Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение


Деятельность на разоруженческо-нераспространенческом направлении проходила в условиях осуществляемой США деструктивной линии на слом стратегической стабильности, утверждение своего военного превосходства в мире, а также стремления государств-членов НАТО сохранить отжившие механизмы, которые фиксировали неравноправное положение России в системе военно-политических координат времен «холодной» войны. На этом фоне мы продвигали позитивную программу укрепления системы международной безопасности, искали возможности для вывода разоруженческого процесса из состояния застоя и создания более благоприятной ситуации в области нераспространения.
Продолжали усилия по укреплению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который является основой международного режима ядерного нераспространения. В ходе состоявшейся в мае первой сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции ДНЯО 2010 года проводили линию на консолидацию усилий всех участников Договора в целях повышения его жизнеспособности, обеспечения безусловного выполнения обязательств по всем трем его главным составляющим (разоружение, нераспространение и мирное использование атомной энергии). В целом во многом благодаря нашим усилиям удалось задать конструктивный тон для продолжения субстантивного рассмотрения вопросов ДНЯО в ходе обзорного процесса.
Содействовали укреплению контрольной деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В октябре Россия ратифицировала Дополнительный протокол к Соглашению о гарантиях с Агентством.
При нашем активном участии в сентябре состоялась пятая Конференция по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), которая стала очередным этапом мобилизации усилий международного сообщества в его поддержку.
Начата практическая реализация инициативы Президента В.В.Путина по созданию глобальной инфраструктуры ядерной энергетики. Первым шагом стало создание в г.Ангарске Международного центра по обогащению урана (МЦОУ). Его участником стал Казахстан. Завершается оформление присоединения Армении. Параллельно ведется работа с МАГАТЭ по постановке МЦОУ под гарантии Агентства, созданию при Центре гарантированного запаса ядерного топлива. Работа на этом направлении является практическим вкладом в создание таких схем развития ядерной энергетики, при которых альтернативой распространению чувствительных ядерных технологий стали бы программы надежного обеспечения ядерным топливом на основе международного сотрудничества.
По итогам российско-американского саммита 3 июля в Кеннебанкпорте было принято заявление России и США по атомной энергетике и нераспространению, которое призвано объединить все имеющиеся инициативы в области развития мирной атомной энергетики и выработать на основе широкого международного сотрудничества безопасные с точки зрения нераспространения варианты развития атомно-энергетических мощностей в мире.
Начато осуществление выдвинутой президентами России и США в 2006 году Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. В ней уже участвуют более 65 государств. По итогам состоявшихся в феврале и июне встреч государств-участников Инициативы принят план ее реализации, осуществляются мероприятия, направленные, в первую очередь, на выполнение государствами своих обязательств по Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма и Конвенции по физической защите ядерного материала.
Последовательно выполняли свои обязательства по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). К 29 апреля Россия в соответствии с требованиями КЗХО завершила второй этап уничтожения химоружия, ликвидировав 20% (или 8 тыс. тонн) запасов отравляющих веществ. Данный факт был подтвержден Техническим секретариатом ОЗХО. Выполнение второго этапа стало убедительным подтверждением нашей решимости завершить ликвидацию всех запасов химоружия к 2012 году в соответствии с требованиями КЗХО.
Активно участвовали в работе по укреплению режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) в формате ежегодных межсессионных встреч экспертов государств-участников Конвенции. В плане решения задачи ее универсализации удалось привлечь к участию в Конвенции три государства, в том числе Казахстан, с которым мы последовательно работали.
Значительное внимание уделяли реализации программы Глобального партнерства «Группы восьми» (ГП) по оказанию финансового и технического содействия России на таких направлениях, как уничтожение химоружия и комплексная утилизация атомных подводных лодок, выводимых из состава ВМФ России. На эти цели в 2007 году удалось получить 420 млн. долл.
С учетом задачи предотвращения появления новых высокотехнологичных видов оружия подготовили проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе и передали его нашим партнерам на проработку. Продолжили продвижение нашей инициативы по мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МТДК). Соответствующий проект резолюции 62-й сессии ГА ООН, внесенный нами совместно с КНР, получил широкую поддержку.
Активно содействовали возобновлению субстантивной работы Конференции по разоружению (КР) в Женеве, продвигая наш приоритет – обсуждение тематики предотвращения гонки вооружений и размещения оружия в космическом пространстве.
Провели серию консультаций с американскими партнерами, в том числе на уровне министров иностранных дел и обороны, по вопросу выработки новой договоренности взамен Договора о СНВ, срок действия которого истекает в декабре 2009 года. По поручению президентов России и США, данному по итогам июльского саммита в Кеннебанкпорте, проведена серия встреч, в ходе которых были обсуждены основные элементы возможного будущего соглашения.
Противодействовали односторонним планам США по развертыванию в Европе элементов их национальной системы глобальной противоракетной обороны. Президентом В.В.Путиным в Хайлигендамме и Кеннебанкпорте было сделано «пакетное» предложение американцам о сотрудничестве в духе стратегической открытости, являющееся альтернативой их планам: о коллективном, в том числе с участием заинтересованных европейских государств, реагировании на возможные угрозы ракетного распространения. Провели ряд консультаций с ключевыми европейскими странами, КНР, Индией, в форматах ООН, СРН и ПА НАТО, ОБСЕ. Активно разъясняли российский подход в СМИ и на специально созванных пресс-конференциях с участием руководства МИД и Минобороны России. Состоялись четыре российско-американские встречи в формате группы экспертов высокого уровня. Тема обсуждалась на встрече министров иностранных дел и министров обороны России и США (формат «2+2»). Состоялся визит американских экспертов на российскую РЛС в Габале (Азербайджан).
Американцы наше «пакетное» предложение, по сути, отклонили, выхолостив на бумаге устные предложения, которые были высказаны на российско-американской встрече в формате «2+2» 12 октября в Москве. Создавалось впечатление, что диалог с нами они пытаются представить в качестве «принципиального согласия Москвы» на их планы в Европе, используют его для обработки Конгресса, ближайших союзников, а также в работе с чехами и поляками. От идеи развертывания европейской базы ПРО США отказываться не намерены, перспектива выйти на общее понимание в отношении ПРО в Европе пока не просматривается.
Взаимодействие между Россией и НАТО в области ПРО ТВД осуществлялось в рамках принятой в 2002 году Декларации «Отношения Россия-НАТО: новое качество», в основу которой была положена инициатива Президента России от 2000 года по сотрудничеству с заинтересованными государствами в области нестратегических систем ПРО. Велась плановая работа по отработке совместимости систем ПРО ТВД стран НАТО и России для возможной защиты воинских контингентов при проведении совместных миротворческих операций.
В развитие идеи стратегической открытости России 12 октября Президентом В.В.Путиным была выдвинута инициатива о придании глобального характера Договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД). На 62-й сессии ГА ООН совместно с США выступили с призывом ко всем странам, обладающим ракетными возможностями, присоединиться к такому многостороннему режиму. Велась работа по подготовке основных элементов международно-правовой договоренности о ликвидации РСМД в глобальном масштабе.
В сфере контроля над вооружениями в Европе после долгих лет застоя удалось сдвинуть с мертвой точки ситуацию вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Ввиду упорного нежелания стран НАТО ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ был поставлен вопрос о приостановлении действия для России первоначального Договора образца 1990 года. Созванная по инициативе российской стороны в июне чрезвычайная конференция государств-участников ДОВСЕ не дала результатов. Но страны НАТО впервые за многие годы начали определенную корректировку своих подходов, выразили готовность рассматривать российские озабоченности. Однако по ключевым проблемам (прежде всего по вопросу об отмене фланговых ограничений для нашей территории) их позиция не изменилась, и 12 декабря Россия была вынуждена приостановить действие Договора. В то же время мы заявили о готовности возобновить действие Договора в случае вступления в силу Соглашения об адаптации и достижения договоренности о комплексе мер по восстановлению жизнеспособности режима ДОВСЕ.
Благодаря активности России удалось несколько оживить работу Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ), ведающего вопросами укрепления военно-политического измерения деятельности Организации. Однако страны Запада по-прежнему блокировали его разворот в сторону выработки практически значимых договоренностей в области мер укрепления доверия и безопасности.
Продолжали выполнение Договора по открытому небу (ДОН), имеющего большое значение для обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Значительное внимание уделялось задаченедопущения проникновения внерегиональных сил в Черное и Каспийское моря. Она решалась через укрепление сотрудничества прибрежных государств по противодействию новым вызовам и угрозам. Совместно с Турцией были продолжены усилия по приданию Черноморской военно-морской группе оперативного взаимодействия «Блэксифор» функций борьбы с терроризмом, распространением ОМУ и другими новыми вызовами безопасности. Переведена в многосторонний формат операция «Черноморская гармония» (Россия участвует с конца 2006 года). Новый импульс аналогичному сотрудничеству на Каспии в направлении создания оперативной группы «Касфор» был придан решениями второго Каспийского саммита (октябрь).
Одним из приоритетных направлений деятельности оставались экспортный контроль и нераспространение. В мероприятиях под эгидой Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) продвигали инициативу Президента Российской Федерации по приданию глобального характера ДРСМД. Предложили запустить обзорный процесс для проведения оценки ракетных угроз и рисков, а также путей реагирования на новые вызовы. Содействовали привлечению в РКРТ ракетно-значимых стран.
В рамках Гаагского кодекса поведения (ГКП) по предотвращению распространения баллистических ракет на основе российской инициативы от 2004 года вели работу по наведению порядка с выполнением государствами обязательств по Кодексу. Принято решение с 1 января 2008 года приостановить передачу в ГКП предуведомлений о ракетных пусках в России до тех пор, пока их не начнут направлять другие страны.
Продолжали решать вопрос о нашем присоединении к Австралийской группе, в том числе в ходе первого официального контакта с председателем Группы в ноябре.
Использовали возможности процесса обзора функционирования Вассенаарских договоренностей (ВД) для продвижения наших инициатив, нацеленных на укрепление контроля за оборотом ПЗРК, выработку наилучшей практики в области реэкспорта обычных вооружений, расширения транспарентности за счет обмена информацией.
Принимали активное участие в работе Группы ядерных поставщиков (ГЯП) и Комитета Цангера (КЦ) с целью повышения их эффективности и защиты законных интересов российских производителей.
В рамках Инициативы по безопасности в борьбе с распространением ОМУ (ИБОР) вносили вклад в работу Группы экспертов по оперативным вопросам, добиваясь соответствия деятельности ИБОР нормам международного права.
В работе со странами СНГ прилагали усилия по гармонизации национальных экспортноконтрольных стандартов. Данная задача становится еще более актуальной в свете вступления в силу Соглашения о едином порядке экспортного контроля в государствах-участниках ЕврАзЭС. Содействовали налаживанию взаимодействия по пресечению каналов незаконного оборота материалов, используемых в производстве ОМУ, в рамках ОДКБ.
В рамках Конвенции о «негуманном» оружии (КНО) призывали к поиску компромиссов между оборонными интересами государств и гуманитарными соображениями, призванных сократить неоправданные потери гражданского населения и военного персонала в ходе вооруженных конфликтов и после их окончания. В результате наших дипломатических усилий удалось предотвратить принятие решений, противоречащих оборонным и экономическим интересам России.
Во взаимодействии с заинтересованными ведомствами продолжали оказывать содействие развитию военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, отстаивать национальные интересы в этой области на международной арене, последовательно отводя попытки некоторых стран, прежде всего США, под надуманными предлогами воспрепятствовать торговле оружием, осуществляемой нами в строгом соответствии с международными обязательствами.
Содействовали укреплению договорно-правовой базы ВТС. Принимали участие в переговорах по заключению с иностранными государствами соответствующих соглашений (в 2007 году подписано 1 соглашение), взаимной защите секретной информации (подписано 4 соглашения) и об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемой или полученной в ходе двустороннего ВТС (подписано 3 соглашения).
В ОБСЕ и Вассенаарских договоренностях, в диалоге с ЕС и НАТО, а также на двустороннем уровне продолжали ставить вопрос о прекращении безлицензионного производства оружия российских образцов в ряде восточноевропейских стран.
В области освоения космоса и применения космической техники и технологий в мирных целях проводили линию на развитие правовой базы многостороннего и двустороннего сотрудничества, включая разработанные МИД России межправительственные соглашения о мерах по охране ракетно-космических технологий (СОТ). На этой основе велась проработка проектов соглашений по различным направлениям сотрудничества в области космоса с Белоруссией, Венесуэлой, Вьетнамом, Индонезией, Казахстаном, Малайзией, Саудовской Аравией, США, Таиландом, Украиной.
Приняли участие в работе Международного координационного комитета по спутниковой навигации. Продолжили консультации и переговоры по подписанию двусторонних соглашений в области навигационных спутниковых систем с ЕС, Вьетнамом, Казахстаном, Катаром, США, Саудовской Аравией.
В области дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) приняли участие в становлении и работе Платформы ООН для использования космической информации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и экстренного реагирования (СПАЙДЕР), создаваемой под эгидой Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях, в заседаниях органов Глобальной системы наблюдения Земли. Кроме того, с нашим участием проведены консультации по сотрудничеству в области ДЗЗ с Евросоюзом, разработан российско-есовский План по наблюдению Земли.
В сфереинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ) продолжали продвигатьтематику Международной информационной безопасности (МИБ). Поддержка этой российской инициативы в ООН (на 62-й сессии Генассамблеи наш обновленный проект резолюции по МИБ одобрен 179 голосами «за» при одном «против») и в Международном союзе электросвязи (МСЭ) подтвердила настрой международного сообщества на изучение данной проблематики не только в техническом (принципиальная линия США), но и в военно-политическом (принципиальная линия России) плане. 16 августа Совет глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) утвердил План действий по обеспечению МИБ. В декабре группа экспертов (председатель – Россия) приступила к проработке вопросов его реализации. В ОДКБ в отчетный период велась работа над проектом программы совместных действий по формированию системы информационной безопасности ее государств-членов. Положения по МИБ включены в документы Азиатско-тихоокеанского парламентского форума (Москва, январь).
Россия наряду с большинством развитых и развивающихся стран выступала за переход от одностороннего (под руководством США) к многостороннему (при активном и равноправном участии государств) управлению интернетом. Этой линии, начало которой было положено в ходе проводившейся под эгидой ООН в 2003-2005 годах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, мы следовали на втором собрании Форума по управлению интернетом (Рио-де-Жанейро, ноябрь).
В рамках научно-технического сотрудничества (НТС) прорабатывались проекты соглашений с Сингапуром, Сирией, Узбекистаном, другими странами. Принимали участие в работе Международного научно-технического центра (МНТЦ), созданного по инициативе стран «восьмерки» в России и странах СНГ.


Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование


Россия играла инициативную роль в многосторонних усилиях по урегулированию региональных конфликтов и кризисных ситуаций политико-дипломатическими средствами с опорой на международное право. Выступали за достижение компромиссов с учетом интересов сторон, противодействовали односторонним попыткам подменить сложившиеся международные механизмы урегулирования эксклюзивными форматами.
Россия продолжала энергично содействовать разблокированию арабо-израильского конфликта. Акцент при этом традиционно делался на коллективные усилия международного сообщества с участием ключевых региональных государств. Особая роль отводилась «квартету», остававшемуся безальтернативным механизмом внешнего сопровождения БВУ. Мы предлагали адекватные осложнявшейся ситуации политико-дипломатические ходы, которые помогли бы переломить негативную динамику развития событий, в первую очередь в палестино-израильских отношениях.
Несмотря на сдержанное отношение партнеров по «квартету», Россия приветствовала создание на базе мекканских договоренностей двух основных политических сил ПНА – ФАТХ и ХАМАС – палестинского правительства национального единства (март). Поддерживали контакты с руководством ХАМАС с целью выполнения им известных требований «квартета». В феврале в Москве состоялась очередная встреча Министра иностранных дел С.В.Лаврова с председателем политбюро ХАМАС Х.Машаалем.
Россия указывала на приоритет преодоления критического положения в социально-экономической сфере на территориях ПНА, отмены с этой целью блокады и ограничений на передвижение. После того, как в результате очередного всплеска межпалестинского насилия (май-июнь) сектор Газа перешел под полный контроль ХАМАС, Россия выступила за возобновление межпалестинского диалога как безальтернативного средства преодоления острого кризиса в ПНА.
Российские дипломатические усилия были также направлены на восстановление палестино-израильского диалога, запуск переговоров по ключевым вопросам урегулирования. Конечной целью оставалось создание независимого, жизнеспособного и территориально непрерывного палестинского государства, живущего бок о бок с Израилем в условиях мира и безопасности.
Руководствуясь таким пониманием, Россия оказала поддержку реализации инициативы президента США Дж.Буша о проведении международной встречи по Ближнему Востоку в Аннаполисе (ноябрь), по итогам которой возобновились субстантивные палестино-израильские переговоры по всему спектру двусторонней повестки дня. На донорской конференции в Париже (декабрь) было объявлено о российском вкладе в наращивание международного содействия ПНА.
В рамках нашего принципиального подхода в пользу всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования на общепризнанной международно-правовой базе – соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН, мадридских принципах и арабской мирной инициативе – продвигали идею созыва международной конференции по Ближнему Востоку в Москве. В ходе министерского заседания «четверки» в Берлине (май) представили партнерам концепцию ее проведения.
Россия предпринимала шаги, направленные на снижение напряженностивокруг Сирии, вовлечение этой страны в урегулирование ситуации на Ближнем Востоке. Важное значение имела поддержка Россией объективного рассмотрения этих вопросов в Совете Безопасности ООН и выполнения его резолюций по сирийско-ливанскому досье.
На ливанском направлении содействовали преодолению внутриполитического кризиса на путях диалога и поиска компромиссов, в том числе избрания консенсусной кандидатуры на пост президента страны. Россия поддерживала ровные контакты со всеми ливанскими политическими и конфессиональными силами, выступала против любого иностранного вмешательства в дела Ливана. Способствовали деятельности международной комиссии по расследованию убийства премьер-министра Ливана Р.Харири, выступали за формирование спецтрибунала по Ливану на неполитизированной, юридически чистой основе.
Россия последовательно выступала за достижение устойчивого политического урегулирования в Ираке на основе широкого межиракского диалога, нацеленного на обеспечение национального примирения и согласия при учете интересов всех основных политических сил и этноконфессиональных общин страны. В результате настойчивых усилий российской дипломатии удалось обеспечить включение соответствующих положений в итоговые документы международных встреч по Ираку в Шарм аш-Шейхе (май) и Стамбуле (ноябрь).
Россия проводила линию на политическое урегулирование конфликта в Дарфуре, содействовала укреплению взаимопонимания и практического взаимодействия ООН и Афросоюза с правительством Судана. 31 июля поддержали принятие резолюции 1769 СБ ООН о преобразовании до конца года действующей в Дарфуре Миссии Афросоюза в Судане (МАСС) в «гибридную» операцию ООН и Афросоюза по поддержанию мира (ЮНАМИД), увенчавшей усилия по выработке компромиссной формулы миротворчества в этой части Судана. В рамках международного сопровождения урегулирования российские представители участвовали в работе многосторонней Контактной группы по Дарфуру.
Во взаимодействии с партнерами содействовали поиску путей политико-дипломатического урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Наши действия в формате «шестерки» и в Совете Безопасности ООН были направлены на поддержку усилий МАГАТЭ, обеспечение полного и транспарентного сотрудничества с ним Ирана с целью прояснения всех аспектов ядерной деятельности последнего, на выполнение Тегераном резолюций Совета управляющих МАГАТЭ и СБ ООН, что позволило бы создать условия для запуска полноформатного переговорного процесса.
Россия принимала активное участие в шестисторонних переговорах по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП). В координации с партнерами нацеливали усилия на обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова через диалог на основе учета законных интересов и озабоченностей всех государств региона, включая КНДР. Благодаря инициативной роли нашей страны был найден выход из тупиковой ситуации вокруг вопроса с замороженными северокорейскими счетами в банке «Дельта Азия» (Макао) (июнь), что позволило возобновить переговорный процесс, завершить реализацию мер начального этапа денуклеаризации (остановка ключевых северокорейских объектов в Нёнбёне, возобновление диалога КНДР с МАГАТЭ) (июль). Согласованный партнерами план действий на втором этапе (октябрь) предусматривал обязательства КНДР по выводу этих объектов из рабочего состояния, декларированию всех своих ядерных программ в обмен на компенсационную помощь со стороны других участников, включая Россию. Несмотря на этот прогресс, «пекинский процесс» по-прежнему сталкивался с немалыми трудностями, обусловленными дефицитом доверия и сохраняющимися противоречиями между основными антагонистами – КНДР и США.
Важность внешнеполитической работы по Афганистану определялась серьезным воздействием этой страны на состояние безопасности в регионе, прилегающем к нашим южным границам. В данном контексте исходили из необходимости активного участия России в усилиях международного сообщества под эгидой ООН по стабилизации военно-политической обстановки, недопущению реставрации режима талибов и их ползучего проникновения во власть, поэтапному созданию поясов антитеррористической, антинаркотической и финансовой безопасности по северному периметру афганской границы.
Россия продолжала активно участвовать в косовском урегулировании. Последовательно проводилась одобренная Президентом В.В.Путиным линия на отстаивание международно-правовых принципов и сохранение ведущей роли СБ ООН при определении статуса края, на достижение переговорной развязки, учитывающей интересы и Белграда, и Приштины, без искусственных временных ограничений. В выступлении С.В.Лаврова в МГИМО 3 сентября было впервые публично заявлено, со ссылкой в том числе на косовское урегулирование, что для России существуют «красные линии» – там, где создается реальная угроза нашей национальной безопасности или существующему международному правовому порядку. Нами акцентировался прецедентный характер решения по Косово для других «замороженных» конфликтов, в том числе на постсоветском пространстве. Россия воспрепятствовала принятию продвигавшегося западниками проекта резолюции СБ ООН в поддержку «плана М.Ахтисаари», предусматривавшего навязывание Белграду независимости Косово. Было обеспечено продолжение переговорного процесса в формате «тройки» посредников Россия-США-ЕС, что позволило вывести стороны на прямой диалог. Однако до конца года компромиссного решения по статусу Косово выработать не удалось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: