Приложения. Настоящие Приложения являются частью Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации и предназначены для инспекторского состава

К РУКОВОДСТВУ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ

НАДЗОРУ

ЗА СУДАМИ

В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Санкт-Петербург


Настоящие Приложения являются частью Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации и предназначены для инспекторского состава, экипажей судов и судовладельцев в качестве руководства по проведению освидетельствований и испытаний отдельных объектов надзора, оформлению отчетных документов Регистра по результатам освидетельствований, инструкций по определению технического состояния, проведению замеров толщин, зазоров и т.п., надзору за ремонтом, определению состава оборудования и снабжения судов.

Приложения публикуются отдельной книгой.

ISBN 5-89331-041-1

© Российский Морской Регистр Судоходства, 2000

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА ПРИЛОЖЕНИЯ К РУКОВОДСТВУ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ЗА СУДАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Редакционная коллегия Российского Морского Регистра Судоходства

Ответственный за выпуск Е.Б.Мюллер

Главный редактор Г.В.Шелкова

Редактор Е.Н.Сапожникова

Подписано в печать 10.04.2000. Формат 60 х 84/8. Гарнитура Тайме. Печать офс. Уч.-изд. л. 18,1. Усл. печ. л. 19,2. Тираж 3000. Заказ 20040.

Российский Морской Регистр Судоходства 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8

ЛР № 021056 от 03.06.99


СОДЕРЖАНИЕ


1. Методика освидетельствования подводной
части судов и других плавучих сооружений
на плаву................................................................. 4

2. Инструкция по непрерывному
освидетельствованию судов............................ 7

3. Инструкция по использованию
достоверных показаний встроеных систем
и переносных средств диагностирования

и неразрушающего контроля при
освидетельствовании объектов надзора
судна................................................................... 12

4. Инструкция по освидетельствованию
спасательных кругов и спасательных
жилетов на специализированных участках
по освидетельствованию, испытанию

и ремонту спасательных средств
индивидуального пользования.................... 17

5. Оценка предельной балльности волнения
по условиям обеспечения прочности
корпуса судна.................................................. 20

6. Оценка предельной балльности ветра
по условиям обеспечения остойчивости
судна................................................................... 22

7. Снабжение плавучих доков якорями
и якорными цепями для разового
перегона............................................................. 23

8. Снабжение плавучих доков буксирными
тросами для разового перегона.... 24

9. Снабжение буксирных судов буксирными
тросами для разового перегона
(рекомендации)................................................ 26

10. Испытание непроницаемости корпуса. 28

11. Инструкция по освидетельствованию

и надзору за ремонтом судовых гребных
винтов из стали................................................ 32

12. Инструкция по освидетельствованию

и надзору за ремонтом судовых гребных
винтов из цветных сплавов........................... 50


13. Инструкция по освидетельствованию
и надзору за ремонтом судовых
валопроводов.................................................... 69

14. Инструкция по освидетельствованию
судов на пригодность для перевозки
незерновых навалочных грузов..................... 90

15. Инструкция по освидетельствованию
и надзору за ремонтом элементов
механических установок и систем
(дизелей, редукторов, компрессоров,
насосов, рулевых приводов,
сепараторов, вентиляторов)........................... 92

16. Инструкция по оформлению документов
Регистра на суда специального
назначения....................................................... 130

17. Положение по освидетельствованию
дейдвудных устройств с масляной
смазкой подшипников................................... 134

18. Образец заполнения Акта освиде­
тельствования судна..................................... 143

19. Перечень документации по радиосвязи

и электрорадионавигации........................... 145

20. Методика ежегодного освидетельствования
радиооборудования ГМССБ.............. 146

21. Циркулярное письмо Комитета

по безопасности на море ИМО.... 155

22. Инструкция о порядке проверки
выполнения в документах Регистра
выставленных требований.......................... 156

23. Рекомендация по условиям одобрения
станций обслуживания надувных
спасательных плотов.................................... 158

24. Образец Акта на спасательные

круги и жилеты................................................ 163

25. Форма L............................................................. 164

26. Форма G............................................................ 165


Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации

Приложение 1

МЕТОДИКА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ СУДОВ И ДРУГИХ ПЛАВУЧИХ СООРУЖЕНИЙ НА ПЛАВУ


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Работы, обеспечивающие освидетельство­
вание подводной части судов и других плавучих
сооружений на плаву с использованием подвод­
ного телевидения и фотосъемки, должны вы­
полняться организацией, имеющей Свиде­
тельство о признании (форма 7.1.4.2).

Обеспечение проведения освидетельствования возлагается на руководителя работ, который дол­жен руководствоваться настоящей Методикой.

1.2. Для участия в проведении освидетельст­
вования в соответствии с настоящей Методикой
судовладелец назначает компетентную комиссию
в составе представителей судовой администрации
и судовладельца.

1.3. Инспектор Регистра проводит освиде­
тельствование подводной части судна по изобра­
жению, передаваемому телеустановкой на экран
телевизора. При этом должна быть обеспечена
хорошая видимость изображения на экране.

1.4. Место освидетельствования должно от­
вечать следующим требованиям:

.1 прозрачность воды в акватории, где произ­водится освидетельствование должна обеспечивать хорошую видимость изображения объектов осви­детельствования на экране телевизора (см. 1.3);

.2 глубина под килем должна быть достаточ­ной для возможности тщательного осмотра всех участков подводной части корпуса, рулевого устройства, гребных валов, движителей и донно-бортовой арматуры систем и электронавигацион­ного оборудования;

.3 в местах с недостаточной освещенностью должны применяться дополнительные источники искусственного освещения мощностью, обеспечи­вающей возможность тщательного обследования объекта освидетельствования и получения четкого изображения на экране телевизора.

1.5. За основу объема освидетельствования
подводной части судна следует принять объем
освидетельствования судна в доке, предусмотрен­
ный в Правилах классификационных освиде­
тельствований судов.

1.6. Объем документации, предназначенной
для хранения в инспекции Регистра по месту
приписки судна (фотографии, чертежи растяжки
листов наружной обшивки с указанием остаточ­
ных толщин, карты обмера зазоров в винто-
рулевом комплексе и т.п.), определяется в каждом


конкретном случае инспекцией Российского Морского Регистра судоходства1.

1.7. Организация представляет для проведе­ния освидетельствования необходимую докумен­тацию, аппаратуру, вспомогательные суда, инструменты и приспособления.

2. ПОДГОТОВКА СУДНА К ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ

2.1. Перед освидетельствованием рекомендуется
освободить грузовые трюмы и танки от груза.
Объем предъявления конструкций корпуса в доступ­
ных местах изнутри определяется инспектором.

2.2. Инспектору предъявляются документы, хар­
актеризующие водонепроницаемость корпуса в пер­
иод эксплуатации перед освидетельствованием.

2.3. Наружная обшивка подводной части
корпуса, винторулевой комплекс, кингстонные
решетки и т.п. очищаются от обрастаний, грязи
и ржавчины при помощи специальной зачистной
установки, пригодной для подводных работ.

2.4. Демонтируется противотросовый кожух
уплотнения конуса гребного вала, снимаются
кингстонные решетки и лючки ниш крепления
штырей пера руля.

2.5. Подготавливаются инструменты и прис­
пособления, необходимые для замеров, а также
средства дополнительного освещения для обсле­
дования плохо освещенных мест.

2.6. Судно, подлежащее освидетельствова­
нию, ставится на якоря (бочки) в специально
отведенном месте.

2.7. Перед освидетельствованием должна
быть проведена контрольная проверка настройки
установки подводного телевидения, двусто-рон-
ней связи с водолазами-специалистами, подго­
товки фотоаппаратуры.

Руководитель работ в присутствии инспек­тора и членов комиссии проводит инструктаж водолазов-специалистов о порядке осмотра под­водной части судна согласно рабочей программе.

2.8. Освидетельствование проводится по рабочей
программе (см. 26.1.11). Если при освидетельство­
вании обнаружены дефекты, не указанные в тех­
ническом обосновании (см. 26.1.9), инспектор имеет
право потребовать проведения более детального
освидетельствования объектов, чем это предусмот-

В дальнейшем — Регистр или PC.


Приложение 1


рено рабочей программой, включая предъявление судна к освидетельствованию в доке.

3. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

3.1. Освидетельствование корпуса

3.1.1. Основным средством для определения
технического состояния подводной части судна
является установка подводного телевидения,
смонтированная на вспомогательном судне.

3.1.2. Освидетельствование проводится по поясь-
ям листов наружной обшивки так, как это удобно и
целесообразно для каждого конкретного типа судна.

Рекомендуется проводить освидетельствование по вертикальным зонам, образованным отвесами.

Изображение обследуемых участков пере­дается на экран телевизора.

3.1.3. Особое внимание обращается на обсле­
дование листов наружной обшивки и сварных
швов в районе штевней, пояса переменных ватер­
линий и у вырезов в обшивке корпуса.

3.1.4. При обнаружении дефектных участков
водолаз-специалист определяет их координаты, а
также проводит замеры их протяженности,
стрелки прогибов деформаций, глубину корро­
зионных разъеданий. Эти данные по сообщению
водолаза-специалиста наносятся руководителем
работ на растяжку наружной обшивки.

3.1.5. По распоряжению руководителя работ
проводится фотосъемка объектов осмотра с ра­
зличных точек (желательно на цветную пленку).

3.2. Освидетельствование винторулевого ком­
плекса

3.2.1. При освидетельствовании рулевого ус­
тройства проверяется техническое состояние по­
воротных и неповоротных насадок, пера руля,
соединение его с баллером, гельмпортовая труба,
подшипники рулевого устройства.

3.2.2. Зазоры в подшипниках баллера руля,
между штырями и петлями руля, а также запас на
просадку пера руля определяются при помощи
щупов и стальной линейки.

3.2.3. Результаты осмотров и замеров указы­
ваются в формуляре на рулевое устройство.
Формуляр оформляется руководителем работ и
представляется инспектору.

3.2.4. При освидетельствовании гребного винта
проверяется состояние лопастей и ступицы, наличие
деталей крепления лопастей, дейдвудной втулки и пр.

3.2.5. Определяются зазоры в дейдвудном
подшипнике.

3.2.6. Результаты осмотров и замеров указы­
ваются в формуляре на гребное устройство.
Формуляр оформляется руководителем работ и
представляется инспектору.


3.3. Определение износа судна

3.3.1. В необходимых случаях производится
определение износа корпуса судна.

3.3.2. Замеры остаточных толщин листов нару­
жной обшивки судна производятся приборами, спе­
циально подготовленными для замеров под водой.

3.3.3. Положение точек для замера остаточных
толщин листов определяется согласно методике
дефектации корпусов судов, одобренной Регистром.

3.3.4. Результаты замеров наносятся руково­
дителем работ на растяжку наружной обшивки и
заверяются его подписью.

4. МЕЛКИЙ РЕМОНТ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ СУДНА НА ПЛАВУ

4.1. Обнаруженные в результате освиде­
тельствования дефекты по согласованию с ин­
спектором могут быть устранены на плаву.

4.2. Допускается выполнять на плаву сле­
дующие мелкие ремонтные работы:

удаление изношенных и установка новых протекторов;

замену дейдвудных сальников;

устранение мелких повреждений гребного винта (выбоин, заусенец и т.п.);

обрезку поврежденных участков скуловых килей и частичный ремонт их;

подварку отдельных дефектных сварных швов;

восстановление крепления поворотно-выд­вижных устройств гидроакустических станций и ремонт их обтекателей;

ремонт крепления пера руля.

4.3. Применяемая для подводного ремонта
техника (электросварка, электрокислородная ре­
зка) должна быть исправной, надежной в эксплуа­
тации и обеспечивать качественное выполнение
ремонтных работ.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕ- И ФОТОАППАРАТУРЫ, ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

5.1. Аппаратура для проведения освидетельство­
вания (теле- и фотоаппаратура, приборы для замер­
ов остаточных толщин листов наружной обшивки)
должна быть исправной, надежной и приспособлен­
ной к использованию под водой.

5.2. Инструменты и приспособления, необхо­
димые для замеров, должны быть пригодными к
использованию под водой и обеспечивать по­
грешность замеров в пределах + 5% по сравне­
нию с замерами, выполненными при обнажении
подводной части судна.


Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


5.3. Аппаратура, инструменты и приспосо­
бления, используемые для освидетельствования,
должны подвергаться периодическим проверкам
и настройке компетентными органами.

5.4. При осмотре водолазом-специалистом
подводной части судна обследуемые участки
показываются на экране установки подводного
телевидения, приемная камера которой направ­
ляется водолазом-специалистом по указанию
руководителя работ в районы, интересующие
инспектора и членов комиссии.

Допускается применение необитаемых уп­равляемых подводных носителей установки под­водного телевидения, управляемых наземным оператором.

5.5. По требованию инспектора или членов
комиссии производится фотосъемка (желательно
на цветной пленке) отдельных участков подводной
части судна в обследуемых районах. Фотографии
представляются инспектору и членам комиссии.

5.6. Судовладелец может заблаговременно
(например, в процессе очистки корпуса) произвес­
ти видеозапись подводной части корпуса и ус­
тройств судна в соответствии с рабочей прог-


раммой для последующего предъявления записи инспектору и комиссии. В этом случае инспектор имеет право потребовать проведения контроль­ной съемки тех или иных объектов корпуса и устройств судна для удостоверения тождествен­ности видеозаписи объекту освидетельствования.

6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

6.1. Освидетельствование подводной части
судна на плаву должно проводиться в соответст­
вии с Едиными правилами охраны труда и
техники безопасности при водолазных работах.

6.2. Ответственность за соблюдение правил
техники безопасности возлагается на руководи­
теля работ.

6.3. Инспектору запрещается осуществлять
непосредственное руководство действиями водо­
лазов-специалистов, а также включать, выклю­
чать или настраивать аппаратуру. Эти работы
должны выполняться специальным персоналом
организации только по команде руководителя
работ.


Приложение 2

Приложение 2 ИНСТРУКЦИЯ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ СУДОВ


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Настоящая Инструкция применяется Ре­
гистром при введении и осуществлении сис-темы
непрерывного освидетельствования судов в соот­
ветствии с 3.7 части I Правил классификационных
освидетельствований судов (в дальнейшем —
Правила).

1.2.Объекты и объем освидетельствований по
системе непрерывного освидетельствования, а
также сроки предъявления судна для освиде­
тельствования объектов в период между очеред­
ными освидетельствованиями планируются
судовладельцем с учетом требований Правил и
настоящей Инструкции.

1.3. Для введения системы непрерывного
освидетельствования судовладелец должен пред­
ставить в инспекцию, осуществляющую надзор за
постройкой судна или производящую перво­
начальное (очередное) освидетельствование,
Учетный лист-план (см. разд. 4) по форме 3.1.6 в
четырех экземплярах. После согласования Учет­
ный лист-план выдается на судно в качестве
приложения к классификационному свидетельст­
ву. Один экземпляр возвращается судовладельцу,
а другой направляется инспекции, на учете котор­
ой состоит судно.

1.4. Предъявление судна по системе непре­
рывного освидетельствования целесообразно сов­
мещать с предписанными ежегодными освиде­
тельствованиями, с плановыми ремонтами и
докованиями, а также выводом судна из эксплуа­
тации для технического обслуживания и по
другим причинам. Для предъявления объектов
могут использоваться вскрытия, замеры и про­
верки, связанные с выполнением технического
обслуживания судовым экипажем или предприя­
тиями или проведением текущего ремонта.

1.5. Изменение предусмотренных Учетным
листом-планом сроков предъявления объектов
может быть произведено по согласованию с
Регистром в пределах пятилетнего периода от
предшествующего однотипного освидетельство­
вания.

Досрочное предъявление объекта (до плано­вой даты) не требует предварительного согласо­вания с Регистром.

По согласованию с Регистром в текущем периоде непрерывного освидетельствования может быть допущено включение в Учетный


лист-план дополнительных объектов или измене­ние установленного характера и объема освиде­тельствования объекта.

1.6. При предъявлении судна к очередному
освидетельствованию ранее окончания перода
непрерывного освидетельствования, оставшаяся
невыполненной часть запланированных освиде­
тельствований осуществляется при очередном
освидетельствовании судна или может быть
перенесена на последующий период с учетом
предельного пятилетнего срока от предыдущего
освидетельствования.

1.7. При каждом освидетельствовании судна
по системе непрерывного освидетельствования и
при ежегодных освидетельствованиях инспектор
должен контролировать своевременность пре­
дъявления объектов в предусмотренные Учетным
листом-планом сроки и при необходимости пре­
дупреждать судовую администрацию о после­
дующих предъявлениях.

1.8. Вывод объекта из эксплуатации для
предъявления по системе непрерывного освиде­
тельствования в целях сохранения безопасности
плавания судна, охраны человеческой жизни и
надежной перевозки груза должен производиться,
когда судно выведено из эксплуатации, когда для
судна в эксплуатации обеспечено достаточное
резервирование объекта, или когда действие и
состояние объекта не отражаются на безопаснос­
ти плавания, охране человеческой жизни и на­
дежности перевозки груза.

1.9. Освидетельствования объектов старшим
механиком судна по системе непрерывного осви­
детельствования производятся в соответствии с
разд. 8.

2. ОБЪЕКТЫ И ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.1. Объекты и обобщенные характеристики
их освидетельствований, распределяемых на ус­
тановленный период, указываются в Учетном
листе-плане.

2.2. Поскольку основной целью введения
системы непрерывного освидетельствования
является уменьшение объема очередного освиде­
тельствования судна для возобновления класса, и
соответственно, сокращение объема работ,
связанных с освидетельствованиями и испыта­
ниями, и срока вывода судна из эксплуатации, в


Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


систему непрерывного освидетельствования включаются такие освидетельствования объек­тов, которые существенно отражаются на объеме очередного освидетельствования судна и могут быть произведены в период эксплуатации судна. К таким освидетельствованиям, в частности, относятся:

осмотры изнутри и испытания на непрони­цаемость цистерн и грузовых танков;

замеры остаточных толщин конструкций кор­пуса;

детальные осмотры и замеры, связанные с разборкой, вскрытием или демонтажем механиз­мов, устройств и оборудования.

2.3. Поскольку система непрерывного освиде­тельствования применяется только к объектам, относящимся к классу судна или холодильной установки, в нее не включаются объекты, вход­ящие в состав спасательных и сигнальных средств, навигационного оборудования, радио­оборудования, грузоподъемных устройств.

В систему непрерывного освидетельствования не включаются освидетельствования объектов, предусмотренные в одинаковом объеме при очередных и ежегодных освидетельствованиях судна, а также виды освидетельствований, подле­жащие выполнению через периоды, большие или меньшие чем периоды между очередными осви­детельствованиями, такие как освидетельствова­ния гребных валов и движителей, гидравлические испытания паровых котлов, теплообменных ап­паратов и сосудов под давлением, трубопроводов пара и воздуха, однако последние, по желанию судовладельца, могут планироваться в Учетном листе-плане (см. также 3.5).

Не включаются в систему непрерывного освидетельствования испытания, завершающие очередное освидетельствование, такие как ходо­вые испытания главных механизмов, валопрово-дов движителей и рулевого устройства.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

3.1. Распределение объема освидетельствова­
ний на установленный период (см. 6.7 части I
Правил) фиксируется в Учетном листе-плане.
Освидетельствования должны быть распреде­
лены по периоду, по возможности равномерно.

3.2. Исходя из условия, что период между
последовательными однотипными освидетельст­
вованиями объекта не должен превышать 5 лет
(см. 3.7 части I Правил), при назначении сроков
освидетельствования на планируемый период
непрерывного освидетельствования должен


учитываться срок фактического предъявления объекта в предшествующем периоде.

3.3. При планировании совмещения пре­
дъявлений судна по системе непрерывного осви-
детельствования с другими видами
освидетельствований судна (см. 1.4) необходимо
учитывать, что некоторые объекты надзора,
относящиеся к классу судна, являются также
объектами освидетельствований по международ­
ным конвенциям (например, объекты противопо­
жарной защиты, электрического оборудования,
закрытия отверстий в корпусе судна и т.п.). В
связи с этим целесообразно совмещение таких
освидетельствований.

3.4. На планируемый период могут быть
распределены освидетельствования объектов, не
выполненные в предыдущем периоде вследствие
предъявления судна к очередному освидетельст­
вованию ранее окончания периода непрерывного
освидетельствования (см. 1.6).

В Учетный лист-план могут быть также включены (без включения в систему непрерывно­го освидетельствования) освидетельствования объектов по системе периодических освидетельст­вований, отсроченные при очередном освиде­тельствовании судна, и запланированные досрочные предъявления объектов.

3.5. В Учетный лист-план могут быть
включены освидетельствования объектов, подле­
жащие выполнению через периоды, большие или
меньшие чем периоды между очередными осви­
детельствованиями (см. 2.3), однако при этом
период между последовательными однотипными
освидетельствованиями объекта не должен пре­
вышать периода, предписанного системой пери­
одических освидетельствований.

4. УЧЕТНЫЙ ЛИСТ-ПЛАН

4.1. Учетный лист-план, удостоверяющий, что
судно находится в системе непрерывного освиде­
тельствования, содержит перечень объектов над­
зора, краткую характеристику их освидетельство­
вания и плановые сроки предъявления и служит
для контроля своевременности предъявления
объектов и отметок, удостоверяющих проведение
освидетельствований.

4.2. Представляемый судовладельцем Учет­
ный лист-план (см. 1.3) составляется отдельно по
объектам корпуса (включая судовые устройства и
оборудование и конструктивную противопожар­
ную защиту), механической установки (включая
противопожарное оборудование и системы, элек­
трическое оборудование, оборудование
автоматизации и установки инертного


Приложение 2


газа), холодильной установки (включая изоляцию охлаждаемых помещений) по форме 3.1.6 и после согласования выдается инспекцией на судно вместе с Классификационным свидетельством, приложением к которому он является.

4.3. Разработка судовладельцем Учетного
листа-плана должна производиться на основе
требований Правил и настоящей Инструкции.
При планировании распределения освидетельст­
вований на установленный период непрерывного
освидетельствования (см. 3.1) необходимо исхо­
дить из условия, что период между однотипными
смежными освидетельствованиями объекта не
должен превышать 5 лет (см. 3.2), и освидетельст­
вования должны распределяться по периоду, по
возможности равномерно. Соответственно, при
назначении сроков планируемого периода должен
учитываться срок фактического предъявления
объекта по Учетному листу-плану в пред-шест -
вующем периоде.

4.4. При включении в Учетный лист-план
освидетельствований объектов, не выполненых в
предыдущем периоде (см. 3.4), в графе 3 Учетного
листа-плана указывается дата фактического пре­
дыдущего предъявления объекта к однотипному
освидетельствованию, от которой и отсчитывает -
ся предельный период.

4.5. При включении в Учетный лист-план
освидетельствований, выполняемых через пери­
оды, большие или меньшие чем периоды между
очередными освидетельствованиями (см. 3.5), в
графе 6 Учетного листа-плана должен указы­
ваться предельный период между последователь­
ными однотипными освидетельствованиями.

5. НЕПРЕРЫВНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОРПУСА

5.1. Основными видами освидетельствований
конструкций корпуса, включаемых в систему
непрерывного освидетельствования, являются:

осмотр подводной части корпуса;

осмотр надводной части корпуса;

осмотр конструкций корпуса изнутри по­мещений со снятием в необходимых случаях изоляции;

осмотры изнутри и испытания на непрони­цаемость цистерн и грузовых танков;

замеры остаточных толщин связей корпуса.

5.2. Основными видами освидетельствований
устройств являются:

осмотр и испытания на непроницаемость люковых закрытий и бортовых портов;

осмотр рулевого устройства и замеры зазора в подшипниках и просадки руля;


осмотр якорей и якорных цепей с замерами износов.

5.3. Из состава противопожарной защиты
непрерывному освидетельствованию подлежит
только конструктивная противопожарная защита.

5.4. Проведение освидетельствований, связан­
ных с докованиями судна, таких как осмотры и
замеры толщин в подводной части корпуса, испы­
тания на непроницаемость цистерн и грузовых
танков, освидетельствования руля и донно-заборт-
ной арматуры, должно, как правило, планиро­
ваться в сроки докований судна, предусмотренные
системой периодических освидетельство-ваний при
ежегодных освидетельствованиях судна.

5.5. При планировании освидетельствований
люковых закрытий и противопожарной защиты
необходимо учитывать целесообразность их сов­
мещения с освидетельствованиями, предусмотре-
ными международными конвенциями (см. также
3.3).

5.6. При распределении объема освидетельст­
вований должна учитываться предусмотренная
данными Правилами необходимость совмещения
определенных видов освидетельствований, в част­
ности:

испытанию цистерн и грузовых танков на непроницаемость должен, как правило, предшест­вовать их внутренний осмотр;

перед замерами остаточных толщин связей должен производиться осмотр корпуса для уточ­нения места и объема необходимых замеров.

6. НЕПРЕРЫВНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

6.1. Основными видами освидетельствований
объектов механической установки, включаемых в
систему непрерывного освидетельствования,
являются:

освидетельствование деталей двигателей и механизмов в разобранном (вскрытом) состоянии с производством замеров (износов, зазоров, сопротивления изоляции и т.п.);

детальное освидетельствование электрическо­го оборудования с замерами;

детальное освидетельствование оборудова­ния автоматизации с замерами;

детальное освидетельствование судовых сис­тем и трубопроводов, систем и трубопроводов механической установки.

6.2. Доковые освидетельствования гребных
валов и движителей, гидравлические испытания
паровых котлов, теплообменных аппаратов и
сосудов под давлением, трубопроводов пара и
воздуха, как правило, не включаемые в систему



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



непрерывного освидетельствования (см. 2.3), мо­гут быть включены в Учетный лист-план с плановым сроком освидетельствования по системе периодических освидетельствований (см. 3.5).

6.3. При назначении сроков предъявления
объектов в необходимых случаях должны учиты­
ваться сроки и наработка до предписанных
ревизий по данным завода-изготовителя.

6.4. Освидетельствование объекта в разобран­
ном (вскрытом) состоянии как правило не пре­
дусматривает обязательной проверки его в
действии после сборки, однако при необходимос­
ти инспектор может потребовать проверку в
действии в определенном объеме.

7. НЕПРЕРЫВНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

7.1. Основными видами освидетельствований
объектов холодильной установки, включаемых в
систему непрерывного освидетельствования,
являются освидетельствования:

деталей компрессоров, приводных двигателей и насосов в разобранном (вскрытом) состоянии с проведением замеров (износов, зазоров, сопро­тивления изоляции и т.п.);

теплообменных и других аппаратов и сосудов под давлением холодильного агента;

арматуры и трубопроводов холодильного агента, жидкого холодоносителя и охлаждающей воды;

систем водяных завес и орошения в помеще­нии холодильных машин;

вентиляторов воздухоохладителей;

морозильных и охлаждающих аппаратов;

вентиляции помещений холодильных машин и запасов холодильного агента;

оборудования автоматизации холодильных установок;

изоляции охлаждаемых помещений, люков и дверей.

7.2. При назначении сроков предъявления
объектов в необходимых случаях должны учиты­
ваться сроки и наработка до предписанных
ревизий по данным завода-изготовителя.

7.3. Освидетельствование объекта в разобран­
ном (вскрытом) состоянии как правило не пре­
дусматривает обязательной проверки его в
действии после сборки, однако при необходимос­
ти инспектор может потребовать проверку в
действии в определенном объеме.


8. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СТАРШИМ МЕХАНИКОМ

8.1. По согласованию с Регистром некоторые
виды освидетельствований объектов механичес­
кой и холодильной установок, выполненные
старшим (главным) механиком судна, могут быть
засчитаны как непрерывное освидетельствование.

8.2. Представляемый судовладельцем для
выполнения таких освидетельствований старший
(главный) механик должен иметь диплом меха­
ника 1-го разряда и практический стаж работы в
должности старшего (главного) механика судна
на данной или однотипной механической уста­
новке не менее 1 года.

После соответствующего инструктажа в ин­спекции Регистра старшему (главному) механику выдается удостоверение соответствующего образца (форма 7.1.11) с перечнем объектов по Учетному листу-плану, освидетельствования ко­торых могут им выполняться.

8.3.Освидетельствования объектов, произве­
денные старшим механиком судна в портах, не
обслуживаемых Регистром, или в рейсе (когда это
осуществимо без ущерба для безопасности судна
и людей), могут быть засчитаны как непрерывное
освидетельствование при условии, что эти
объекты будут предъявлены инспектору для
подтверждающего освидетельствования при бли­
жайшей возможности, но не позднее 3 мес. после
планового срока освидетельствования по Учетно­
му листу-плану.

8.4.Объем подтверждающего освидетельст­
вования устанавливается инспектором, исходя из
конкретных условий освидетельствования; при
этом может быть потребовано вторичное вскры­
тие (разборка) объекта надзора в необходимом
объеме.

8.5.Объекты и объем освидетельствований,
выполняемых старшим механиком в соответст­
вии с Учетным листом-планом, устанавливаются
судовладельцем по согласованию с инспекцией.
Как правило, объектами освидетельствований
старшим механиком являются объекты, подле­
жащие в эксплуатации вскрытию, осмотру и
замерам по установившейся практике и плану
технического обслуживания.

8.6.Не подлежат выполнению старшим меха­
ником освидетельствования, связанные с аварий­
ными случаями или с капитальным ремонтом
объектов.


Приложение 2




Не планируются для выполнения старшим механиком освидетельствования следующих объектов: главных и вспомогательных котлов, сосудов под давлением, передач, валопроводов и движителей, турбин, оборудования автоматиза­ции, установок инертного газа.

8.7. Каждое освидетельствование, выполнен­ное старшим механиком, должно быть зарегис­трировано в вахтенном журнале.

Инспектору, проводящему подтверждающее ос­видетельствование, должен быть предъявлен акт за подписью старшего механика с указанием объекта и его расположения, состояния при освидетельствова­нии (разборка, вскрытие), технического состояния осмотренных деталей, результатов заме-ров (изно-сов, зазоров, сопротивления изоляции и т.п.), за­мены деталей и их ремонта.


При совмещении этого освидетельствования с ежегодным освидетельствованием судна резуль­таты фиксируются в документах ежегодного освидетельствования.

Во всех случаях при использовании докумен­тов ежегодного освидетельствования результаты непрерывного освидетельствования всех объек­тов фиксируются отдельно с отметкой «Непрер­ывное освидетельствование».

9.3. Результаты освидетельствований объек­
тов, не входящих в систему непрерывного осви­
детельствования, но включенных в Учетный лист-
план (см.3.4, 3.5), отражаются в Актах отдельно.

9.4. При проведении подтверждающего осви­
детельствования объектов, освидетельствован­
ных ранее старшим механиком судна (см.
разд. 8), к Акту (форма 6.3.10) инспектора Регис­
тра прилагается акт старшего механика.



9. ДОКУМЕНТЫ

9.1. Основным документом при применении
системы непрерывного освидетельствования
является Учетный лист-план (см. разд. 4), слу­
жащий для контроля своевременности предъявле­
ния объектов и отметок, удостоверяющих
проведение освидетельствований.

9.2. Результаты освидетельствования объек­
тов по системе непрерывного освидетельствова­
ния фиксируются в Акте освидетельствования
судна (форма 6.3.10) с отметкой «Непрерывное
освидетельствование».


10. УЧЕТ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ ОБЪЕКТОВ

Учет освидетельствований объектов по сис­теме непрерывного освидетельствования произ­водится инспекцией, на учете которой состоит судно, по Учетному листу-плану, отметки в котором делаются на основании представляемых в инспекцию Актов освидетельствования судна (см. 9.2).



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации


Приложение 3

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДОСТОВЕРНЫХ ПОКАЗАНИЙ

ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ И ПЕРЕНОСНЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

И НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ

ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА СУДНА


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция применяется Ре­
гистром при безразборных освидетельствованиях
объектов надзора за использованием достовер­
ных показаний встроенных систем или перенос­
ны х средств диагностирования и
неразрушающего контроля при введении судов­
ладельцами на своих судах системы технического
обслуживания и ремонта «по состоянию».

1.2. Безразборные освидетельствования
производятся методами и средствами диагнос­
тирования и неразрушающего контроля, согласо­
ванными с Регистром.

1.3. Под безразборным освидетельствованием
понимается заключение о техническом состоянии
объектов надзора на основе данных, полученных
средствами диагностирования и неразрушающего
контроля. При этом оценка технического состояния
производится с учетом результатов обмеров, про­
веденных при разборках, при проведении техничес­
кого обслуживания между освидетельствованиями,
а также с учетом данных диагностирования объек­
тов после постройки судна.

1.4. Безразборное освидетельствование про­
водится при условии осуществления судовладель­
цем систематического контроля технического
состояния объектов надзора средствами диагнос­
тирования, в том числе сравнения результатов
обмеров, зафиксированных при разборке объек­
тов, при проведении технического обслуживания
и предыдущего освидетельствования, а также
данных неразрушающего контроля, что должно
отражаться в соответствующих документах (жур­
налах, картах контроля технического состояния
или в журналах технического состояния на ЭВМ).

1.5. Определение технического состояния
объектов надзора безразборными методами
производится с использованием норм диагнос­
тических параметров (норм вибрации, ударных
импульсов и др.), соответствующих определен­
ным видам дефектов, повреждений и нарушений
функционирования, приведенных в нормативных
документах судовладельцев, согласованных с
Регистром.

1.6. Встроенные системы диагностирования и
их элементы должны соответствовать требов­
аниям, предъявляемым к судовым системам


автоматизации, и должны иметь одобрение Ре­гистра.

Встроенные системы диагностирования, уста­новленные на судах, подлежат надзору в отноше­нии:

проверки на функционирование;

влияния работы этих систем на работу под­надзорного Регистру оборудования, а именно: неисправности в работе системы диагности-рова-ния не должны отрицательно сказываться на работе поднадзорного оборудования;

выбора сечения кабелей;

средств защиты, изоляции и заземления.

Достоверность показаний параметров ра­бочего процесса в цилиндрах главного двигателя при встроенных системах диагностирования должна быть подтверждена показаниями пара­метров, полученных индицированием рабочего процесса.

1.7. Переносные средства диагностирования
после опробования в судовых условиях по досто­
верности их показаний фактическому техническо­
му состоянию объектов в разобранном виде
могут быть допущены на суда при условии, что
они аттестованы и периодически поверяются
метрологической службой, имеющей разрешение
на поверку.

1.8. Ежегодное, внеочередное (не связанное с
аварийными случаями и повреждениями) и не­
прерывное освидетельствования и рассмотрение
материалов предремонтной дефектации поднад­
зорных объектов могут быть проведены инспек­
торами Регистра без разборки с использованием
показаний систем и средств диагностирования на
основе представленных судовладельцем резуль­
татов замеров, подтверждающих годное тех­
ническое состояние объектов. При этом
достоверность показаний применяемых встроен­
ных систем и переносных средств диагностирова­
ния должна быть подтверждена ранее при
проведении сравнительных контрольных освиде­
тельствований с вскрытием, предъявляемых
объектов на судах при участии инспекторов
Регистра.

1.9. Для использования результатов диагнос­
тирования при проведении очередного освиде­
тельствования доступных частей объектов
необходимо иметь начальные значения диагнос-


Приложение 3




тических параметров, подтверждающих годное техническое состояние объектов и изменение ука­занных параметров по времени.

Части объектов, дефекты, которых по усмо­трению инспектора Регистра, не могут быть выявлены применяемыми системами и средства­ми диагностирования и неразрушающего кон­троля, должны быть предъявлены к очередному освидетельствованию в разобранном виде.

Перечень объектов, на которые допускается распространить безразборные освидетельствова­ния, указан в разд. 5.

1.10.Результаты диагностирования для без­
разборного освидетельствования могут быть
приняты во внимание в случае, если предыдущие
диагностирования проводились не менее чем два
раза с периодом 6 — 12 мес, и они свидетельст­
вуют об отсутствии тенденции к изменению
параметров диагностирования и достижению
предельного значения в предстоящие четыре года
эксплуатации. В этом случае применяется метод
прогнозирования в виде линейной экстраполяции.

1.11.Разрешается заменять подряд только
одно очередное освидетельствование с разборкой
на безразборное освидетельствование при соблю­
дении всех требований, изложенных в настоящей
Инструкции.

1.12.Освидетельстование объектов надзора,
используемых эпизодически, наработка которых
на момент предъявления к освидетельствованию
не достигает времени разборки согласно реко­
мендаций завода-изготовителя, проводится на
основе результатов диагностирования (безраз­
борными методами), отвечающих хорошему тех­
ническому состоянию.

1.13.Безразборные освидетельствования не
распространяются на очередные и непрерывные
освидетельствования судов старше 15 лет, за
исключением объектов надзора, замененных в
процессе эксплуатации.

1.14.При очередных и непрерывных освиде­
тельствованиях инспектору должны предъяв­
ляться в разобранном виде следующие механиз­
мы и их составные части: поршни главных и
вспомогательных двигателей и компрессоров,
крышки, цилиндровые втулки, головные, моты-
левые и рамовые подшипники, шатуны, роторы и
подшипники главных и вспомогательных турбин,
редукторы, соединительные и другие муфты,
рулевые машины, дейдвудные устройства и дру­
гие объекты, предусмотренные в плане-графике
технического обслуживания для каждого судна.


2. ОБЪЕКТЫ И ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.1. Объекты и объем безразборных освиде­
тельствований по состоянию с применением
встроенных систем и переносных средств диаг­
ностирования, а также сроки между освидетельст­
вованиями объектов планируются судовла­
дельцем в планах-графиках, которые должны
быть согласованы с инспекцией технадзора Ре­
гистра по каждому судну.

2.2. Поскольку техническое обслуживание по
состоянию с применением встроенных систем,
переносных средств диагностирования не может
быть распространено на все поднадзорные
объекты, судовладельцы должны конкретно отра­
жать в планах-графиках объекты, предъявляемые
по расписанию (разборка при очередных освиде­
тельствованиях или при непрерывных освиде­
тельствованиях), и объекты или их части,
которые должны быть освидетельствованы с
применением встроенных систем или переносных
средств диагностирования.

2.3. Объекты надзора, не обладающие (по
информации инспекций, базовых организаций и
служб судовладельца) стабильным качеством
изготовления и надежностью в работе, должны
предъявляться инспектору Регистра при очеред­
ных освидетельствованиях в разобранном виде,
что должно быть отражено в планах-графиках
технического обслуживания для каждого судна.

2.4. Результаты диагностирования и учета
технического состояния должны фиксироваться
в судовой документации (журналах, картах учета
технического состояния по каждому поднадзор­
ному объекту), каждая карта должна содержать
замеренные и предельно допустимые значения
параметров, а также изменение их по времени.
Результаты диагностирования должны быть под­
писаны ответственным лицом, производившим
замеры, и старшим механиком судна.

2.5. До начала предъявления к освидетельст­
вованию объектов судна по состоянию с приме­
нением встроенных систем и переносных средств
диагностирования, судовладелец должен пре­
дъявить инспектору Регистра результаты замеров
ранее проведенных сравнительных обследований
и сходимость результатов замеров.

2.6. Судовладелец обязан предъявлять
объекты надзора к периодическому освидетельст­
вованию в годном техническом состоянии, ре­
зультаты замеров не должны превышать
допустимые параметры.

2.7. Объекты надзора и их части, имевшие по
результатам диагностирования неудовлетвори­
тельное (не годное), а также удовлетворительное



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



техническое состояние, но параметры которых близки к неудовлетворительному состоянию пре­дельного значения, а также имеют тенденцию к ухудшению технического состояния, должны быть вскрыты, предъявлены к осмотру инспек­тору Регистра, и должны быть проведены их контрольные замеры после ремонта.

2.8.В случаях, вызывающих сомнение инспек­
тора в достоверности оценки технического сос­
тояния по показаниям средств диагностирования,
или при наличии недопустимых отклонений от
рабочих параметров, а также обнаружении каких-
либо дефектов объектов, инспектор может потре­
бовать освидетельствования объекта в разобран­
ном виде.

2.9.После проведения безразборного освиде­
тельствования объект надзора должен про­
веряться инспектором в действии по прямому
назначению.

2.10. Безразборные освидетельствования
должны проводиться в соответствии с согласо­
ванными с Регистром руководящими документа­
ми и согласно изложенным в них методическим
материалам. Разработчик должен информиро­
вать Регистр обо всех изменениях и уточнениях
руководящих документов и методик по примене­
нию систем и средств диагностирования при
освидетельствованиях объектов надзора.

3. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

3.1. Проведение освидетельствований объек­тов с использованием показаний встроенных систем и переносных средств диагностирования на судах в эксплуатации должно осуществ-ляться при выполнении условий, перечисленных в 3.1.1 — 3.1.11.

3.1.1.Необходимо обращение (заявка) судов­
ладельца в адрес инспектора Регистра на прове­
дение освидетельствования с использованием
встроенных систем и переносных средств диаг­
ностирования.

3.1.2.Достоверность замеров встроенных сис­
тем и переносных средств диагностирования
должна быть подтверждена индицированием ра­
бочего процесса дизелей, либо фактическим сос­
тоянием объектов при вскрытии во время
проведения сравнительных освидетельствований
судов в присутствии инспектора Регистра.

3.1.3.Руководящие документы, методики при­
менения систем и средств диагностирования,
согласованные с Регистром, должны находиться
на судне и у ответственного лица, которому
доверено судовладельцем проведение замеров.


3.1.4. Диагностирование для безразборного освидетельствования должно производиться по­дразделениями судовладельца и их базовых орга­низаций, имеющими признание Регистра. Ответственность за достоверность результатов замеров и своевременность проведения освиде­тельствований объектов с применением систем и средств диагностирования лежит на судовла­дельце.

На основании заявки судовладельца или его базовой организации инспекция технадзора Ре­гистра проводит освидетельствование предприя­тия (лаборатории, подразделения). При освиде­тельствовании предприятий инспектор Регистра должен проверить, что:

имеются необходимые переносные средства диагностирования, прошедшие аттестацию, госу­дарственную или ведомственную проверку, а также имеются средства неразрушающего кон­троля;

достоверность показаний каждого переносно­го средства диагностирования и неразрушающего контроля, не указанного в разд. 6, а также применяемой системы диагностирования подт­верждена при контрольных сравнительных об­следованиях с вскрытием объектов в присутствии инспектора Регистра;

судовладельцем определены специалисты, ко­торым разрешено проведение диагностирования и дефектации объектов судна;

специалисты, производящие диагностирова­ние, прошли специальное обучение и имеют соответствующие свидетельства;

руководящие документы и методики, соглас­но которым должны проводиться диагностиро­вания объектов, согласованы с Регистром и должны находиться в лаборатории (подразделе­нии) судовладельца;

имеется необходимая документация для фик­сирования результатов диагностирования;

положение о лаборатории (подразделении) диагностирования и дефектации, где указаны порядок и организация проведения диагности­рования и освидетельствований объектов, согла­совано с инспекцией технадзора Регистра;

имеется обоснование положительного опыта и количества проведенных замеров каждым спе­циалистом лаборатории (подразделения) судов­ладельца или базовой организации на судах.

Инспекция технадзора Регистра определяет непосредственно необходимость участия инспек­тора Регистра при проведении специалистами лаборатории (подразделений) диагностирования и дефектации объектов надзора на судах. Резуль­таты освидетельствования предприятия инспек­тор Регистра должен фиксировать в Акте


Приложение 3




освидетельствования предприятия/лаборатории (форма 6.3.19), где указывает ответственных лиц, которые будут проводить диагностирование и дефектацию объектов надзора.

Лабораториям (подразделениям) судовла­дельцев и их базовых организаций, предназначен­ным для проведения диагностирования и дефектации объектов надзора судов, при условии положительных результатов освидетельствова­ний могут быть оформлены Свидетельство о признании (форма 7.1.4.2) или Свидетельство об аккредитации испытательной лаборатории (фор­ма 7.1.4.3).

3.1.5. Ответственное лицо (специалист лабо­
ратории, подразделения судовладельца и его
базовой организации или старший механик суд­
на), которое проводит диагностирование объек­
тов судна, должно иметь соответствующий
документ, выданный квалификационной комис­
сией судовладельца, разрешающий проведение
замеров средствами диагностирования и нераз-
рушающего контроля.

3.1.6. По представлению судовладельцев в
инспекцию технадзора Регистра старший механик
судна, имеющий соответствующий документ,
разрешающий производить диагностирование
объектов, может быть оформлен внештатным
инспектором Регистра на предписанном ему
судне, если стаж работы на данной или однотип­
ной механической установке составляет не менее
1 года.

3.1.7. Судно должно иметь техническую до­
кументацию, в которой указаны необходимые
технические данные для проведения замеров,
журнал учета технического состояния, карты
учета технического состояния на каждый поднад­
зорный Регистру объект, в соответствии с согла­
сованным с инспекцией технадзора планом-
графиком технического обслуживания судна.

3.1.8. На каждом судне до перевода его
объектов на техническое обслуживание «по сос­
тоянию» с использованием показаний встроен­
ных систем и переносных средств диагностиро­
вания должны быть проведены первоначальные
замеры параметров объектов, результаты кото­
рых должны подтверждать их годное техническое
состояние, а величина каждого замера не должна
превышать допустимого значения. Результаты
замеров, подписанные лицом, производящим
замеры, и старшим механиком, должны быть
представлены в инспекцию Регистра, на учете
которой находится судно.

3.1.9. При каждом освидетельствовании
объектов судна инспектору должны быть пред­
ставлены результаты диагностирования, прове­
денные после предыдущего освидетельствования.


3.1.10. Освидетельствования должны быть про­
ведены в установленные сроки, и не должно быть не
выполненных судовладельцем требований и замеча­
ний инспектора, а также неотремонтированных
повреждений судна или объектов, которые будут
влиять на проведение освидетельствований с ис­
пользованием показаний встроенных систем и пер­
еносных средств диагностирования.

3.1.11. Подтверждение достоверности показа­
ний вновь применяемых встроенных систем и
переносных средств диагностирования и нераз-
рушающего контроля, не указанных в настоящей
Инструкции и неизвестных Регистру, должно
проводиться на основе контрольных сравнитель­
ных обследований при сопоставлении с встроен­
ными системами на двух одинаковых объектах
надзора с последующим их вскрытием в при­
сутствии инспектора Регистра. При отрицатель­
ных результатах контрольного сравнительного
обследования должна быть выявлена их причина,
а если причина заключается в неправильных
измерениях, то контрольные сравнительные об­
следования повторяются на трех одинаковых
объектах. Рекомендуется вышеуказанные обсле­
дования объектов встроенными системами и
переносными средствами диагностирования и
неразрушающего контроля проводить на одно­
типных объектах, установленных на судах разных
серий. Под однотипными объектами понимаются
объекты одинакового конструктивного выполне­
ния. При положительных результатах обследова­
ний, подтверждающих сходимость показаний
встроенных систем и переносных средств диаг­
ностирования и неразрушающего контроля с
фактическим состоянием объектов в разобранном
виде в присутствии инспектора Регистра, безраз­
борные освидетельствования с использованием
показаний встроенных систем и переносных
средств диагностирования и неразрушающего
контроля могут быть распространены на все
однотипные объекты, установленные на судах,
находящихся на учете инспекции технадзора
Регистра. Свои заключения о возможности ис­
пользования показаний опробованной встроен­
ной системы и переносного средства диагности­
рования и неразрушающего контроля инспекции
Регистра должны направлять в ГУР.

3.2. Инспекция технадзора Регистра опреде­
ляет необходимость участия инспектора в пре-
дремонтной дефектации, а также при диагности­
ровании объектов надзора в рейсе, и сохраняет за
собой право контроля предремонтной дефекта­
ции и результатов ее замеров, проводимой без ее
представителя.

3.3. Переносные средства диагностирования
должны иметь документы или клейма о поверке



Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации



службами Госстандарта или ведомственной ме­трологической службой, имеющей разрешение на поверку.

4. ДОКУМЕНТЫ

Результаты замеров и показаний встроенных систем и переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля должны фиксиро­ваться судовладельцем в судовых журналах и картах учета технического состояния для каждого поднадзорного объекта, а сроки проведения тех­нических осмотров — в планах-графиках судов. Результаты освидетельствований, проведенных с использованием показаний встроенных систем и переносных средств диагностирования и нераз­рушающего контроля, должны отражаться ин-спектором в актах периодических освидетельствований или в Акте освидетельство­вания судна (форма 6.3.10).

Встроенные системы диагностирования должны иметь Сертификат о типовом одобрении (форма 6.8.3).

5. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА, НА КОТОРЫЕ

РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ БЕЗРАЗБОРНОЕ

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ПЕРЕНОСНЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И

НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

Электродвигатели;

лопастные и объемные насосы (кроме насосов поршневых, насосов рулевых машин и приводов МИШ и ВРШ);

сепараторы топлива и масла (нераз-рушающий контроль корпусов барабанов и вер­тикальных валов сепараторов проводится независимо от их состояния, определенного без­разборными методами контроля);

вентиляторы;

судовые трубопроводы (в отношении замера толщин и определения дефектов);

конструкции корпуса (в отношении замера толщин и обнаружения дефектов листов наруж­ной обшивки и набора корпуса судна).


Распространение безразборных освидетельство­ваний на другие объекты надзора Регистром может быть рассмотрено только после подтверждения достоверности показаний применяемых встроенных систем и переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля фактическому состоя­нию объектов в разобранном виде; встроенные системы, переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля должны при этом пол­ностью характеризовать фактическое техническое состояние объектов надзора.

6. ПЕРЕНОСНЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ, КОТОРЫЕ

АТТЕСТОВАНЫ ЦНИИМФ ИЛИ ДРУГИМИ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОКАЗАНИЙ КОТОРЫХ БЫЛА ПОДТВЕРЖДЕНА ПРИ

КОНТРОЛЬНЫХ, СРАВНИТЕЛЬНЫХ

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯХ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА В

РАЗОБРАННОМ ВИДЕ

Виброметры-анализаторы: ВШВ-003 с датчи­ками ДН-3 и ДН-4 с магнитными креплениями до частоты 3000 Гц («Виброприбор», Таганрог); VTM33 («АВ Hugo Tillguist», Швеция, и «Brul & Kjer», Дания); МК 310 («Kawatetsu Instrument», Япония, и «Pruftechnik», ФРГ);

измерители ударных импульсов: ИСП-1, ИСП-1В (Кокчетавский приборостроительный завод), SPM43A со звуковой или световой ин­дикацией, ВЕА52, BAS-10 («SPM Instrument», Швеция или Австрия);

инфракрасные термометры (для дистанцион­ного измерения температур): Thermopoint 80, Thermopoint 30, Thermopoint 40 (AGEMA, Шве­ция);

контактные термометры: ТТЦ1-01 и ТТЦ1-02 (завод «Прибор», Луцк); Therm 2320 («Ahlborn МАВ», ФРГ);

толщиномер УТ93П (ПО «Волна», Кишинев); DM2, DM3, DME («Krautkramer», ФРГ);

пневмоиндикатор: ПИ-2, ПИ-Ц, ПИ-2М;

эндоскопы: ЭЛЖ-6,5-500.900 и ЭЛЖ-16-1250.90; ЭВГ 10.1300 («Olimpus», Япония);

индикаторы воды в масле: ИВМ (ЦНИИМФ, Санкт-Петербург), «Toctik», ФРГ;

прибор для диагностирования электрических машин ДЭМ.


Приложение 4



Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ СПАСАТЕЛЬНЫХ КРУГОВ И СПАСАТЕЛЬНЫХ ЖИЛЕТОВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧАСТКАХ

ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, ИСПЫТАНИЮ И РЕМОНТУ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция распространяется
на спасательные средства индивидуального поль­
зования (спасательные круги и спасательные
жилеты), которыми снабжаются суда, наход­
ящиеся под техническим надзором Регистра.

1.2. Освидетельствование спасательных кру­
гов и жилетов на специализированных участках,
признанных Регистром, проводится не реже, чем
один раз в 5 лет, а также после ремонта.

1.3. Освидетельствование спасательных кругов
и жилетов проводится работниками технического
персонала специализированных участков, имеющи­
ми удостоверения на право выполнения этих работ.
Удостоверения работникам специализированного
участка выдаются комиссией, составленной из
представителей владельца участка и Регистра,
после сдачи соответствующих экзаменов.

1.4. В освидетельствование входят: проверка
маркировки кругов и жилетов по каждому судну,
осмотр по внешнему виду, испытания на проч­
ность и плавучесть, проверка комплектности
дополнительного оборудования (световоз-
вращающих полос, самозажигающихся огней,
дымовых шашек, спасательных линей, сигналь­
ных свистков), оформление документов по ре­
зультатам освидетельствования и уведомление
инспекции Регистра об обнаруженных отступле­
ниях от требований Правил.

1.5. Освидетельствованию подвергаются все
круги и жилеты, находящиеся на судне, кроме тех,
срок эксплуатации которых не превышает пяти
лет со дня их изготовления.

1.6. Испытаниям подвергаются круги и жилеты,
отобранные из оставшихся после отбраковки по
признакам предельного состояния (5 % общего
количества, но не менее 2 шт.). Это количество
может быть увеличено или уменьшено, исходя из
технического состояния спасательных средств ин­
дивидуального пользования.

При отрицательных результатах испытаний 50 % и более кругов (жилетов) испытанию подлежат все остальные круги (жилеты).

1.7. Отбраковка производится на специали­
зированном участке компетентными работника­
ми в присутствии представителя судовладельца.


1.8. Спасательные круги и жилеты, не годные
по признакам предельного состояния или по
результатам испытаний, подлежат замене.

1.9. При обнаружении отдельных дефектов
спасательных кругов и жилетов перед проведе­
нием испытаний на прочность (обрывов спаса­
тельного леера и полос его крепления) ремонт их
производится до освидетельствования на специа­
лизированном участке.

2. ОСМОТР СПАСАТЕЛЬНЫХ КРУГОВ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ

Все представленные круги подвергаются ос­мотру по состоянию материала оболочки (на отсутствие разрывов, потертостей, гниения) и целостности пробки или другого материала, использованного для наполнения спасательного круга и всех швов его соединений.

К дальнейшим испытаниям на прочность и плавучесть не допускаются спасательные круги, у которых при осмотре обнаружены дефекты, соответствующие признакам предельного состоя­ния (см. разд. 8).

3. ИСПЫТАНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ КРУГОВ НА ПРОЧНОСТЬ

При испытании на прочность следует сбро­сить плашмя спасательный круг на воду с высоты, на которой он установлен на судне при наименьшей эксплуатационной осадке, или с 30 м, смотря по тому, что больше, и трижды — с высоты 2 м на бетонный пол. После испытаний не должно быть изменений формы круга, повер­хностных и внутренних разрывов ткани и соеди­нений.

После этого спасательный круг необходимо подвесить на стропе шириной 50 мм. Другой такой же строп с подвешенным к нему грузом массой 90 кг должен быть пропущен вокруг спасательного круга с противоположной сто­роны. Через 20 мин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: