Пространство СНГ


Одним из приоритетов внешнеполитической деятельности в отчетный период оставалось развитие отношений со странами Содружества Независимых Государств. На пространстве СНГ Россия проводила линию на развитие многосторонних форматов сотрудничества на основе принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции. Двусторонние отношения со странами СНГ строились на основе прагматизма и взаимного учета интересов, осуществлялся перевод торгово-экономических связей на рыночную основу. Приоритетное внимание уделялось совершенствованию интеграционных процессов в СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и Союзном государстве России и Белоруссии.
Содружество Независимых Государств, несмотря на объективные трудности, продолжало играть роль важного инструмента поддержания и регулирования многоплановых связей между постсоветскими государствами. В центре усилий российской дипломатии на этом направлении находились вопросы реформирования СНГ и определения дальнейших путей его развития.
Россия приняла активное участие в разработке Концепции дальнейшего развития СНГ, которая вместе с Планом основных мероприятий по ее реализации была одобрена на заседании Совета глав государств Содружества в Душанбе 5 октября. С принятием этих документов Содружество получило отвечающий реалиям вектор своего развития, подкрепленный договоренностями в конкретных практических областях. При этом избран эволюционный путь, предусматривающий сохранение наработанного позитива, постепенность в достижении качественно нового уровня взаимодействия.
В рамках СНГ было активизировано гуманитарное сотрудничество, определенное в Концепции в качестве одного из приоритетов. В развитие Договора о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ 2006 года и Соглашения о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств-участников СНГ 2006 года соответственно в марте и июне состоялись первые заседания Совета и Фонда. Состоялся второй Форум творческой и научной интеллигенции (Астана,
12-13 ноября).
Важным направлением деятельности СНГ оставалось практическое взаимодействие в укреплении безопасности и правопорядка. Этому были призваны способствовать подписанный на душанбинском саммите (октябрь) в формате заинтересованных стран Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и одобренное там же Положение об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств-участников СНГ в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах.
Кроме того, в Душанбе главами государств были одобрены очередные (на 2008-2010 гг.) программы сотрудничества государств-участников Содружества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью. Подписано Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов, а также принята Декларация о согласованной миграционной политике государств-участников СНГ.
В рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) удалось сделать важный шаг от зоны свободной торговли к следующей интеграционной фазе – созданию таможенного союза, на начальном этапе в рамках трех государств – Белоруссии, Казахстана и России. На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств в Душанбе 6 октября принято решение «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», подписаны Договор о Комиссии таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним, а также утверждены Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза, и План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Еще 9 соглашений, являющихся частью правовой базы таможенного союза, подготовлены к подписанию.
Продолжалось наращивание потенциала Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве ключевой региональной структуры обеспечения коллективной безопасности. Военное сотрудничество в формате ОДКБ осуществлялось в соответствии с Планом коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. В сфере военно-технического сотрудничества совершенствовались механизмы поставок союзникам российского вооружения и спецтехники на льготных условиях, оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ в случае возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии, велась совместная подготовка военных кадров. Продуктивно заработала созданная в 2006 году Межгосударственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству ОДКБ.
Принимались меры по координации усилий союзников на афганском направлении. Представители рабочей группы по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ 10-12 марта обсудили в Кабуле доработанные предложения афганской стороны о сотрудничестве с ОДКБ. При Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ функционировали рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом, противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.
Проведены командно-штабное учение «Рубеж 2007», в том числе с отработкой антитеррористических задач, и ежегодная комплексная антинаркотическая операция «Канал». Также проведена операция по борьбе с нелегальной миграцией «Нелегал ОДКБ-2007».
30 марта состоялось первое пленарное заседание созданной на базе Межпарламентской ассамблеи СНГ Парламентской Ассамблеи ОДКБ, придавшее новый импульс развитию парламентского измерения ОДКБ.
Сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ, состоявшаяся 6 октябре в Душанбе, стала одним из самых продуктивных саммитов в истории организации, позволив существенно продвинуться по пути дальнейшего углубления военно-политического и военно-технического сотрудничества государств-союзников. Стоит особенно выделить договоренности по миротворчеству (Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, Положение о Коллективных миротворческих силах ОДКБ, Положение об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ и Положение о Главе миротворческой миссии ОДКБ), оказанию государствам-членам военно-технической помощи в случае агрессии или ее угрозы, поставкам спецслужбам партнеров вооружений по российским внутренним ценам, а также принятое перед саммитом решение СМИД ОДКБ о совершенствовании механизма координации внешнеполитической деятельности. Договоренности глав государств в военно-экономической сфере позволят начать работу над Единой долгосрочной Программой военно-экономического сотрудничества на период до 2015 года. Сессия СКБ ОДКБ придала дополнительный импульс процессу трансформации ОДКБ в современную международную организацию, способную эффективно противостоять всему спектру вызовов и угроз в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих к ней районах. Повышению международного профиля ОДКБ служит подписанный накануне душанбинского саммита Меморандум о взаимопонимании между ОДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества.
В российско-белорусских отношениях продолжалась активная работа по дальнейшему развитию двустороннего интеграционного взаимодействия, в том числе в рамках союзного строительства. Акцент делался на укреплении экономического фундамента отношений и поступательном продвижении в других сферах сотрудничества в условиях поэтапного перевода торгово-экономических связей на рыночные принципы.
Ход выполнения связанных с этим задач обстоятельно обсуждался в ходе регулярных двусторонних встреч на высшем и высоком уровнях, заседаниях Высшего Госсовета (14 декабря) и Совета Министров Союзного государства (23 марта, 29 июня, 19 октября и 26 декабря). Принципиальное значение для российско-белорусских отношений имел состоявшийся 13-14 декабря официальный визит в Белоруссию Президента России, определивший ключевые направления дальнейшей работы в формате союзного строительства.
Основные усилия сторон концентрировались на последовательной реализации достигнутых в начале 2007 года межгосударственных договоренностей о поставках в Белоруссию российских энергоносителей, демонтаже ограничительных мер в допуске российских товаров на белорусский рынок, унификации национального законодательства двух стран, в том числе в вопросах внешнеторговой политики. В этом контексте в течение года было подписано 8 межправительственных соглашений, включая соглашения об упрощении процедур таможенного оформления при транзитных перевозках, создании равных ценовых условий при железнодорожных перевозках, кооперационном сотрудничестве в производстве лекарственных средств.
Важным свидетельством эффективности проводимой работы являлся быстрый рост взаимного товарооборота (более чем на 25%), объем которого к концу года впервые превысил планку в 24 млрд. долл.
Интенсивно развивалось российско-белорусское сотрудничество в сферах обеспечения коллективной безопасности, военного и военно-технического взаимодействия, миграционной политики и правопорядка. Проведены совместные заседания коллегий министерств иностранных дел, обороны, юстиции, ФСБ и МВД, а также Таможенного и Пограничного комитетов Союзного государства. Состоялся визит в Минск С.В.Лаврова (27-28 июня).
Велась работа по обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии, прежде всего, в сфере социальной защиты, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Вступили в силу двусторонний Договор о социальном обеспечении и Протокол о налогообложении доходов физических лиц. Внесены на ратификацию Соглашение об оказании медицинской помощи и Протокол о порядке взимания косвенных налогов.
Большое внимание уделялось вопросам реализации порядка 40 российско-белорусских кооперационных программ и проектов, финансирование которых осуществлялось из средств бюджета Союзного государства. Российская сторона добивалась повышения эффективности использования созданной за годы союзного строительства совместной собственности, ставя перед белорусской стороной вопрос о необходимости скорейшего завершения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения о собственности Союзного государства.
Отношения между Россией и Украиной выстраивались на прагматической основе с целью сохранения их всеобъемлющего характера и создания предпосылок для укрепления российского вектора во внутренней и внешней политике Украины. На масштабы двустороннего сотрудничества накладывала свой отпечаток нестабильная внутриполитическая ситуация на Украине.
Несмотря на роспуск Верховной Рады (апрель) и внеочередные парламентские выборы (сентябрь), осуществлялось активное политическое взаимодействие. Состоялся обмен мнениями на уровне президентов в Санкт-Петербурге (июнь), периодически проводились встречи премьер-министров и министров иностранных дел двух стран. Прошли заседания рабочих органов российско-украинской межгосударственной комиссии, посвященные рассмотрению актуальных вопросов двустороннего сотрудничества.
Украинская сторона согласилась с нашей инициативой возобновить контакты в сфере межрегионального и приграничного сотрудничества. В этих целях в октябре в Белгороде была проведена встреча министров иностранных дел России и Украины.
Значительно возросли объемы экономического сотрудничества. К концу 2007 года он достиг 32 млрд.долл. Опережающими темпами рос украинский экспорт в Россию. Накопленные российские инвестиции в украинскую экономику составили к концу года 1,3 млрд.долл. Подписана очередная совместная Программа экономического сотрудничества на 2008-2010 годы и План мероприятий к ней.
В цивилизованное русло был переведен двусторонний диалог по энергоносителям – эти отношения строились на мягкой рыночной основе. В частности, велись переговоры о погашении задолженности Украины перед ОАО «Газпром».
Российская сторона последовательно отстаивала свою линию в вопросе разграничения акватории Азовского моря и Керченского пролива в качестве внутренних вод России и Украины в соответствии с Договором о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.
Россия предпринимала политико-дипломатические шаги, направленные против реализации планов вступления Украины в НАТО, вытеснения русского языка из образовательной сферы Украины, реабилитации официальными кругами Украины националистических формирований, попыток политизации украинской стороной нашей общей истории. Всесторонне поддерживались организации соотечественников, оказывалось содействие развитию двусторонних культурных обменов и контактов между людьми.
Россия оставалась одним из главных торгово-экономических партнеров Молдавии. В 2007 году товарооборот вышел на уровень 1 млрд. долл. Такой динамике способствовало согласование условий сотрудничества в вопросах поставок и транзита газа, снятие претензий к качеству молдавского вина, восстановление поставок из Молдавии продукции растениеводства и животноводства. В связи с последствиями засухи Россия предоставила Молдавии гуманитарную помощь на общую сумму около 10 млн. долл. Развивались гуманитарные контакты, в сентябре с успехом прошли Дни молдавской культуры в России.
Россия сохраняла приверженность политическому разрешению приднестровского конфликта при соблюдении территориальной целостности Молдавии и на основе выработки особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья. С позиций своей ответственности за сохранение территориального единства Молдавии, стабильности в регионе она вносила активный вклад в миротворческую операцию на Днестре на основе Соглашения 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта.
На этой принципиальной базе политический диалог с руководством Молдавии получил развитие в контактах на высшем уровне (состоялось четыре встречи президентов), по линии руководителей правительств, а также парламентских групп дружбы. Продолжались контакты по линии внешнеполитических ведомств.
Подчеркивалось, что для возобновления прерванного в марте 2005 года по инициативе Кишинева переговорного процесса между Приднестровьем и Молдавией необходимы достижение компромисса при равноправном учете интересов двух сторон, отказ от любых форм экономического давления, предоставление соответствующих гарантий.
Нашедшая подтверждение в ходе заседания СМИД ОБСЕ в Мадриде (ноябрь) жесткая позиция неприятия Кишиневом приднестровской администрации как равноправной стороны урегулирования и намерение добиваться решения только в рамках унитарной конституции не дают оснований рассчитывать на скорое преодоление тупика в урегулировании и связанных с этим рисков дестабилизации.
Продолжался затяжной кризис в отношениях с Грузией, вызванный антироссийской политикой ее руководства. Грузинская сторона не пожелала воспользоваться шансом на нормализацию, предоставленным ей в контексте двустороннего саммита в Санкт-Петербурге и встречи министров иностранных дел в Стамбуле (июнь). Последовали новые враждебные акции: инсценировка «авиационного инцидента» и захват двух североосетинских миротворцев (август), жестокое убийство российских инструкторов при нападении грузинского спецназа на абхазскую территорию (сентябрь), абсурдные обвинения в причастности России к организации массовых протестов в Грузии и высылка наших дипломатов (ноябрь).
Адекватную реакцию на конфронтационный курс Тбилиси сочетали с выдержкой, не поддавались на провокации. В частности, в полном объеме и на год раньше установленного срока были выполнены обязательства по выводу российских баз из Грузии (ноябрь). Наша принципиальная открытость к предметному диалогу была подтверждена фактом встречи мининдел «на полях» СМИД ОБСЕ в Мадриде (ноябрь).
В грузино-абхазском и грузино-осетинском урегулировании наши усилия были направлены на поддержание политического диалога между конфликтующими сторонами с целью создания атмосферы доверия между ними, сохранения мира и стабильности в зонах конфликтов.
После затяжного перерыва добились проведения в Тбилиси заседания Смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию (октябрь). Однако в связи с обструкционистской позицией грузинской делегации не удалось выйти на компромиссные результаты. Тем не менее, сам факт встречи открывает путь к возобновлению политического диалога.
Переговорный трек урегулирования грузино-абхазского конфликта был заблокирован в результате ввода грузинских войск в верхнюю часть Кодорского ущелья в июле 2006 года в нарушение Московского соглашения о разъединении сил от 1994 года и отказа Сухуми вследствие этого иметь дело с грузинскими властями.
В этой ситуации настаивали на необходимости подписания конфликтующими сторонами соглашения о неприменении силы и обеспечении безопасности, поиске жизнеспособного решения исключительно мирными средствами вне искусственных временных и статусных рамок. Противодействовали попыткам Тбилиси дискредитировать наших миротворцев и сломать существующие переговорные и миротворческие механизмы в зонахконфликтов. Россия продолжала оказывать содействие Абхазии и Южной Осетии в решении социально-экономических проблем и защите прав проживающих там российских граждан. В итоге удалось избежать дестабилизации на наших южных границах и сорвать планы грузинского руководства, пытавшегося изменить в свою пользу ситуацию в конфликтных зонах.
В нагорно-карабахском урегулировании удалось активизировать тесное конструктивное сотрудничество Сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) в посреднических усилиях. Западные партнеры оставались на позициях безальтернативности переговорного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, недопустимости его силового решения и принуждения к принятию односторонне выдвигаемых условий. Этому в немалой степени способствовали регулярные контакты с Сопредседателями Минской группы руководства МИД России во время консультаций в Москве в январе и августе.
Посредническая деятельность Сопредседателей получила поддержку в заявлении министров иностранных дел стран «восьмерки» накануне саммита «Группы восьми» в Хайлингендамме (май) и на СМИД ОБСЕ в Мадриде (ноябрь). В Мадриде министры иностранных дел России, Франции и заместитель госсекретаря США официально вручили министрам иностранных дел Армении и Азербайджана документ, содержащий базовые принципы урегулирования. Этот шаг был предпринят с учетом предстоящих в обеих странах президентских выборов для того, чтобы сохранить в ходе переговоров достигнутые договоренности и продвигаться к завершению согласования базовых принципов урегулирования.
Отношения с Азербайджаном развивались стабильно, не претерпев кардинальных изменений. Вели дело к закреплению Баку на позициях конструктивного сотрудничества с нами в условиях, когда Азербайджан осуществляет политику диверсификации внешнеполитических связей, направленную в том числе на сближение с Турцией, развитие всестороннего взаимодействия с США, НАТО и ЕС.
Поддерживался активный политический диалог. Состоялись встречи президентов в Москве (март) и Ростове-на-Дону (июнь). С.В.Лавров осуществил официальный визит в Баку (май), проведена серия межмидовских консультаций.
Вопросам повышения эффективности торгово-экономических связей было посвящено XI заседание Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству (декабрь). Несмотря на существенное сокращение объемов взаимодействия в топливно-энергетическом комплексе (Азербайджан прекратил импорт из России природного газа, уменьшил транзит своей нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск), благодаря увеличению экспорта российских машин и оборудования не произошло заметного снижения товарооборота, который составил за 10 месяцев 1,3 млрд. долл.
Военное и военно-техническое сотрудничество осуществлялось с учетом необходимости поддержания баланса сил в Кавказском регионе. Итоги рабочего визита Министра обороны А.Э.Сердюкова в Баку (ноябрь) подтвердили правильность этой линии.
Важным компонентом двусторонних отношений оставалось гуманитарное сотрудничество, которое осуществляется на основе соответствующей Программы на 2007-2009 гг. Предпринимали меры по сохранению позиций русского языка, российского информационного пространства, обеспечению прав соотечественников в Азербайджане.
Неотъемлемой составной частью двусторонних отношений являются межрегиональные связи. В них активно участвовали Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Дагестан, Свердловская, Астраханская области.
Российско-армянское союзническое партнерство сохраняло поступательные темпы развития практически по всем направлениям. Насыщенный ритм двустороннему политическому диалогу традиционно задавали частые контакты президентов. Состоялся визит в Россию нового премьер-министра Армении С.А.Саркисяна (сентябрь). Осуществлялись межпарламентские связи. Обменялись визитами министры иностранных дел. В ходе встреч последовательно подтверждалась обоюдная заинтересованность в укреплении стратегических отношений.
Российско-армянское взаимодействие в военной и военно-технической областях в условиях сохраняющейся напряженности в Закавказье подтвердило свое значение для обеспечения безопасности обоих государств, южного фланга СНГ и стабильности в регионе. Передислокация вооружений и военной техники из Грузии на 102-ю военную базу в г.Гюмри позволила провести ее доукомплектование.
Качественно изменилось торгово-экономическое сотрудничество. Россия утвердилась в качестве ведущего внешнеэкономического партнера Армении. В январе-октябре по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года товарооборот возрос более чем на 60% и достиг 623,7 млн. долл. Объем российских капиталовложений составил около 800 млн. долл. Ереван предпринимал меры по присоединению к деятельности Международного центра по обогащению урана в Ангарске. Налицо практические сдвиги в организации регулярной работы железнодорожной паромной переправы между портами Кавказ и Поти.
Отмечен прогресс в области гуманитарного, научного, спортивного, межрегионального сотрудничества. В Москве открылся торгово-развлекательный центр «Ереван Плаза», в Ереване – культурно-деловой центр «Дом Москвы».
Россия и Армения конструктивно сотрудничали в деле реформирования и совершенствования деятельности СНГ, тесно работали в ОДКБ, осуществляли взаимодействие в рамках универсальных и региональных международных организаций и форумов.
В то же время в рамках своей «комплиментарной» внешней политики армянская сторона развивала сотрудничество с Евросоюзом и НАТО. В этой связи остается актуальной задача дальнейшего закрепления Еревана на позициях упрочения союзнического партнерства с Москвой.
Несмотря на то, что в целом в Центральной Азии сохранялась стабильная ситуация, вызовы и угрозы региональной безопасности остаются реальностью. Из-за соседства с Афганистаном, трудностей собственного внутреннего развития регион оставался в фокусе внимания экстремистов, террористов и наркодельцов, превративших его в транзитный коридор доставки афганских наркотиков в страны СНГ, прежде всего в Россию. Одновременно здесь наблюдалась повышенная активность крупных внерегиональных государств и их объединений (Евросоюз, НАТО, ОБСЕ), обусловленная обостряющейся борьбой за контроль над энергоресурсами центральноазиатских стран.
Российская внешняя политика была направлена на содействие развитию государств Центральной Азии в условиях стабильности и безопасности, решение стоящих перед ними политических, экономических и социальных задач. Комплексному укреплению наших позиций в Центральной Азии способствовало успешное развитие двусторонних отношений. Первостепенное значение придавалось наращиванию взаимодействия с центральноазиатским странами в борьбе с новыми вызовами и угрозами безопасности – терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и трансграничной преступностью.
Одним из приоритетных направлений сотрудничества являлась энергетическая отрасль, которая играла роль «локомотива» стратегического партнерства со странами региона. С нашим участием реализовывались крупномасштабные проекты сотрудничества, способствовавшие решению острых проблем внутреннего развития этих стран.
Казахстан оставался ключевым союзником России в центральноазиатском регионе, двусторонние отношения с которым характеризуются интенсивным и насыщенным политическим диалогом. Регулярно проходили встречи президентов России и Казахстана, из которых в ходе последних – в Новосибирске (октябрь) и в Москве (декабрь) – были сделаны важные шаги по углублению приграничного сотрудничества и взаимодействия в энергетической и экономической областях, подписано трехстороннее (с Туркменистаном) Соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода, которое после его реализации укрепит позиции России в энергобалансе в Каспийском регионе, нашу роль на европейском и мировом газовом рынке. Успешно реализуется План совместных действий России и Казахстана на 2007-2008 годы, утвержденный президентами двух стран в мае. Казахстан входит в число основных внешнеторговых партнеров России. Растет торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, товарооборот к концу года превысил 16 млрд. долл.
Астана выступала в качестве одного из наиболее активных участников интеграционных процессов в СНГ, принимала деятельное участие в работе по принятию Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Проявлялось стремление руководства Казахстана диверсифицировать свои внешенеэкономические связи, военно-техническое сотрудничество, использовать имеющийся потенциал двустороннего взаимодействия с Россией для еще большего утверждения республики в качестве самостоятельного регионального лидера.
Динамичные отношения с Узбекистаном, который является одним из наиболее перспективных партнеров России в Центральной Азии, выстраивались на принципах стратегического партнерства.
9 июня В.В.Путин и И.А.Каримов встретились в двустороннем формате в ходе неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге. В марте Ташкент с официальным визитом посетил Председатель Правительства М.Е.Фрадков.
1-2 ноября побывавший в Узбекистане для участия в очередном заседании Совета глав правительств ШОС Председатель Правительства В.А.Зубков также провел обстоятельный обмен мнениями с президентом Узбекистана И.А.Каримовым и своим узбекистанским коллегой Ш.М.Мирзиёевым. В июле и ноябре состоялись рабочие визиты в Узбекистан Первого Заместителя Председателя Правительства С.Б.Иванова.
Главным политическим итогом этих встреч стала четко подтвержденная узбекским лидером позиция, что Узбекистан не намерен сворачивать с выбранного курса и руководствуется основополагающими межгосударственными Договорами – о стратегическом партнерстве от 16 июня 2004 года и о союзнических отношениях от 14 ноября 2005 года как системной основы развития всего комплекса российско-узбекских отношений.
Президент И.А.Каримов подписал в рабочем порядке Совместную декларацию президентов Казахстана, России, Туркменистана и Узбекистана о развитии газотранспортных мощностей в регионе Центральной Азии, которую 11 мая подписали в г.Туркменбаши руководители трех центральноазиатских государств.
Объем товарооборота между двумя странами увеличился на 40%, достигнув 3 млрд. долл. Продолжала совершенствоваться договорно-правовая база двусторонних отношений. В течение года подписан ряд нормативных документов межправительственного и межведомственного уровней в различных областях сотрудничества.
Продолжалась системная работа, направленная на укрепление позиций России в Киргизии. Поддерживался активный политический диалог на высшем уровне, развивались межведомственные контакты. Решению актуальных вопросов двустороннего взаимодействия способствовали обмен официальными визитами министров иностранных дел России и Киргизии (июль, сентябрь), а также визит Министра обороны А.Э.Сердюкова в Бишкек (октябрь). Нами была оказана необходимая помощь киргизским партнерам в проведении Бишкекского саммита ШОС (август).
Продолжалась работа по развертыванию масштабного сотрудничества с Киргизией в энергетической области. С участием ОАО «РАО «ЕЭС России» согласовывались правовые и финансовые механизмы строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 в Киргизии (с возможным привлечением к этому проекту Казахстана). ОАО «Газпром» вел подготовку к созданию предприятия, которое совместно с киргизскими организациями должно обеспечить модернизацию и развитие нефтегазового комплекса Киргизии.
Сохранилась тенденция к наращиванию масштабов торгово-экономического сотрудничества. Объем двустороннего товарооборота за 9 месяцев 2007 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 58% и по итогам года впервые превысил 1 млрд. долл. Велась подготовка к осуществлению крупных совместных проектов в электроэнергетике, нефтегазовой, горнорудной и других отраслях экономики Киргизии. Подготовлено к подписанию межправительственное соглашение о передаче России государственного пакета акций предприятия «Дастан» (оборонно-промышленный комплекс) в счет частичного погашения задолженности Киргизии. Реализация имеющихся договоренностей позволит существенно расширить присутствие нашего капитала в республике, станет фактором экономической и социально-политической стабилизации в Киргизии.
Отношения между Россией и Таджикистаном имели положительную динамику. Между руководством наших стран поддерживается постоянное взаимодействие, в том числе в ходе контактов на высшем уровне. За истекший год в рамках встреч руководителей СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС состоялось три встречи президентов и три встречи премьер-министров России и Таджикистана.
Активно развивались и межпарламентские контакты. В марте состоялось очередное заседание постоянной Комиссии по сотрудничеству Совета Федерации и верхней палаты парламента Таджикистана. В июне в Душанбе состоялось 7-е заседание межпалатной парламентской комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой и собранием представителей парламента Республики Таджикистан. 17-18 сентября в Москве и Оренбурге прошел Второй Межпарламентский форум «Россия-Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества».
Товарооборот между Россией и Таджикистаном за первое полугодие 2007 года увеличился на 67,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 343,3 млн. долл. Достигнут определенный прогресс во взаимодействии в сфере гидроэнергетики: состоялось перекрытие реки Вахш в русле строящейся с помощью России Сангтудинской ГЭС-1. Завершено строительство первого энергоагрегата станции, которая должна внести существенный вклад в решение проблемы обеспечения республики электроэнергией.
Вместе с тем, отрицательное влияние на весь спектр двустороннего взаимодействия оказывала ситуация вокруг проекта Рогунской ГЭС, относительно реализации которого между Правительством Республики Таджикистан и компанией «Русский алюминий» сохранялись расхождения технического характера. Минпромэнерго России и МИД России совместно с другими ведомствами прорабатывали варианты взаимоприемлемого решения возникших проблем.
Произошел заметный положительный сдвиг в двусторонних отношениях с Туркменистаном. Регулярные встречи на высшем и высоком уровнях показали, что доверительный диалог дает основание рассчитывать на расширение и углубление торгово-экономического сотрудничества, на сохранение и расширение нашего языкового, образовательного, культурного присутствия в Туркменистане. Эта страна становится перспективным партнером России.
Обе стороны по-прежнему отдавали приоритет сотрудничеству в топливно-энергетической сфере. Заключенные в 2003 году ОАО «Газпром» контракты на поставку в течение 25 лет туркменского природного газа в Россию заложили прочную основу такого взаимодействия, обеспечили стабильность снабжения газом энергопотребителей. Новым шагом на этом направлении призваны стать многосторонние межправительственные соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода, реконструкции существующей газотранспортной системы и создании новых мощностей для транспортировки природного газа из Центральной Азии.
За январь-октябрь товарооборот между нашими странами достиг 329,9 млн. долл. (на 36,1% больше, чем за аналогичный период 2006 года). После длительного перерыва в июле состоялось второе заседание Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству (первое было в 2002 году).
Созданы неплохие заделы по налаживанию межрегиональных связей.
4-5 декабря в Ашхабаде прошёл первый российско-туркменский экономический форум, в котором приняли участие 17 регионов России и более 50 крупных российских компаний.
Решен ряд вопросов в гуманитарной сфере. При содействии властей Туркменистана и спонсорской помощи ОАО «Газпром» начато строительство в Ашхабаде второго корпуса российско-туркменской школы им.А.С.Пушкина. На повестке дня вопрос об открытии в Ашхабаде совместного университета на базе МГУ им.М.В.Ломоносова и Нефтегазовой академии им.И.М.Губкина.

Европа


Ключевым вектором взаимодействия России и Европейского союза (ЕС) оставалась работа по реализации «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты. На конец года в рамках «дорожных карт» действовало 14 отраслевых диалогов.
Два саммита на высшем уровне (май – Самарская область, октябрь – г.Мафра, Португалия), заседания Постоянного совета партнерства на уровне министров иностранных дел (в апреле и в декабре), министров юстиции и внутренних дел (в апреле и в ноябре), министров культуры (в октябре), а также встречи министров Правительства Российской Федерации со своими коллегами из Комиссии ЕС позволили обеспечить в целом позитивную динамику взаимодействия.
По предварительной оценке, товарооборот между сторонами достиг 270 млрд. долл. На Евросоюз приходилось около 52% российской торговли, а Россия заняла место третьего по величине торгового партнера ЕС.
Особое внимание уделялось продвижению к безвизовому режиму взаимных поездок граждан. Важными событиями на этом направлении стали вступление в силу с 1 июня Соглашения между Россией и ЕС об упрощении визового режима и о реадмиссии, запуск экспертной работы в рамках безвизового диалога.
Вместе с тем, не были начаты переговоры по новому базовому договору Россия-ЕС, призванному заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, первоначальный десятилетний срок действия которого истек 1 декабря. Евросоюз не смог согласовать мандат для переговоров. Стало очевидно, что основной проблемой, тормозящей наши отношения, является использование отдельными странами-членами ЕС принципа «евросолидарности» в качестве инструмента нажима на Россию по вопросам двусторонних отношений.
Неготовность ЕС к конструктивному диалогу проявлялась при обсуждении вопросов внешнеполитического взаимодействия. Партнеры были не в состоянии вести с нами предметный разговор до достижения «внутриесовского консенсуса». Однако после этого договариваться с Брюсселем становилось еще труднее из-за нежелания есовцев идти на какие-либо отступления от согласованных внутри Евросоюза позиций.
В условиях расширения и трансформации Евросоюза и НАТО Россия проводила линию на укрепление Совета Европы (СЕ) в качестве «генератора» формирования общего европейского правового и гуманитарного пространств.
Последовательно добивались, в том числе методами парламентской дипломатии, прогресса по вопросам защиты прав и законных интересов соотечественников (в первую очередь, в странах Прибалтики), защиты прав человека в контексте новых угроз и обеспечения безопасности человека в киберпространстве, борьбы с терроризмом, обеспечения свободы передвижения, гармонизации деятельности судебных систем, социально-культурной защищенности личности. Удалось обеспечить в целом конструктивный характер взаимодействия во всех четырёх «измерениях» Совета Европы, прежде всего, межправительственном (в рамках Комитета министров Совета Европы – КМСЕ) и парламентском (в Парламентской ассамблее Совета Европы – ПАСЕ), а также в рамках сотрудничества на уровне местных властей (в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы – КМРВСЕ) и взаимодействия по линии Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). При общей координации МИД России к деятельности Совета Европы привлекался широкий круг российских участников.
Последовательные усилия России при разработке Меморандума о взаимопонимании между Советом Европы и Европейским союзом (подписан в мае) позволили закрепить в этом документе принципы равноправного сотрудничества двух европейских структур.
Во многом благодаря позиции России в Совете Европы вырос интерес к вопросам укрепления толерантности, расширения межкультурного диалога. Большой общественно-политический резонанс имел первый в истории визит Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Западную Европу, в том числе в Страсбург, и его выступление на осенней сессии ПАСЕ (октябрь). Российская сторона вносила конструктивный вклад в подготовку «Белой книги» СЕ по межкультурному диалогу, которую планируется издать в 2008 году.
В контексте сотрудничества России с Советом Европы по линии неправительственных организаций большое значение имели консультации со Страсбургом по вопросам применения нового российского законодательства о НПО/НКО.
В формате Россия-СЕ-Комиссия Европейских сообществ (КЕС) в апреле стартовали программы по обеспечению прав ребенка и реинтеграции в общество детей из групп риска, а также по укреплению правового государства и защиты прав человека в России.
Особый акцент в работе по формированию общеевропейского правового пространства Россия делала на активизации роли СЕ на антитеррористическом направлении, призывала всех партнеров присоединиться к Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 года и Протоколу 2003 года к ней, а также к Конвенции СЕ о предупреждении терроризма 2005 года.
ОБСЕ продолжала переживать серьезный кризис, связанный со стремлением США и ряда других стран использовать ее в качестве инструмента давления на тех, кто желает самостоятельно определять свой политический курс. С этой целью предпринимались попытки утвердить в ОБСЕ практику «игры без правил», в том числе путем поощрения отдельных институтов, прежде всего Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), к некоей «автономии», которая означает на практике их подчинение одной группе государств и приверженность ее идеологии, подрыв межгосударственного характера ОБСЕ.
Россия во взаимодействии с союзниками по ОДКБ стремилась вернуть ОБСЕ ее первоначальное предназначение форума равноправного диалога и совместной выработки коллективных ответов на вызовы безопасности и стабильности, который воплощал бы единство евроатлантического региона. Наши усилия по реформированию ОБСЕ были направлены на то, чтобы придать завершенный характер институциональному строительству ОБСЕ, превратить ее в полноценную межгосударственную организацию, в которой было бы обеспечено верховенство прерогатив коллективных межправительственных органов, а также модернизировать политическую повестку дня ОБСЕ, насытить ее наиболее актуальными и общими для всех государств-участников вопросами.
В соавторстве с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном представили проект Устава ОБСЕ и «Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ», однако из-за несогласия небольшой группы государств Совет министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ (Мадрид, 29-30 ноября) не смог принять по ним решения.
Отсутствие прогресса в согласовании правил электорального мониторинга означает сохранение нынешнего порядка вещей. При реализации имеющегося у всех государств-участников ОБСЕ обязательства приглашать на свои выборы иностранных (международных) наблюдателей каждое из них вправе самостоятельно определять оптимальный формат такого мониторинга (число его участников и сроки их работы), руководствуясь национальной нормативной базой. Именно так Россия и действовала применительно к выборам 2 декабря в Государственную Думу Федерального Собрания. При этом мы пригласили намного больше зарубежных наблюдателей, чем обычно принимают у себя североамериканские и западноевропейские партнеры.
Вместе с союзниками Россия способствовала принятию решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году без условий и оговорок, чего в нарушение принципа равноправия всех государств-участников добивались США и Великобритания.
Добивались оживления диалога на военно-политическом направлении деятельности ОБСЕ, в том числе в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности, в интересах согласования подходов к модернизации ключевых соглашений в области контроля над вооружениями, мер укрепления доверия и безопасности в Европе.
Россия стимулировала наращивание вклада ОБСЕ в международное антитеррористическое и антинаркотическое сотрудничество. Мадридский СМИД принял решение по вопросам партнерства государств, гражданского общества и бизнеса в борьбе с терроризмом (российско-американское предложение) и заявление в поддержку Глобальной контртеррористической стратегии ООН, а Постоянный совет ОБСЕ – решение о борьбе с наркоторговлей в развитие инициативы Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
По настоянию российской стороны в решении Мадридского СМИД о взаимодействии с Афганистаном зафиксирована необходимость тесного сотрудничества ОБСЕ на данном направлении с ООН, региональными организациями, в том числе с ОДКБ, по оказанию содействия в укреплении границ между центральноазиатскими государствами и этой страной, подготовку кадров для борьбы с афганским наркотрафиком.
Большой эффект могло бы дать расширение взаимодействия между ОБСЕ и ОДКБ в сферах противодействия терроризму, экстремизму, незаконной торговле наркотиками, оружием и людьми, нелегальной миграции.
На гуманитарном направлении деятельности ОБСЕ ратовали за усиление внимания к вопросам противодействия различным видам дискриминации, защиты прав нацменьшинств с особым акцентом на улучшение положения наших соотечественников в странах Балтии, а также проблематике укрепления толерантности, развития межцивилизационного диалога. Задействовали «площадку» ОБСЕ для жесткой критики неонацистских тенденций в Латвии и Эстонии. По нашей инициативе в решение Мадридского СМИД по нетерпимости включено положение о проблеме безгражданства в Европе и опасности неонацизма.
Выступали за продолжение конструктивного взаимодействия государств-участников ОБСЕ в экономической и экологической областях. При этом проводили линию на то, чтобы соответствующие решения не выходили за рамки компетенции и реальных возможностей Организации, не дублировали деятельность других профильных международных структур. Способствовали принятию Мадридским СМИД сбалансированного текста Декларации по экологии.
Противодействовали попыткам использовать ОБСЕ для слома существующих переговорных и миротворческих форматов урегулирования «замороженных» конфликтов. Противоречия по этому кругу тем помешали принятию на Мадридском СМИД документов по Грузии и Молдавии, а также по Косово.
В основе наших отношений с НАТО, которые оказывают прямое влияние на ситуацию в сфере безопасности на западном направлении, оставались интенсивный политический диалог, последовательные усилия по продвижению проектов практического сотрудничества в реагировании на общие вызовы и угрозы. Ключевую роль в поддержании разноплановых контактов с альянсом играл Совет Россия-НАТО (СРН), призванный способствовать выстраиванию подлинно партнерских отношений. По линии СРН состоялись неформальная встреча министров обороны (февраль, Севилья), заседание на уровне постпредов (июнь, Москва) и политологическая конференция (июнь,
Санкт-Петербург), приуроченные к 10-летию Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и 5-летию Римской декларации, а также заседания на уровне министров иностранных дел (апрель, Осло; декабрь, Брюссель). Генеральный секретарь НАТО Я.де Хооп Схеффер был принят Президентом В.В.Путиным (июнь).
В работе с альянсом Россия исходила из принципов равноправия, соблюдения норм международного права, взаимного учета интересов и неделимости безопасности, необходимости укреплять доверие друг к другу, в том числе путем выполнения обязательств в сфере контроля над вооружениями и военной сдержанности, недопустимости появления новых разделительных линий в Европе. На динамике диалога с НАТО сказывались торможение процесса адаптации альянса к современным реалиям, неопределенность вектора его дальнейшей трансформации, попытки наделить НАТО глобальными функциями. Негативное влияние на атмосферу российско-натовских отношений оказывали планы расширения НАТО на Восток, включая постсоветское пространство, приближение объектов военной инфраструктуры альянса к границам России, отсутствие прогресса с ратификацией ДОВСЕ государствами-членами НАТО, планы США разместить в Европе элементы своей глобальной системы противоракетной обороны и совместить ее с проектом ПРО НАТО, разногласия по поводу урегулирования ситуации в Косово. Из-за позиции США на декабрьском заседании СРН не удалось согласовать программу работы Совета на 2008 год.
Вместе с тем, зрелый характер наших отношений позволял в откровенной форме обсуждать любые насущные вопросы, расширять поле совпадающих интересов и подходов. Достаточно результативно выполнялся документ о перспективах развития отношений Россия-НАТО, принятый на неформальном заседании мининдел СРН в Софии в апреле 2006 года. Развивалось взаимодействие в обеспечении оперативной совместимости миротворческих контингентов, систем ПРО и контроля за воздушным движением, формировании потенциала реагирования на теракты и другие чрезвычайные ситуации. Прорабатывались возможности совершенствования сотрудничества на афганском направлении, где коренные интересы безопасности России и НАТО совпадают, в том числе в вопросах материально-технического обеспечения Международных сил по содействию безопасности (МССБ). Успешно осуществлялся проект СРН по подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и стран Центральной Азии на базе центра МВД России в Домодедово.
Россия придавала большое значение развитию субрегиональных механизмов многостороннего сотрудничества на европейском направлении. «Северное измерение» (СИ), существовавшее с 1997 в качестве одного из направлений политики Евросоюза, трансформировалось в совместный проект сотрудничества четырех равноправных партнеров (России, ЕС, Исландии и Норвегии) с вступлением в силу с 1 января 2007 года основополагающих документов СИ, принятых на четырехстороннем саммите в Хельсинки 24 ноября 2006 года.
Одновременно с этим «Северное измерение» является субрегиональным воплощением четырех общих пространств Россия-ЕС, полностью вписываясь в партнерские отношения России и Евросоюза при полноценном участии Норвегии и Исландии.
Россия предпринимала последовательные шаги по закреплению своей инициативной роли в «Северном измерении». Об этом свидетельствуют регулярно пополняемый портфель проектов, получившая высокую оценку наших партнеров первая встреча старших должностных лиц обновленного СИ (21 ноября, Санкт-Петербург), предложение российской стороны провести первую министерскую встречу «Северного измерения» в Санкт-Петербурге осенью 2008 года.
Россия содействовала повышению вклада Совета государств Балтийского моря (СГБМ), Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и Арктического совета (АС) в формирование на Севере Европы и в Арктике в целом пространства стабильности, доверия и многопланового взаимодействия. По линии СГБМ основное внимание уделялось модернизации сотрудничества на Балтике. По инициативе России партнеры согласились распространить в 2008 году на вузы в Пскове программу «Еврофакультет», успешно реализованную на базе Калининградского государственного университета. Заняв на двухгодичный срок в ноябре пост председателя в СБЕР, Россия нацелилась на комплексное решение социально-экономических и природоохранных проблем в Баренцевом регионе, углубление интеграционных процессов во взаимоотношениях с североевропейскими странами, обеспечение специфических интересов коренных северных народов. Важным достижением стало назначение российского представителя руководителем учрежденного на 11-й министерской сессии СБЕР (ноябрь, Рованиеми) постоянного Международного Баренцева секретариата. Удалось закрепить позитивные результаты нашего председательства в АС (2004-2006 гг.) по использованию преимуществ международного сотрудничества для обеспечения устойчивого развития российской Арктики. Эти же цели преследовало наше участие в большинстве из 200 многосторонних проектов, осуществляемых и планируемых в рамках инициированного Россией Международного полярного года 2007/2008.
Россия продолжала вносить весомый вклад в активизацию деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества, закрепляя позитив, достигнутый в период российского председательства в ОЧЭС в 2006 году. Мы целенаправленно стремились к повышению экономической отдачи от ОЧЭС, формированию на этой основе благоприятного политического и делового климата, укреплению доверия в Причерноморье. В частности, в этих целях мы возглавили разработку проекта строительства кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Начата работа по проектам возобновления пассажирского и паромного сообщения между его портами. Свидетельством нашего приоритетного внимания к этому внешнеполитическому направлению стало участие Президента В.В.Путина в юбилейном саммите ОЧЭС (июнь, Стамбул), пруроченном к 15-летию создания Организации.
В отношениях с Германией обеспечивались высокий ритм и содержательное многообразие контактов, многоплановость и доверительный характер сотрудничества, в том числе по важнейшим вопросам мировой политики. Председательство Германии в «Группе восьми» и ЕС, несмотря на стремление правительства А.Меркель осуществить перебалансировку внешнеполитической конструкции страны за счет укрепления атлантического вектора, объективно расширяло поле взаимодействия с Берлином и активно использовалось нами для укрепления позиций России в диалоге с западными странами.
Саммиты Россия-ЕС в Самаре (май), «Группы восьми» в Хайлигендамме (июнь) с участием А.Меркель, 9-ые двусторонние межгосударственные консультации в Висбадене (октябрь) подтвердили общее с ФРГ видение мирового развития в эпоху глобализации, проблематики укрепления центральной роли ООН, ближневосточного урегулирования, стабилизации в Афганистане и Ираке, нераспространения ОМУ, разоружения и контроля над вооружениями, борьбы с терроризмом.
Реализация масштабного энергетического проекта «Северный поток», распространение приоритетных сфер сотрудничества на транспорт, логистику, связь, лазерное приборостроение, другие высокотехнологичные отрасли обозначили важные шаги на пути обеспечения взаимной дополняемости экономики и науки двух стран на основе крупных объективно совпадающих национальных интересов. Товарооборот между Россией и Германией в 2007 году превысил рекордный показатель 2006 года (43 млрд. долл.), но преобладание энергоресурсной составляющей (свыше 70%) сохранилось.
Существенным элементом отношений с ФРГ были культурные и молодежные обмены, сотрудничество городов-партнеров, контакты по линии гражданских обществ.
Открытая полемика между канцлером А.Меркель и министром иностранных дел Ф.-В.Штайнмайером по поводу отношений с Россией не привела к торможению сотрудничества. Однако неприятие правительством Германии итогов декабрьских парламентских выборов в России («недемократичные», «несправедливые», «нечестные») может негативно сказаться на общей атмосфере двусторонних связей.
Великобритания оставалась весьма непростым партнером. Это связано с тем, что в политических установках британской элиты так и не произошло решительного разрыва со стереотипами времен «холодной войны». Без решения этой проблемы будет трудно рассчитывать на устойчивую нормализацию российско-британских отношений, которые в политической сфере, скорее всего, будут пока развиваться преимущественно в многосторонних форматах («пятерка» постоянных членов СБ ООН, «Группа восьми», «шестерка» по Ирану и других).
В 2007 году российско-британские отношения еще более осложнились в результате предпринятых Лондоном под предлогом «отказа» Москвы выдать Великобритании А.Лугового недружественных мер (июль), которые привели к сворачиванию двустороннего сотрудничества по ряду направлений. Серьезным раздражителем была антироссийская деятельность находящихся под покровительством Великобритании Б.Березовского, А.Закаева и других «новых политэмигрантов».
Критическая риторика британских властей в адрес России ужесточилась, перешла на уровень политического руководства. Акцент делался на теме «ухудшающейся ситуации с правами человека и демократическими свободами в России». Мессианские подходы англичан негативно сказывались на взаимодействии как в двустороннем формате, так и на международной арене.
В позитиве наших отношений с Лондоном — сфера экономики, успешно развивалось торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие (за 9 месяцев 2007 года британские капиталовложения составили 20,7 млрд.долл., превысив почти в три раза итоговые показатели за весь 2006 год, а двусторонний товарооборот по итогам трех кварталов увеличился на 16%).
Российско-французские отношения развивались в духе стратегического партнерства, на основе взаимной выгоды и здорового прагматизма. С избранием Н.Саркози президентом Франции появилась возможность форсировать реализацию ряда крупных совместных проектов в области освоения космоса, авиастроения и энергетики. Достигнутая в ходе визита Н.Саркози в Москву в октябре принципиальная договоренность поощрять крупные российские и французские компании к участию в этой работе призвана придать двустороннему экономическому сотрудничеству дополнительный импульс.
Для продвижения российских подходов к актуальным проблемам международной повестки дня использовались механизмы российско-французского политического диалога, включая Совет сотрудничества по вопросам безопасности.
Политический диалог с Италией, в том числе на высшем уровне (три встречи в верхах – январь, март, ноябрь), успешно сочетался с взаимовыгодным сотрудничеством в различных областях. «Добавленную стоимость» нашему взаимодействию на международной арене придало участие Италии в работе СБ ООН в качестве непостоянного члена.
Совместные усилия способствовали реализации важных проектов в сфере энергетики (в эту российскую отрасль ведущие итальянские компании инвестировали в 2007 году свыше 8 млрд. долл.), в области высоких технологий и промышленной кооперации (стратегическое участие итальянских компаний в проекте создания пассажирского самолета «Суперджет-100»). Знаковым событием стало принятие итальянской стороной окончательного решения о возвращении России утраченных прав собственности на комплекс «Подворье Русской православной церкви в г.Бари», возведенного на народные средства в 1913-1917 годах по проекту архитектора А.В.Щусева.
Были продолжены усилия, направленные на закрепление Испании в «твердом ядре» основных европейских партнеров России. Основной задачей оставалось подведение под конструктивно развивающийся политический диалог с Мадридом прочной материальной основы в экономической сфере. На это были ориентированы контакты в верхах, включая рабочий визит премьер-министра Испании Х.Л.Родригеса Сапатеро в Россию (сентябрь). Председательство Испании в ОБСЕ в 2007 году продемонстрировало готовность Мадрида проводить сбалансированную линию в международных делах, что предполагало учет интересов России при решении тех или иных проблем.
В связи с председательством Португалии в Евросоюзе во втором полугодии активизировались политические контакты с этой страной (две встречи на высшем уровне – в мае и в октябре), которые использовались для продвижения российских интересов, в том числе в контексте диалога с Евросоюзом. Двусторонние связи с Португалией были отмечены ростом экономического сотрудничества, увеличением товарооборота и реализацией новых инвестиционных проектов.
Укрепилось торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Нидерландами (2-е место по объему внешнеторгового товарооборота после ФРГ и 1-е – по прямым инвестициям в российскую экономику) благодаря активности на российском рынке крупнейших международных ТНК – «Шелл», «Филипс», «Юнилевер», «Газюни», международных биржевых, финансовых и коммерческих структур, базирующихся в этой стране.
Внутриполитический кризис в Бельгии замедлил динамику российско-бельгийского диалога. При этом продолжали развиваться двусторонние связи российских регионов с фламандским и валлонским сообществами, прежде всего в культурной сфере.
При выстраивании отношений с Люксембургом принималась во внимание его роль влиятельного участника евроинтеграционных процессов и крупнейшего финансово-экономического центра. По объему прямых инвестиций в экономику нашей страны Люксембург занимает второе место. Состоялся первый в истории визит в эту страну главы российского государства.
В отношениях с Грецией важным фактором оставался интенсивный политический диалог на высшем уровне (четыре встречи в верхах). Характер взаимодействия на международной арене определялся наличием широкого поля совпадения интересов на Балканах и в Причерноморье, что создавало предпосылки для совместных усилий в этом регионе, в том числе в поиске путей переговорного урегулирования проблем Косово и Кипра.
Среди конкретных позитивных результатов – запуск перспективного проекта транспортировки нефти из Новороссийска в США и Западную Европу, минуя Черноморские проливы, и подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Болгарии и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода «Бургас-Александруполис» (март).
Отношения с Турцией были нацелены на формирование продвинутого, многопланового партнерства в соответствии с целями Политической декларации 2004 года, включая взаимодействие в вопросах укрепления безопасности и стабильности в Причерноморье, Закавказье и Центральной Азии. Важное место в двустороннем диалоге отводилось тематике межцивилизационного диалога в контексте «Альянса цивилизаций», а также Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» (3-е заседание состоялось в феврале в Стамбуле).
Партнерский характер отношений с Кипром позволял предметно обсуждать чувствительные вопросы двусторонней и международной повестки дня. Была продолжена совместная работа по обеспечению транспарентности финансовых потоков с острова в Россию и обратно (включая расследования по линии органов финмониторинга и Минюста). Киприоты выступили в ЕС за возвращение к безвизовому режиму для посещающих Кипр россиян. Никосия оставалась нашим союзником в усилиях, направленных на обеспечение верховенства международного права в урегулировании проблемы Косово.
В стабильно хороших отношениях с Мальтой отсутствовала динамика, что было вызвано проблемами адаптации этой страны к членству в ЕС и подготовкой к вступлению в шенгенскую зону и введению евро.
Стабилизировались отношения с Ватиканом, в которых появились признаки формирования позитивной повестки дня. Заметный вклад в укрепление атмосферы взаимопонимания с государством-церковью внесли первая встреча Президента В.В.Путина с Папой Римским Бенедиктом XVI (13 марта) и возобновление конструктивного диалога между Русской Православной и Римско-католической церквами.
В североевропейском регионе наиболее активно развивались отношения с Финляндией, которые отличались интенсивным политдиалогом, растущим товарооборотом, развитием многоплановых форм сотрудничества, в том числе на уровне регионов. Президент Т.Халонен посетила Саранск для участия в I Международном фестивале национальных культур финно-угорских народов (июль). 30 сентября состоялась встреча президентов двух стран в рамках неофициального визита Т.Халонен в Москву и Санкт-Петербург. Хельсинки посетил Председатель Правительства М.Е.Фрадков (май), его финский визави М.Ванханен нанес ответный визит в Москву (ноябрь). Динамично рос товарооборот. Увеличивался объем прямых финских инвестиций в российскую экономику, главным образом в сферу услуг, деревообрабатывающую и пищевую промышленность, оптовую и розничную торговлю.
75% капиталовложений приходится на северо-западный регион России, что отражает высокий уровень приграничного взаимодействия.
Основой развития российско-норвежских отношений служил откровенный политдиалог, центральным элементом которого стала встреча Президента В.В.Путина и премьер-министра Й.Столтенберга в июне в
Санкт-Петербурге. Договоренности об участии норвежской компании «СтатойлГидро» в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе в Баренцевом море (октябрь) подтвердили стратегический характер российско-норвежского партнерства в энергетической сфере. Практические вопросы, в частности, в сфере рыболовства решались в конструктивном духе в рамках существующих механизмов взаимодействия. В июле подписано двустороннее соглашение о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда. В связи с созданием в апреле Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген активизировался диалог с норвежцами по данной тематике, включая международно-правовые аспекты.
Выдача интернет-изданию «Кавказ-центр» разрешения на вещание со шведской территории, укрывательство причастного к похищению людей в Чечне М.Успаева сдерживали развитие российско-шведских отношений.
Наметились позитивные подвижки в отношениях с Данией. Укреплялись межпарламентские и межрегиональные контакты. Стабильно развивались торгово-экономические связи. Встреча С.В.Лаврова с мининдел П.С.Меллером «на полях» СМИД ОБСЕ в Мадриде (ноябрь) подтвердила заинтересованность датчан в нормализации политического диалога с Россией.
Расширялось двустороннее сотрудничество с Исландией в различных сферах – от рыболовства до геотермальной энергетики.
Отношения со странами Балтии по-прежнему были отягощены антироссийской риторикой их политического руководства, дискриминацией русскоязычных жителей этих стран, попытками ревизии истории и героизации нацистов и их приспешников. Вместе с тем на прибалтийском направлении наметились определенные позитивные подвижки.
Правительство Латвии стало придерживаться более взвешенного курса в отношении России. Отзыв односторонней «интерпретирующей» декларации 2005 года позволил в марте в ходе визита в Москву премьер-министра А.Калвитиса выйти на подписание российско-латвийского Договора о границе, а также на обмен ратификационными грамотами по Договору и подписание Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения и Соглашения о статусе воинских захоронений в ходе рабочего визита С.В.Лаврова в Ригу в декабре. Была также подтверждена взаимная заинтересованность в закреплении позитивных тенденций, продолжении диалога по вопросам, касающимся положения национальных меньшинств в Латвии и сложных периодов совместной истории.
Наша линия на диалог с Эстонией на основе взаимопонимания и учета интересов друг друга наталкивалась на отсутствие готовности у эстонской стороны переводить отношения с Россией в цивилизованное и прагматичное русло. Существенный ущерб двусторонним отношениям нанесла кощунственная акция по демонтажу памятника Солдату-Освободителю в Таллине и эксгумации расположенного возле него захоронения советских воинов. Из-за деструктивной позиции эстонской стороны не был решен вопрос договорно-правового оформления государственной границы. Не способствовала улучшению атмосферы двустороннего диалога антироссийская риторика эстонских официальных лиц, попытки эстонских властей привнести дополнительные конфронтационные элементы в диалог Евросоюза и НАТО с Россией, вовлечь в антироссийскую орбиту Грузию, Молдавию и Украину.
Наши усилия по защите прав сограждан и соотечественников в Латвии и Эстонии дали определенные результаты. Обеспокоенность правочеловеческой ситуацией в Латвии нашла отражение, в частности, в последних рекомендациях спецдокладчика Совета ООН по правам человека Д.Диена, Комиссара СЕ по правам человека Т.Хаммарберга и председателя ПАСЕ Р.ван дер Линдена.
Отношения с Литвой развивались противоречиво. Публично декларируемый ее руководителями курс на прагматичное разв


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: