В. 2. Циклы развития

В настоящее время признано, что наше общество и экономика, а также все составные части в отдельности (которыми так же являются и предприятия) развиваются циклично. Кризисы развития – это неотъемлемая часть циклов. Для того чтобы лучше понять природу кризисов необходимо разобрать и циклы развития.

Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз.

Первая фаза — кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица и резко увеличивается количество банкротств. При этом следует отметить, что существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, произ­водство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или бытовой техники в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и.т. п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промыш­ленности. Имеются различия в реакций на кризис монополий и немонополизированных секторов экономики. Если в высокомоно­полизированных отраслях в период кризиса цены почти не снижа­ются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска про­дукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

Вторая — депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу (более или менее продолжительную — от полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потреб­ностям, фазу обретения нового равновесия. Для нее характерна не­уверенность, беспорядочные действия. Доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. Эта фаза характеризуется во многих случаях падением нормы процента.

Третья — оживление. Это фаза восстановления. Начинаются капи­таловложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает, прежде всего, отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются но­вые предприятия. Иначе говоря, оживление завершается достиже­нием предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

Четвертая — подъем (бум). Это фаза, при которой ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стре­мительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. И в это же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются то­варные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового, пери­одического кризиса.

Первоначальным «толчком» (причиной) нового периодического кризиса является сокращение совокупного спроса, и снова начина­ется спад производства, падение занятости, уменьшение доходов, сокращение расходов и спроса. Что же касается факторов, вызы­вающих первоначальное сокращение совокупного спроса, то они могут быть самыми разными: замена изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей), па­дение спроса на отдельные виды продукции, рост налогов и кредит­ных процентов, нарушение закона денежного обращения, войны, различные политическое события, непредвиденные ситуации и т. д. Все это может сломать сложившееся рыночное равновесие и дать, толчок очередному экономическому кризису.

С учетом многообра­зия причин (возбудителей) циклического воспроизводства и частых нарушений традиционных фаз учеными различных направлений предлагаются следующие разновидности циклов:

• циклы Кондратьева, или длинноволновые циклы, продол­жительностью 40—60 лет: их главной движущей силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка;

• циклы Кузнеца. Их продолжительность ограничивается при­мерно 20 годами, а движущими силами являются сдвиги в воспроиз­водственной структуре производства (часто эти циклы называют воспроизводственными или строительными);

• циклы Джаглера периодичностью 7—11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов;

• циклы Китчина продолжительностью 3—5 лет порождаются динамикой относительной величины запасов товарно-материаль­ных ценностей на предприятиях;

• частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного года до 12 лети существующие в связи с колебаниями инвестицион­ной активности.

В настоящий момент времени всеми учеными признается что:

1. цикличность - многомерное явление, ряд ее форм носит общемировой характер. Более того, в своеобразных формах цикличность существовала и в условиях директивно-плановой экономики;

2. кризис – это не столько общественное «зло», сколько своеобразная форма обеспечения поступательного развития;

3. движение происходит не по кругу, а по спирали,

4. необходимо изучать циклы, чтобы снизить их отрицательные последствия.


Вопрос 3. Кризисы в развитии организации.

Практика показывает, что кризисы не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации подчас не совпадающие с ритмами общего развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Развитие организации проходит тот же циклический путь, то есть зарождение, становление, утверждение, период падение и ликвидации

В соответствии с циклами развития выделяют следующие виды организаций, находящихся на различных этапах собственного развития.

1. Фирма эксплерант - это фирма, находящаяся на стадии зарождения и формирова­ние ее первоначальной структуры. Это этап скрытого, латентного развития будущей целостности. Еще не оформились признаки пол­ной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные харак­теристики. Фирма, хоть еще и не сложилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, новые идеи или услуги, зондирует рынок на предмет спроса. Это, как правило, рис­кованная деятельность. Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этом этапе ее возникновения. Это может быть кризисом быстротечным и сравнительно легким. К нему готовы, и есть прикрытие. Фирма пока находится в структуре другой фирмы, более крупной и устой­чивой.

Эксплерентные организации характеризуются коллективом весьма инициативных людей. Управляет этим коллективом лидер-антрепренер, т. е. человек, способный по своим качествам предприимчивости начинать новое дело, почувствовать его экономическую перспективность.

При удачном развитии событий организация (фирма) продол­жает расти и увеличиваться и вступает в новый этап — патиентный.

2. Фирма патиент находится на этапе завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стра­тегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой. Чаще всего этот этап рассматривается как этап количественного роста, и вся перестройка в управлении фирмой связана с количественными изменениями. На этом этапе также существует опасность кризиса. Но она незаметна, так как внутреннее развитие характеризуется устойчивыми тенденциями. Фирмам в основном угрожают внешние причины, внешние циклы развития экономики или политические причины. На этом этапе фирма может вырасти до нескольких тысяч человек и этот рост оказывается оправданным, он вызывается потребностями развития.

3. Фирма виолент – это организация, достигшая зрелого состояния и устойчивого положения на рынке. Конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно. Фирмы-виоленты — это фирмы с силовой стра­тегией, работают, как правило, в области большого бизнеса, харак­теризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.

Исходя из выбранной тактики развития выделяют следующие виды фирм-виолентов:

А. «Гордые львы» – это крупные национальные виоленты не утратившие способности к быстрому росту. Они динамичны и дают наиболее яркие примеры агрессивной конкурен­ции в верхнем эшелоне. Особенности их позиций на рынке часто связаны с обладанием технологическими и организационными преимущест­вами в конкретной области производства и экономической деятель­ности. Стремление полностью использовать выгоды часто заставляет эти фирмы выступать возмутителями спокойствия, делает их мини­мально заинтересованными в сотрудничестве с другими гигантами.

Б. «Могучий слон» - крупная фирма, утратившая в своем развитии динамизм, но имеющая устойчивую стабильность. Данная стабильность обеспечивается преимущественно тремя факторами: большими размерами, дивер­сификацией, наличием широкой международной сети филиалов. В условиях жестокой конкуренции трудно оставаться постоянно первым в создании новшеств, но широкий в ассортиментном и географическом отношении охват рынка позволяет стать менее за­висимым от исхода конкурентной гонки. Ни одно, новшество, реа­лизованное соперниками, не затронет всех сегментов рынка. Следо­вательно, всегда остаются возможности догнать конкурентов. Часто «слоны» вполне сознательно избегают чести быть первыми. Ведь риск у первопроходца всегда велик. Они пускают в ход свои гигант­ские возможности, только когда успех уже наметился, и нередко при этом оттесняют новатора.

В. Закат монополии связан с состоянием, по образному выраже­нию, «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причиной такого этапа развития может быть и часто бывает распыление активности по слишком широкому кругу направлений, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в утративших перспективу производствах.

Выход из данной ситуации строится на жестком снижении издержек, в свертывании инвестиций и ликвидации убыточных производств. Уменьшив свои размеры, фирма получает возможность финансового оздоровления.

При этом возможна и такая ситуация. Попавшая в полосу кри­зисного развития фирма нередко утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом раз­витии, превращаясь в деструктурированный виолент.

Общее количество национальных виолентов в промышленной сфере должно быть не более 20%, в противном случае ослабнет «подпитка» развития новыми идеями, продукция или услуги могут быстро устаревать морально.

4. Фирмы коммутанты это фирмы в период упадка, старения, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, теряет смысл, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а выросшие и окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.

Так появляются фирмы-коммутанты, осуществляющие средний и малый бизнес, ориентированный на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуализированный подход к кли­ентам, использование достижений фирм-виолентов.

Коммутанты работают на этапе падения цикла выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и занимающиеся выпуском продукции или услуг, либо частично устаревших, либо имеющих ограниченный спрос в рамках только национального или регионального рынка.

Это могут быть как крупные и средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая политика требует принятия решений о свое­временной постановке продукции на производство, о степени техно­логической освоенности изделий, выпускаемых виолентами, о целе­сообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

5. Фирмы-леталенты. Это фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функ­ционирования, или фирмы, на которых происходит диверсифика­ция с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала.

Перечисленные формы организаций, исходя из стадии их развития, совместим со стандартным графиком циклического развития.

Свойства жизнедеятельности (жизнеспособность)

Возможность кризиса и повышение вероятности его наступления возникает в переходные периоды развития фирмы, в периоды между этапами цикла развития.

Первый переходный период - зарождение потенциала развития. Он предшествует этапу появления фирмы эксплерента. Этот период характеризуется процессами зарождения новой фирмы в среде уже функционирующей старой. Возникновение потенциала развития рождает опасность кризиса. Кризис характеризует ключевое противоречие развития. Но не всегда это опасность разрушительного кризиса. Это может быть кризис обновления, кризис ускорения, кризис поиска

Кризисы при возникновении эксплерентов, как правило, незначительно влияют на общую рыночную ситуацию. Но если количество эксплерентов, попадающих в кризисную ситуацию, начинает превышать критическую массу, могут возникнуть отрицательные, системные эффекты, оказывающие отрицательное воздействие.

В развитых странах 20-30% таких организаций не доживают до второго года жизни.

Вторым переходным периодом является становление. Он характеризуется реальным появлением новой фирмы как самостоятельной организации в экономической среде. Для патиентов проблемы возможности кризиса радикально изменяются, так как начинают проявляться и прогрессировать проблемы организационного и человеческого потенциала. Колличество неудачь у этих фирм колеблются от 40 до 80 %.

Третий переходный период называется утверждением. Он харак­теризуется закреплением позиций фирмы на рынке, появлением определенных конкурентных преимуществ и реализацией их в пове­дении на рынке. В этот период фирма самоутверждается на рынке, но во внутренних процессах развития возможно появление потен­циала отделения от нее другой фирмы или разделения ее на само­стоятельные фирмы. Ведь виоленты являются наиболее крупными, оказывающими значительное влияние на рыночную ситуацию фир­мами. И для них существует опасность кризиса. Она заключается в обостренной конкурентной борьбе, организационной сложности, характерной для крупных фирм, социально-психологических мо­ментах, инновационной успокоенности менеджеров.

Банкротство или распад таких фирм могут привести к тяжелей­шим, причем не только экономическим, последствиям как в регио­не расположения фирмы, так и в масштабах мировых экономичес­ких отношений. Поэтому необходимо регулирование развития этих фирм, как на региональном, так и на государственном уровнях. Они особенно нуждаются в антикризисном управлении, которое должно учитывать и национальные интересы, и мировые тенденции разви­тия экономики.

Четвертый переходный период называется периодом падения. Он характеризуется снижением большинства важных показателей жизнедеятельности фирмы. Вообще падение основных показателей — это уже не опасность, а признаки кризиса, но темпы падения могут доказывать, следует ли это оценивать как наступление необратимого кризиса или это этап развития, наиболее опасный для возникнове­ния разрушительного кризиса.

Кризис — это крайнее обострение противоречий, постепенно повышающих опасность разрушения, рас­пада. Кризис — это резкие и значительные изменения. Из состояния падения может быть позитивный выход.

Пятый переходный период называется исходом. Это период окончательного разрушения фирмы, ее ликвидации тем или иным путем.

Каждый из переходных периодов, так же как и этапы, имеет свои временные границы и качественные особенности. Первые опреде­ляются эффективностью управления, точнее системой антикризис­ного управления, вторые закономерной последовательностью возникновения новых свойств в развитии фирмы. Эти свойства можно рассмотреть по внутренним и внешним признакам.

Внутренние свойства — финансовое положение, управляемость, социально-психологическая атмосфера деятельности, интеллекту­альный и инновационный потенциал, ресурсосбережение, стратегия, информационные технологии, качество персонала.

Внешние признаки — конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, региональная структура, социально-политическая позиция, международные связи, паблик рилейшнз, природные условия.

Именно сочетание всех этих свойств, выраженное в показателях функционирования фирмы, и характеризует качественную определенность этапа ее развития. А переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу.

Но не всякие изменения отражают переходный период. Существуют изменения, которые характеризуют простую неустойчивость, флуктуацию (колебания) показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситу­ации рынка и пр. Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода от изме­нений нормального функционирования фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: