В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда представительских функций, среди которых можно выделить стратегическую, экспертно-инновационную и административную, коммуникационную, социальную.
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные качества руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания и перестройки предприятия прежде всего нужны руководители – лидеры с организационной и предпринимательской жилкой, в период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители - плановики с хорошей административной хваткой.
На различных уровнях в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена.
Основные задачи высших руководителей организации состоят в определении ее миссии, ценностей, политики, стандартов деятельности, формирования структуры и системы управления, представительства. Высшее руководство реализуется в составе команды, которую подбирает первое лицо, занимающее свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками) и несущее полную ответственность за состояние и результаты работы. С юридической точки зрения в обязанности первого лица входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение (в обусловленных рамках) имуществом и средствами; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование подчиненных руководителей и др.
Руководители среднего звена (подразделений и предприятий, входящих в данную организацию) назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут ответственность перед ними за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Через подчиненных руководителей они управляют деятельностью своих подразделений. В рамках компетенции им представлено право решать кадровые вопросы, поощрять и наказывать своих подчиненных. Руководители среднего звена представляют собой наиболее бюрократизированную прослойку менеджеров, число представителей которых стремительно растет, увеличивая "этажность" управленческих структур.
Отношение к представителям среднего звена в современной теории управления негативное, и при любой возможности предприятия на Западе идут на их сокращение. За счет таких мероприятий удается сократить до 30-40 % управленческого персонала.
Руководители низового звена – бригад, участков, групп и пр., работают уже непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их работу.
В общем, руководители всех звеньев несут, помимо официальных обязанностей неофициальные. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам, успехам, взаимоотношениям в коллективе, оказании им при необходимости всесторонней помощи. Это очень важно с той точки зрения, что не только подчиненные, но и руководитель зависит от своих подчиненных в готовности исполнять их распоряжения и неофициальные просьбы.
В работе руководителя много привлекательного. Она представляет широкие возможности для развития личности, престижна, приносит человеку достоинство и уважение окружающих, увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем. Руководителю особенно крупной организации приходится выполнять в течение рабочего дня огромное (до 200) количество видов деятельности. И в этой деятельности главная задача состоит не в том, чтобы ту или иную работу выполнять самому, а в том, чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия, отметить отличившихся. Роль руководителя в современной эпохе трансформируется из диктаторского в роль "отца семейства", не только отдающего распоряжения, но и создающего благоприятный морально-психологический климат.
Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер производства и труда. Технологические и социальные процессы стали настолько сложными, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько возросли, что руководитель не в состоянии единолично управлять всем. При таких обстоятельствах он становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды, где на первое место выходит деловое сотрудничество и консультирование. По мнению известного американского специалиста в области менеджмента Г.Минцберга, такой руководитель выполняет следующие управленческие функции:
· межличностные (символ власти, лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленцев);
· информационные (центр, концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных и во внешний мир);
· решающие (планирующий и начинающий изменения в организации; координатор деятельности в нестандартных ситуациях; распределитель ресурсов и посредник).
По отношению к организации и взаимодействию с нею руководители делятся на ориентированных на себя и ориентированных на организацию.
Первый тип руководителей (борцы с джунглями) стремятся к безраздельной власти, и, используя своих подчиненных, воюют против всех, внутренне считая их если не реальными, то потенциальными врагами. В зависимости от используемой тактики, они делятся на "львов", действующих в открытую, и "лис", занимающихся интригами. Ориентированные на себя руководители - это "игроки", для которых представляет интерес не сама должность как таковая, а процесс ее получения. Такие руководители на практике больше разрушают, чем создают.
Второй тип - это руководители (открытые), ориентированные на организацию, стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы. Качества, присущие таким руководителям, подразделяются на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным можно отнести:
· компетентность в соответствующей профессии, основанную на опыте и образовании;
· широту взглядов, базирующуюся на эрудиции и знаниях;
· стремление к приобретению новых знаний, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
· поиск новых форм и методов работы и обучение подчиненных;
· умение планировать работу.
К личным качествам относятся:
· высокие моральные стандарты;
· психическое и физическое здоровье;
· высокий уровень внутренней культуры;
· отзывчивость, благожелательное отношение к людям;
· оптимизм, уверенность в себе.
К деловым качествам можно отнести:
· умение создать организацию и обеспечить ее эффективную деятельность;
· стремление к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой;
· контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения и повести их за собой;
· инициативность, оперативность, сконцентрированность и способность к быстрой перестройке;
· способность управлять собой, рабочим временем и окружающими;
· стремление к преобразованиям, готовности идти на риск и увлекать за собой подчиненных.
Необходимо отметить, что соотношение этих требований безусловно зависит от уровня, который занимает руководитель в иерархической цепочке управления.