Творчество Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6 марта 1474 в Казентино- 1564), 90 лет прожил итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. Родился из благороднейшего и древнейшего семейства графов Каносса, назвав его Микеланджело, отец хотел показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, что искусством руки его и таланта будут созданы творения чудесные и поразительны. Отдан был на кормление жене каменотеса. Беседуя с Вазари, он в шутку сказал, «что резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы». Обучение грамоте отдал Микеланджело учителю Франческо из Урбино. Все свободное время тайком занимался рисованием, за что отец и старшие его ругали, а порой и бивали, считая, вероятно, занятие этим искусством, им незнакомым, делом низким и недостойным древнего их рода. Микеланджело подружился с Франческо Граначчи. К-й снабжал его рисунками Гирландайо-почитавший одним из лучших мастеров в Италии. Микеланджело начал обучатся искусству во Флоренции в мастерской Д.Гирландайо и у скульптора Бертольдо ди Джованни, однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики.

Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, как он и некоторые вещи делает не так, как пологалось юноше, Микеланджело побеждает не только других учеников, но и самого мастера.

В Болонье Микеланджело провел немногим больше года и остался бы там и дольше: такова была любезность Альдовранди, к-й полюбил его и за рисование, и как тосканцу, нравилось произношение Микеланджело и он с удовольствием слушал, как тот читал ему творения Данте, петрарки, Бокаччо и др. тосканских поэтов. С удовольствием возвратившись во Флоренцию, где д/Лоренцо, сына Пьерфранческо деи Медичи, высек из мрамора св. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины. История: был продан, как древнее произведение. Благодаря этой истории, он был вызван в Рим. Каковы были способности Микеланджело, отлично понял мессер Якопо Галли, римский дворянин, человек одаренный, к-й заказал ему мраморного Купидона натуральных размеров, а затем статую Вакха высотой в десять пальм, держащего в правой руке чашу, а левой тигровую шкуру и виноградную кисть, к которой тянется маленький сатир. По статуе этой можно понять, что ему хотелось добиться определенного сочетания дивных членов его тела, в особенности придавая им и юношескую гибкость, свойственную чужчине, и женскую мясистость и округлость: приходиться дивиться тому, что он именно в статуях показал своё превосходство над всеми новыми мастерами, работавшими до него. Кардинала св. Дионсия, именуемого французским кардиналом руанским, возбудили в нем желание оставить, через посредство художника о себе достойную память в городе, столь знаменитом, заказал мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, к-я по завершении была помещена в соборе св. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос-обнаженное тело, выполненое столь искуссно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, здесь нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем написал он своё имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; (ночью, заперся со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре своё имя). Вазари с.300

Уже в юношеских произведениях (рельефы “Мадонна у лестницы”, “Битва кентавров”, около 1490-1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора-монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой в статуе “Вакх” (1496-1497, Национальный музей, Флоренция); новое гуманистическое содержание, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы “Оплакивание Христа” (около 1498, собор Св.Петра, Рим). В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую “Давид” (1501-1504, Галерея Академии, Флоренция), воплотившую героический порыв и гражданскую доблесть флорентийцев, сбросивших ярмо тирании Медичи. В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Для гробницы Юлия II, завершенной только в 1545 (церковь Сан-Пьетро ин Винколи в Риме), Микеланджело создал ряд статуй, в том числе наделенного могучей волей, титанической силой и темпераментом “Моисея” (1515-1516), исполненных трагизма “Умирающего раба” и “Восставшего раба” (1516, Лувр), а также 4 неоконченные фигуры рабов (1532-1534), в которых хорошо виден процесс работы скульптора, смело углубляющегося в каменный блок в одних местах и оставляющего другие места почти необработанными. В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м площади) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле: “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”,“Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др. По сторонам от них, на склонах громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами— эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Титаническая сила, интеллект, прозорливая мудрость и возвышенная красота характеризуют образы пророков: глубоко задумавшегося скорбного Иеремию, поэтически одухотворенного Исайю, могучую Кумскую сивиллу, прекрасную юную Дельфийскую сивиллу. Создаваемым Микеланджело характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов. В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем усыпательницы рода Медичи в Новой сакристии той же церкви, а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи - в тяжком раздумье и бесцельном движении лишенных портретных черт статуй герцогов Лоренцо и Джулиано, в драматическом символизме четырех фигур, изображающих “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” и олицетворяющих необратимость течения времени. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов (фреска “Страшный Суд” на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане, 1536-1541), пронизаны горькими размышлениями о тщете человеческой жизни, о мучительной безнадежности поисков истины (отчасти предвосхищающие живопись барокко росписи капеллы Паолина в Ватикане, 1542-1550). К последним скульптурным работам Микеланджело относятся отмеченные трагической экспрессией художественного языка “Пьета” для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (до 1550-1555, разбита Микеланджело и восстановлена его учеником М.Кальканьи; ныне в Галерее Академии, Флоренция) и скульптурная группа “Пьета Ронданини” (1555-1564, Музей старинного искусства, Милан), предназначенная им для собственного надгробия и не законченная. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. С 1546 Микеланджело руководил в Риме возведением собора святого Петра и строительством ансамбля площади Капитолия (обе работы были завершены после его смерти). Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом императора Марка Аврелия в центре, первый ренессансный градостроительный ансамбль, выполненный по замыслу одного художника, замыкается дворцом Консерваторов, фланкируется двумя симметрично поставленными по ее сторонам дворцами и открывается в город широкой лестницей. В плане собора святого Петра Микеланджело, развивая идеи Браманте и сохраняя идею центричности, усилил значение средокрестия во внутреннем пространстве. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с основанием грандиозного купола, возведенного в 1586-1593 годах учеником Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. Глубиной мысли и высоким трагизмом отмечена лирика Микеланджело. В его мадригалах и сонетах любовь трактуется как извечное стремление человека к красоте и гармонии, сетования на одиночество художника во враждебном мире соседствуют с горькими разочарованиями гуманиста перед лицом торжествующего насилия. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.


39. Монументальная живопись Рафаэля. (собственно Раффаэлло Санти или Санцио) (26 или 28 марта 1483, из Урбино (именитейший итальянский город)— 6 апреля 1537, Рим), итальянский живописец и архитектор.

Отец предпочел, чтобы жена его сама выкормила своего сына и чтобы младенец, оставаясь в родном доме, с самого нежного возраста научился отцовским нравам. Когда мальчик подрос, отец стал управжнять его в живописи, обнаружив в нём большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Он был отцу хорошим помощником во многих работах, к-е Джованни выполнял д/государства Урбинского. Отец его поместил к Пьетро Перуджино-занимал в то время первое место среди живописцев. Но сначало он подружился и, улучив самое, как ему казалось, подходящее д/этого время, высказал пожелание в наиболее вежливых выражениях, на какие он только был способен. Он привез к нему мальчика в Перуджу, где Пьетро, увидев, как рисует Рафаэль, и убедившись в его отличном поведении и воспитании.

В Рафаэлле воссияли во всем своём блеске и в сопровождении столь великого обаяния, усердия, красоты, скромности и высшего добронравия, наиболее ценные душевные добродетели.

Изучив манеру Перуджино, Рафаэль подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя.

Рафаэль покинув Перуджу, отправился с друзьями в Читта ди Кастелло, где им был написан образ д/церкви Сант Агостино, д/церкви Сан Доменико образ с изображением Распятия. В церкви Сан Франческо на небольшой доске изобразил Обручение Богоматери.

Приобретя величайшую известность, папа Пий II заказал роспись библиотеки при Сиенском соборе Пинтуриккьо, но работу не продолжил. Уехал во Флоренцию, подружившись с Ридольфо Гирландайо, Аристотелем Сангалло и с Таддео Таддеи (был постоянным гостем его дома). Д/него были написаны 2 картины, находящиеся по сию пору в доме наследников. Д/Лоренцо Нази написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию.

В Перуджу он написал в церкви братьев сервитов на доске, находящийся в капелле семейства Ансидеи, св. Иоанна Крестителя и св. Николая. В Сан Северо, небольшом монастыре камальдульского ордера, а именно в капелле Богоматери, он выполнил фреской Христа во славе и Бога-отца в окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны: св. Бенедикта, св. Ромуальда, св. Лаврентия, св. Иеронима, св. Мавра и св. Плацидия. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным обьразцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами.Монахини св. Антония падуанского поручили ему написать на дереве Богоматерь, держащую на коленях одетого младенца Иисуса Христа и по обе стороны Мадонны-св. Петра, св. Павла. св. Цецилию и св. Екатерину, он придал двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловаты прически, какие только можно себе представить. В люнете над образом написал м прекрасно Бога-отца, а на алтарной пределле-три истории с маленькими фигурами: Моление о чаше, несение креста, с великолепными движениями солдат, волочащих крест, и Усопшего Христа на коленях матери. Вещь эта поистине поразительная, глубоко почитаемая монахинями этой обители и весьма одобряемая всеми живописцами.

Написал д/Доменико Каниджани картину, изображающую Богоматерь с младенцем Христом, улыбающимся маленькому св. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Иосифа-находится у наследников.

Изучая старинные приёмы Мазаччо, а также работы Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу д/своего искусства и своей манеры. Флорентинские граждане из семейства Деи заказали ему образ д/капеллы их алтаря в церкви Санто Спирито.

Рафаэль, обласканный папой Юлием, приступил к созданию истории с изображением богословов. Согласующих богословие с философией и астрологией. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. В стороне стоят несколько астрологов, начертавших на особых табличках геометрические фигуры и письмена по всем правилам геометрии и астрологии и пересылающих эти таблички через посредство очень красивых ангелов евангелистам, к-е заняты истолкованием начертанных на них знаков. Среди них есть и Диоген со своей миской возлежащий на ступенях, фигура -очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую д/неё одежду. Есть там также Аристотель и Платон, из которых один держит в руках Тимея, а другой-Этику, а вокруг них собрались целая школа философов. Красота астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима. Среди них имеется портрет Федериго II, герцога Мантуанского, в образе безупречно красивого юноши. Удивленно разводящего руками и наклонившего голову, а также фигура человека, склонившего к земле и водящего циркулем по плитам, про которую говорят, что это архитектор Браманте. Рядом с ним-фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это портрет Зороастра. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения, изобразивший самого себя в зеркале. Это-голова юноши в черной шапочке, в обличии которого скромность сочетается с обаянием ласковой доброты. Невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и соредоточенность, в высшей степени естественные, особенно д/людей пишущих. Так он изобразил св. Матфея, к-й, читая со скрижалей, к-е перед ним держит ангел, начертанные на них фигуры и письмена, заносит их в свою книгу, а за ним старика, разложившего на коленке свиток и переписывающего на нем все то, что было изложено Матфеем в его книге, и кажется, что он весь поглощенный этим хлопотливым занятием, движет губами и качает головой по мере того, как он задерживает или ускоряет движение своего пера. Это произведение он украсил перспективой и многими фигурами, выписанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом д/пары Юлия сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров, и т.о. Рафаэль мог один похвастаться тем, что извлек д/себя пользу из тех трудов, к-е до него было в ложены в эти произведения.

Художник был не только народным любимцем, но и национальным «героем». Вазари-(историк и литератор) в своей книге выступает, как педагог и учитель, прежде всего д/художников назидание и руководство к действию. И следует крепко запомнить, что опыт, приобретаемый многолетними упражнениями в рисовании, и есть, истинный светоч рисунка, что служит людям залогом высшего превосходства. Искусству должны сопутствовать изящная легкость и прекрасная чистота цветов, а произведение в целом следует доводить до совершенства, чтобы зрители радовались смотря на истории-произведений, они казались живыми и правдивыми. Вазари-недаром говорили, живопись это книга д/неграмотных. Церковь была главным заказчиком.требовали от учеников своих, чтобы они знали грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, историю, медицину, анатомию-всё это пригодится. Грешили горажане всё больше, поэтому на всякий случай старались обеспечить себе покровительство не одного святого, а сразу многих. Поэтому средневековой книгой живописцев стала «золотая легенда»-средневековой сборник историй о деянии святых. Приводится довод: раз природа создана Богом, то она прекрасна; изучая её, можно понять божественный замысел. Труды Леоне Баттисты Альберти по теории искусства читали почти все живописцы. Самое прекрасное в человеке-кожа. «Это великая вещь-перспектива!».(светотень, моделирование фигур, пропорция, объёмность фигур, изучение ландшафтов? Ритм-произведениях архитектуры). Каждый живописец по своему имел рецепт идеальной красоты, одни видят красоту в совершенных пропорциях, другие-в перспективе, третьи-в точном копировании действительности. И каждый считает, что он прав. Согла флорентийским традициям, у художников не было собственной гильдии и они со стародавних времен входили в цех врачей и аптекарей. Многие живописцы заводили книжечки, к-е прочитать их, непосвященным было невозможно, ибо писались они тайнописью, известной только хозяину. Каждый изобретал свой метод: или сдвигал на несколько порядков буквы алфавита, или же прибегал к крестикам и завитушкам-словом, у кого на что фантазии хватало. Эти книжки, как и наборы рисунков, передавались по наследству-сыну или племяннику, если они также избирали ремесло живописцев, или де любимому ученику, что нередко сопровождалось условием принять фамилию мастера. Изображали Мадонн, их любили помещать в семейных капеллах, в богатых домах почти в каждой комнате-у неё просят заступничества и избавления от бед. Женщина-это приманка Сатаны. Ведь покровителей ищут все, без этого ремесленнику не прожить, будь он даже семи пядей во лбу.

Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В 1500-1504 годах Рафаэль, по свидетельству Вазари, учился у художника Перуджино в Перудже. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (“Сон рыцаря”, Национальная галерея, Лондон; “Три грации”, Музей Конде, Шантийи; “Мадонна Конестабиле”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; все — около 1500-1502). Близок по композиционному решению фреске Перуджино “Передача ключей святому Петру” в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля “Обручение Марии” (1504, Галерея Брера, Милан). С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы.

Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля (“Положение во гроб”, 1507, галерея Боргезе, Рим; “Святая Екатерина Александрийская”, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (“Мадонна Грандука”, 1504, Галерея Питти, Флоренция; “Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем” или “Прекрасная садовница”, 1507, Лувр, Париж; “Мадонна со щеглом”, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.

Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим, где он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия, стройной композиции росписей большую роль играют архитектурные фоны, новаторски развивавшие тенденции современного Рафаэлю итальянского зодчества.

Д/Неаполя написал алтарный образ, к-й был помещен в церкви Сан Доменико. На этой картине он изображены Богоматерь, св. Иероним в кардинальском облачении и архангел Рафаил, сопровождающий Товия. Написал д/синьора Лионелло да Карпи, властителя Мельдолы, вещь эта величайшее чудо по своему колориту и исключительной красоте-выполнена с такой силой и с такой покоряющей легкостью, что, на мой взгляд, лучшего не сделать.

Рафаэль получил от Лоренцо Пуччи заказ д/церкви Сан Джованни ин Монте в Болонье на алтарный образ, нах-ся в капелле, где покоится прах блаженной Елены Дальольо. В этом произведении он показал. На что была способна его нежнейшая рука, управляемая его благодатным дарованием в сочетании с искусством. На картине изображена св. Цецилия.к-я, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии, прислушивается к божественным звукам. В её чертах видна та отрешенность, к-ю можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга. У ног её разбросаны музыкальные инструменты, к-е кажутся доподлинно существующими, а не написанными, таковы же её покрывала и парчовые одеяния, а под ними-поразительно написанная власяница, а в св. Павле, к-й, облокотившись на обнаженный меч, правой рукой подпирает голову, раздемие ученого выражено с не меньшей силой, чем неукротимый плащ, а под ним в зеленую тунику и, как подобает апостолу, изображен босым. И далее — св. Магдалина, держащая в руке каменный сосуд тончайшей работы. Постановка её фигуры отмечена величайшей непринужденностью, а судя по повороту её головы, она всем существом своим радуется своему обращению в истинную веру. Картины Рафаэя — сама жизнь. Это произведение принесло ему хвалебные отзывы и приумножило его славу. В его честь было сочинено множество латинских и итальянских стихов. (Вазари)с.248

В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (“Диспута”), философию (“Афинская школа”), поэзию (“Парнас”), юриспруденцию (“Мудрость, Мера, Сила”), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. На плафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены — “Грехопадение”, “Победу Аполлона над Марсием”, “Астрономию” и “Суд Соломона”. В соседней зале Станца д'Элиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (“Изгнание Элиодора”, “Встреча папы Льва I с Атиллой”, “Месса в Больсене”) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. В произведении “Чудесное изведение апостола Петра из темницы” Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.

Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). К числу лучших работ Рафаэля, как художника-монументалиста, относятся также выполненные по заказу банкира и мецената Агостино Киджи росписи сводов капеллы Киджи (около 1513-1514, Санта Мария делла Паче, Рим) и проникнутая духом античной классики с ее культом чувственной красоты знаменитая фреска “Триумф Галатеи” (1514-1515, вилла Фарнезина, Рим).

Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (“Аньоло Дони”, 1505, Питти, Флоренция; “Маддалена Строцци”, около 1505, там же; “Донна Гравида”, 1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (“Портрет кардинала”, около 1512, Прадо, Мадрид; “Дама в покрывале” или “Донна Велата”, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция; портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж, и другие). В “Мадоннах” Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (“Мадонна Альба”, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон; “Мадонна ди Фолиньо”, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека); как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля - “Сикстинской Мадонне” (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).

В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих работах (фрески “Лоджии Психеи виллы Фарнезина”, 1514-1518; фрески в Лоджиях Ватикана, 1519; алтарный образ “Преображение Христово”, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. Исключительное значение для развития итальянского зодчества имела деятельность Рафаэль как архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио.

После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства. Искусство Рафаэля, оказавшее громадное влияние на европейскую живопись XVI-XIX и, отчасти, XX веков, на протяжении столетий сохраняло для художников и зрителей значение непререкаемого художественного авторитета и образца.

40.Архитектура эпохи Возрождения в Италии.


41. Живопись Джорджоне.

Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) (1478–1512),один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.(игра и пение почитались в те времена божественными) Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (за внешний облик и величие духа-большой Джорджо). К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. В возрасте шестнадцати лет Джорджоне проходил обучение и работал в мастерской знаменитого венецианского художника Джованни Беллини. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, и не чуждому натуральности пейзажу.

В начале своей деятельности Джорджоне исполнил в Венеции много изображений Мадонны и портретов с натуры (один их них: кипрской королевы Екатерины). Джорджоне охотно писал фрески, расписал фасад дома Соранцо, на площади Сан Паоло.

История: в Венеции 1504г. Случился пожар от которого сгорело Немецкое подворье, к великому убытку торговцев; венецианская Синьория постановила выстроить его заново и было принято решение и отдано распоряжение: поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению. Истории фигур исполнены очень хорошо и очень в живом колорите. Здание это прославлено в Венеции и знаменито своими удобствами д/торговли и общественной пользой.

Исполнил картину с изображением Христа, несущего крест, и иудея, к-й веревкой тащит его за шею. Картина помещена в церкви Сан Рокко, благодаря поклонению многих, она творит чудеса. Написано много портретов итальянский властителей. Веницианская аристократия ни за что не желала продавать картины Джорджоне (их в частных собраниях в Венеции хранилось не менее 15), даже покровительницы знаменитых художников «примадонна Возрождения» Изабелла дЭсте не смогла статьт обладательницей работ знаменитого художник, её агент сообщил маркизе, что картины «не продаются ни за какие деньги, поскольку владельцы заказывали их исключительно д/собственного наслаждения».

Рассказывают, что однажды, в то время когда Андреа Веррокио работал н/бронзовой конной статуей, Джорджоне беседовал с скульпторами, утверждающими, что скульптура-открывает разные повороты и точки зрения д/зрителя, обходящего её кругом, она превосходит живопись, к-я в одной фигуре может показать только одну её сторону. А Джорджоне предложил, что берется изобразить в живописи одну фигуру одновременно спереди, сзади и с двух боковых профилей, чем заставил их ломать себе голову. Сделал он это следующим образом: написал обнаженную фигуру мужчины со спины, а перед ним на земле источник прозрачнейшей воды, в которой он изобразил его отражение спереди; с одной стороны находился вороненый панцирь, к-й тот снял с себя и в котором виден был его профиль, поскольку на блестящем вооружении ясно всё отражалось, с другой стороны было зеркало, в котором видна была другая сторона обнаженной фигуры. В этой вещи, полной необыкновенного остроумия и фантазии, Джорджоне захотел показать на деле, что живопись требует больше умения и старания и может в единой точке зрения показать больше природы, чем дано скульптуре. Произведение это за изобретательность и красоту удостоилось высших похвал и восхищения.

Заразившись чумой от любимой дамы, умер в возрасте 34 лет. От него остались два отличнейших его уменика: Себастьяно венецианец и Тициан из Кадора.

Наряду с композициями на религиозные темы (“Поклонение пастухов”, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты, именно в его творчестве получившие преобладающее значение. В произведениях Джорджоне (“Юдифь”, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Три философа”, Музей истории искусств, Вена; “Гроза”, Галерея Академии, Венеция; “Спящая Венера”, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, он сочетал их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Вся жизнь и творчество Джорджоне были тесно связаны с гуманистической венецианской культурой середины 15 и начала 16 века. Многие венецианские художники были связаны с кружками гуманистов, которые являлись их основными заказчиками. Так, некоторые картины Джорджоне писал для дома Джованни Корнаро, члена королевской семьи Кипра, другие работы художника находились во дворце венецианского дожа Леонардо Лоредано, в коллекции Доменико Гримани — патриарха Аквилеи. Знаменитая картина Джорджоне “Гроза” украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина, “Три философа” была в коллекции Таддео Контарини, картина “Спящая Венера” в свое время состояла в собрании музыканта Джироламо Марчелло. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства, имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (“Портрет юноши”, Картинная галерея, Берлин-Далем; так называемая “Лаура”, Музей истории искусства, Вена). Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне. Венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли из Кастельфранко, прозванный Джорджоне, в своей живописи раскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: