О НАЧАЛЕ И ПРИРАЩЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ ДАЖЕ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Глава шестая
О философии варварской.
§ 47.
Из прежде предложенных рассуждений о философии можно довольно рассудить, сколь сия наука полезна в жизни человеческой. Чего ради прежде нежели к правилам логическим приступим, запотребно я еще рассудил дать подлинные известия о начале и происхождении философии по самое наше время. <...>
Таким образом, мы видим напоследок, сколь великое философов число и какие между всеми сими умствующими людьми от самого начала происходили несогласия. Не можно сказать, чтоб все их вздоры были в нынешнее время крайне бесполезны, но ежели какую пользу из сих несогласий можно заключать, то, конечно, не иную, как что их различные толкования всех в натуре произведенных вещей и различных от воли человеческой происходящих действий подали случай разумным людям от времени до времени производить праведнейшие изобретения. Ибо сие натурально, что всякая вещь в большее совершенство приходит, когда она разыскана на кривую строну не меньше как на прямую. Не к тому говорю, чтоб принимать должны уже мы были нынешние положения философские за совершенные. Когда прежние положения через большее время приведены к большей истинности, то и нынешние не могут быть так совершенны, чтобы не осталося ничего дале рассуждать. Наука философская состоит в одном только человеческом разуме. Но когда мы сорассуждаем пределы разума человеческого с пределами натуры, которая сотворена от всемогущего творца, то тотчас понимаем, что разум наш никогда до последнего совершенства и познания Божией премудрости доступить не может, а довольствоваться тем только должен, что возможно его силами изобрести. Человек разумный и о том удостоверен быть может, что мы еще и разума своего прямых границ не знаем. Мы видим между малым числом народа какое разнствие в разумах и понятии их. Один может о сем рассуждать с основанием, что другому крайне непонятно. Один памятлив, другой не помнит того, что вчера говорил или видел. И не только от природы Божия дарования всякому равны, но и лета возраста самого и воспитание делают столько в нас разницы, что временем можно одного с другим так сравнить, будто бы он не от того, но от другого произошел прародителя. Что же мы из познания философии лучше иметь можем, как способы к тому, как открыть можно хотя некоторую часть в натуре того, что без оных весьма непонятно. К сему потребно перво натуральные наши понятие и острота, а потом труд и прилежание, которые суть наибольшие средства к дополнению нашей природной тупости и просвещению нашего разума. Человек никогда с таким разумом не рождается, с каким живет и умирает. И как философом никто иной назваться не может, кроме того, который многим в свете вещам праведные начала не только сам знает, но и другому оные показать и изъяснить в состоянии, то посему видно, что наука философская не так легка, чтоб оной всяк научиться мог без особливых к тому правил, без любопытного разума, без труда и прилежания. Такой человек, который о всем сем крайнее в молодых своих летах старание имеет, при старости крайнее видит утешение. Он чувствует своего создателя из сотворения самого себя, не простирает разума своего так далеко, чтоб показать себя участником советов Божиих. Верить натуре по тех пор, пока чего не видит противного Божию откровению, причем все свои рассуждения прекращает. Все, что ни делает в жизни, делает побужден праведною причиною. И таким образом, проводив век с покоем, умирает в чаянии будущего блаженства вечного. Не удивительно, что многие язычники имели весьма иные начала философские, нежели люди, познавшие Бога, закон и откровение его. Ибо в них многие, как мы выше видели, по природе недальнего ума люди, или ненавистники истины, или сластолюбием сего жития прельщены, или особливо высокомерностью разума своего надменны, так как, не ведавши Бога и христианского учения, весьма свое философское учение на ином основании имели, нежели мы. Итак, чтоб способнее дать наставление охотникам к сей науке, то я предложил в сей главе краткую сей науки историю. Не для того, чтоб я хотел научить оную, но чтоб показать все противные мнения, которые до сего времени в сей науке были, надеясь, что две противные вещи, когда вместе снесены бывают, всегда лучше изъясняются. Разумный человек, прочтя оную со мной, скажет то, что некогда один ученый человек сказал: Не можно того в горячке сбрендитъ, чего бы философы до сего времени уже не сказали.
|
|
|
|