кшюй Евпатий крепкий ИСПО*,

татаро-монгольских трупов т. А

и рубит сплеча, рубит лин-w навели на ншр множество по-

344


■оков (осадных орудий, камнеметов), и стали бить по нему ил бесчисленных пороков, и едва убили его».

Концовка не безнадежна. Батый, пораженный храбростью русского богатыря, которого смогли убить только из камне-мгтов, отдал его тело уцелевшим воинам из его отряда, а их Самих отпустил. В реальности, конечно, никого бы хан не стал отпускать, всех бы порубил. Но тут, с одной стороны, действу­ет Традиция рыцарской средневековой литературы, а с дру­гой - надо было вдохнуть перед грядущими битвами оптимизм.! Пафос же тот самый, что у Константина Симонова в его hi именитом: «Сколько раз увидишь его - столько раз его и убей». Тот же, что и на военном плакате с русским солда­том в маскхалате и ушанке, который держит на ладони горсть стреляных гильз: «Бей так: что ни патрон, то немец!» Впрочем, здесь тоже был вариант: солдат в каске и с надпи-0ЫО «Стреляю так...» Далее по тексту.

Против татар можно и нужно обнажить оружие - и ру­бить, не думая о последствиях! Пример был очень своевре­менным.

В поле PR

Борьба Руси за независимость имела своего духовного Лидера. Им стал святой отшельник Сергий Радонежский. Считается, что он мог предсказывать будущее. Мы знаем и си к), он предсказал победу на Куликовом поле.

Захватив много стран, татарские завоеватели огражда­ли от насилия и налогов всех духовных лиц. Язычники-ша-м ни исты, они не видели особой разницы между религиями. Любой священник виделся им своего рода «местным шама-мим», лицом неприкосновенным.

В эти времена в лесах за городком Радонежем Сергий по­строил новую церковь во имя Святой Троицы. Сейчас на

345


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



этом месте великолепный архитектурный ансамбль Трои-це-Сергиевой лавры.

Ранее мы упоминали, как Сергий закрытием церквей вер­нул под длань Дмитрия, будущего Донского, Нижний Нов­город. Но самую громкую славу принесло ему то, что Дмит­рий, собираясь идти на Мамая, ездил к нему за благослове­нием. Сергий предрек победу, назвал борьбу за свободу свя­щенной и благословил князя на брань.


Нестеров М. В. (1862-1942).*Еидение отроку Варфоломею

Об этом знали в войсках перед битвой. Об этом стало широко известно и ранее - когда надо было собирать коа­лицию для похода. Авторитет Сергия Радонежского на тот момент был колоссальным. И вот - предсказание сбылосьр благословение подействовало, русские победили.


За 600 лет до Олимпиады-80

Для того чтобы перед глазами русского войска постоян­но было напоминание о его благословении, Сергий дал рмитрию в помощь двух своих монахов - Пересвета и Ос- рвбю. Или не давал? г Вот что пишет Костомаров: «Впоследствии сложилось Предание, будто святой игумен благословил идти на брань двух иноков своей обители: бывших бояр Пересвета и Ос- иК)!о; и оба они пали в битве. Так как об этом событии нет Навестия ни в древнем Житии Сергия, ни в старых летопис­ных редакциях, то едва ли можно признать его историчес­ки верным; но оно, утвердясь в воображении потомков, Имело важное нравственное влияние, возвышавшее в памя­ти потомков как Сергия, так и его монастырь».

Действительно, в нашей памяти имя Пересвета утверди- рОСЬ. Большая Советская Энциклопедия в его существова­нии не сомневается. Любой школьник-отличник может сво­ими словами пересказать, как русский богатырь Пересвет ДОШелся с татарским богатырем перед началом битвы. Оба Мгновенно погибли, пронзив копьями друг друга, но наш Остался в седле, что стало знаком: враг будет разбит, побе­ли на Куликовом поле будет за нами!

