У детей и подростков неврозы характеризуются малой очерченностью, стертостью, мимолетностью клинических расстройств; большой их изменчивостью, отсутствием классических форм, кроме истерических и фобических; преобладанием двигательной расторможенности; отсутствием отчетливых жалоб со стороны ребенка и обилием их от окружающих; наличие основного симптома или синдрома определяющего особенности болезни; изменение поведения; снижение успеваемости.
При анализе возникновения неврозов наиболее уязвимы возрасты 2 и 3 года, а также 5 и 7 лет. Возраст от 2 до 5 лет наиболее интенсивный в плане формирования эмоций. Средний возраст начала формирования невроза составляет 6 лет. Частота возникновения неврозов у школьников возрастает по мере увеличения обучения.
Школа, учебный процесс, связанный с перегрузкой, нервными переживаниями, перенапряжением являются важной причиной возникновения неврозов.
Формирование школьных неврозов в значительной степени зависит от учителя, его объективности, профессионализма, этики. Опыт показывает, что учащиеся больше всего страдают от необъективного оценивания их знаний, а это мощный психологический фактор. Оценка знаний учащегося - дело сложное и чрезвычайно важное, здесь субъективизм всегда может иметь место. Кроме того, большинство детей испытывают страхи от самого посещения школы - опросов с пристрастием, двоек, унизительных эпитетов «дубы», «нули», вызовов родителей. По данным исследований из ста диагностированных неврозов 2/3 возникли по вине учителя.
|
|
По данным литературы 60 % детей, страдающих неврозами, из неполных семей. Нервозность у детей обоего пола часто обусловлена нервным состоянием матери, находящейся в конфликте с отцом до и после развода. Тогда подросток невротически еще более привязывается к матери. Подобная ситуация оказывает наиболее неблагоприятное влияние на мальчиков, поскольку отсутствие мужского влияния и односторонний опыт общения с матерью приносят проблемы в их отношения со сверстниками того же пола.
Реакция детей на конфликт в семье различна в зависимости от их эмоциональной чувствительности, особенностей темперамента, характера и возраста. Общим будет проявление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушение сна и аппетита. Сам факт невротического заболевания показывает, что оно в немалой степени является следствием невозможности психики ребенка противостоять действию психогенных, стрессовых по своей природе, факторов в семье.
Таким образом, динамику внутреннего конфликта можно представить следующим образом:
|
|
- наличие психотравмирующих, т.е. вызывающих переживания жизненных обстоятельств или событий;
- трудность, невозможность их разрешения их силами ребенка, что приводит к хроническому чувству усталости и напряжения;
- столкновение противоположно направленных мотивов, устремлений, порождающих эффект внутреннего беспокойства;
- появление чувства неудовлетворенности собой, усиление беспокойства;
- неустойчивость самооценки, в основном ее понижение;
- неуверенность в себе;
- повышение чувствительности в виде непереносимости определенных жизненных обстоятельств и событий.
Итак, наличие большого количества неразрешимых проблем воспитания, как в семье, так и школе, отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей, учителей, проекции личностных проблем на отношения с детьми, односторонний характер воспитания в семье, нарастание затруднения у детей в реализации своих возможностей, утверждении себя, раскрытии творческого потенциала являются причинами неврозов у детей, тем более выраженных, чем длительнее его течение и чем тяжелее неблагоприятно сложившаяся жизненная ситуация.