Главная цель проведения процедур предотвращения банкротства – обеспечить вывод предприятия из кризиса и его платежеспособность

Тема 1. Предприятия и кризисы их развития.

Вопрос. 1. Сущность антикризисного управления.

Вопрос 2. Кризис и причины его возникновения.

Вопрос 3. Циклы развития

Вопрос 4. Кризисы в развитии организации.

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется анти­кризисным процессом.

Как показывает мировой опыт, анти­кризисный процесс в условиях рыночной экономики — это управляемый процесс.

Антикризисное управление — совокуп­ность форм и методов реализации антикри­зисных процедур применительно к конк­ретному предприятию-должнику. Антикризисное управление является категорией микроэкономической и отражает производственные от­ношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздо­ровлении или ликвидации.

Всю совокупность процедур, применяемых к предприятиям-должникам, можно разделить на две основные группы: процедуры предупреждения банкротства и ликвидационные процедуры. К процедурам предупреждения банкротства относятся:

• досудебная санация;

• наблюдение;

• внешнее управление.

Досудебная санация (оздоровление) — это процедура, когда собственник предприятия, кредитор или другое заинтересованное лицо оказывает финансовую помощь предприятию-должнику.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Условия проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов устанавливают­ся федеральным законом о федеральном бюджете на соответству­ющий год и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Главная цель проведения процедур предотвращения банкротства – обеспечить вывод предприятия из кризиса и его платежеспособность.

Условия проведения досудебной санации за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного са­моуправления в соответствии с федеральными и иными законами.

Целью процедуры наблюдения является обеспечение сохран­ности имущества должника и проведение анализа финансового состояния должника. При осуществлении наблюдения устанавлива­ется также наличие признаков фиктивного либо преднамеренного банкротства.

Под внешним управлением имуществом предприятия-долж­ника понимается процедура, направленная на продолжение дея­тельности этого предприятия. Внешнее управление вводится ре­шением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на Основании пере­дачи функций по управлению предприятием-должником арбит­ражному управляющему.

Таким образом, основное отличие всех процедур предупрежде­ния банкротства заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Глав­ная задача здесь— обеспечить вывод предприятия из неплатеже­способного состояния и нормальное его функционирование.

Ликвидационные процедуры направлены на прекращение деятельности предприятия.

К ликвидационным процедурам относятся:

1) принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

2) добровольная ликвидация несостоятель­ного предприятия под контролем кре­диторов.

Ликвидация предприятий-должников осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется ликвидируе­мое имущество должника (конкурсная масса), распределяемое меж­ду кредиторами в порядке очередности.

В отличие от предупредительных ликвидационные процедуры безусловно ведут к прекращению деятельности предприятий. Именно поэтому ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова, понимаемого только как ликвидация несостоятельных предприятий.

Совокупность процедур предупреждения и ликвидации представляет собой банкротство в широком смысле слова. Всю эту совокупность процедур банкротства в широком смысле слова целесообразно определить как антикризисные проце­дуры.

Собственно процедуры банкротства (банкротство в узком смысле слова) выступают составной частью антикризисных процедур.

История становления и развития рыночной экономики во многих странах свидетельствует о том, что неравномерность про­цесса ее функционирования, колебания объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства, что характе­ризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать как некую общую закономерность. Эта закономерность тесно увязана с опре­деленным характером жизненного цикла предприятия. Взаимосвязь развития жизненного цикла предприятия с причинами возникнове­ния кризисных ситуаций иллюстрирует рисунок


Рис 2.1. Жизненный цикл, кризисные ситуации и антикризисный процесс организации (предприятия)

Особенностью является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация.всей совокупности антикризисных процедур (банкротство в широком смысле слова) начинается лишь на определенном этапе жизненно­го цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как пра­вило, неплатежеспособностью Предприятия. В то же время меры антикризисного управления, находящиеся за рамками процедур бан­кротства и призванные нейтрализовать последствия возникновения кризисных ситуаций, применяются на всех стадиях жизненного цикла компании.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим, процессам, так и на специ­фических особенностях, связанных с осуществлением антикризис­ных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей являются исходным пунктом в любом про­цессе управления, в том числе и антикризисном.

В то же время система контроля и раннего обнаружения при­знаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элемен­тов (подсистем):

  1. Диагностика финансового состояния.
  2. Оценка бизнеса предприятия.
  3. Маркетинг.
  4. Организационно-производственный менеджмент.
  5. Управление персоналом.
  6. Финансовый менеджмент.
  7. Антикризисная инвестиционная политика.
  8. Антикризисное бизнес-планирование.
  9. Организация ликвидации предприятия.

Мероприятия по выходу из кризиса можно подразделить на тактические и стратегические.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта), так и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления). Оперативные мероприятия по выходу из кризиса состоят в установлении текущих убытков, выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреп­лении дисциплины и т.п.

Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инно­ваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

Вопрос 2. Кризис и причины его возникновения.

Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, со­хранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвя­заны. Функционирование сдерживает развитие и в тоже время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, ко­торая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с оп­ределенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой при­родой социально-экономической системы.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и усло­виями ее использования (помещение, климатическая среда, техно­логическая культура и пр.).

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестой­кости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на следующие группы:

  1. объ­ективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации,
  2. и субъективные, отражающие ошибки и во­люнтаризм в управлении,
  3. внешние, связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического разви­тия или даже развития мировой экономики, конкуренцией, полити­ческой ситуацией в стране,
  4. внутренние, связанные с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организа­ции производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необ­ходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кри­зиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возмож­ность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжи­тельное время. Это может объясняться определенными политичес­кими причинами.

Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управ­ления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мяг­кому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его харак­тером, но и антикризисным управлением, которое может или смяг­чать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управле­ния, характера мотивации, понимания причин и последствий, от­ветственности.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необ­ходимость в разветвленной классификации кризисов связана с диф­ференциацией средств и способов управления ими. Если есть типо­логия и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения без­болезненности протекания.

Кризисы делятся на следующие группы:

  1. По масштабам проявления кризисы делятся на общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее.
  2. По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространиться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

  1. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития выделяют отдельные группы:

А) экономические кризисы отражают острые противоречия в эко­номике страны или экономическом состоянии отдельного предпри­ятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состо­янии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Б) социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или об­разований: работников и работодателей, профсоюзов и предприни­мателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недовольства усло­виями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриоти­ческим чувствам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

В) Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламен­тации деятельности отдельных подразделений, как отделение адми­нистративных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

В организационном устройстве любой социально-экономичес­кой системы могут обостряться организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрез­мерном или быстром росте социально-экономической системы, из­менении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Организа­ционный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюро­кратизация.

Г) Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобрета­ющего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в соци­ально-психологическом климате общества, коллектива или отдель­ной группы.

Д) Технологический кризис. Он возникает как кризис новых технологи­ческих идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовмес­тимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выгля­деть кризисами научно-технического прогресса — обострение про­тиворечий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей

  1. По непосредственным причинам возникновения кризисы раз­деляются на:

А) природные, вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Б) общественные. Причиной кризиса могут быть и общественные отношения во всех видах их проявления.

В) экологические. Эти кризисы, возникающие при изменении природ­ных условий, вызванных деятельностью человека, — истощение ре­сурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного рав­новесия.

3. По степени предсказуемости выделяют закономерные кризисы и случайные. Закономерные кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объек­тивными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Случайные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и рас­пространению локальных кризисов.

Разновидностью закономерных или предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

4. По степени открытости различают кризисы явные и латентные (скрытые). Пер­вые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

5. По глубине охвата кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризи­сы часто ведут к разрушению различных структур социально-эконо­мической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более по­следовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

6. По времени выхода кризисы разделяются также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следст­вием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последст­вий.




double arrow
Сейчас читают про: