Понятие и виды систематизации законодательства

В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Систематиза­ция законодательства - деятельность по. упорядочению нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике путем расположение их по определенным разделам и рубрикам. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т. е. на устранение коллизий и пробелов в праве.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их ус­транению. Известны три вида систематизации нормативно-правовых актов: коди­фикация, инкорпорация и консолидация.

19.2 Инкорпорация основывается на внешней систематизации или простой классификации НПА по определенным темати­ческим признакам: предметному и (или) хронологическому. Это такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п.

Хронологическая инкорпорация- Собрание актов Президента и Правительства РК. НПА размещаются в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей. Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующего законодательства по предметному принципу и с учетом времени издания.

Генеральная инкорпорация охватывает все законодательство по данному предмету регулирования, частная - лишь его часть. Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты: Ведомости Парламента РК. Неофицнальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Практическое ее значение - справочно-информационное.

19.3 Кодификация — наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, внешнюю и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. В ходе кодификации осуществляются не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание изменений и дополнений, отменяются устаревшие нормы, создаются новые, восполняются пробелы в регулировании. Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Она представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства.

Существуют следующие виды кодификации: основы законодательства (основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик); кодексы; уставы, регламенты, положения (они являются результатом специальной кодификации).

Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. Отраслевая кодификация - объединение нормативного материала определенной отрасли или подотрасли законодательства (ГК, УК). Специальная кодификация – объединение норм определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный, Лесной кодекс).

В правовой системе РК не предусмотрено такой формы кодифицированных актов, как уставы. Регламенты и положения являются НПА производного вида и утверждаются посредством издания актов основного вида. Единственной формой кодифицированных актов в РК являются кодексы, которые имеют приоритет по сравнению с обычными законами и регулируют общественные отношения в 17 сферах.

19.4 Цель консолидации — устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных актов, является промежуточным звеном между инкорпорацией и кодификацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Возможна даже новая редакция некоторых статей. Однако консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпорацией, хотя в то же время для консолидации характерны некоторые черты, присущие кодификации.

19.5 Четко налаженный учет законодательства необходим: 1) для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений, судебных и прокурорских и т.д.; 2) для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов; 3) для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу; 4) для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов; 5) для эффективного правового просвещения, деятельности учебных и научных юридических учреждений.

Различают следующие виды учета законодательства:

1. журнальный учет - фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах, ведется по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам;

2. картотечный учет - более совершенная форма учета законодательства путем создания системы карточек, расположенных по определенной системе, применяется в центральных органах власти, в крупных организациях, по роду своей работы имеющих дело с широким, многоотраслевым кругом НПА;

3. ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки;

автоматизированный учет законодательства - создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству (есть в центральных и высших органах), коммерческие информационно-поисковые системы законодательства (Юрист, Эдвайзер, Закон и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: