Расчет неравномерности вращения коленчатого вала

Суммарное касательное усилие ТS непостоянно по углу поворота коленчатого вала. В связи с этим индикаторный крутящий момент Мi = ТSr на валу также является переменным в течение цикла. Однако к коленчатому валу приложено сопротивление гребного винта, постоянное по углу поворота коленчатого вала и равное Мср. Это обуславливает появление на некоторых участках цикла избыточной работы Аизб суммарной касательной силы ТS по отношению к работе Аср сил сопротивления, рост избыточного крутящего момента Мi по отношению к среднему Мiср с соответствующим повышением кинетической энергии движения КШМ и других деталей, связанных с коленчатым валом. На этих участках увеличивается скорость вращения вала w.

На других участках периода рабочего цикла происходит снижение ТS по сравнению с Тср и Мiср, что обуславливает недостаточную работу, производимую в цилиндрах, по сравнению с работой сил сопротивления. На этих участках происходит уменьшение кинетической энергии движения КШМ и деталей, связанных с валом.

Такие периодические колебания среднего касательного усилия и крутящего момента при постоянном моменте сопротивления вызывают колебания угловой скорости вращения вала w

Неравномерное вращение вала отрицательно влияет на работу дизеля и приводимых им устройств, поэтому степень неравномерности вращения вала d ограничивается правилами эксплуатации судовых дизелей. При работе дизеля на гребной винт допустимая величина d на номинальной частоте вращения равна: d = 1/20…1/30. Для дизеля 8ЧРН 32/48 принимаем d = 1/25.

Работа, затрачиваемая на увеличение кинетической энергии движения деталей и устройств при колебаниях частоты вращения коленчатого вала, равна:

Аизб = Jdw2cр×10-3, кДж

где J – момент инерции поступательно движущихся и вращающихся масс, кинематически связанных с коленчатым валом, кг×м2.

J=Jкшм+Jн+Jм, где

Jкшм – момент инерции движущихся деталей двигателя;

Jн – момент инерции передачи и нагрузочных устройств;

Jм – момент инерции маховика.

J = 5,48×106избср)Ni / dn3, где

Ni = 948 кВт – индикаторная мощность дизеля;

Величины Аизб и Аср определим по рисунку 1.7,как соответствующие площади под кривой Тсум и Тср:

Аизб= 1665 мм2

Аср= 4620 мм2

Аизбср=1665/4620=0,36 – отношение избыточной работы к средней работе суммарной касательной силы за один период рабочего цикла.

J = 5,48×106×0,36×948 /[(1/25)×3753] = 886,6 кг×м2.

Для определения величины Jкшм воспользуемся приближенной формулой:

Jкшм = к×i×D2× S3×103 кг×м2, где

i = 8 – число цилиндров;

D = 0,32 м – диаметр цилиндра;

S = 0,48 м – ход поршня;

к – коэффициент, зависящий от конструктивных особенностей дизеля; к = 1,16+1,85(d / S)2 = 1,16+1,85(0,215/0,48)2 = 1,53 – для тронковых дизелей с поршнями из алюминиевых сплавов. Здесь d = 0,215 м – диаметр рамовой шейки коленчатого вала. Так как на коленчатом валу установлены противовесы, коэффициент к следует увеличить в 1,3 – 1,8 раз. Примем к = 2,295,

Тогда, Jкшм = 2,295×8×0,322×0,483×103 = 207,92 кг×м2.

При определении момента инерции маховика пренебрегаем вращающимися массами валопровода и гребного винта, поэтому при расчете принимаем:

Jм = J – Jкшм = 886,6 – 207,92 =678,68 кг×м2.

Маховый момент инерции маховика равен Jм = МмD2м / 4. Конструктивные размеры маховика подбираем варьированием массы Мм и диаметра Dм, который определяем с учетом допустимой окружной скорости W и условий размещения маховика на двигателе. Допустимая окружная скорость ограничивается условием обеспечения достаточной прочности маховика и для чугунных маховиков не должна превышать 30…40 м/с. Принимаем W = 40 м/с. Диаметр маховика рассчитываем по формуле:

Dм = 60W / pn = 60×40 / (3,14×375) = 2,04 м.

Тогда массу маховика найдем по уравнению:

Мм = 4Jм / D2 = 4×678,68 / 2,042 = 652,33 кг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: