Управление по отклонениям

Управление по отклонениям получило на западных фирмах довольно широкое распространение. Суть его состоит в том, что все цели, стоящие перед организацией и ее подразделениями, отраженные в планах или существующие самостоятельно, формализуются в систему нормативов, отклонения от которых, выявленные в результате контроля, служат основой для принятия решений. Возникающие отклонения могут быть разными по масштабам и последствиям. Незначительные отклонения могут исправляться самостоятельно, не ставя в известность руководство, существенные отклонения создают опасность для функционирования и развития организации или подразделения и поэтому руководству необходимо принимать соответствующие меры. Эти меры определяются после классификации отклонений по качественным и количественным параметрам, срокам, причинам возникновения, степени опасности с определением критических значений.

Управление по отклонениям используется для обучения подчиненных, расширения их кругозора, овладения новыми направлениями деятельности, подготовки к занятию более высоких должностей в будущем.

Однако управление по отклонениям имеет и негативные стороны, а именно, оно культивирует формализованный подход к делу, оценке ситуации и принятию решений. Внедрение управления по отклонениям требует создания специальной системы учета отклонений и оповещения о них руководителей. Это ведет к дальнейшей бюрократизации управленческого процесса, усыпляет бдительность, особенно в отношении незначительных на первый взгляд отклонений, которые в будущем могут иметь неблагоприятные последствия.

Контрольные вопросы к главе 6

«Контроль и управление по отклонениям»

1. С чего следует начать при разработке системы контроля?

2. Какая последовательность технологии контроля известна в мировой практике?

3. Какие задачи должен решать контроль в системе управления, и какие принципы следует заложить в его систему?

4. Какие объекты следует подвергать стандартизации при разработке системы контроля?

5. Что конкретно можно спланировать в предварительном, текущем и итоговом контроле и что повлияет на оптимальность соотношения в использовании внутреннего и внешнего контроля?

6. Охарактеризуйте возможность использования управления по отклонениям. Почему незначительные отклонения чаще всего являются причиной кризисных явлений на фирме?

Литература:

1. Бондарь Н.П. Эффективное управление фирмой: Современная теория и практика. – СПб.: Бизнес-Пресса, 1999.

2. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999.

3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Казанцев А.К. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса. – М.: ИНФРА-М, 1999.

5. Лафт Дж. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. – М.: Русская деловая литература.

6. Томилов В.В. Менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2003.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: