Обычно процесс управления конфликтом начинается с посягательства или нарушения одной стороной психологической, физической или ценностной территории другой стороны. Модель управления конфликтом, представленная на рис. 12.2, подразумевает 5 стадий.
Стадия 1. Осознание. Эта стадия, подразумевающая, что стороны начинают осознавать напряжение (противостояние) – первый признак конфликта. Она возникает в связи с осознанием несовместимости потребностей и ценностей обычно:
· из-за утверждения, когда одна сторона высказывает что-то другой стороне или сторонам;
· когда одна сторона настаивает на спорном вопросе, которому противостоит другая сторона или стороны;
· из-за обратной связи, когда одна сторона дает обратную связь другой стороне, но обратная связь отвергается.
Стадия 2. Оценка. Эта стадия подразумевает понимание сторонами того характера конфликта – либо это конфликт потребностей, либо конфликт ценностей. Ключом к определению корней конфликта потребностей или ценностей – является вопрос: “Имеет ли конфликт реальные и конкретные последствия для сторон?”, то есть, влияет ли он на время, собственность, деньги или здоровье участников спора.
|
|
Стадия 3. Снижение конфликта. Эта стадия подразумевает снижение уровня эмоционального направления (рассеивание негативных эмоций), разъяснение и понимание различий, чтобы противоборствующие стороны могли урегулировать конфликт, то есть договориться об изменении губительного поведения, а также негативного отношения и чувств по отношению друг к другу. Это, может быть, не будет соглашение, которое решит все разногласия, но оно позволит обеим сторонам продвинуться вперед в понимании различий и установлении взаимного уважения.
Стадия 4. Решение проблемы. Эта стадия подразумевает вступление в процесс решения проблемы для раскрытия образа действий, который удовлетворит основные интересы всех сторон, участвующих в конфликте, и полностью решит конфликтную ситуацию.
Рисунок 12.2 – Модель управления конфликтом