Десять слов, которые потрясли мир 9 страница

РАЗИН Степан (ок. 1630-1671). Большевики очень смешно почтили память своего предше­ственника. Разина было решено увековечить на Красной площади. Самого атамана ваял, точнее, вырезал из дерева скульптор Коненков. Персид­скую княжу отлили из цемента. Были изготовле­ны еще пять голов разинских сподвижников... Всю эту сюрреалистическую деревянно-цементную композицию разместили на Лобном месте, отку­да зачитывался вообще-то приговор разбойнику. На открытии в 1919 году выступил Ленин лично. А через 25 дней произведение маэстро Коненко­ва неожиданно взяли да убрали. То ли совсем те­рялось оно на фоне собора Василия Блаженно­го, то ли было уж слишком сюрным...

Дикий акт, при одном упоминании о котором должна описаться от злости каждая феминистка, воспевается на­родом уже больше сотни лет. Как это ни странно прозву­чит, Разин работал именно с народным подсознанием, выс­вобождая, подобно психоаналитику-садисту, взрывную смесь темных комплексов и радужных надежд.

На этом он построил то, что напоминает по механизмам современную избирательную кампанию.

До того, как казак Степан Разин стал «нормальным» бан­дитом, он успел повоевать в составе регулярных войск на войне с Польшей. Кстати, тогда был казнен его брат - за


дезертирство. У Разина был военный опыт, а потому в стол­кновения с регулярными частями он свою ватагу старался не водить. Понимал, чем закончится «настоящая» битва по всей военной науке того времени для его «войска». И был прав! Последняя вынужденная битва Разина окончилась для него именно разгромом и бегством. Так что милитаристс­кая составляющая его знаменитого восстания сводилась к чистой партизанщине: наскочить, поджечь, утопить...

Но при этом восстание к моменту военного краха Рази­на охватило практически всю страну. Шаталась и сама Мос­ква. Банально прозвучит, но он действительно побеждал не на полях сражений, а в умах людей. ЩЩктически всех ус­пехов кровавому народному вождю удалось добиться не пушками, а с помощью PR, вербуя себе все новых и новых сторонников. Старые погибали, пропадали, убегали или он их сам бросал. Но его движение все время пополнялось и расширялось. Программа и методы этой странной «изби­рательной кампании» были перманентны, как мировая ре­волюция Троцкого.

Кстати, цель у кампании была также самая традицион­ная - прийти к власти. Всё и правда почти как у Троцкого.

Разин: лозунги, программные цели, ценностные ориентиры

В таком расплывчатом по своей идеологии, бесструктур­ном, стихийном и эклектичном общественном явлении, как народное восстание, бывает трудно отделить лозунг от его воплощения. Только что брошен призыв: «Пустим красно­го петуха!», а уже пылает дворянская усадьба. Или припар­кованные у обочины иномарки. При этом в восстании Ра­зина ценностные ориентиры, объединявшие восставших, были очерчены достаточно четко.



544


18 Особенности национального пиара


545


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Свобода, воля

«Вам всем воля; идите себе, куда хотите; силою не ста­ну принуждать быть у себя. А кто хочет идти со мною, бу­дет вольный казак. Я пришел бить бояр да богатых гос­под, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поде­литься». Такова была его программа. И так говорил он пленным стрельцам после самого первого своего дела. Тогда, в 1667 году, он с ватагой из двух тысяч человек раз­громил на Волге весенний хлебный караван — суда казен­ные, патриаршие, купеческие. Начальника охранявших их стрельцов изрубили, еще четырех приказчиков повесили, остальным он сказал: «Я пришел дать вам волю».

То же он говорил, захватив Яик: «Даю всем волю и вас не насилую; хотите - за мною идите в казаки, не хотите - сту­пайте себе в Астрахань». Некоторые стрельцы восприняли это буквально и действительно отправились в путь. За ними была послана погоня с приказом Стеньки рубить их и бро­сать в воду.

«Я пришел дать вам волю», — так назывался роман Шук­шина, который должен был стать фильмом. Поживи еще Василий Макарыч, и снял бы он свой фильм про Разина. Так что и Шукшин попал под обаяние Стенькиной декларации о воле. А уж простой народ, да в XVII веке, когда утверж­далось крепостное право, только о той воле и мечтал. И ве­рил Стеньке абсолютно.

Нет, какова программа, какой пропагандистский запал у простых вроде бы слов: «Я пришел дать вам волю...»

Равенство

В народной песне — не стилизованной, как с княжной, а настоящей — про него пелось: «не хаживал в казацкий круг,


ре думал думушки со старыми казаками, а стал думать креп­кую думушку с голытьбою». Старые казаки - не по возрас­ту, а по положению. Их статус был признан властями. Го­лытьба — это «воровские казаки», беглые холопы, скатив­шиеся из центральных областей к Дону. Разин всегда под­черкивал, что сам он ничем не лучше самого распоследнего своего казака.

Из похода на Каспий он вернулся с богатой добычей и щедро делился награбленным добром со всеми прибывав­шими в его лагерь. При этом жил, как и все, в земляной избе, показывая, что не на одних словах проповедует ра­венство.

Неравенство же, как известно, закреплялось в бумагах. Взяв город, Стенька, не терпевший письменного слое(!$ гро­мил приказную палату и жег на площади все документы. В Астрахани он пообещал: «Вот так же я сожгу все дела наверху у государя!»

«Учинить так, чтобы всяк всякому был равен» - это из ш® «прелестных писем». Не в том смысле прелестных, что милых и привлекательных, а в том, что соблазняющих... Идея, между прочим, по-прежнему привлекающая многих. Загляните в интернет.

Братство

В подметных письмах, распространявшихся по стране, он заявлял: «Я не хочу быть царем, хочу жить с вами как брат».

1 Какое яркое PR-определение - «прелестное» письмо. Совсем как в гениальном «Властелине колец» маниакальный урод Голлум, иссохший-ся от страсти к тому самому «Кольцу всевластия», тянет свои тонень­кие волосатые ручонки к колечку на шее Хоббита, а губы шепчут: «Моя... Моя... пр-р-релесть...»



546


18- Иу


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Социальная ненависть

Во всем, что творил Разин, сквозила ненависть к верхам общества и ко всему заведенному миропорядку. Социальная ненависть не являлась противовесом заявленным им высо­ким идеалам, она была их фундаментом.

Разин обладал инстинктом вождя, и всегда давал про­граммные установки в подходящем антураже.

На Дон приехал человек из Москвы с царской милости­вой грамотой. И что же? «Не с грамотою ты приехал, а лазутчиком за мною подсматривать и про нас узнавать», -закричал Разин на посла и стал его бить. «В воду его! Поса­дить в воду!» - кричал вождь казаков. Посла утопили. Пос­ле этого донские казаки стали переходить к нему толпами. Такое отступление от дипломатического протокола донцы сочли остроумным. А Разин повсюду объявлял, что пора идти на бояр и звал всех на полноводную Волгу.

После взятия Астрахани он пьянствовал три недели. Это был кровавый пир. Всех, кто чем-то не угодил «народу», резали, топили, другим рубили руки и ноги, пускали пол­зать и истекать кровью.

«Жены казачьи и посадские неистовствовали над вдова­ми дворян, детей боярских и приказных. Тех, кто выказы­вал сострадание к жертвам, заколачивали до смерти», - сви­детельствует историк.

Царицын, Саратов, Самара... Разбойник брал города один за другим и везде зверствовал.

Докуда сам он не мог дотянуться, доходили «прелест­ные письма». В них он извещал, что идет истреблять бояр, дворян и приказных людей... Вполне по-бандитски он хо­тел повязать кровью всю страну. Все это очень знакомо по событиям Гражданской войны. И по событиям всех граж­данских войн, какие только случались в истории. Ответом стал «царский» белый террор.


Антирелигиозность

Когда-то в молодости Разин совершил паломничество на Соловки. Теперь он демонстрировал ярую антирелигиоз­ность, стремясь к тому, чтобы все ценности сместились. Точь-в-точь как спустя два с половиной века большевики. Стенька не держал постов, что было дико для русского че­ловека его времени, насмехался над обрядами.

В Черкасске был пожар, и казаки, зная его щедрость, об­ратились с просьбой дать денег на восстановление храмов. Разин ответил: «На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре под деревом, да про­пляшите вокруг, вот и повенчались».

Его атеистическая пропаганда давала плоды. Астраханцы, подражая Стеньке, стали в постные дни есть мясо и молоко. Тех, кто этого делать не хотел, того принуждали насильно.

Лжедмитрий нарушал традиции и обычаи и проиграл, по­терял власть, а с нею и жизнь. Степан Разин тоже нарушал традиции и обычаи, да как! Лжедмитрию и в голову не при­шло бы предложить поплясать вокруг дерева вместо венча­ния. Но он ухитрился на своем разрушительстве выигры­вать. Почему?!

Разин: методы, приемы, организационные принципы

Здесь помимо собственных ноу-хау Разин пользовался основным правилом, которое известно каждому организа­тору выборов: надо говорить не то, что думаешь, а то, что от тебя хотят услышать.

Обычная картина, куда бы он ни приходил, была такой. ШЁин расхаживает между народом, со всеми говорит лас­ково и приветливо, щедро сыплет золото и серебро, помо­гает нуждающимся и всем обещает богатство.



548


549


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Агитация

Прелестные или подметные письма расходились с Волги по всей стране. Верные люди Стеньки перебирались из го­рода в город, повсюду баламутя народ.

Зачастую агитаторы добивались таких успехов, что осаж­денные сами помогали перебираться мятежным казакам через городские стены.

Образ народного героя

В царствование Алексея Михайловича разбойник стал типом народного героя. Этаким русским Робин Гудом.

Вот как описывает происхождение этого феномена Кос­томаров. «Ненависть к боярам, воеводам, приказным лю­дям и богачам приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников как на врагов своей страны, лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедняков и простых людей. Разбойник стал пред­ставляться образцом удали, молодечества, даже покрови­телем и мстителем за страждущих и угнетенных».

В общем, «Россия - это равнина, по которой носится ли­хой человек». Стенька оседлал этот образ, который сложил­ся в народном сознании словно специально под него. Соб­ственно, он и был таким человеком. Лжедмитрий таким чело­веком не был, в образ фольклорного героя он лечь не сумел.

Насилие. Ужас новой власти

Зверства Разина были демонстративными. Он хотел вы­зывать страх. Так большевики будут печатать в газетах спис­ки расстрелянных заложников и охотно будут допускать в


расстрельные подвалы всех желающих: пусть смотрят. Сер­гей Есенин, говорят, туда хаживал.

■р аненного астраханского воеводу Разин сам взял за руку и вывел на городскую стену. Толпа видела, как Разин ска­зал что-то ему на ухо, а тот отрицательно покачал головой. И Стенька столкнул воеводу с раската головой вниз.

Помимо воеводы было еще около четырехсот пятидеся­ти пленных. Они были связаны и дожидались своей участи. Стенька приказал перебить всех.

А перед уходом из Астрахани разбойник потребовал к себе двух сыновей воеводы, которые скрывались с матерью в палатах митрополита. Детей привели, и Разин приказал повесить их за ноги. Потом снял старшего и велел сбросить его со стены. А младшего, восьмилетнего, - высечь розгами и возвратить матери.

В этой жестокости было уже что-то ритуальное. Просто банда Мэнсона какая-то.

А ведь такая демонстративная жестокость завораживает. У одних вызывает желание подражать, других лишает сил сопротивляться. Имидж того, кто может попрать законы Божеские и человеческие, в своем отвращении - для многих притягателен. Никто не может, а этот - всё может!

Использование мистики

ро уровню нравственности он был сущим зверем, и при­том - стопроцентным харизматиком. Толпа чувствовала в нем непонятную силу, чудовищную волю. А потому, соглас­но представлениям того времени, его окрестили колдуном. Разин не возражал и сам активно распространял слухи про свои волшебства.

В самом начале своей разбойничьей карьеры он проплыл на тридцати захваченных стругах под стенами Царицына.



550


551


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Со стен вовсю палили, но не нанесли бунтовщикам вреда. Это было приписано колдовству Стеньки.

В колдуна Разина верили и его враги, PR действовал и на верных правительству «государевых людей». Когда его в конце концов схватили, то содержали в церковном притво­ре на цепи. Считалось, что в церкви его волшебство не дей­ствует, а значит, колдун не сбежит.

И такого имиджа у Лжедмитрия не было. Объяви он себя колдуном - может, и не поднялась бы рука у заговорщиков.

Провозглашение легитимности

Мы упоминали про эклектичность бунта. В случае Рази­на главный бунтовщик ниспровергал все авторитеты, и при этом апеллировал к высшей власти. Отрицал все законы - и заявлял о собственной легитимности.


Суриков В. И. (1848—1916). Степан Разин

При Разине был какой-то мальчик с Кавказа, про кото­рого говорили, что это царевич Алексей. Для нового са-


Мозванца была готова легенда: царевич убежал от сурово-Ьти отца и злобы бояр, теперь Стенька идет возводить его ii.-i престол, а царевич обещает народу льготы и волю. На­стоящий сын Алексея Михайловича к тому времени уже умер.

Был также распущен слух, будто с бунтовщиком нахо­дится низверженный патриарх Никон. И авторитет церк­ви, когда надо, использовался этим ярым ниспровергате­лем религии!

Национальный и внешний факторы

I Госланцы Стеньки настраивали малые народы против русских, язычников и мусульман натравливали на право­славных. Главное, чтобы все бунтовали!

Из штаба мятежного атамана шли письма крымскому Хану. Разин призывал на Русь его орду. Аналогичное пред­ложение было отправлено с посольством к персидскому jnaxy. Такого даже большевики не делали.

Ленин желал поражения своему Отечеству в «империа­листической» Мировой войне. Князья Древней Руси звали ^(Юловцев, Хмельницкий звал крымских татар — но все это с конкретными политическими целями. Разин звал крымцев и персов просто для того, чтобы смуты, разорения и крови |0ыло больше.

И - ложь, ложь, ложь

И все время, как записной политикан, Стенька лгал. В |$амом начале восстания он с тремя товарищами подошел к одному городку и попросился пустить их «Богу помо­литься». Стрелецкий голова пустил. И скоро весь гарни-



552


553


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



зон расстался с головой, когда гости отворили ворота всей своей ватаге...

Но это было почти в самом начале. А почти в самом кон­це, под Симбирском, увидев, что проигрывает сражение, он бежал со своими донцами - тайно, ночью. Утром брошен­ные предводителем мятежники увидели, что их покинули казаки и окружили стрельцы... Более шестисот человек было взято в плен. Их казнили. Весь берег был покрыт рядом ви­селиц.

«Простите!»

Самого Ошепана Разина ждала более страшная казнь, Трудно предположить, что этот человек рассчитывал уме­реть в своей постели. Но если бы не неизбежная встреча с щщулярными войсками, он мог бы гулять по Руси еще не один год - и кто знает, чего бы натворил. На протяжении всего восстания Разин переигрывал Москву - и все благо­даря умелому созданию имиджа. У царя, правда, и помимо него тогда был хлопот полон рот.

«Нас примут почестно; самые большие господа выйдут навстречу посмотреть на нас!» - сказал он брату, когда донские казаки выдали главарей бунта властям. Это он имел в виду, что на его собственную казнь соберется вся Москва. За несколько верст от Москвы с Разина сняли его богатое платье и одели в лохмотья: тут начал наконец ра­ботать кремлевский PR. Подошла большая телега с висе­лицей, Степана поставили на нее и привязали цепью за шею к перекладине.

Когда 6 июня 1671 года его, после пыток, вывели на казнь, Стенька выслушал приговор спокойно. Палач взял его под руки, и он перекрестился, поклонился на все четыре сторо­ны и сказал: «Простите!»


11 алач отрубил ему правую руку по локоть. Потом ле­вую ногу по колено. Потом голову. Туловище рассекли на Части и воткнули на копья. Насадили на кол голову. Внут­ренности бросили собакам.

«Так окончилась кровавая драма, имевшая значение по­пытки ниспровергнуть правление бояр и приказных людей, СО всяким тяглом, с поборами и службами, и заменить ста­рый порядок иным - казацким, вольным, для всех равным, выборным, общенародным», - вновь с обычной своей сдер­жанностью отмечает Костомаров.

Тут, конечно, не о демократии речь, не прав Костома­ров. Речь о безумии бунта, в чудовищной жестокости и бес­смысленной разрушительности которого трудно увидеть воть что-то привлекательное. Но мы ведь не предлагаем читателю понять и принять идеи его «прелестных писем». Мы пишем книгу об истории русского пиара. Пропаганда Степана Разина и создаваемый им имидж совершенно со­ответствовали его разбойничьим задачам. Поскольку со­ответствовали - этот пиар какое-то время действовал на Ьусских людей.

А официальная московская власть долгое время проти­вопоставляла идейной борьбе одну только грубую силу. Что было совершенно неэффективно! Если мы в чем-то и пыта­емся убедить читателя, то только в этом. Если к чему-то и призываем, то только к тому, что с любой пропагандист­ской кампанией надо бороться адекватно: противопостав­лять идее - другую идею.

Иной путь для всякой власти гибелен. Если для предотвра­щения разинского бунта не хватало ни имиджа царя Алек­сея Михайловича, ни идеологии Москвы - Третьего Рима, ми официального пиара, правительство Алексея Михайло­вича должно было задуматься - что же противопоставить темному обаянию разбойника? Если бы нашло нужный ком­плекс идей - возможно, крови было бы меньше.



554


555


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Стенькин постпиар

Память о Разине и в Московии, и в Российской империи была ИСТОРИЧЕСКОЙ. То есть не лишенной оценок, но в целом довольно объективной. Помнить таких личностей нужно. В СССР пытались сделать его «народным вождем», а его бунт «крестьянской войной». Получилось не слишком убедительно, народным героем он не стал.

Вот народовольческая интеллигенция Разина поднима­ла на щит - именно как народного героя, харизматично-го народного заступника. Тут и песня про челны Стень­ки Разина, воспевание (в буквальном смысле) скверной истории с утопленной девушкой. И песня про «Утес Стеньки Разина», и многое другое. Но все это - фантомы интеллигентского сознания, напрасно приписанные на­роду.

Потому что крестьянство Степана Разина помнило, но имело к нему совершенно иное отношение. В народных ле­гендах он -firpauiHbm преступник, чье место, как я уже пи* сал как-то в «Мифах о России» - в аду вечно грызть раска­ленные кирпичи. Народ не считал, что даже смертной каз­нью Степан искупил все содеянное.

Никон.

Сколько PR-ошибок может сделать один патриарх?

Гений антипиара

Говоря об интуитивных гениях PR, - мы понимаем, что эти деятели наследовали определенную политическую куль­туру и далеко не все придумывали сами. Они владели нара* ботанными приемами подготовки общественного мнения, знали, с помощью каких «технологий» можно управлять решениями элит и поведением толпы. Оригинальный креа-


Тив зачастую имел определяющее значение, а подготови­тельная стадия проходилась на автомате.

Но гений антипиара - это совершенно особый талант. Таких людей надо вводить в совет директоров, платить им большую зарплату, всегда давать высказаться - и всегда уступать наоборот, прямо противоположно их рекомен­дациям. Такие люди в нашем повествовании тоже встреча­ются...

Патриарха Никона до сих пор называют одним из самых Крупных деятелей русской истории, а в том, что эта фигура ВО многом определила русский XVII век, нет никаких со­мнений. Однако то, что Никон сотворил с судьбой страны, [С судьбой русской церкви и со своей собственной судьбой, 1аставляет признать его нашим отечественным гением ан-Типиара № 1.

Никита стал Никоном. Ракета взлетела

Окончательные итоги его деятельности тем удивитель­нее, что начинал-то Никон очень, просто чрезвычайно хо­рошо. Какое-то время он был гением пиара и особенно -Самопиара, и пока таким был — все у него получалось. Стар­туя с реального нуля, не имея никаких материальных ре­сурсов, не обладая связями и практически не владея инфор­мацией, он по наитию делал церковно-государственную карьеру мирового уровня. Таких людей вообще во всемир­ной истории единицы. Ну разве что взлет Наполеона от кадета до «императора Французской республики» и хозя­ина 2/3 Европы — из той же серии. Хотя у Бонапарта стар­товая позиция все же была получше.

До того, как начал совершать одну ошибку за другой, до того, как они слились в какую-то гигантскую суперошиб-Ку, он действовал точно PR-волшебник.



556


557


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



Знаменитый патриарх и, по сути, — соправитель Рос­сийского государства, вообще-то изначально - кресть­янский сын и сирота из глухой провинции. Он родился в 1605 году в нижегородском селе и был окрещен Никитой. Мать умерла, отец женился на другой, мачеха Никиту невзлюбила... Всё как в сказке. Русской сказкой с обяза­тельным счастливым концом и была его жизнь - до поры до времени. Пока же отец бил мачеху за отношение к па­сынку, а та отмщала мужнины побои на нем же. Раз, ког­да голодный Никита хотел забраться в погреб, мачеха его подтолкнула, он упал и едва не погиб. Об этом Никон, никогда не^забывавший нанесенные ему обиды, расска­зывал позже сам. В его житии эта история имеет вари­ант: мачеха, увидев, что он забрался в печку, заложила ее дровами и хотела поджечь. Спасла бабушка. Ужас ка­кой-то.

Но и эта малоприятная семейная история сработала на имидж Божьего избранника: современникам было очевид­но, что это Господь не попустил погибели мальчика. Стало быть, имел на него виды...

С его же слов ходила такая легенда. Начав обучаться гра­моте, отправился Никита с монастырскими служками гулять и зашел к какому-то татарину, славившемуся по околотку тем, что искусно гадал и предсказывал будущее. Гадатель спросил: «Какого ты роду?» - «Я простолюдин», - отвечал Никита. «Ты будешь великим государем над царством рос­сийским!» — сказал ему татарин. Что за татарин? Почему та­тарин? Неважно. Скажете, глупо патриарху Всея Руси ссы­латься на авторитет какого-то околоточного гадателя? Да еще и мусульманина, скорее всего?

А вы патриархами не были, чтобы заключать о таких ве­щах. На простых людей в XVII веке такие истории, перехо­дящие из уст в уста, производили впечатление. А слова «ве­ликий государь» можно понимать по-разному.


Но вот злая мачеха умерла, умер и отец, Никита остался сам себе хозяином и женился. Грамотный, он пристрастил­ся к книгам и церковным богослужениям... Вскоре Никита был посвящен в сельские приходские священники. Ему было 20 лет.

Об обстоятельствах его возвышения мы можем судить только по тому, что рассказывал он сам. Его жизнь и карь­ера - опять лее до поры до времени - никого особенно не Интересовала. Так мы узнаем, что поп Никита перешел в Москву по просьбе московских купцов, узнавших о его на-штанности. Каких купцов? Какой такой особой начитан-ностр? Неважно. Главное, что в Москве.

Он имел от жены троих детей, но все они умерли во мла­денчестве. Смерть детей принял он за небесное указание, повелевающее ему отрешиться от мира. Никита уговорил жену постричься в московском Алексеевском монастыре, дал за ней вклад, оставил денег на содержание, а сам ушел на Белое море и постригся в ските под именем Никон. Ему было 30 лет.

Русский Север всегда имел для церкви особое значение1. Пребывание там воспринималось как служение, как под­виг веры. Двенадцать монахов жили в отдельных избах, рас­кинутых по острову, и только в субботу вечером сходились в церковь. Царь ежегодно давал им жалованье хлебом и деньгами, а рыбаки снабжали братию рыбой, в виде подая­ния, но житие было трудное...

На острове Никон быстро рассорился со всеми (тут, ка­жется, впервые проявилась затаенная стервозность его ха­рактера) и ушел в пустынь, находившуюся на островах Ко-жеозера. Он не любил жить с братией, предпочитал уеди­нение и поселился на особом острове, где занимался рыб-

1 Вспомните справедливо нашумевший в 2007 году фильм «Остров» -гам действие тоже происходит на острове Беломорья.



558


559


Особенности национального пиара


Цари и разбойники пиара



ной ловлей. Тем не менее (а может, как раз благодаря это­му... никому не успел насолить) когда умер игумен, братия пригласила Никона занять его пост. И он снова отравился в Москву, чтобы явиться с поклоном к молодому царю Алек­сею Михайловичу, как в те времена было принято у настоя­телей монастырей. Ему было уже 40 лет.

Душевный друг царя

Да, Алексей Михайлович был Леонид Ильичей XVII века, но только еще более добродушным и простым в общении. Он любил заводить новых друзей, и ему очень нравилось, когда человек откликался на его доброту. А тут при его дво­ре появился довольно молодой, но опытный церковный спе­циалист с прекрасно подвешенным языком, человек, знаю­щий и Москву, и далекую провинцию... С отсветом святос­ти, которым одаряли дальние северные погосты и монас­тыри. Это было приятно для набожного царя.

Нет, недаром Никон уезжал из Белокаменной на Белое море! Так в крупных компаниях отправляют перспективного будущего руководителя в региональный филиал, чтобы по­нюхал пороху. Так кремлевского чиновника делают губер­натором, зная, что он может вернуться на большую долж­ность. У Никона сама жизнь сложилась так — или он сам ев сложил, - чтобы предоставить ему один-единственный, но уникальный шанс.

О чем они там с царем при первой встрече разговарива­ли, неизвестно. Но известно, что молодому государю до такой степени понравился колсеозерский игумен, что он тотчас же велел ему остаться в Москве. По царскому жела­нию патриарх посвятил Никона в сан архимандрита Ново­спасского монастыря. Это было особое назначение. В этом монастыре была родовая усыпальница Романовых, Алек-


Сей Михайлович частенько наезжал в Новоспасский помо­литься за упокой души своих беспокойных предков. Встре­чи с архимандритом стали регулярными. Придворные от­мечали: чем чаще беседовал царь с Никоном, тем более про­никался к нему расположением.

В общ|р, скоро царю стало не хватать общения с архиман­дритом во время наездов в монастырь, и он приказал Никону Приезжать к себе во дворец каждую пятницу. Тогда же он стал называть его «собинным», то есть особым другом.

У крестьянского сына, сельского попа и беломорского монаха образовался уникальный ресурс. Как им восполь­зоваться? Инстинкт пока не отказывал ему, и Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его не за себя, а за утесненных и обиженных (!). Проявилась ли в этом особая хитрость Никона, неизвестно.

Но ход получился прекрасный, имидж создавался как раз такой, какой надо.

Бескорыстный заступник обиженных?! Вот это было царю по нраву! Алексей Михайлович тут же дал Никону статус «омбудсмена» (естественно, в те времена никто на Руси не слышал такого слова) и поручил принимать «сто­ронние» прошения. Уполномоченный царя по правам че­ловека брал просьбы от всех тех, кто искал царского ми­лосердия и управы на неправых судей. Изучив и сделав свое заключение, Никон передавал бумаги в царские руки. Ко­нечно же, тут его стали беспрестанно осаждать просите­ли — не только в монастыре, но и на улицах Москвы, на пути к царю.

Омбудсмен действовал, справедливость торжествовала, самодержец ликовал. Никон приобрел славу народного за­щитника и всеобщую любовь в Москве. Чем больше он нра-иился царю, тем больше нравился народу. Он уже был боль­шим человеком, но никто ему тогда не пенял, что, мол, из Грязи в князи...



560


19 Особенности национального пиара


Особенности национального пиара


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: