Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива L0,
или l0,
,
;
,
где С, Н, О – массовые доли соответственно углерода, водорода и кислорода в элементарном составе топлива (данные представлены в таблице 1);
0,21 – объемное содержание кислорода в 1 кг воздуха,
0,23 – массовое содержание кислорода в 1 кг воздуха.
Для автомобильных и тракторных двигателей применяются автомобильные бензины (ГОСТ 2084 – 77) и дизельное топливо (ГОСТ 305 – 82).
Таблица 1.
Элементарный состав и теплота сгорания топлива
| Топливо | Содержание в массовых долях | Низшая теплота сгорания QH, кДж/кг | Молярная масса топлива μт, кг/Кмоль | ||
| С | Н | О | |||
| Автомобильный бензин | 0,855 | 0,145 | - | 110…120 | |
| Дизельное топливо | 0,87 | 0,125 | 0,005 | 180…200 |
Действительное количество молей свежего заряда,
,
| для дизелей …………………………… | М1 = М; |
| карбюраторных двигателей …….. | М1 = М + 1/μт, |
где M = α · L0 - действительное количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива;
μт = 110…120
- молекулярная масса паров автомобильных бензинов.
Количество молей продуктов сгорания,
,
| при α > 1 (сгорание в дизелях) ………… | ;
|
| α < 1 (сгорание в карбюраторных двигателях) ……………………………….. | .
|
Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси
,
где
- коэффициент молекулярного изменения горючей смеси.
Температура в конце видимого сгорания, К
Температура конца видимого сгорания Тz определяется из уравнения сгорания, которое различно для дизелей и карбюраторных двигателей.
В общем виде уравнение сгорания имеет вид
для дизелей (α > 1)
;
для карбюраторных двигателей (α < 1)
,
где ξ – коэффициент использования тепла;
QH – теплотворность топлива (кДж/кг);
Δ QH = 119,95·(1 – α)·L0·103 – неполнота сгорания (кДж/кг);
μCVC и μCVZ – средние мольные теплоемкости при постоянном объеме соответственно рабочей смеси и продуктов сгорания (кДж/кмоль·град).
Значения средних мольных теплоемкостей приближенно могут быть определены по выражениям:
для рабочей смеси, кДж/(кмоль·К),
;
для продуктов сгорания в дизеле, кДж/(кмоль·К),
;
для продуктов сгорания в карбюраторном двигателе, кДж/(кмоль·К),
.
Подставив значения теплоемкости, уравнение сгорания приведим к виду:

и определим температуру в конце видимого сгорания:
, К.
Давление в конце видимого сгорания, МПа
По температуре ТZ определяется давление газов в конце видимого сгорания:
для карбюраторных двигателей
pZ = β·pC·(TZ/TC);
для дизелей
pZ = λ·pC,
где λ – степень повышения давления, принятая при выборе исходных данных.
Степень предварительного расширения в дизеле находится по выражению
.
Для выполненных конструкций дизелей ρ = 1,2…1,7.
Степень повышения давления для карбюраторного двигателя λ = pZ/pC.
;
.






