Алгоритм сольфеджирования

Сольфеджирование - один из самых сложных, но необходимых моментов урока. Нам надо научить детей петь по нотам, чтобы в дальнейшем использовать это умение при разучивании песен, при пропевании тем прослушиваемых произведений. Сольфеджирование выполняет вспомогательные функции по отношению к пению и слушанию музыки, но, чтобы эти функции исполнять, необходимо научиться петь по нотам. Чтобы облегчить ребенку задачу сольфеджирования, надо разложить ее на несколько этапов:

1. Анализ метро - ритмической структуры: сюда входит определение размера, чтение ритма с названиями ритмослогов, определение количества фраз и их сравнение по ритму.

2. Чтение нотной записи: с какой ноты начинается, какие еще встречаются ноты, какой нотой кончается. Чтение в ритме нотной записи, сравнение фраз по нотной записи.

3. Анализ интонационный: определение тоники, тональности, лада, выявление знакомых интонаций и наиболее сложных интонаций, слуховая настройка на тональность, в которой также подготавливаются и пропеваются ключевые, наиболее сложные интонации, сравнение фраз по интонационному признаку.

4. Сольфеджирование в ритме без сопровождения, с поправками и повторами.

5. Исполнение записанной мелодии с текстом, который перед этим читает педагог.

Этот алгоритм необходимо выполнять каждый раз без изменения порядка работы. Естественно, что по мере освоения навыка сольфеджировакия работа внутри каждого этапа будет как бы сжиматься, сворачиваться, становиться все менее подробной, но сами этапы обязательно сохраняются.

Еще одно важное замечание: примерами для сольфеджирования в рамках начальной школы должны быть прежде всего попевки, которые дети впоследствии обязательно исполняют на уроках в качестве распеваний и упражнений, песни и фрагменты песен, разучиваемых на уроке музыки, отдельные темы произведений, предназначенных для прослушивания на уроке. Предпочтительно выбирать музыкальный материал высокого художественного уровня (любая музыка на уроке влияет на качество интонационной атмосферы урока).

Литература

1. Абелян Л. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростков. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 13. М.: «Музыка», 1978.

2. Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 10. М.: «Музыка», 1975.

3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания. М.: «Просвещение», 1983.

4. Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.

5. Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними.

«Музыкальное воспитание в школе». Вып. 10. М.: «Музыка», 1975.

6. Баренбойм Л. Система музыкального воспитания К. Орфа. Л.: «Музыка», 1970.

7. Белобородова В., Ригина Г., Алиев Ю. Музыкальное восприятие школьников. М.: «Педагогика», 1975.

8. Вертов А. Техника постановки голоса. М.: Гос. муз. изд-во, 1961.

9. Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. Л.: «Музыка», 1968.

10. Вопросы вокальной педагогики под ред. Л. Дмитриевой. Сб. Вып. 5. М.: «Музыка», 1976.

11. Вопросы вокальной педагогики под ред. А. Яковлевой. Сб. Вып. 7. М.; «Музыка», 1984.

12. Восприятие музыки. Сб. статей. М.: «Музыка», 1980.

13. Выготский Л. Психология искусства. М.: «Педагогика», 1987.

14. Гродзенская Н. Произведения классиков в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 10. М.: «Музыка», 1975.

15. Гродзенская Н. Школьники слушают музыку. М.: «Просвещение», 1969.

16. Дайри Н. Основное усвоить на уроке. М.: «Просвещение», 1981.

17. Дидактика средней школы под ред. М. Н. Скаткина. М.: «Просвещение», 1982.

18. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: «Музыка». 1963.

19. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: «Музыка», 1972.

20. Должанский Д. Симфоническая музыка П. Чайковского. М.-Л.: «Музыка», 1965.

21. Емельянов В. Фонопедические упражнения для голосового аппарата, профилактики и устранения расстройства певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков. Метод, разработка. М.: Министерство культуры РСФСР, 1987. (На правах рукописи.)

22. Жданова Г. Игровой метод в развитии музыкально-нравственных интересов младших школьников в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 14. М.: «Музыка», 1979.

23. Жутикова Н. Учителю о практике психологической помощи. М.: «Просвещение», 1988.

24. Кандинский А. История русской музыки. Т. 2. М.: «Музыка», 1979.

25. Коломинский Я., Панько Е. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: «Просвещение», 1988.

26. Куликова Н. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 11. М,: «Музыка», 1976.

27. ЛевидовА. Автор, образ, читатель. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

28. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: «Музыка», 1977.

29. Люблинская А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: «Просвещение», 1977.

30. Любскип С. Двухголосное пение в школе. М.: Изд - во АПН РСФСР, 1950.

31. МазельЛ. О природе и средствах музыки. М.: «Музыка», 1991.

32. Максимов С. Хоровое пение в школе. М.: Учпедгиз, 1961.

33. Малинина Е. Вокальное воспитание детей. Л.: «Музыка», 1967.

34. Маркова А., Матис Т., Орлов А. Формирование мотивации учения. М.: «Просвещение», 1990.

35. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 13. М.: «Музыка», 1978.

36. Менабени А. Методы вокальной работы в школе. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 11. М.: «Музыка», 1976.

37. Морозов В. Тайны вокальной речи. Л.: «Наука», 1967.

38. Назаренко И. Искусство пения. М.: «Музыка», 1968.

39. Овчинникова Т. Воспитание певческого голоса в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 10. М.:.Музыка», 1975.

40. Овчинникова Т. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 10. М.: «Музыка», 1975.

41. Педагогический поиск. Сб. статей. М.: «Педагогика», 1987.

42. Перельштейнас Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания в хоре мальчиков и юношей. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 10. М.: «Музыка», 1975.

43. Работа с детским хором. Сб. статей. М.: «Музыка», 1981.

44. Развитие детского голоса. Материалы научной конференции по вопросам вокально - хорового воспитания детей, подростков, молодежи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

45. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: «Музыка», 1989.

46. Ринкявичус М. Воспринимают ли дети полифонию. Л.: «Музыка», 1979.

47. Румер М. Книга по пению. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.

48. Сказка в творчестве Н. А. Римского - Корсакова. Сб. статей. М.: «Музыка», 1987.

49. Соколов В. Работа с хором. М.: «Музыка», 1983.

50. Стоуне Э. Психопедагогика. М.: «Просвещение», 1984.

51. Струве Г. Музыка для всех. М.: «Молодая гвардия», 1978.

52. Струве Г. Хоровое сольфеджирование. М.: «Музыка», 1986.

53. Струве Г. Школьный хор. М.: «Просвещение», 1981.

54. Стулова Г. О певческом дыхании в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.

55. Талызина Н. Формирование познавательной деятельности младших школьников,). М.: «Просвещение», 1988.

56. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. М.: «Педагогика», 1988.

57. Тевлина В. Вокально - хоровая работа. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 15. М.: «Музыка», 1982.

58. Тевлина В. Методика работы над песней (начальные классы). «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 17. М.: «Музыка», 1986.

59. Теплое Б. Психология музыкальных способностей. М.: «Педагогика», 1985.

60. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Избранные труды. Т. 1. М,: «Просвещение», 1988.

61. Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? М.: «Просвещение», 1987.

62. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: «Музыка», 1964.

63. Чишко О. Певческий голос и его свойства. Л.: «Музыка», 1966.

64. Эльконин Д. Психология игры. М.: «Просвещение», 1978.

65. Юссон Р. Певческий голос. М.: «Музыка», 1974.

66. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса. Вопросы певческого воспитания школьников. М.: Учпедгиз, 1958.

67. Яковлев А. Физиологические закономерности певческой атаки.

68. Яковлев Н., Сохор А. Методика и техника урока в школе. М,: «Просвещение», 1981.

69. Яковлева А., Кочнева И. Вокальный словарь. Л.: «Музыка», 1986.

70. Ярустовский Б. И. Стравинский. Л.: «Музыка», 1982.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: