В чем состояло значение рационалистического естественного права для перестройки институтов общества в XVIII в., так это в том, что его идеи и способы аргументации стали оружием в руках политического идейного течения, которое называется Просвещением.
Однако для того, чтобы объяснить сложное отношение Просвещения к рационалистическому естественному праву, необходимо параллельное сравнение. Схоластика, помимо всего прочего, была методом правовой науки, результативность которого определялась средневековыми христианскими моральными учениями, т. е. в основном отдавалась на усмотрение церкви. Естественное же право было общественной философией, чей важнейший результат заключался в создании нового метода правовой науки. Результат применения
этого метода, в свою очередь, в важных областях жизни испытал сильное влияние идей Просвещения, которые вытекали из нового морального взгляда на человека, его жизнь и на общество. Естественное право и Просвещение являются идейными движениями, тесно связанными друг с другом, но тем не менее они не идентичны друг другу. Соотношение между ними может быть выражено в том, что человек эпохи Просвещения использовал одну из уже готовых социальных теорий рационалистического права, систему его понятий и способов аргументации, с тем чтобы провести реформы, основанные на идейно-политических положениях, подчеркивая одновременно их гуманитарный характер. В своей политической агитации представители Просвещения часто прибегали к аргументам гуманитарного плана, а часто и к эмоциям. Поэтому нередко так трудно понять ход идеологических дискуссий о реформах эпохи Просвещения.
|
|
Если же задаться вопросом, какой фактор стал решающим для успеха движения Просвещения (и для рационалистического естественного права) в XVIII в., то за ответом не надо далеко ходить. Ранее уже упоминалось, что в XVIII в. велись интенсивные политические и научные дискуссии в книгах, брошюрах, газетах и журналах. В них принимало участие большинство образованных светских людей. Средневековый дворянин был, как правило, грамотным. Что же касается тех, кто пришел ему на смену - военных и гражданских чиновников, то для них уже обязательно высшее образование, причем даже бюргеры тогда должны были уметь читать и писать. Общество уже в XV в. стало настолько сложным, что общее образование должно было распространяться вплоть до XVII в. Университеты при этом расширялись, их число увеличивалось. Технической предпосылкой для распространения образования так же, как и для дискуссий XVIII в., явилось изобретение книгопечатания. От тягостного, долгого и дорогостоящего размножения рукописей через их переписку люди перешли к техническому методу, создав первые в мировой истории средства массовой информации. Но, чтобы использовать возможности средств коммуникации между людьми, которые предоставляло книгопечатание, предполагалось, что люди, в свою очередь, должны уметь читать и писать. Возникшие средства массовой информации стимулировали в значительной степени как научные дебаты, происходившие в европейском обществе, так и процесс образования. Успех в этих областях стимулировал, в свою очередь, дальнейшее развитие прессы.
|
|
С точки зрения истории права это развитие явилось значительным шагом вперед, так как оно выражалось в прогрессе законодательной техники. Посредством публикации законов и указов законодательство превратилось в более эффективное средство управления. Через напечатанные мае-
совым тиражом тексты законов государственная власть могла общаться с человеком гораздо быстрее и шире, чем раньше. Монархи и вольные города посчитали, что они могут развивать старое право посредством своей нормотворческой деятельности. Уже в XVII в. они стали широко и решительно регулировать указами то, что никогда ранее не регулировалось правом или же регулировалось в ограниченном объеме. Особенно это касалось сферы хозяйственной деятельности и сферы личного потребления людей.
Однако в этом нормотворчестве стали приходить к таким крайностям, что указы перестали соблюдаться и вскоре прекратили свое действие, так как никто не собирался им подчиняться. Постепенно люди становились осторожными. Они обнаружили, что закон действует только тогда, когда он соответствует фактической социальной и экономической ситуации, на которую хотели бы воздействовать правом. Одновременно возникла естественная мысль, что новая система коммуникаций делает возможным создание новой всеобщей кодификации законов, которая стала бы эффективным инструментом управления. Появление больших собраний законов эпохи Просвещения, в первую очередь, Allgemeines Preussisches Landrecht 1794 г. (Общее уложение для прусских земель), Code Civil 1804 г. (Гражданское право с последующим специальным законодательством) и Allgemeines Bivgerlisches Gesetzbuch в Австрии 1811 г. следует также рассматривать в качестве результата взаимодействия трех факторов - политического требования реформ эпохи Просвещения, метода рационалистического естественного права и влияния новых способов общения между людьми, выразившимися в изобретении книгопечатания.
Влияние античности
Несмотря на революционные преобразования основных общественных идеологий и фундаментальных институтов общества в середине XVIII в., давало о себе знать многое из времен позднеантичного христианства. В XV-XVI вв. возрождались античные интеллектуальные и эстетические идеалы, которые гуманисты заново обнаружили в классических источниках. Греческая литература и греческий язык были приняты восторженно. С точки зрения истории права XVII-XVIII вв. также следует рассматривать в качестве возрождения эллинистической государственно-правовой культуры. Эллинистический мир идей, терминология и институты служили идеалами при проведении реформ.
Но в тоже время идеал - это одно, а действительность -другое. Европейское общество XVIII в. по-прежнему содержало в себе социальные и экономические отношения; кото-
рые лежали в основе позднеантичной цивилизации. Фактические результаты реформаторского движения эпохи Просвещения основывались на одновременно проводившихся дискуссиях по политическим и правовым реформам.
Тем не менее влияние, оказанное эллинистическими институтами, представляется важным для понимания новых правовых образований общества XVIII в. Прежде всего это касается сферы государственной жизни и государственного права. Императоры и короли черпали вдохновение и символику у римского императора Августа, который, с точки зрения монархов XVIII в., являл собой вершину государственного искусства Рима. Екатерина Великая приняла титул "Mater Matriae" ("Мать Отечества") в соответствии с похожим титулом Августа "Pater Patriae" ("Отец Отечества"). Иосиф II установил самому себе статую в образе римского цезаря в родовом замке Габсбургов в Лаксенбурге, а со времен коронации Наполеона коронационный гимн стал начинаться со слов: "Vivat in aetemam semper Augustus" ("Живи всегда и вечно, Август").
|
|
Такие же идеалы мы можем встретить среди приверженцев республиканской формы правления. Группа молодых дворян и офицеров, которая сражалась во время американской войны за независимость в североамериканской армии, образовала так называемый орден Цинцинната и называла себя цинциннатистами. В качестве образца для подражания они избрали Цинцинната. Джордж Вашингтон был первым президентом ордена, причем во Франции находилась ложа ордена, в которой председательствовал Лафайет. Другим примером использования классических идеалов является партия жирондистов времен Французской революции, которая на ранней стадии революции сыграла ведущую роль. Ее целью было восстановить во Франции институты и гражданские идеалы Римской республики. Поэтому партия почитала героев Брута и Кассия (вождей заговора и убийцу Гая Юлия Цезаря) и была непримиримым противником королевской власти.
Французская революция на самом деле явилась смесью реформ по античным образцам в различных областях. В сфере государственного права образцы следовали за оружием революционеров. Французы учредили Батавскую (Голландия), Гельветическую (Швейцария) и Циз-Альпийскую (Северная Италия) республики. Была восстановлена Римская республика в самом Риме с соответствующими консулами. Другой известный пример - установление десятидневной недели, в основу которой положена афинская декада. Еще была принята конституция с консульским правлением, которая привела Наполеона к власти. Он также стал императором
посредством закона, который, по римскому образцу, назвали "senatus consultwn".