Любопытно то, что поначалу об этом эпизоде Куликов- МОЙ битвы писали мало. Однако большое видится на рас­стоянии, и чем больше проходило времени, тем более изве­стны становились мельчайшие детали. Например, такая: на Ррлове Пересвета был шлем, покрытый сверху монашеским ИУКОЛем, закрывавшим голову, плечи, грудь и спину и по-Йытым везде изображением креста (эту одежду воин-мо- iiii ч якобы получил от преподобного Сергия).

Подробно, в деталях поздние летописи описывают сам |0Д поединка, то, как соперники «ударились крепко копья-м и, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с



346


347


 
 


Особенности национального пиара

коней на землю и скончались». Правда, откуда авторы школьного учебника взяли, что Пересвет и мертвый оста­вался в седле - неизвестно. Этого факта вообще нет нигде. Ослябя, кстати, не погиб, хотя и был ранен на Куликовом поле. Если, конечно, тоже существовал.

Неужели в подаче героического эпизода русской исто­рии нарушено первейшее универсальное правило PR - ни­когда не врать?

Авилов М. И. (1882-1954). Поединок Пересвета с Челубеем

348

А вот и нет. Скорее, здесь задействована вторая часть этого правила - говорить ту правду, которая нужна. Стране необходимы были герои. Она их выстрадала, за­служила. И она их получила. Кстати, такая вот деталы хотя павших в битве хоронили прямо на Куликовом поле, но - внимание! - тело Пересвета привезли в Москву. Монаха-богатыря погребли в Симоновом монастыре. Ря­дом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осля­бю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. Их могилы бережно охраняли в течение многих веков -


Пиар-столица — что жар-птица

нплоть до 1928 года, когда на территории Симонова мона­стыря устроили завод1.

Пиарить победы легко

к Сам ход Куликовской битвы разобран военными исто­риками во всех деталях, нас же интересует то, как она была

I ОСНосна средствами PR.

►-«Пиарить победы легко. Но такое небывалое событие, как победа Руси над Ордой, требовало совершенно оригиналь-

I МОЙ и необычной подачи. Куликовская битва должна была Предстать грозным символом начавшейся борьбы за неза-|ИСИМость и свободу.

v Прежде всего, никтоЗне скрывал, какой ценой досталась Победа на Куликовом поле. Если ранее, в битвах Александ­ра Невского, подчеркивалась незначительность людских по­терь, именно это было самым неоспоримым доказатель-• пюм успеха, то теперь все делалось наоборот. Широко i тнло известно предание о том, как великий князь прика-ШйЛ счесть, сколько осталось в живых после битвы, и ему донесли, что осталось всего 40 000, тогда как в битву всту-

[ ПИЛО наших больше 150 000 человек. Цифры совершенно ле-

[ Гвидарные и малореальные.

 

Сегодня церковь в Симоновой слободе, где покоится прах леген-Anpin.ix русских героев, открыта, простым священником в ней служит и ггц Владимир Силовьев, человек яркий, выдающийся эрудит и блес-i ищий проповедник, нынешний руководитель Издательства Патриар-«ни. Только если вы вдруг вздумаете съездить поклониться могилам ■1В1ИИХ богатырей, учтите - Симоновой слободы больше нет. Есть (ШЛ1.КО не смейтесь, ирония судьбы!)... Ленинская слобода! Поэтому, Нйнгрное, не случайно, отец Владимир — один из активнейших участ-HHMHi проекта «Возвращение» (о проекте читайте в приложении к ин иге)»

349


_^_^^


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



Но важно обозначенное соотношение живых и мертвых. Вот какой ценой дается день победы - это праздник со сле­зами на глазах! Во всех сказаниях Мамаево побоище пред­ставлено, с одной стороны, как великое торжество, с дру­гой - как событие плачевное. «Была на Руси радость вели кая, но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону, Оскудела совершенно вся земля Русская воеводами, и ел у гами, и всяким воинством, и от этого был страх большой ПО всей земле Русской», - говорит летописец.

Военные потери явно преувеличены, что было необыч­но. Совсем не как в Киевской Руси.

Почетное прозвище навсегда связало имя Дмитрия Дон­ского со знаковым событием в истории всей Руси. Очень бы­стро по всей стране стало известно, что Дмитрий поручил руководство войсками воеводе Волынскому-Боброку! А сам, облачившись в доспехи простого воина, встал с ними в один ряд.

МАЯКОВСКИЙ Владимир (1893-1930). Великий поэт,

Этот редкий в истории подвиг в общественном сознании толковался шире, чем просто герои­ческий эпизод великой битвы. Вер ховный правитель Руси в решитель^ \ ный момент стал как бы обычным русским человеком, слился с наро­дом. «Он, как вы и я, совсем такой же», - писал Владимир Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин», Перед лицом великих испытаний оформляющаяся династия деклари­ровала свое единство с народом. Источники подробно описывают!

выдающийся пропагандист г

большевистского режима и как великого князя обнаружили 1 i;i

не менее выдающийся рек- Поле боя ПОСЛе победы: «Его велЬМО- ламист советской торговли. жа стад CQ слезами упрашивать, чтоб

«Нигде кроме, как в Мое-, L

сельпроме!» все искали, обещая награду тому, кто

350


Князя найдет. Наконец двое ратников обнаружили велико­го КНЯЗЯ, едва дышащего, под ветвями недавно срубленно­го дерева. Он с трудом пришел в себя, с трудом распознал,

Ьо с ним говорит и о чем. Панцирь его был весь избит. Но ttii теле не оказалось ни одной смертельной раны...» Отку­да взялось свежесрубленное дерево - непонятно. Такие нелогичные десИйли, считается, специально не придумаешь, i»i i и придают всему достоверность. Собственно, для того они Ни самом деле и придумываются.

i Возникает вопрос: и зачем нужен был именно такой Имидж князя?

Ответ прост: ранее, до Донского, «средний» древнерус­ский князь искал славы... Личной славы! Он хотел быть уда- ■Мм!

 

I Как сказано в «Слове о полку Игореве»: «Себе ищут ЧвСТИ, князю ищут славы»1. Умереть безвестно, «как все», ОДНИМ из воинов, показалось бы скучным и обидным и Мономаху, и Мстиславу Удалому, и Даниилу Галицкому, и лаже Александру Невскому. Князь должен быть сла-Мп!

 

А Дмитрий Донской первым из русских князей не со­вершает никаких личных подвигов. Ни Мамаю по (Шрио-ипмии копьем не заехал, ни с его приближенными на саб-ЛЯХ не рубился. Сражался и чуть не погиб, никак не про­мни в лично себя.

яръменков Я. И. Слово о полку Игореве: (Стихотворный пересказ)// (лоно о полку Игореве. - Л., 1967.

351

I Независимо от того, как на самом деле разворачивалась Куликовская битва, ее пиар утверждал новые ценности. Не ценность личного подвига, за который тебя будут помнить К почитать. А подвига КОЛЛЕКТИВНОГО. Того подвига, Который характеризуется сочетанием слов, мало понятным ДЛЯ европейцев: «массовый героизм».


Особенности национального пиара


Пиар-столица - что жар-птица



Герой, вообще-то, потому и герой, что совершил нечто выходящее за рамки обыденного. Того, что не может тре­бовать от рядового воина воинский устав и традиции веде­ния войны.

Но чтобы победить татар, личной доблести и героизма было мало.

«Это вам не на ведмедя...» Потребовалось другое отно­шение к личной доблести. Вероятно, похожие чувства жили в сердцах римских легионеров: никто не выпячивает себя, никто не старается выделиться. Никто не доказывает лич­ное мужество, потому что нет такой необходимости, никто в этом и так не сомневается.

Но все, в общем строю, щитом к щиту стоят монолитным шахматным строем и делают общее дело.

В России потом много раз представители самой что пи на есть элиты поступали точно так лее, как князь Дмитрий Донской. Полководцев, которые лично ходили в атаки, про­сто не хочется перечислять: придется назвать слишком мно­го имен. Да и долго.

В памяти потомков остался генерал Раевский, который I 1812 году вышел на поле боя с двумя сыновьями, 15 и 11 лет.

Остался Милорадович, который в том же 1812 году не лел подать себе обед в самое гиблое место во время бит*! вы под Смоленском. Сидел и ел курицу под пулями и яд­рами.

Барклай, носившийся с ординарцем по передовой на Бо­родинском поле.

Рокоссовский, стоящий в полный рост в окопах под Ста» линградом.

Советский генерал армии Ватутин, погибший в пере» стрелке, - как рядовой.

Примеры можно умножать до бесконечности.

Как и примеры именно массового^ коллективного repO«j изма.


Характерный пример: в 1941 году, в подвалах Брестской крепости солдаты продолжали воевать, оставшись в глубо-■ОМ немецком тылу. Без малейшего шанса победить или со-1ЛИпиться со своими. Остались надписи на стенах подземе­лий... «Умрем, но не уйдем отсюда. 26 июня 1941». «Умира­ем, не срамя». «Умрем, но из крепости не уйдем». Одна из ■вдписей на стене в подвале крепости гласит: «Я умираю, Ь не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VH.41 г.». Подписей и интографов у большинства этих надписей НЕТ.


||ИПренский О. А. (1782-1836). Дмитрий Донской на Куликовом поле

А начало положено на Куликовском поле, а главное - в минр-кампании по ее поводу. Как мог рядовой воин бежать или сдаваться, если его Великий князь сам бьется где-то ря­дом? Как боярин мог вылезти, нарушить строй, как он мог ЁОтеть личной славы, если князь сам, во имя общего дела, отказался от нее?



352


/ i ii игнчмкк'ти национального пиара


Особенности национального пиара



Пиар-столица - что жар-птица



Постпиар Дмитрия Донского

Куликовская битва — переломное событие в отношениях Руси и Орды. Но и после нее Орда оставалась сильна.

ЕКАТЕРИНА Великая (1729—1796) — выдающая­ся пиарщица XVIII столе­тия. Чего стоит ее «дружба» с французскими просвети­телями или, как эпизод, ис­тория с публикацией, якобы без ее ведома, ее с Вольте­ром переписки. Вообще-то в PR-бизнесе много женщин — наверное, больше, чем в любом другом, кроме, естественно, модель­ного. Но до уровня Екатери­ны пока никто не поднялся. На то она и Великая

Через два года Тохтамыш взял Москву и перебил всех ее жителей| Вернувшись в опустошенное родовое гнездо, Дмитрий давал за погребение каждых 80 тел по рублю и издержал на это 300 рублей. Следовательно» погребено было 24 000 человек. Орда и позже не раз совершала набеги^ Татары жгли Москву еще и при Инн не Грозном. Даже Екатерина Великая слала «поминки», отступные от раз­боя, крымским ханам.

Но уже никогда они не решались встречаться с русскими в чистом полв| I в открытом бою. Уже после смерти Дмитрия Донского, в 1395 году, ив Русь пришел непобедимый Тимур, Это имя переводится как «железо ♦. Его также звали Хромым Тимуром Тамерланом. От обоих этих имен тре­петали сердца по всей Азии. Жестоь кому продолжателю дела Чингис­хана покорились Персия, Индия» Закавказье, перед ним пали ниц Багдад и Дамаск.

Русское войско мужественно и почти безнадежно жда­ло Тамерлана на Оке. Но свершилось чудо: не вступая в бой» Тимур повернул назад.

Сами русские скромно объяснили это не своей воинской славой, а заступничеством иконы Владимирской БогоматеИ ри. Во время приближения полчищ Тамерлана икона был»

354


Перенесена из Владимира в Москву.

Десять дней с молебнами ее несли в

Москву на руках, а на месте ее встре­чи исликим князем Василием I и мит-

■DnoAHTOM Киприаном был основан

Сретенский монастырь (улица поны-

Ш' называется Сретенкой).

Мы же отметим: помог и PR. Ку­шитская битва была очень уж из-

 

Мстма... И «Хромое Железо», Та-

мгрл.-нI, очень хорошо про нее знал. 1 Победить любой ценой? Может

Пы'п., на Оке Тамерлан и победил бы ТИМУР (он же тамер-

МоСКВу... Но «любая цена» могла ЛАН, он же «хромой ста-

&lL" _ s s реи», 1336-1405)-непо6е-

сниматься такой, что больше побед ДИМЫЙ азиатскИЙ полково-

УЖС Ив было бы. И Тамерлан ТИХО дец интересен нам тем, что

УМСЛ, Ушел Туда, ГДе Легче ГНутСЯ повернул от Москвы, когда
„ т> rrt туда доставили икону Влади-

• IIIiiii, на Восток. Худа, где нет этих ОД£РН ъ

.?■">"> rt- щ ^л«л МИрСКОИ Богоматери. В даль-НаНОрМаЛЬНЫХ русских, ЭТИХ бояр нейшем этот факт (или со-

КнмаТИев, КОТОрЫХ МОЖНО убить впадение) решалполитичес-

ллл ь „ кие и пропагандистские за-

тплько осадными орудиями, ЭТИХ *

г.""> > дачи. Легенда подчеркивала,

1ТраИНЫХ «ВеЛИКИХ КНЯЗеЙ», Сража- ЧТо Москва имеет особые

1ПЩИХСИ, Как рЯДОВЫе ВОИНЫ. права на то, чтобы называть-

«PR Дмитрия ДОНСКОГО ОТОГнал ся центром православного

■Р, мира. Никто же не повернул

рМврЛана ОТ Руси. от Второго Рима - Констан-

И ПрОДОЛЖал ЖИТЬ — И на ВОСТО- тинополя, съели его супос-

k И На Западе, И, конечно Же, В Са- ™ы-магометяне и косточку

выплюнули

мой России.

Дмитрий Донской остался в русской истории абсолют­ным героем. И каждый раз, когда нужно пробудить чувство патриотизма, из тьмы веков возникает его могучая фигура. ^Сколько еще Куликовских битв у него впереди?

 
355

Подводная лодка серии «Акула» (по натовской класси­фикации - «Тайфун») - считается самой большой в под-


Особенности национального пиара


водном флоте не только России, но и мира. При длине свы­ше 170 м и ширине в 23 м водоизмещение атомной субмари­ны составляет 50 000 тонн.

Шесть кораблей этой серии вошли в состав Северного флота.

Имя первого из них - «Дмитрий Донской».

PR московского розлива

История Московского государства на своем начальном этапе напоминает историю возвышения крупной компании. Руководили этой семейной фирмой тогда не наемные топ-менеджеры, а сами собственники. Они страдали за дело, по много лет подряд буквально ночевали на работе (в Крем* ле), и каждый год (или век) становился еще одной ступенью роста этой удивительной компании.

Одновременно вырабатывалась корпоративная филосо­фия. При этом PR играл, как оно и бывает в крупнейших организациях, производящих нечто полезное (я не имею в виду «кока-колу» и «биг-маки»), чисто служебную функ* цию. Нужно было только вовремя — и правильно! — сооб­щать об очередных успехах. И правильно же подавать пуб­лике текущие неудачи. Нельзя сказать, чтобы PR-службы компании «Московия» демонстрировали особенно творчес­кий подход, но дело свое они знали.

Да, а что же производила компания «Московия»? Она про* изводила власть. Производной от власти были территория! население и богатство. И от века к веку власти (а значит, и всего остального) у этой компании становилось все больше и больше.

Пройдет еще некоторое время — и фирме потребуется ребрендинг.

Так появится корпорация «Россия».


ПЕРВЫЙ ГРОЗНЫЙ В ТРЕТЬЕМ РИМЕ (XV - век Государя)

А что ты нам говорил о королевстве, то мы Божиею

милостью государи на своей земле изначала, от первых

своих прародителей, а поставление имеем от Бога,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: