26.1.1. Положения настоящего раздела при
меняются при освидетельствовании на плаву
судов и других плавучих сооружений, наход
ящихся под техническим надзором Регистром.
В настоящем разделе приняты следующие определения.
Докование — обнажение подводной части судна любыми способами: постановкой в сухие и плавучие доки, на стапели, слипы, клетки на берегу, гидроподъемники; использование перепада уровня воды в периоды приливов и отливов (осушка), крена и дифферента судов, а также кессонов, выморозки во льдах и т.д.
Организация — специализированное предприятие, признанное PC, в состав которого входят водолазы-специалисты, располагающее необходимым оборудованием, позволяющим произвести обеспечение проведения освидетельствования подводной части судов и других плавучих сооружений на плаву.
Водолаз-специалист — водолаз, имеющий специальную подготовку по специальной согласованной с Регистром программе обеспечения проведения освидетельствования подводной части судов и других плавучих соору-жений на плаву.
|
|
26.1.2. Освидетельствование подводной части
корпуса, рулевого устройства, гребного устройства,
донно-бортовой арматуры и расположенных в
подводной части электронавигационных прибо
ров без докования производится с применением
современных технических средств обеспечения:
подводного телевидения, подводной фотосъемки,
специального оборудования и инструментов.
Технические характеристики применяемых технических средств обеспечения (разрешающая способность установки подводного телевидения, осветительная аппаратура и т.п.) должны обеспечивать возможность получения инспекто-ром объективной оценки состояния осматриваемых элементов.
26.1.3. Освидетельствование проводится ин
спектором Регистра с привлечением водолазов-
специалистов, обеспечивающих его проведение с применением технических средств, отмеченных в 26.1.2.
26.1.4. Организация, обеспечивающая прове
дение освидетельствования, должна иметь приз
нание Регистра. Признание производится в
соответствии с организационными положениями
Регистра.
26.1.5. Освидетельствование на плаву приме
няется в следующих случаях:
.1 взамен освидетельствований в доке, соответствующих промежуточным освидетельствованиям, через период времени 30 + 6 мес. при соблюдении следующих условий:
возраст самоходных судов не должен превышать 15 лет;
конструкция гребного вала и дейдвудного устройства должна допускать эксплуатацию вала без его выемки в течение 5 лет;
при отсутствии данных о возможных повреждениях подводной части судна.
Освидетельствование на плаву взамен докования может проводиться и на судах, имеющих «Удостоверение о соответствии требованиям процедуры обновления корпуса судна» ISS;
|
|
.2 для плавучих доков и плавучих буровых установок, а также других подобных плавучих сооружений, поднадзорных Регистру — взамен освидетельствований в доке (в случаях, оговоренных в Руководстве по техническому надзору за плавучими буровыми установками в эксплуатации);
.3 для железобетонных и стоечных судов — взамен освидетельствований в доке при соблюдении условий, указанных в 26.1.5.2;
.4 взамен освидетельствований в доке при решении вопросов об отсрочке очередных освидетельствований (см. 3.3 части I Правил классификационных освидетельствований судов);
.5 для пассажирских, деревянных и композитных судов — взамен освидетельствований в доке, совмещаемых с ежегодными освидетельствованиями, по особому согласованию с Регистром и при соблюдении условий, указанных в 26.1.5.1, а также при условии, что покрасочный покров подводной части судна сохранился практически полностью;
.6 взамен внеочередных освидетельствований судна в доке — по особому согласованию с Регистром в связи с повреждениями подводной части судна (при посадке на мель и т.п.);
26.1.6. Если в результате освидетельствования
обнаружены дефекты, влияющие на безопасность
плавания, охрану человеческой жизни на море
или надежную перевозку грузов, судно должно
быть освидетельствовано в доке для устранения
обнаруженных дефектов.
Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра 191
26.1.7. Результаты осмотра подводной части
организация оформляет протоколом, подписан
ным и утвержденным ее руководителем. В про
токоле указывается фамилия инспектора,
проводившего освидетельствование.
26.1.8. Для проведения освидетельствования в
инспекцию Регистра за три дня до установленной
даты представляются:
.1 письмо судовладельца с техническим обоснованием (см. 26.1.9) необходимости проведения освидетельствования подводной части судна на плаву и указанием цели (причины) освидетельствования, подписанное техническим руководителем флота и капитаном судна;
.2 заявка на проведение подводного освидетельствования с указанием названия судна, места и времени проведения освидетельствования, а также организации, обеспечивающей его проведение;
.3 рабочая программа освидетельствования (см. 2.6.1.10);
.4 акт осмотра подводной части судна водолазами-специалистами (если осмотр был проведен до освидетельствования).
26.1.9. Техническое обоснование должно
включать:
.1 причину отсрочки освидетельствования судна в доке;
.2 краткие сведения о судне в целом, конструкции корпуса, числе и конструкции кинг-стонных выгородок и забортных отверстий;
.3 сведения об общем техническом состоянии подводной части корпуса, деформации и износе листов наружной обшивки, состоянии покрасочного покрова подводной части корпуса, набора в пиках и днищевых танках состоянии донно-бортовой арматуры, подтверждения отсутствия в корпусе судна водотечности и цементных ящиков;
.4 сведения о наличии скуловых килей, их конструкции и состоянии;
.5 сведения о типе рулевого устройства, конструкции пера руля, креплении пера руля к баллеру; износе пера руля, зазорах в подшипниках рулевого устройства при последнем доковании, среднегодовом износе подшипников, предельно допустимых зазорах; зазоре на просадку пера руля; характерных дефектах в рулевом устройстве (по данным предыдущих доковании) и способах их устранения;
.6 сведения о гребном устройстве, зазорах в подшипниках гребного устройства при последнем доковании, среднегодовом износе подшипников, предельно допустимых зазорах, количестве часов работы гребного устройства после постройки и последнего докования, характерных дефектах в гребном устройстве (по данным предыдущих доковании)и способах их устранения;
|
|
.7 сведения о техническом состоянии подводной части корпуса и устройств судна по акту водолазного осмотра. Акт водолазного осмотра, если он был проведен (см. 26.1.8.4), прилагается к техническому обоснованию;
.8 заключение судовладельца о техническом состоянии подводной части судна.
26.1.10. В каждом конкретном случае состав
ляется рабочая программа освидетельствования с
учетом результатов последнего докования, усло
вий и режимов эксплуатации судна за период,
прошедший с момента предыдущего освиде
тельствования в доке, с учетом планируемой
продолжительности эксплуатации судна до сле
дующего предъявления его в доке.
26.1.11. Рабочая программа должна включать
следующие этапы:
.1 подготовительный, включающий:
очистку подводной части корпуса судна (в согласованном с Регистром объеме);
очистку пера руля и гребного винта;
демонтаж и очистку кингстонных решеток;
демонтаж противотросового кожуха уплотнения конуса гребного вала;
демонтаж лючков ниш крепления штырей пера руля;
очистку кингстонных выгородок;
очистку ниш штырей пера руля;
очистку гребного вала (между ступицей гребного винта и дейдвудным устройством), уплотнения конуса гребного вала и стопорного устройства дейдвудного подшипника;
маркировку лопастей гребного винта;
подготовку и разбивку корпуса судна на вертикальные зоны освидетельствования;
.2 рабочий, включающий:
освидетельствование подводной части корпуса судна по зонам;
внутреннее освидетельствование кингстонных выгородок;
освидетельствование пера руля и нижней части баллера, осмотр крепления баллера к перу руля;
проверку стопорения гаек штырей пера руля;
замеры зазоров в подшипниках рулевого устройства;
замер зазора на просадку пера руля, составление формуляра на зазоры;
освидетельствование гребного устройства, осмотр всасывающей и нагнетающей поверхностей лопастей, осмотр кромок лопастей гребного винта, осмотр ступицы и обтекателя, крепления обтекателя к ступице, осмотр уплотнения конуса гребного вала, осмотр стопорного устройства планок дейдвудного подшипника, замер зазора в подшипниках гребного устройства, составление формуляра на зазоры;
|
|
Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации
освидетельствование донно-бортовой арматуры;
оформление документов;
.3 заключительный, включающий:
монтаж решеток кингстонных выгородок;
монтаж лючков ниш штырей пера руля;
монтаж противотросового кожуха;
проверку выполнения требований Акта освидетельствования судна.
26.1.12. При решении вопроса об отсрочке
освидетельствования судна в доке рабочая про
грамма может быть сокращена по усмотрению
инспектора.
26.1.13. Освидетельствование проводится со
гласно Методике освидетельствования подвод
ной части судов и других плавучих сооружений на
плаву (см. приложение 1 к Руководству).
26.1.14. Инспектор имеет право отказаться от
освидетельствования в следующих случаях:
.1 если не будут выполнены требования разд. 26;
.2 если отсутствует возможность произвести оценку технического состояния элементов подводной части судна вследствие недостаточной прозрачности воды, неудовлетворительного качества телевизионного изображения, отсутствия устойчивого показа элементов судна водолазом-специалистом вследствие волнения или течения и в других подобных случаях.
26.2. Подготовка к освидетельствованию
26.2.1. До начала освидетельствования ин
спектору должна быть представлена отчетно-
техническая документация (чертеж растяжки нар
ужной обшивки, монтажный чертеж рулевого
устройства, чертежи баллера, штырей и пера
руля, гребного винта, гребного вала, схемы
расположения кингстонных выгородок, протек
торной защиты и т.п.).
26.2.2. На судне рекомендуется иметь фото
графии (желательно цветные): винта, пера руля с
баллером и деталями их крепления, противотро
сового кожуха и способа его крепления и снятия,
а также другие, которые могут быть использо
ваны при освидетельствовании.
26.2.3. Наружная обшивка подводной части
корпуса, винторулевой комплекс, кингстонные
решетки и т.п. должны быть очищены от обрас
таний, грязи и ржавчины.
26.2.4. Кинстонные решетки, лючки ниш
крепления и стопорения гаек штырей пера руля
и, при необходимости, противотросовый кожух
гребного вала должны быть сняты.
26.2.5. Лопасти гребного винта должны быть
пронумерованы (№ 1, 2, 3 и т.д.) с обеспечением
достаточной видимости маркировки на экране
телевизора. Маркировка может быть постоянной
или временной.
26.2.6. Для возможности определения место
нахождения водолаза-специалиста во время осви
детельствования подводная часть корпуса
должна быть замаркирована. Маркировка может
быть постоянной или временной (отвесы, сталь
ная проволока, натянутая между закрепленными
точками и т.п.).
26.2.7. При возможности судну должен быть
придан максимально возможный дифферент на
нос для наибольшего обнажения винторулевого
комплекса.