Проблема воспитания

« Что посеешь, то и пожнешь», «Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит», «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива» - вот народные пословицы, отражающие суть воспитательного процесса в семье. В русской литературе достаточно примеров разного подхода к проблеме воспитания детей: от неразумной, слепой материнской любви («Недоросль») и формирования потребительского отношения к жизни («Мертвые души») до развития тех качеств, которые помогут идти по жизни с высоко поднятой головой, не мучаясь угрызениями совести.

Безудержная, примитивная любовь Простаковой к сыну, ее стремление оградить его от труда привели к тому, что Митрофанушка стал нарицательным героем. Всех детей, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», стали называть «недорослями», то есть недоразвитыми, убогими, с узким кругозором и животными инстинктами.

Павлу Ивановичу Чичикову с детства прививали страсть к накопительству, угождению, лести, чинопочитанию. «Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете», - завет отца станет основополагающим для Чичикова. Грандиозная афера с мертвыми душами – это не что иное, как омертвение живой души, начало которому было положено в детстве, в семье.

Есть и другой завет отца – все у того же Пушкина: «Береги честь смолоду…» Петр Гринев, воспитанный на нравственных максимах, не уронит ни чести своей, ни достоинства. Или вспомним героиню Толстого Марью Болконскую, которую отец самолично обучал геометрии. И это вовсе не прихоть старого князя: математика развивает ум, помогает не совершать глупости.

Проблема взаимопонимания отцов и детей

Человек живет в мире прописных истин, выработанных тысячелетним опытом. Классический образец взаимопонимания отцов и детей описан у Тургенева. Взаимоотношение отца и сына показаны на примере Николая Петровича и Аркадия Кирсановых. В этой семье бережно хранят традиции отцов, поступают так, «как заведено от веку». Николай Петрович женился по любви, стал хозяином поместья, потом счастливым отцом. Овдовев, едва вынес этот удар, но пришло время, и в свой срок, как некогда его отец, повез Аркашу в Петербургский университет. Он живет в столице вместе с сыном, старается сблизиться с его друзьями, читает те же книги, что и Аркадий. Зачем он это делает? Николая Петровича прежде всего волнует духовное развитие сына. Он – мудрый и внимательный отец. Придет время, и Аркадий будет поступать точно так же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: