РАЗИН Степан (ок. 1630-1671). Большевики очень смешно почтили память своего предшественника. Разина было решено увековечить на Красной площади. Самого атамана ваял, точнее, вырезал из дерева скульптор Коненков. Персидскую княжу отлили из цемента. Были изготовлены еще пять голов разинских сподвижников... Всю эту сюрреалистическую деревянно-цементную композицию разместили на Лобном месте, откуда зачитывался вообще-то приговор разбойнику. На открытии в 1919 году выступил Ленин лично. А через 25 дней произведение маэстро Коненкова неожиданно взяли да убрали. То ли совсем терялось оно на фоне собора Василия Блаженного, то ли было уж слишком сюрным...
Дикий акт, при одном упоминании о котором должна описаться от злости каждая феминистка, воспевается народом уже больше сотни лет. Как это ни странно прозвучит, Разин работал именно с народным подсознанием, высвобождая, подобно психоаналитику-садисту, взрывную смесь темных комплексов и радужных надежд.
На этом он построил то, что напоминает по механизмам современную избирательную кампанию.
|
|
До того, как казак Степан Разин стал «нормальным» бандитом, он успел повоевать в составе регулярных войск на войне с Польшей. Кстати, тогда был казнен его брат - за
дезертирство. У Разина был военный опыт, а потому в столкновения с регулярными частями он свою ватагу старался не водить. Понимал, чем закончится «настоящая» битва по всей военной науке того времени для его «войска». И был прав! Последняя вынужденная битва Разина окончилась для него именно разгромом и бегством. Так что милитаристская составляющая его знаменитого восстания сводилась к чистой партизанщине: наскочить, поджечь, утопить...
Но при этом восстание к моменту военного краха Разина охватило практически всю страну. Шаталась и сама Москва. Банально прозвучит, но он действительно побеждал не на полях сражений, а в умах людей. ЩЩктически всех успехов кровавому народному вождю удалось добиться не пушками, а с помощью PR, вербуя себе все новых и новых сторонников. Старые погибали, пропадали, убегали или он их сам бросал. Но его движение все время пополнялось и расширялось. Программа и методы этой странной «избирательной кампании» были перманентны, как мировая революция Троцкого.
Кстати, цель у кампании была также самая традиционная - прийти к власти. Всё и правда почти как у Троцкого.
Разин: лозунги, программные цели, ценностные ориентиры
В таком расплывчатом по своей идеологии, бесструктурном, стихийном и эклектичном общественном явлении, как народное восстание, бывает трудно отделить лозунг от его воплощения. Только что брошен призыв: «Пустим красного петуха!», а уже пылает дворянская усадьба. Или припаркованные у обочины иномарки. При этом в восстании Разина ценностные ориентиры, объединявшие восставших, были очерчены достаточно четко.
|
|
544
18 Особенности национального пиара
545
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
Свобода, воля
«Вам всем воля; идите себе, куда хотите; силою не стану принуждать быть у себя. А кто хочет идти со мною, будет вольный казак. Я пришел бить бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться». Такова была его программа. И так говорил он пленным стрельцам после самого первого своего дела. Тогда, в 1667 году, он с ватагой из двух тысяч человек разгромил на Волге весенний хлебный караван — суда казенные, патриаршие, купеческие. Начальника охранявших их стрельцов изрубили, еще четырех приказчиков повесили, остальным он сказал: «Я пришел дать вам волю».
То же он говорил, захватив Яик: «Даю всем волю и вас не насилую; хотите - за мною идите в казаки, не хотите - ступайте себе в Астрахань». Некоторые стрельцы восприняли это буквально и действительно отправились в путь. За ними была послана погоня с приказом Стеньки рубить их и бросать в воду.
«Я пришел дать вам волю», — так назывался роман Шукшина, который должен был стать фильмом. Поживи еще Василий Макарыч, и снял бы он свой фильм про Разина. Так что и Шукшин попал под обаяние Стенькиной декларации о воле. А уж простой народ, да в XVII веке, когда утверждалось крепостное право, только о той воле и мечтал. И верил Стеньке абсолютно.
Нет, какова программа, какой пропагандистский запал у простых вроде бы слов: «Я пришел дать вам волю...»
Равенство
В народной песне — не стилизованной, как с княжной, а настоящей — про него пелось: «не хаживал в казацкий круг,
ре думал думушки со старыми казаками, а стал думать крепкую думушку с голытьбою». Старые казаки - не по возрасту, а по положению. Их статус был признан властями. Голытьба — это «воровские казаки», беглые холопы, скатившиеся из центральных областей к Дону. Разин всегда подчеркивал, что сам он ничем не лучше самого распоследнего своего казака.
Из похода на Каспий он вернулся с богатой добычей и щедро делился награбленным добром со всеми прибывавшими в его лагерь. При этом жил, как и все, в земляной избе, показывая, что не на одних словах проповедует равенство.
Неравенство же, как известно, закреплялось в бумагах. Взяв город, Стенька, не терпевший письменного слое(!$ громил приказную палату и жег на площади все документы. В Астрахани он пообещал: «Вот так же я сожгу все дела наверху у государя!»
«Учинить так, чтобы всяк всякому был равен» - это из ш® «прелестных писем». Не в том смысле прелестных, что милых и привлекательных, а в том, что соблазняющих... Идея, между прочим, по-прежнему привлекающая многих. Загляните в интернет.
Братство
В подметных письмах, распространявшихся по стране, он заявлял: «Я не хочу быть царем, хочу жить с вами как брат».
1 Какое яркое PR-определение - «прелестное» письмо. Совсем как в гениальном «Властелине колец» маниакальный урод Голлум, иссохший-ся от страсти к тому самому «Кольцу всевластия», тянет свои тоненькие волосатые ручонки к колечку на шее Хоббита, а губы шепчут: «Моя... Моя... пр-р-релесть...»
546
18- Иу
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
Социальная ненависть
Во всем, что творил Разин, сквозила ненависть к верхам общества и ко всему заведенному миропорядку. Социальная ненависть не являлась противовесом заявленным им высоким идеалам, она была их фундаментом.
Разин обладал инстинктом вождя, и всегда давал программные установки в подходящем антураже.
На Дон приехал человек из Москвы с царской милостивой грамотой. И что же? «Не с грамотою ты приехал, а лазутчиком за мною подсматривать и про нас узнавать», -закричал Разин на посла и стал его бить. «В воду его! Посадить в воду!» - кричал вождь казаков. Посла утопили. После этого донские казаки стали переходить к нему толпами. Такое отступление от дипломатического протокола донцы сочли остроумным. А Разин повсюду объявлял, что пора идти на бояр и звал всех на полноводную Волгу.
|
|
После взятия Астрахани он пьянствовал три недели. Это был кровавый пир. Всех, кто чем-то не угодил «народу», резали, топили, другим рубили руки и ноги, пускали ползать и истекать кровью.
«Жены казачьи и посадские неистовствовали над вдовами дворян, детей боярских и приказных. Тех, кто выказывал сострадание к жертвам, заколачивали до смерти», - свидетельствует историк.
Царицын, Саратов, Самара... Разбойник брал города один за другим и везде зверствовал.
Докуда сам он не мог дотянуться, доходили «прелестные письма». В них он извещал, что идет истреблять бояр, дворян и приказных людей... Вполне по-бандитски он хотел повязать кровью всю страну. Все это очень знакомо по событиям Гражданской войны. И по событиям всех гражданских войн, какие только случались в истории. Ответом стал «царский» белый террор.
Антирелигиозность
Когда-то в молодости Разин совершил паломничество на Соловки. Теперь он демонстрировал ярую антирелигиозность, стремясь к тому, чтобы все ценности сместились. Точь-в-точь как спустя два с половиной века большевики. Стенька не держал постов, что было дико для русского человека его времени, насмехался над обрядами.
В Черкасске был пожар, и казаки, зная его щедрость, обратились с просьбой дать денег на восстановление храмов. Разин ответил: «На что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре под деревом, да пропляшите вокруг, вот и повенчались».
Его атеистическая пропаганда давала плоды. Астраханцы, подражая Стеньке, стали в постные дни есть мясо и молоко. Тех, кто этого делать не хотел, того принуждали насильно.
|
|
Лжедмитрий нарушал традиции и обычаи и проиграл, потерял власть, а с нею и жизнь. Степан Разин тоже нарушал традиции и обычаи, да как! Лжедмитрию и в голову не пришло бы предложить поплясать вокруг дерева вместо венчания. Но он ухитрился на своем разрушительстве выигрывать. Почему?!
Разин: методы, приемы, организационные принципы
Здесь помимо собственных ноу-хау Разин пользовался основным правилом, которое известно каждому организатору выборов: надо говорить не то, что думаешь, а то, что от тебя хотят услышать.
Обычная картина, куда бы он ни приходил, была такой. ШЁин расхаживает между народом, со всеми говорит ласково и приветливо, щедро сыплет золото и серебро, помогает нуждающимся и всем обещает богатство.
548
549
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
Агитация
Прелестные или подметные письма расходились с Волги по всей стране. Верные люди Стеньки перебирались из города в город, повсюду баламутя народ.
Зачастую агитаторы добивались таких успехов, что осажденные сами помогали перебираться мятежным казакам через городские стены.
Образ народного героя
В царствование Алексея Михайловича разбойник стал типом народного героя. Этаким русским Робин Гудом.
Вот как описывает происхождение этого феномена Костомаров. «Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников как на врагов своей страны, лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедняков и простых людей. Разбойник стал представляться образцом удали, молодечества, даже покровителем и мстителем за страждущих и угнетенных».
В общем, «Россия - это равнина, по которой носится лихой человек». Стенька оседлал этот образ, который сложился в народном сознании словно специально под него. Собственно, он и был таким человеком. Лжедмитрий таким человеком не был, в образ фольклорного героя он лечь не сумел.
Насилие. Ужас новой власти
Зверства Разина были демонстративными. Он хотел вызывать страх. Так большевики будут печатать в газетах списки расстрелянных заложников и охотно будут допускать в
расстрельные подвалы всех желающих: пусть смотрят. Сергей Есенин, говорят, туда хаживал.
■р аненного астраханского воеводу Разин сам взял за руку и вывел на городскую стену. Толпа видела, как Разин сказал что-то ему на ухо, а тот отрицательно покачал головой. И Стенька столкнул воеводу с раската головой вниз.
Помимо воеводы было еще около четырехсот пятидесяти пленных. Они были связаны и дожидались своей участи. Стенька приказал перебить всех.
А перед уходом из Астрахани разбойник потребовал к себе двух сыновей воеводы, которые скрывались с матерью в палатах митрополита. Детей привели, и Разин приказал повесить их за ноги. Потом снял старшего и велел сбросить его со стены. А младшего, восьмилетнего, - высечь розгами и возвратить матери.
В этой жестокости было уже что-то ритуальное. Просто банда Мэнсона какая-то.
А ведь такая демонстративная жестокость завораживает. У одних вызывает желание подражать, других лишает сил сопротивляться. Имидж того, кто может попрать законы Божеские и человеческие, в своем отвращении - для многих притягателен. Никто не может, а этот - всё может!
Использование мистики
ро уровню нравственности он был сущим зверем, и притом - стопроцентным харизматиком. Толпа чувствовала в нем непонятную силу, чудовищную волю. А потому, согласно представлениям того времени, его окрестили колдуном. Разин не возражал и сам активно распространял слухи про свои волшебства.
В самом начале своей разбойничьей карьеры он проплыл на тридцати захваченных стругах под стенами Царицына.
550
551
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
Со стен вовсю палили, но не нанесли бунтовщикам вреда. Это было приписано колдовству Стеньки.
В колдуна Разина верили и его враги, PR действовал и на верных правительству «государевых людей». Когда его в конце концов схватили, то содержали в церковном притворе на цепи. Считалось, что в церкви его волшебство не действует, а значит, колдун не сбежит.
И такого имиджа у Лжедмитрия не было. Объяви он себя колдуном - может, и не поднялась бы рука у заговорщиков.
Провозглашение легитимности
Мы упоминали про эклектичность бунта. В случае Разина главный бунтовщик ниспровергал все авторитеты, и при этом апеллировал к высшей власти. Отрицал все законы - и заявлял о собственной легитимности.
Суриков В. И. (1848—1916). Степан Разин |
При Разине был какой-то мальчик с Кавказа, про которого говорили, что это царевич Алексей. Для нового са-
Мозванца была готова легенда: царевич убежал от сурово-Ьти отца и злобы бояр, теперь Стенька идет возводить его ii.-i престол, а царевич обещает народу льготы и волю. Настоящий сын Алексея Михайловича к тому времени уже умер.
Был также распущен слух, будто с бунтовщиком находится низверженный патриарх Никон. И авторитет церкви, когда надо, использовался этим ярым ниспровергателем религии!
Национальный и внешний факторы
I Госланцы Стеньки настраивали малые народы против русских, язычников и мусульман натравливали на православных. Главное, чтобы все бунтовали!
Из штаба мятежного атамана шли письма крымскому Хану. Разин призывал на Русь его орду. Аналогичное предложение было отправлено с посольством к персидскому jnaxy. Такого даже большевики не делали.
Ленин желал поражения своему Отечеству в «империалистической» Мировой войне. Князья Древней Руси звали ^(Юловцев, Хмельницкий звал крымских татар — но все это с конкретными политическими целями. Разин звал крымцев и персов просто для того, чтобы смуты, разорения и крови |0ыло больше.
И - ложь, ложь, ложь
И все время, как записной политикан, Стенька лгал. В |$амом начале восстания он с тремя товарищами подошел к одному городку и попросился пустить их «Богу помолиться». Стрелецкий голова пустил. И скоро весь гарни-
552
553
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
зон расстался с головой, когда гости отворили ворота всей своей ватаге...
Но это было почти в самом начале. А почти в самом конце, под Симбирском, увидев, что проигрывает сражение, он бежал со своими донцами - тайно, ночью. Утром брошенные предводителем мятежники увидели, что их покинули казаки и окружили стрельцы... Более шестисот человек было взято в плен. Их казнили. Весь берег был покрыт рядом виселиц.
«Простите!»
Самого Ошепана Разина ждала более страшная казнь, Трудно предположить, что этот человек рассчитывал умереть в своей постели. Но если бы не неизбежная встреча с щщулярными войсками, он мог бы гулять по Руси еще не один год - и кто знает, чего бы натворил. На протяжении всего восстания Разин переигрывал Москву - и все благодаря умелому созданию имиджа. У царя, правда, и помимо него тогда был хлопот полон рот.
«Нас примут почестно; самые большие господа выйдут навстречу посмотреть на нас!» - сказал он брату, когда донские казаки выдали главарей бунта властям. Это он имел в виду, что на его собственную казнь соберется вся Москва. За несколько верст от Москвы с Разина сняли его богатое платье и одели в лохмотья: тут начал наконец работать кремлевский PR. Подошла большая телега с виселицей, Степана поставили на нее и привязали цепью за шею к перекладине.
Когда 6 июня 1671 года его, после пыток, вывели на казнь, Стенька выслушал приговор спокойно. Палач взял его под руки, и он перекрестился, поклонился на все четыре стороны и сказал: «Простите!»
11 алач отрубил ему правую руку по локоть. Потом левую ногу по колено. Потом голову. Туловище рассекли на Части и воткнули на копья. Насадили на кол голову. Внутренности бросили собакам.
«Так окончилась кровавая драма, имевшая значение попытки ниспровергнуть правление бояр и приказных людей, СО всяким тяглом, с поборами и службами, и заменить старый порядок иным - казацким, вольным, для всех равным, выборным, общенародным», - вновь с обычной своей сдержанностью отмечает Костомаров.
Тут, конечно, не о демократии речь, не прав Костомаров. Речь о безумии бунта, в чудовищной жестокости и бессмысленной разрушительности которого трудно увидеть воть что-то привлекательное. Но мы ведь не предлагаем читателю понять и принять идеи его «прелестных писем». Мы пишем книгу об истории русского пиара. Пропаганда Степана Разина и создаваемый им имидж совершенно соответствовали его разбойничьим задачам. Поскольку соответствовали - этот пиар какое-то время действовал на Ьусских людей.
А официальная московская власть долгое время противопоставляла идейной борьбе одну только грубую силу. Что было совершенно неэффективно! Если мы в чем-то и пытаемся убедить читателя, то только в этом. Если к чему-то и призываем, то только к тому, что с любой пропагандистской кампанией надо бороться адекватно: противопоставлять идее - другую идею.
Иной путь для всякой власти гибелен. Если для предотвращения разинского бунта не хватало ни имиджа царя Алексея Михайловича, ни идеологии Москвы - Третьего Рима, ми официального пиара, правительство Алексея Михайловича должно было задуматься - что же противопоставить темному обаянию разбойника? Если бы нашло нужный комплекс идей - возможно, крови было бы меньше.
554
555
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
Стенькин постпиар
Память о Разине и в Московии, и в Российской империи была ИСТОРИЧЕСКОЙ. То есть не лишенной оценок, но в целом довольно объективной. Помнить таких личностей нужно. В СССР пытались сделать его «народным вождем», а его бунт «крестьянской войной». Получилось не слишком убедительно, народным героем он не стал.
Вот народовольческая интеллигенция Разина поднимала на щит - именно как народного героя, харизматично-го народного заступника. Тут и песня про челны Стеньки Разина, воспевание (в буквальном смысле) скверной истории с утопленной девушкой. И песня про «Утес Стеньки Разина», и многое другое. Но все это - фантомы интеллигентского сознания, напрасно приписанные народу.
Потому что крестьянство Степана Разина помнило, но имело к нему совершенно иное отношение. В народных легендах он -firpauiHbm преступник, чье место, как я уже пи* сал как-то в «Мифах о России» - в аду вечно грызть раскаленные кирпичи. Народ не считал, что даже смертной казнью Степан искупил все содеянное.
Никон.
Сколько PR-ошибок может сделать один патриарх?
Гений антипиара
Говоря об интуитивных гениях PR, - мы понимаем, что эти деятели наследовали определенную политическую культуру и далеко не все придумывали сами. Они владели нара* ботанными приемами подготовки общественного мнения, знали, с помощью каких «технологий» можно управлять решениями элит и поведением толпы. Оригинальный креа-
Тив зачастую имел определяющее значение, а подготовительная стадия проходилась на автомате.
Но гений антипиара - это совершенно особый талант. Таких людей надо вводить в совет директоров, платить им большую зарплату, всегда давать высказаться - и всегда уступать наоборот, прямо противоположно их рекомендациям. Такие люди в нашем повествовании тоже встречаются...
Патриарха Никона до сих пор называют одним из самых Крупных деятелей русской истории, а в том, что эта фигура ВО многом определила русский XVII век, нет никаких сомнений. Однако то, что Никон сотворил с судьбой страны, [С судьбой русской церкви и со своей собственной судьбой, 1аставляет признать его нашим отечественным гением ан-Типиара № 1.
Никита стал Никоном. Ракета взлетела
Окончательные итоги его деятельности тем удивительнее, что начинал-то Никон очень, просто чрезвычайно хорошо. Какое-то время он был гением пиара и особенно -Самопиара, и пока таким был — все у него получалось. Стартуя с реального нуля, не имея никаких материальных ресурсов, не обладая связями и практически не владея информацией, он по наитию делал церковно-государственную карьеру мирового уровня. Таких людей вообще во всемирной истории единицы. Ну разве что взлет Наполеона от кадета до «императора Французской республики» и хозяина 2/3 Европы — из той же серии. Хотя у Бонапарта стартовая позиция все же была получше.
До того, как начал совершать одну ошибку за другой, до того, как они слились в какую-то гигантскую суперошиб-Ку, он действовал точно PR-волшебник.
556
557
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
Знаменитый патриарх и, по сути, — соправитель Российского государства, вообще-то изначально - крестьянский сын и сирота из глухой провинции. Он родился в 1605 году в нижегородском селе и был окрещен Никитой. Мать умерла, отец женился на другой, мачеха Никиту невзлюбила... Всё как в сказке. Русской сказкой с обязательным счастливым концом и была его жизнь - до поры до времени. Пока же отец бил мачеху за отношение к пасынку, а та отмщала мужнины побои на нем же. Раз, когда голодный Никита хотел забраться в погреб, мачеха его подтолкнула, он упал и едва не погиб. Об этом Никон, никогда не^забывавший нанесенные ему обиды, рассказывал позже сам. В его житии эта история имеет вариант: мачеха, увидев, что он забрался в печку, заложила ее дровами и хотела поджечь. Спасла бабушка. Ужас какой-то.
Но и эта малоприятная семейная история сработала на имидж Божьего избранника: современникам было очевидно, что это Господь не попустил погибели мальчика. Стало быть, имел на него виды...
С его же слов ходила такая легенда. Начав обучаться грамоте, отправился Никита с монастырскими служками гулять и зашел к какому-то татарину, славившемуся по околотку тем, что искусно гадал и предсказывал будущее. Гадатель спросил: «Какого ты роду?» - «Я простолюдин», - отвечал Никита. «Ты будешь великим государем над царством российским!» — сказал ему татарин. Что за татарин? Почему татарин? Неважно. Скажете, глупо патриарху Всея Руси ссылаться на авторитет какого-то околоточного гадателя? Да еще и мусульманина, скорее всего?
А вы патриархами не были, чтобы заключать о таких вещах. На простых людей в XVII веке такие истории, переходящие из уст в уста, производили впечатление. А слова «великий государь» можно понимать по-разному.
Но вот злая мачеха умерла, умер и отец, Никита остался сам себе хозяином и женился. Грамотный, он пристрастился к книгам и церковным богослужениям... Вскоре Никита был посвящен в сельские приходские священники. Ему было 20 лет.
Об обстоятельствах его возвышения мы можем судить только по тому, что рассказывал он сам. Его жизнь и карьера - опять лее до поры до времени - никого особенно не Интересовала. Так мы узнаем, что поп Никита перешел в Москву по просьбе московских купцов, узнавших о его на-штанности. Каких купцов? Какой такой особой начитан-ностр? Неважно. Главное, что в Москве.
Он имел от жены троих детей, но все они умерли во младенчестве. Смерть детей принял он за небесное указание, повелевающее ему отрешиться от мира. Никита уговорил жену постричься в московском Алексеевском монастыре, дал за ней вклад, оставил денег на содержание, а сам ушел на Белое море и постригся в ските под именем Никон. Ему было 30 лет.
Русский Север всегда имел для церкви особое значение1. Пребывание там воспринималось как служение, как подвиг веры. Двенадцать монахов жили в отдельных избах, раскинутых по острову, и только в субботу вечером сходились в церковь. Царь ежегодно давал им жалованье хлебом и деньгами, а рыбаки снабжали братию рыбой, в виде подаяния, но житие было трудное...
На острове Никон быстро рассорился со всеми (тут, кажется, впервые проявилась затаенная стервозность его характера) и ушел в пустынь, находившуюся на островах Ко-жеозера. Он не любил жить с братией, предпочитал уединение и поселился на особом острове, где занимался рыб-
1 Вспомните справедливо нашумевший в 2007 году фильм «Остров» -гам действие тоже происходит на острове Беломорья.
558
559
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
ной ловлей. Тем не менее (а может, как раз благодаря этому... никому не успел насолить) когда умер игумен, братия пригласила Никона занять его пост. И он снова отравился в Москву, чтобы явиться с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, как в те времена было принято у настоятелей монастырей. Ему было уже 40 лет.
Душевный друг царя
Да, Алексей Михайлович был Леонид Ильичей XVII века, но только еще более добродушным и простым в общении. Он любил заводить новых друзей, и ему очень нравилось, когда человек откликался на его доброту. А тут при его дворе появился довольно молодой, но опытный церковный специалист с прекрасно подвешенным языком, человек, знающий и Москву, и далекую провинцию... С отсветом святости, которым одаряли дальние северные погосты и монастыри. Это было приятно для набожного царя.
Нет, недаром Никон уезжал из Белокаменной на Белое море! Так в крупных компаниях отправляют перспективного будущего руководителя в региональный филиал, чтобы понюхал пороху. Так кремлевского чиновника делают губернатором, зная, что он может вернуться на большую должность. У Никона сама жизнь сложилась так — или он сам ев сложил, - чтобы предоставить ему один-единственный, но уникальный шанс.
О чем они там с царем при первой встрече разговаривали, неизвестно. Но известно, что молодому государю до такой степени понравился колсеозерский игумен, что он тотчас же велел ему остаться в Москве. По царскому желанию патриарх посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря. Это было особое назначение. В этом монастыре была родовая усыпальница Романовых, Алек-
Сей Михайлович частенько наезжал в Новоспасский помолиться за упокой души своих беспокойных предков. Встречи с архимандритом стали регулярными. Придворные отмечали: чем чаще беседовал царь с Никоном, тем более проникался к нему расположением.
В общ|р, скоро царю стало не хватать общения с архимандритом во время наездов в монастырь, и он приказал Никону Приезжать к себе во дворец каждую пятницу. Тогда же он стал называть его «собинным», то есть особым другом.
У крестьянского сына, сельского попа и беломорского монаха образовался уникальный ресурс. Как им воспользоваться? Инстинкт пока не отказывал ему, и Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его не за себя, а за утесненных и обиженных (!). Проявилась ли в этом особая хитрость Никона, неизвестно.
Но ход получился прекрасный, имидж создавался как раз такой, какой надо.
Бескорыстный заступник обиженных?! Вот это было царю по нраву! Алексей Михайлович тут же дал Никону статус «омбудсмена» (естественно, в те времена никто на Руси не слышал такого слова) и поручил принимать «сторонние» прошения. Уполномоченный царя по правам человека брал просьбы от всех тех, кто искал царского милосердия и управы на неправых судей. Изучив и сделав свое заключение, Никон передавал бумаги в царские руки. Конечно же, тут его стали беспрестанно осаждать просители — не только в монастыре, но и на улицах Москвы, на пути к царю.
Омбудсмен действовал, справедливость торжествовала, самодержец ликовал. Никон приобрел славу народного защитника и всеобщую любовь в Москве. Чем больше он нра-иился царю, тем больше нравился народу. Он уже был большим человеком, но никто ему тогда не пенял, что, мол, из Грязи в князи...
560
19 Особенности национального пиара
Особенности национального пиара