Десять слов, которые потрясли мир 11 страница

Обитель могла войти в историю как тихое пристанище патриарха, где он спокойно гулял, размышлял о божествен


пом в закатные годы. Могла бы обитель войти в историю и как гнездо мятежа...

Степан Разин под пыткой показывал, что к нему приез­жал старец от Никона. Опальный патриарх, идущий во гла­ве народного восстания, - это было бы сильно. Но сам Ни­кон уверял царя в своих письмах, что ничего такого у него с вором Стенькой не было. Разин вполне мог и врать, натура известная. Царь вроде верил, но перед кельей Никона в Ферапонтове появилась стража из двадцати стрельцов с дубинками. На всякий случай... После писем Никона зару­бежным патриархам — кто его знает....

В 1681 году, когда Никон от болезни и старости едва уже передвигал ноги, ему даровали свободу. Его струг плыл в сторону Ярославля, а по берегам стекался народ, просил благословения. В одну из таких остановок Никон умер. Дьяк поспешил в Москву известить о смерти бывшего патриар­ха. Ему встретилась царская карета, посланная за Никоном.

Так сколько ошибок?

PR-ошибок Никон наделал столько, что трудно сосчи­тать. Но сначала он совершил одну, о которой трудно ска­зать, относится ли она к области PR, но из которой вырос­ли все остальные. Он решил, что ему все теперь можно. А даже второму человеку в государстве не все позволено. Даже первому.

Постпиар Никона

...Да, пожалуй, и нет у него никакого постпиара. Раскол стал проклятием страны на века. Только в XX веке никони-анцы примирились со старообрядцами. Свой пиар и свой



578


579


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



постпиар есть у обоих этих ветвей Русского православия. Старообрядцев прочно ославили ретроградами, мракобе­сами и религиозными фанатиками, готовыми пойти на са­мосожжение ради странных формальных обрядов.

Старообрядцы же веками считали, что именно никони­анская дьявольская реформа свернула русский православ­ный народ в пучину порока, пьянства и безделья. Чему были и определенные доказательства: непьющие, многодетные старообрядческие семьи всегда жили в России зажиточнее среднего, а крепкое старообрядческое купечество - стало основой знаменитых фамилий промышленников-миллион­щиков начала XX века.

Крижанич и Котошихин. Два полюса, два «К». Диссиденты на службе

В 1659 году хорват и католик Юрий Крижанич самоволь­но уехал в Россию.

В 1664 году русский и православный Григорий Котоши­хин из России бежал.

Оба они были диссидентами.

Иезуит Крижанич вопреки всем постулатам Конгрегации пропаганды веры пропагандировал Россию, создавал ори­гинальные идеологемы, концепции положительного имид­жа России. Их вполне можно применять и сегодня.

МИДовский чиновник Котошихин сначала выдал все из­вестные ему государственные секреты, а потом написал для использования на Западе документ, в котором разработал применяемые до сих пор антироссийские стереотипы.

Два пиарщика XVII века зеркально повторяли друг дру­га. Их идеи и концепции не стали широко известны совре­менникам. Труды Крижанича и заметки Котошихина пред­назначались для служебного пользования и изучались на


самом верху - что в России, что на Западе. Эти два челове­ка были тайными советниками, но разных правительств.

В конце концов их сочинения, пролежав 200 лет в архи­вах, были изданы и получили широкую известность у ис­ториков. То, чего не знали современники, оценили обра­зованные потомки. Удивительно, но в идеологических вой­нах XXI века эти источники сохраняют актуальность!

Наконец, оба они, хорват и русский, умерли не от старо­сти — хотя очень по-разному. Котошихин завел роман с суп­ругой шведа, у которого снимал квартиру, подрался с ним, убил, и был за это казнен на плахе. Жизненный путь Кри­жанича прервался во время знаменитого сражения с тур­ками под Веной, на несколько сотен лет остановившего му­сульманскую экспансию в Европе1.

Котошихин. Карьерный дипломат из МИДа сбежал на Запад

«Сочинение Г. К. Котошихина является одним из ценней­ших источников о состоянии Московского государства в середине XVII века». Эту фразу можно прочитать в любой книге по русской истории соответствующего периода. Име­ются в виду записки «О России в царствование Алексея Михайловича». Впрочем, у этого сочинения есть разные названия. Его автор, Григорий Карпович Котошихин, был подъячим Посольского приказа, то есть чиновником тог­дашнего российского МИДа - среднего ранга. Из Моско­вии он бежал в Польшу.

Сам Котошихин объяснял свой поступок тем, что неволь­но оказался вовлеченным в боярские распри. А возможно, в нем говорила обида. За четыре года до своего бегства за

1 А разве то, что сейчас происходит, — не экспансия?!



580


Ш


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



рубеж он был бит батогами за ошибку в титуле царя, сде­ланную в официальном документе. Тогда провинившиеся сотрудники МИДа не отделывались выговорами... Батоги явно пошли впрок, ибо целые страницы котошихинского сочинения заполнены перечислением того, как должно под­писывать титул государя в обращениях к главам разных держав.

С перебежчиками везде и всегда поступают одинаково. В Польше он давал консультации по вопросам обороно­способности России. Когда польская разведка его высоса­ла, он отправился предлагать свои услуги в Пруссию, а далее - в Швецию. В шведской столице «при ободрении» государственного канцлера графа Магнуса Делагарди он и составил свое описание быта, нравов и политического уст­ройства России1.

Если бы Оксана Робски творила во второй половине XVII века, у нее получилось бы то же самое. Авторица руб­левских романов знает свой предмет, этого не отнимешь. Котошихин — тоже. Верхушка московского общества изу­чена им досконально, это была его среда, его работа. Про ценнейший источник авторы учебников и энциклопедий го­ворят, конечно, не зря.

Но нас интерешют не конкретные факты, а скорее дух сочинения. Котошихин сумел создать на удивление мрач­ную картину тупого и косного общества. Заказчики, конеч­но, были удовлетворены. Графу Делагарди с этим докумен­том на руках было куда проще объяснять любые действия против варварской Московии. Ведь это не христианская страна, а просто какая-то антиутопия Оруэлла!

1 Мы это видели много раз. Сперва с перебежчиком работают спец­службы, а потом его пристраивают на какое-нибудь радио, снабжают заказами — что-нибудь переводить, писать, выпустить книгу... На по­мойку не выбрасывают - вдруг еще пригодится?


Котошихин. Нигде такого на девки обманства нет

В 13 главах описан быт царского двора, дипломатия Мос­ковского государства, войско, домашний быт высшего мос­ковского общества. Описан вот так: «Благоразумный чита-тельШе удивляйся сему: истинная есть тому правда, что во всем свете нигде такого на девки обманства нет, яко в Мос­ковском государстве; а такого у них обычая не повелось, как в иных государствах, смотрити и уговариватися време­нем с невестою самому».

Метод Котошихина прост и хорошо известен каждому пиарщику. Неправду в лоб говорить нельзя. Все остальное говорить можно. Притом надо хорошо знать, как расста­вить акценты, и при необходимости креативно представить молоко черным, а ворону - белой.

Котошихин выдвигает на первый план все, чем Россия от­личается от ЗапШа. И все, что должно Западу в нашей стра­не не нравиться. Пообтершись в Германиях и Швециях, он знает, что на зарубежную публику произведет наиболее неприятный эффект, и по обычаю всех пропагандистов эти детали выпячивает.

Русские, писал Котошихин1, «породою своею спесивы и непривычны ко всякому делу, поскольку в государстве сво­ем научения никакого доброго не имеют и не приемлют, кроме спесивства, и бесстыдства, и ненависти, и неправды. Для науки в иные государства детей своих не посылав» страшась того. Узнав тамошних государств веры, и обычаи, и вольность благую, начали б они свою веру бросать и при­ставать к иным».

Заказчику должно было импонировать чувство глухой неприязни этого странного русского к собственной стра-

1 Его русский язык приближен нами к современному.



582


583


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



не. Ход мыслей ясен: если уж поживший на Западе моско­вит так не любит Москву и москвичей, то какие же чувства эта страна должна вызывать у цивилизованного человека! И разбросан по всему сочинению бисер маленьких, но не­приятных фактов и фактиков...

Суриков В; И. (1848-1916). Боярыня Морозова (фрагмент)


«А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой городе, и многие из них грамоте не ученые». Это о Боярской думе, то есть правительстве России XVII века.

«Да бояре ж, и думные, и ближние люди в домах своих держат людей, мужского полу и женского, человек по 100, и по 200, и по 300, и по 500, и по 1000, сколько кому можно, и дают тем людям жалованье». Тысяча слуг? Да еще на жало­ванье? Фактологически невероятно, но скопидома европей­ца подобная широта русской души долхша была уколоть за­вистью. Ну и, конечно, сразу — обвинения в азиатчине.

«Сестры ж царские и дочери-царевны живут как пустын­ницы. Мало они видят людей и их люди. Всегда в молитве и в посте пребывают и лица свои слезами омывают, посколь­ку не имеют себе удовольствия такого, как от Всемогущего Бога дано человекам совокупляться и плод творить». Вот так. У нас в СССР секса нет!

Сколько ему заплатил канцлер? Вряд ли много, если вспомнить перебежчиков новейших времен. Хватило толь­ко, чтобы снять квартиру и соблазнить жену хозяина. Да и не за что было платить больше. Со всей своей пропагандой он, если честно, мелковат. Одно слово - подьячий.

Крижанич. Чужебесие

«Бешеная любовь к чужим вещам и народам, чрезмерное доверие к инородникам. Эта смертоносная чума заразила весь наш народ. Мы слишком доверчивы к чужеземцам, и позволяем им в нашей стране делать все, что они хотят. Все наши беды из-за того, что мы слишком много общаемся с иноземцами и слишком много им доверяем». Это Юрий Крижанич определяет свое излюбленное понятие — «чуже­бесие».



584


56>5


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Сын небогатого хорватского землевладельца учился сна­чала на родине, в Загребе, потом в Венской семинарии, а закончил изучение богословия в Болонье и в Риме. Но это был бесконечно странный иезуит. «Мы приняли святую веру от греков, ляхи от римлян. Мы должны хранить то, что при­няли, но до ссор греческих и римских нам дела нет; пусть патриарх и папа хоть в бороды вцепятся за свое первенство, а мы не должны из-за них вести между собой раздоры», -писал Крижанич.

«Мы» для него - это русские. Крижанич тщательно про­анализировал причины языковой и этнической близости славян и создал стройную теорию славянского единства. На Западе его считают славянофилом. Ватиканский историк назвад Крижанича «отцом панславизма», американские историки и социологи - «панславистом и славянофилом». «Меня называют скитальцем, бродягой; это неправда: я пришел к царю моего племени, пришел к своему народу, в свое отечество, в страну, где единственно мои труды могут иметь употребление и принести пользу, где могут иметь цену и сбыт мои товары - разумею словари, грамматики, пере­воды». Самовольно уехав в Московию, он был принят как «выходец-сербенин Юрий Иванович» и работал у нас над славянской грамматикой и лексиконом. Жалованье, кста­ти, имел весьма значительное.

Где деньги, там и интриги. В 1661 году Крижанича взяли и сослали в Тобольск, оставив, правда, у государевых дел, и снова с большим жалованьем. Политические в Тобольске были на особом положении. Они оставались в связи с вое­водской канцелярией, и составляли своего рода колонию. Образовавшимся досугом хорват воспользовался сполна. В частности, закончил свою славянскую грамматику, над ко­торой работал 22 года.

«Русский народ испокон века живет на своей родине, а остальные, вышедшие из Руси, появились как гости в стра-


нах, где до сих пор пребывают. У болгар нечего заимство­вать, потому что там язык до того потерян, что едва оста­ются от него следы. У поляков половина слов заимствова­на из чужих языков. Чешский язык чище ляшского, но так­же немало испорчен. Сербы и хорваты способны говорить на своем языке только о домашних делах», - пишет Кри­жанич в своем главном филологическом труде. И делает вывод: «Русский народ и имя всем прочим — вершина и корень».

Сегодня есть перевод на современный русский труда его жизни, также созданного в Тобольске и получившего на­звание «Политика». «Ни один народ под солнцем испокон веков несть был так изобижен и осрамочен от инородни-ков, яко же мы от немцев!» «Инородники обседают хребты наши и ездят нас и биют, яко скотину, и свиньями да псы называют». «Славянам наилуче бы было ни рати, ни мира з ними не имать, и згоды о них не знать!» В^рижанича бесит презрительное отношение к нам, все эти, как он выражается, «срамотения»и «ущипания». Кри­жанич задается вопросом: «За что нас немцы с дьявольс­кою ненавистью преследуют и бранят?» Ответа три. Во-первых, они ненавидят православие. Во-вторых, они хотят завладеть и Русским государством, как завладели западными славянами. В-третьих, немцы утопают в рос­коши и наслаждениях и презирают скромную и умерен­ную жизнь славян.

Поездивший по Европе и теперь коротавший век в Сиби­ри хорват для доказательства выуживает в памяти картинки одну ярче другой. Вот из раздела 10 «Политики». «А что ка­сается грехов, то мы сами признаем, что мы грешны. Но вы так расписываете наши грехи, будто у вас самих не было та­ких. А если бы у нас были общие гостиницы, как в некоторых ваших городах, а в тех гостиницах - портреты разных шлюх и всякой назначена своя особая цена, и какую гость захочет,



586


587


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



ту ему корчмарь и приведет? Да если бы, скажем, у нас было такое заведено, чего бы вы о нас ни говорили!».

«Крижанич хорошо знает, что сделали для его соотчи­чей и соплеменников немцы; он страшится, чтобы того лее не было и с Россиею, - писал Николай Костомаров в своей трехтомной "Русской истории в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей". - Он сознает превосходство немцев во многом, что касается улучшения быта и расширения зна­ний. Но какая польза от этого превосходства будет для сла­вян, если они отдадутся неосмотрительно на волю немцев? Ничего - кроме порабощения».

Крижанич. Русский ответ

Крижанич убежден, что самое поверхностное общение славян с «немцами» приносит неисчислимые беды. Един­ственный выход — ограничить общение славян с «немцами» путем закрытия рубежей и изгнания иноземных купцов из славянских стран (так называемая «политика гостогон-ства»). В общем, ссыльный обратился к царю.

Полный перевод «Политики» на современный русский язык осуществлен лишь в конце XX века1. Но вот какие лю­бопытные сведения сообщает Ключевский: «Книга Крижа-нича была «наверху», во дворце у царей Алексея и Федора; списки ее находились у влиятельных приверженцев царев­ны Софьи; кажется, при царе Федоре ее собирались даже напечатать. Мысли и наблюдения Крижанича могли попол­нить запас преобразовательных идей, роившихся в москов­ских правительственных умах того времени».

Крижанич фантазер. Он напоминает сегодняшних пуб­лицистов, дающих альтернативное видение известных фак-

1 Крижанич Ю. Политика. М., 1997.


тов и предлагающих альтернативные пути развития. Их кре­атив востребован. В том числе и властью, которая в перио­ды стабильности всегда начинает ощущать дефицит новых идей. А двигателю государственной машины такая смазка необходима.

При Федоре Юрий Крижанич был возвращен в Москву и вскоре покинул Россию. Он погиб в 1683 году под стенами Вены.

Война концептов

Котошихин и Крижанич были сотрудниками прави­тельственных PR-служб и разрабатывали концепции имиджа России. Но два «К» в нашей истории XVII века представляли противоположное видение и противопо­ложные силы. Для Котошихина существовала «эта стра­на», которую надо было опускать перед Западом. Для Крижанича — Россия, которая давала шанс всем славянс­ким народам на сохранение самобытности. И просто на само существование.

Это была война концепций, которая началась задолго до заочного противостояния двух публицистов и продолжа­ется до сих пор. Про западников и славянофилов все слы­шали. Их идейные наследники: т. н. либералы и патриоты-Ешударственники и сегодня у всех нас на виду. А началось все в XVII веке.

И Крижанич, и Котошихин создали очень устойчивые PR-концепции. У них самих нет никакого постгдаара, их об­разы не живут в сознании потомков. Но слово «чужебе-сие» - иногда да промелькнет. А образ бояр, которые Врады свои уставили», использовался всеми советскими учебниками истории для описания работы допетровской Боярской думы.



588


589


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Софья, царевна слухов. PR по-женски

В конце XVII столетия на Руси произошло дело немыс­лимое, невероятное, небывалое со времен княгини Ольги, с X века... Во главе страны встала женщина - царевна Софья. Этого бы никогда не произошло, если бы не «черный PR».

С помощью отечественных PR-технологий Софья смог­ла захватить власть. С их помощью она избавилась от тех, кто помог ей подняться, и укрепилась в Кремле. У Софьи было свое излюбленное и отточенное ремесло. Эта дебе­лая девица производила и распространяла компромат, сплетни и слухи.

Отвяз в тереме

Алексей Михайлович был царем набожным, и при его жизни шестеро его дочерей сидели по своим теремам, вы­ходя только в церковь. От Марьи Милославской, в кото­рую он в юности влюбился до беспамятства, у него было еще пять сыновей - правда, таких слабых и болезненных, что к моменту смерти самого царя в живых оставалось только два царевича, Федор и Иван. И еще от брака с На­тальей Нарышкиной был один - бойкий ребенок Петр Алексеевич.

Династический расклад важен для понимания действий царевны Софьи с того момента, как Алексей Михайлович отдал Богу душу, и престол занял Федор. Государь этот был такой тихий и покладистый, что его в учебниках почему-то принято считать больным. Тут все благочиние было посла­но к черту. Царевны отвязались по полной. Молодой маче­хи они не боялись. Братьев - тоже: новому царю Федору подчиняться не желали, Иван был слабоумен, Петр - мал. А больше царевнам никто перечить не смел.


Шесть дочерей Алексея Михайловича вдруг почувство­вали себя девицами модными, самостоятельными и раскре­пощенными. Кто-то из них сразу обрядился в польские пла­тья, кто-то завел полюбовника, и не одного, а некрасивая третья сестра Софья затеяла роман с Властью. То, что сло­во «власть» женского рода, только подчеркивает смелость намерений этой излишне полной царевны.

Аффектация в состоянии аффекта

Для того чтобы быть при власти, царевне достаточно было находиться при брате. Софья от Федора не отходила. Она была с ним, когда царь действительно болел. Она принимала вместе с ним бояр, которые постепенно привыкали к ее при­сутствию. Она уже участвовала в разговорах о государствен­ных делах. Ей было 25, выглядела она на 40, а по уму, как все отмечали, и вовсе была под стать длиннобородым ветеранам Боярской думы. Вскоре Федор уже не мог обходиться без нее, как когда-то Иван Грозный - без Бориса Годунова. Со­фья входила во власть явочным порядком — в прямом смыс­ле... Но тут, в 1682 году, Федор неожиданно умер, не успев завести или назначить наследника. Или наследницу.

За несколько месяцев до своей смерти Федор Алексее­вич повелел созвать земский собор «для уравнения людей всякаго чина в платеже податей и в отправлении выборной службы». Те депутаты-выборные как раз еще находились в Москве, и после его смерти немедля явились в Кремль. В силу очевидного слабоумия Ивана на царство избрали •младшего сына Алексея Михайловича - Петра I. Кандида­тура Софьи (как женщины), естественно, даже не рассмат­ривалась. Вместо этого ей, Милославской, надо было идти поздравлять отпрыска ненавистной молодой мачехи - На­рышкиной.



590


591


 
 

евич (р. 1949). «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Рус­ская земля и будет ей вечная честь!» Вот как в 2009 году за­говорил вчерашний ловелас-мушкетер! В фильме «Тарас Бульба» Боярский наконец избавил­ся от пижонской шляпы с широкими полями, более того — побрился наголо. Зато усы! Усы у его героя-казака какие! Д'Артаньян бы обзавидовался

Особенности национального пиара

На следующий день хоронили ее брата. Поскольку вся прежняя PR-стратегия Софьи в одночасье рухнула, она, по-видимому, успела составить новый план. По протоко­лу того времени провожать Федора должен был только новый царь - Петр. Но с ним рядом внаглую пошла Со­фья. Она так громко голосила, что одна перекрывала вопль официальных плакальщиц. Не заметить ее было просто невозможно.

А после похорон она всенародно возопила: «Брат наш, царь Федор, нечаянно отошел со света отравою от врагов. Умилосердитесь, добрые люди, над нами, сиротами. Нет у нас ни батюшки, ни матушки, ни брата царя. Иван, наш брат, не избран на царство. Если мы чем перед вами или боярами провинились, отпустите нас живых в чужую землю к хрис­тианским королям...» Произносилось это безутешной сес­трой в состоянии аффекта.

При этом аффектировались основные тезисы ее новой PR-стратегии: обвинение в отравлении, демонстрация со­мнений в легитимности царя, апелляция к народу, угроза удалиться в изгнание...

XVII век начался с проблемы легитимности и шел к кон­цу, сопровождаемый теми же сомнениями. После трагедии Смуты выглядели эти сомнения, как фарс, истерический вопль. Но очень уж это важная штука - легитимность, при­ходится с ней разбираться.

Стрелецкий концепт

Софье донесли, что народ сильно встревожен ее сло­вами, особенно обвинениями в отравлении. Значит, уда­лось создать базисную легенду, и теперь она обрастала слухами уже сама по себе. Target audience Софьи были стрельцы.


Цари и разбойники пиара

Столичных стрельцов тогда насчи­тывалось свыше 14 тысяч человж, со­бранных в 19 полках. Трудно подо­брать им точную аналогию. Может быть, мушкетеры. Кафтаны царской гвардии украшались разноцветными, итыми золотом перевязями - как у!ортоса, цветные сафьяновые сапо-и были ничуть не хуже мушкетер-ких ботфорт, а их бархатные шапки с собольими опушками давали сто оч­ков вперед помятой шляпе Михаила Боярского. В целом французские мушкетеры смотрелись бы рядом с расфуфыренными стрельцами жалко. Именно тогда закладывалась рус­ская модель, по которой на протяже-[ нии полутора веков гвардия будет ре­шать, кому сидеть на троне. Так бу­дет вплоть до декабристов.

Стрельцы были избалованы царски­ми милостями и подачками. Они ощу-! щали себя служилой элитой. Постоянно подавляя бунты, они привыкли бороться с внутренними врагами, привыкли про­ливать русскую кровь. Такими же зая-сравшимися и своеволь­ными сделались императорские гвардейцы в XVIII веке. Та­кими же сделались бы и сотрудники сталинских «органов», если бы Сталин не уничтожал одно поколение своих соко­лов за другим... В общем, это буйное племя «внутренних войск» здравомыслящим царям всегда приходилось держать в крепкой узде.

А новая власть и не думала об узде, она сознательно по­шла у них на поводу. В Кремле теперь всем заправлял моло­дой брат царицы Натальи, дядя Петра - Иван Нарышкин.



592


20 Особенности национального пиара


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



С одной стороны, он вызывал неприязнь у бояр тем, что по­вел себя, будто царем стал не его племянник, а он сам.

С другой стороны, он стрельцов боялся, и потому во всем им потакал. Те подали челобитную о притеснениях со сто­роны своего руководства - и тут же всех полковников арестовали.

Ага! Стрелецкая масса тут осознала, что в ней не просто нуждаются, ее боятся. Вон, даже собственных начальников они могут разогнать! Злобный цепной пес, если поймет, что его побаивается сам Хозяин, делается совсем зверем. То же самое происходит и с цепными псами режима. Стрельцы толпами ходили по московским улицам, грозили боярам, дерзили своим офицерам. Доходило до убийств, некоторых офицеров сбросили с каланчи.

В общем, февраль 1917 года. Как сказал бы генерал Кор­нилов: «Солдатня распоясалась».

В Москве уже назревал новый бунт, и к этому горючему материалу достаточно было поднести фитилек. Софья и ее окружение уже придумали, как осуществить переворот с помощью этих разгулявшихся служивых и гулявших по Москве слухов.

Красное крыльцо

Страшен был май 1682 года. Страшен и кровав.

Сначала почему-то отложили собор по податям (нало­гам). 6 мая съехавшиеся в столицу выборные люди были распущены по домам. Перевожу на современный язык. Со­брали Съезд народных депутатов СССР. Все съехались. Но вышли на трибуну два члена Политбюро и зачитали по бу­мажке, что «съезд временно не работает».

А кто хочет дождаться начала работы Съезда, ну, жди­те, мол. За свой счет. Может, и соберемся еще.


В палатах князя Ивана Хованского тем временем еже­дневно проходили «рабфШйе» совещания. Хованского ког­да-то прозвали «тараруем», то есть пустомелей: тогда на Руси не особенно любили излишне речистых. Но теперь от­личавшее Хованского умение говорить пригодилось Софье. Он приглашал к себе стрельцов и вел такие речи: «Видите, в каком вы теперь ярме у бояр; а кого царем выбрали? Теперь уже не дают вам ни платья, ни корму (корму... все-таки псы), а что дальше будет? Станут отправлять вас и сынов ваших на тяжелые работы, отдадут вас в неволю постороннему государю. Москва пропадет; веру православную искоре­нят...»

Тем временем стрельцам потихоньку раздавали от имени Софьи деньги. Подговаривали при этом, будто Нарышкины Вбираются устроить чистку в царской гвардии, кого-то казнить, кого-то разослать по городам и вообще взять стрель­цов в ежовые рукавицы. А такого всякое «внутреннее войс­ко», опричнина, очень боится.

Еще был запущен слух, как тогда говорили, - «верные сведения», будто бы Иван Нарышкин сам садился на трон, примеривал царский венец и говаривал, что он ему идет луч­ше, чем кому-нибудь другому! Тут царевна Софья и царе­вич Иван якобы стали его укорять, а он набросился на ца­ревича и едва его не задушил. Понятно, какое бурление в умах вызвали эти «верные сведения», как закипела кровь в сердцах.

Заметим — нет никаких подтверждений тем слухам: ни кто куда садился, ни кто кого душил. Но слух живет своей жизнью, независимо от реальности.

15 мая в полдень среди стрельцов раздался крик: «Иван Нарышкин опять душил царевича Ивана Алексеевича! И задушил - до смерти!» Кто кричал, осталось неизвест­ным. Что царя Ивана никто пальцем не трогал - это факт, но никто разбираться и не думал; слуха ждали, тут же уда-



594


20*


595


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



рили в набат в церквях, Мгновенно собралась огромная толпа — и с оружием, со знаменами, с барабанным боем бросилась в Кремль. Стрельцы кричали: «Давайте сюда гу­бителей царских, Нарышкиных! А не дадите - всех преда­дим смерти!»

Взяв за руки живых и здоровых царевичей Петра и Ива­на, царица Наталья вышла в сопровождении патриарха и бояр на Красное крыльцо.

Бунтовщики были поражены этим появлением. Вроде бы оставалось только разойтись, но в толпе тут же нашлись нанятые заблаговременно агитаторы, раздались крики: «Пусть молодой царь отдаст корону старшему брату! Вы­дайте нам всех изменников! Выдайте Нарышкиных; мы весь их корень истребим! Царица Наталья пусть идет в монас­тырь!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: