Спасательные жилеты

2.2.2.1 Для каждого находящегося на судне
человека должен быть предусмотрен спасательный
жилет, отвечающий требованиям 6.3.1 и 6.3.2 Кроме
того:

.1 должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10 % числа находящихся на борту пассажиров или более, в зависимости от необходимости, с тем, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спаса­тельному жилету;

.2 необходимо иметь достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования у удаленных мест расположения спасательных шлюпок и плотов.

Спасательные жилеты для вахтенного персонала должны храниться на мостике, в машинном отделении и в любых других местах несения вахты.

2.2.2.2 Спасательные жилеты должны разме­
щаться так, чтобы они были легкодоступными, а
место их хранения должно быть ясно обозначено.
Если ввиду особого устройства судна спасательные
жилеты, предусмотренные в соответствии с
требованиями 2.2.2.1, могут оказаться недоступ­
ными, должны быть предусмотрены другие
отвечающие требованиям Регистра меры, которые
могут включать увеличение количества имеющихся
на борту спасательных жилетов.

2.2.2.3 Если спасательные жилеты не распреде­
лены между всеми лицами на судне, то хранение их в
одном месте в количестве более 20 не допускается.
Отступление от выполнения этого требования
является в каждом случае предметом специального
рассмотрения Регистром.

2.2.2.4 Спасательные жилеты, используемые в
полностью закрытых спасательных шлюпках, за
исключением свободнопадающих шлюпок, не
должны препятствовать входу в спасательную
шлюпку, усаживаться на сидения и пристегивать
ремни безопасности в шлюпке.

2.2.2.5 Спасательные жилеты, используемые в
свободнопадающих спасательных шлюпках, и
способы их хранения и ношения не должны быть
помехой при входе в спасательную шлюпку, мешать
безопасности находящихся в шлюпке людей или
работе в спасательной шлюпке.

2.2.3 Гидротермокостюмы и защитные костюмы.
2.2.3.1
Для каждого члена команды дежурной

шлюпки или персонала, обслуживающего морскую эвакуационную систему, должен быть предусмотрен гидротермокостюм, отвечающий требованиям гл. 6.4, или защитный костюм, отвечающий требованиям


Часть П. Спасательные средства




гл. 6.5 По согласованию с Регистром эти средства могут не предусматриваться, если судно постоянно совершает рейсы в теплых климатических условиях. 2.2.3.2 Гидротермокостюмы и защитные костюмы должны храниться на судне в соответствии с инструкциями изготовителя. По возможности должно предусматриваться специаль­ное помещение для сушки и проветривания влажных гидротермокостюмов и защитных костюмов, а также для мелкого ремонта их в соответствии с инструкцией изготовителя.

2.3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБОРА И ПОСАДКИ ЛЮДЕЙ В КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

2.3.1 Спасательные шлюпки и плоты, для
которых требуются одобренные спусковые
устройства, должны размещаться как можно ближе
к жилым и служебным помещениям.

2.3.2 Места сбора должны находиться вблизи
мест посадки. Каждое место сбора должно быть
достаточно просторным, чтобы вместить всех людей,
сбор которых назначен в этом месте, но не менее
0,35 м2 на человека на достаточно свободном участке
палубы.

2.3.3 Места сбора и посадки должны быть
легкодоступны из жилых и служебных помещений.

2.3.4 Места сбора и посадки должны иметь
достаточное освещение от аварийного источника
электрической энергии, требуемого разделами 9 и
19 части XI «Электрическое оборудование» Правил
классификации и постройки морских судов.

2.3.5 Коридоры, трапы и выходы, обеспечи­
вающие доступ к местам сбора и посадки, должны
быть освещены. Должна быть предусмотрена
возможность питания такого освещения от
аварийного источника электрической энергии,
требуемого разделами 9 и 19 части XI «Электри­
ческое оборудование». Дополнительно к маркировке,
требуемой в 8.5.5 части III «Устройства,
оборудование и снабжение» Правил классификации
и постройки морских судов, пути к местам сбора
должны быть обозначены символом места сбора в
соответствии с рекомендациями Приложения 2.

2.3.6 Места сбора и посадки в коллективные
спасательные средства, спускаемые с помощью
шлюпбалок и свободным падением, должны
располагаться так, чтобы в них можно было класть
пострадавших на носилках.

2.3.7 У каждого места посадки или у каждых
двух расположенных рядом мест посадки в
коллективные спасательные средства, спускаемые
вдоль борта судна, должен быть предусмотрен
цельный посадочный штормтрап, отвечающий


требованиям 6.20.7, длиной, равной расстоянию от палубы до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт. Однако Регистр может разрешить замену таких штормтрапов одобренными устройствами, обеспечивающими доступ в спасательные коллективные средства на воде, при условии, что на каждом борту судна имеется по меньшей мере один посадочный штормтрап.

Для спасательных плотов, требуемых в 4.1.1.4, могут быть предусмотрены другие посадочные средства, обеспечивающие спуск людей на воду контролируемым способом.

Посадочные трапы могут не предусматриваться на грузовых и пассажирских судах валовой вместимостью менее 500, а также на рыболовных судах длиной менее 45 м, на которых посадка в плоты производится с палубы, расположенной на высоте менее 2 м (менее 1,5 м на пассажирских судах) над ватерлинией судна при наименьшей эксплуатационной осадке.

2.3.8 В случае необходимости должны быть
предусмотрены средства для подтягивания к борту
судна спускаемых коллективных спасательных
средств и удержания их у борта с целью
обеспечения безопасной посадки людей.

2.3.9 Места спуска должны быть расположены
так, чтобы обеспечить безопасный спуск
коллективных спасательных средств с учетом, в
частности, того, что они должны быть удалены от
гребного винта и участков корпуса с крутыми
подзорами и по возможности так, чтобы
коллективные спасательные средства, за исключе­
нием коллективных спасательных средств,
специально предназначенных для спуска методом
свободного падения, могли быть спущены по
отвесному борту судна. Если они расположены в
носовой части судна, они должны находиться в защи­
щенном месте в корму от таранной переборки. При
этом необходимо уделять особое внимание
прочности спускового устройства.

2.4 УСТАНОВКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

2.4.1 Каждое спасательное средство должно устанавливаться:

.1 так, чтобы ни оно, ни приспособления для его установки не мешали использованию любого другого спасательного средства, либо дежурной шлюпки в любом другом месте спуска;

.2 для судов валовой вместимостью 500 и более — настолько близко к поверхности воды, насколько


Правила по оборудованию морских судов


это безопасно и практически возможно и, за исключением спасательных плотов, предназначен­ных для спуска методом сбрасывания за борт так, чтобы спасательное средство в положении, при котором в него производится посадка, было по меньшей мере на 2 м выше ватерлинии судна в полном грузу при неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт или до угла, при котором кромка открытой палубы судна погружается в воду, смотря по тому, что меньше;

.3 в состоянии постоянной готовности к использованию с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить их к посадке и спуску в течение не более 5 мин;

.4 с полным снабжением согласно требованиям настоящей части;

.5 насколько это практически возможно, в безопасном и защищенном месте, исключающем их повреждение в результате пожара или взрыва.

В частности, на танкерах коллективные спасательные средства, за исключением спасательных плотов, требуемых в 4.1.1.4, не должны устанавливаться на грузовом, сливном или другом танке, содержащем взрывчатые или опасные грузы, или над ними.

2.4.2 Спасательные шлюпки, спускаемые по борту
судна, должны устанавливаться как можно дальше в
нос от гребного винта. На грузовых судах длиной от 80
до 120 м каждая спасательная шлюпка должна
устанавливаться так, чтобы кормовая оконечность
спасательной шлюпки находилась на расстоянии не
менее ее длины в нос от гребного винта. На грузовых
судах длиной 120 м и более, а также на пассажирских
судах длиной 80 м и более каждая спасательная
шлюпка должна устанавливаться так, чтобы кормовая
оконечность спасательной шлюпки находилась на
расстоянии не менее полуторной ее длины в нос от
гребного винта. В необходимых случаях на судне
должна быть предусмотрена конструктивная защита
спасательных шлюпок в месте их установки от
повреждения при сильном волнении.

2.4.3 Спасательные шлюпки должны быть
прикреплены к спусковым устройствам.

2.4.4 Каждый спасательный плот должен
устанавливаться со своим фалинем, постоянно
прикрепленным к судну.

2.4.5 Каждый спасательный плот или группа
спасательных плотов должны оборудоваться
средствами, обеспечивающими свободное всплытие,
отвечающими требованиям 6.8.6, так, чтобы каждый
спасательный плот свободно всплывал, а если
спасательный плот является надувным, чтобы он
автоматически надувался, когда судно тонет.

2.4.6 Спасательные плоты должны устанавливаться
так, чтобы можно было отдать вручную крепления
одного плота или контейнера в любое время.


2.4.7 Требования 2.4.4 и 2.4.5 не применяются к
спасательным плотам, требуемым в 4.1.1.4.

2.4.8 Спасательные плоты спускаемого типа
должны устанавливаться в пределах зоны,
допускающей использование подъемно-спускового
устройства, если не предусмотрены средства для
перемещения плотов, которые не выходят из строя
при крене и дифференте в пределах значений,
указанных в 2АЛ.2, при качке судна или
прекращении подачи энергии.

2.4.9 Спасательные плоты, предназначенные для
спуска сбрасыванием, должны устанавливаться так,
чтобы их можно было легко переместить с одного
борта судна на другой, если на каждом борту судна
не предусмотрены спасательные плоты общей
вместимостью, требуемой в 4.1.1, которые могут
быть спущены с любого борта.

2.4.10 На спасательной шлюпке или
спасательном плоту, а также на пульте управления
их спуском либо вблизи них должны быть
предусмотрены таблички или обозначения, которые
должны:

.1 пояснять назначение органов управления и порядок приведения в действие средства, а также содержать необходимые инструкции или предупреждения;

.2 быть хорошо видимыми при аварийном освещении;

.3 использовать символы в соответствии с рекомендациями Приложения 2.

2.5 УСТАНОВКА ДЕЖУРНЫХ ШЛЮПОК

2.5.1 Дежурные шлюпки должны устанавли­ваться:

.1 в состоянии постоянной готовности к спуску в течение не более 5 мин;

.2 в месте, удобном для спуска и подъема;

.3 так, чтобы ни дежурная шлюпка, ни приспособления для ее установки не мешали использованию любого другого спасательного средства в любом другом месте спуска;

.4 в соответствии с требованиями гл. 2.4, если они являются также спасательными шлюпками.

2.6 УСТАНОВКА МОРСКИХ ЭВАКУАЦИОННЫХ СИСТЕМ

2.6.1 В борту судна в районе между местом посадки в морскую эвакуационную систему и ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке не допускается устройство отверстий, таких как постоянные отверстия, выгороженные


Часть П. Спасательные средства




прогулочные коридоры, а также временных отверстий, таких как бортовые двери, окна и лацпорты. К таким отверстиям могут не относиться глухие окна или бортовые иллюминаторы, отвечающие требованиям 2.2.4.4 и 3.3.4.1 части VI «Противопожарная защита» Правил классификации и постройки морских судов.

2.6.2 Места спуска морских эвакуационных
систем должны быть расположены так, чтобы
обеспечить безопасный спуск систем с учетом того,
что они должны быть удалены от гребного винта и
участков корпуса с крутыми подзорами и, насколько
это практически возможно, могли быть спущены по
отвесному борту судна.

2.6.3 Каждая морская эвакуационная система
должна быть установлена так, чтобы ни скат, ни
платформа, ни сама система в сложенном состоянии
и средства управления не мешали работе любых
других спасательных средств в любом другом месте
спуска.

2.6.4 В случае необходимости на судне должны
быть приняты меры защиты морской эвакуационной
системы в месте установки от повреждения при
сильном волнении.

2.7 МЕРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПУСК И ПОДЪЕМ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

2.7.1 Если в настоящей части Правил специально не предусмотрено иное, спусковые и посадочные устройства, отвечающие требованиям гл. 6.20, должны быть предусмотрены для всех коллектив­ных спасательных средств, за исключением:

.1 спасательных плотов, посадка в которые производится с места на палубе, расположенного на высоте менее 4,5 м над ватерлинией судна при наименьшей эксплуатационной осадке, и которые имеют массу не более 185 кг; или

.2 спасательных плотов, посадка в которые производится с места на палубе, расположенного на высоте менее 4,5 м над ватерлинией судна при наименьшей эксплуатационной осадке, и которые установлены для спуска непосредственно с места установки при неблагоприятных условиях диффе­рента до 10° и крена до 20° на любой борт; или

.3 предусмотрены сверх спасательных средств, обеспечивающих вместимость, равную 200 % общего числа людей, находящихся на судне, и имеют массу не более 185 кг; или

.4 предусмотрены сверх спасательных средств, обеспечивающих вместимость, равную 200 % общего числа людей, находящихся на судне, и могут быть спущены непосредственно с места установки при неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт; или


.5 предусмотрены для использования вместе с морской эвакуационной системой, отвечающей требованиям 6.20.8, и могут быть спущены непосредственно с места установки при неблаго­приятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт.

2.7.2 Для каждой спасательной шлюпки должно
быть предусмотрено устройство, обеспечивающее ее
спуск и подъем.

Дополнительно должна быть предусмотрена возможность подвешивания (крепления) спасатель­ной шлюпки с целью освобождения разобщающего устройства для его технического обслуживания.

2.7.3 Спусковые устройства должны быть
такими, чтобы находящийся на судне оператор,
управляющий устройством, мог осуществлять
непрерывное наблюдение за спасательным
средством во время его спуска, а в отношении
спасательной шлюпки — и во время ее подъема.

2.7.4 Для одинаковых имеющихся на борту судна
спасательных средств должен применяться лишь
один тип разобщающего механизма.

2.7.5 Подготовка и использование спасательного
средства в любом одном месте спуска не должны
мешать быстрой подготовке и использованию любого
другого спасательного средства, либо дежурной
шлюпки в любом другом месте спуска.

2.7.6 Лопари, если они используются, должны
быть достаточной длины с тем, чтобы спасательные
средства могли быть спущены на воду при
наименьшей эксплуатационной осадке судна,
неблагоприятных условиях дифферента до 10° и
крена до 20° на любой борт.

2.7.7 Во время подготовки и спуска спасательные
средства, их спусковые устройства, а также
поверхность воды в районе спуска должны иметь
достаточное освещение от аварийного источника
электроэнергии, требуемого разделами 9 и 19 части
XI «Электрическое оборудование» Правил
классификации и постройки морских судов.

2.7.8 Должны быть предусмотрены средства,
предотвращающие попадание откачиваемой с судна
воды на спасательные средства во время оставления
судна.

2.7.9 Если существует опасность повреждения
спасательных средств во время их спуска на воду
бортовыми рулями успокоителей качки, должны быть
предусмотрены устройства, приводимые в действие
от аварийного источника, для уборки бортовых рулей
внутрь судна. В этом случае на ходовом мостике
должны предусматриваться указатели положения
бортовых рулей успокоителей качки, работающие от
аварийного источника электрической энергии.

2.7.10 Если на судне устанавливаются шлюпки,
отвечающие требованиям гл. 6.14, их шлюпбалки
должны быть снабжены топриком с прикрепленными


Правила по оборудованию морских судов


к нему не менее чем двумя спасательными шкентелями такой длины, чтобы они доставали до воды при наименьшей эксплуатационной осадке судна, неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт. Разрывное усилие спасательных шкентелей в целом должно быть не менее 17 кН. Их номинальный диаметр должен быть не менее 20 мм.

2.7.11 Спусковые устройства должны быть
установлены на открытых участках палуб таким
образом, чтобы спасательные и дежурные шлюпки
отстояли на 3° внутрь относительно вертикальной
линии, проходящей через точку пересечения
шлюпочной палубы с наружной обшивкой судна.
Если спусковые устройства размещены под палубой,
расположенной выше, выполнение указанного
требования является предметом специального
рассмотрения Регистром.

2.7.12 Пары шлюпбалок должны быть
расположены так, чтобы расстояние между ними
было равно расстоянию между гаками шлюпки. Если
невозможно выполнить это требование, по
согласованию с Регистром допускается отклонение
от вертикали на 3° в любую сторону по длине судна.

2.7.13 Лопари шлюпочных талей должны
равномерно наматываться на барабан лебедки. Если
лопари проходят по неподвижным шкивам,
максимальное отклонение троса относительно
центральной плоскости шкива для барабанов с
канавками должно быть не более 8°, а для гладких
барабанов — не более 4°.


2.8.2 Если дежурная шлюпка является одной из
спасательных шлюпок судна, то меры, обеспечи­
вающие посадку в нее людей, и место спуска должны
отвечать требованиям гл. 2.3.

2.8.3 Меры, обеспечивающие спуск дежурных
шлюпок, должны отвечать требованиям гл. 2.7
Должна быть предусмотрена возможность спуска
всех дежурных шлюпок с использованием в
необходимых случаях фалиней на переднем ходу
судна, следующего со скоростью до 5 уз. на тихой
воде.

2.8.4 Должна быть предусмотрена возможность
быстрого подъема дежурной шлюпки, когда она
полностью укомплектована людьми и снабжением.
Если дежурная шлюпка является также спасательной
шлюпкой, быстрый подъем должен быть возможен,
когда она нагружена полным снабжением и
командой, состоящей по меньшей мере из 6 человек.

2.9 ЛИНЕМЕТАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

2.9.1 Все суда должны снабжаться линеметатель-
ными устройствами, имеющими по четыре ракеты и
по четыре линя.

2.9.2 Суда длиной 25 м и более, не совершающие
международных рейсов, должны снабжаться
линеметательными устройствами, имеющими не
менее чем по две ракеты и по два линя.

2.9.3 По согласованию с Регистром суда рейдо­
вого и портового плавания могут быть освобождены
от снабжения линеметательным устройством.


2.8 МЕРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОСАДКУ В ДЕЖУРНЫЕ ШЛЮПКИ, ИХ СПУСК И ПОДЪЕМ

2.8.1 Меры, обеспечивающие посадку в дежурные шлюпки и их спуск, должны быть такими, чтобы они могли быть осуществлены за самое короткое время.


Часть П. Спасательные средства



3 ТРЕБОВАНИЯ К ПАССАЖИРСКИМ СУДАМ


3.1 КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ДЕЖУРНЫЕ ШЛЮПКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: