К РУКОВОДСТВУ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
НАДЗОРУ
ЗА СУДАМИ
В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Санкт-Петербург
Настоящие Приложения являются частью Руководства по техническому надзору за судами в эксплуатации и предназначены для инспекторского состава, экипажей судов и судовладельцев в качестве руководства по проведению освидетельствований и испытаний отдельных объектов надзора, оформлению отчетных документов Регистра по результатам освидетельствований, инструкций по определению технического состояния, проведению замеров толщин, зазоров и т.п., надзору за ремонтом, определению состава оборудования и снабжения судов.
Приложения публикуются отдельной книгой.
ISBN 5-89331-041-1
© Российский Морской Регистр Судоходства, 2000
РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА ПРИЛОЖЕНИЯ К РУКОВОДСТВУ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ ЗА СУДАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Редакционная коллегия Российского Морского Регистра Судоходства
Ответственный за выпуск Е.Б.Мюллер
Главный редактор Г.В.Шелкова
Редактор Е.Н.Сапожникова
|
|
Подписано в печать 10.04.2000. Формат 60 х 84/8. Гарнитура Тайме. Печать офс. Уч.-изд. л. 18,1. Усл. печ. л. 19,2. Тираж 3000. Заказ 20040.
Российский Морской Регистр Судоходства 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8
ЛР № 021056 от 03.06.99
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методика освидетельствования подводной
части судов и других плавучих сооружений
на плаву................................................................. 4
2. Инструкция по непрерывному
освидетельствованию судов............................ 7
3. Инструкция по использованию
достоверных показаний встроеных систем
и переносных средств диагностирования
и неразрушающего контроля при
освидетельствовании объектов надзора
судна................................................................... 12
4. Инструкция по освидетельствованию
спасательных кругов и спасательных
жилетов на специализированных участках
по освидетельствованию, испытанию
и ремонту спасательных средств
индивидуального пользования.................... 17
5. Оценка предельной балльности волнения
по условиям обеспечения прочности
корпуса судна.................................................. 20
6. Оценка предельной балльности ветра
по условиям обеспечения остойчивости
судна................................................................... 22
7. Снабжение плавучих доков якорями
и якорными цепями для разового
перегона............................................................. 23
8. Снабжение плавучих доков буксирными
тросами для разового перегона.... 24
9. Снабжение буксирных судов буксирными
тросами для разового перегона
(рекомендации)................................................ 26
10. Испытание непроницаемости корпуса. 28
11. Инструкция по освидетельствованию
и надзору за ремонтом судовых гребных
винтов из стали................................................ 32
|
|
12. Инструкция по освидетельствованию
и надзору за ремонтом судовых гребных
винтов из цветных сплавов........................... 50
13. Инструкция по освидетельствованию
и надзору за ремонтом судовых
валопроводов.................................................... 69
14. Инструкция по освидетельствованию
судов на пригодность для перевозки
незерновых навалочных грузов..................... 90
15. Инструкция по освидетельствованию
и надзору за ремонтом элементов
механических установок и систем
(дизелей, редукторов, компрессоров,
насосов, рулевых приводов,
сепараторов, вентиляторов)........................... 92
16. Инструкция по оформлению документов
Регистра на суда специального
назначения....................................................... 130
17. Положение по освидетельствованию
дейдвудных устройств с масляной
смазкой подшипников................................... 134
18. Образец заполнения Акта освиде
тельствования судна..................................... 143
19. Перечень документации по радиосвязи
и электрорадионавигации........................... 145
20. Методика ежегодного освидетельствования
радиооборудования ГМССБ.............. 146
21. Циркулярное письмо Комитета
по безопасности на море ИМО.... 155
22. Инструкция о порядке проверки
выполнения в документах Регистра
выставленных требований.......................... 156
23. Рекомендация по условиям одобрения
станций обслуживания надувных
спасательных плотов.................................... 158
24. Образец Акта на спасательные
круги и жилеты................................................ 163
25. Форма L............................................................. 164
26. Форма G............................................................ 165
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
Приложение 1
МЕТОДИКА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ СУДОВ И ДРУГИХ ПЛАВУЧИХ СООРУЖЕНИЙ НА ПЛАВУ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Работы, обеспечивающие освидетельство
вание подводной части судов и других плавучих
сооружений на плаву с использованием подвод
ного телевидения и фотосъемки, должны вы
полняться организацией, имеющей Свиде
тельство о признании (форма 7.1.4.2).
Обеспечение проведения освидетельствования возлагается на руководителя работ, который должен руководствоваться настоящей Методикой.
1.2. Для участия в проведении освидетельст
вования в соответствии с настоящей Методикой
судовладелец назначает компетентную комиссию
в составе представителей судовой администрации
и судовладельца.
1.3. Инспектор Регистра проводит освиде
тельствование подводной части судна по изобра
жению, передаваемому телеустановкой на экран
телевизора. При этом должна быть обеспечена
хорошая видимость изображения на экране.
1.4. Место освидетельствования должно от
вечать следующим требованиям:
.1 прозрачность воды в акватории, где производится освидетельствование должна обеспечивать хорошую видимость изображения объектов освидетельствования на экране телевизора (см. 1.3);
.2 глубина под килем должна быть достаточной для возможности тщательного осмотра всех участков подводной части корпуса, рулевого устройства, гребных валов, движителей и донно-бортовой арматуры систем и электронавигационного оборудования;
.3 в местах с недостаточной освещенностью должны применяться дополнительные источники искусственного освещения мощностью, обеспечивающей возможность тщательного обследования объекта освидетельствования и получения четкого изображения на экране телевизора.
1.5. За основу объема освидетельствования
подводной части судна следует принять объем
освидетельствования судна в доке, предусмотрен
ный в Правилах классификационных освиде
тельствований судов.
1.6. Объем документации, предназначенной
для хранения в инспекции Регистра по месту
приписки судна (фотографии, чертежи растяжки
листов наружной обшивки с указанием остаточ
ных толщин, карты обмера зазоров в винто-
рулевом комплексе и т.п.), определяется в каждом
|
|
конкретном случае инспекцией Российского Морского Регистра судоходства1.
1.7. Организация представляет для проведения освидетельствования необходимую документацию, аппаратуру, вспомогательные суда, инструменты и приспособления.
2. ПОДГОТОВКА СУДНА К ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ
2.1. Перед освидетельствованием рекомендуется
освободить грузовые трюмы и танки от груза.
Объем предъявления конструкций корпуса в доступ
ных местах изнутри определяется инспектором.
2.2. Инспектору предъявляются документы, хар
актеризующие водонепроницаемость корпуса в пер
иод эксплуатации перед освидетельствованием.
2.3. Наружная обшивка подводной части
корпуса, винторулевой комплекс, кингстонные
решетки и т.п. очищаются от обрастаний, грязи
и ржавчины при помощи специальной зачистной
установки, пригодной для подводных работ.
2.4. Демонтируется противотросовый кожух
уплотнения конуса гребного вала, снимаются
кингстонные решетки и лючки ниш крепления
штырей пера руля.
2.5. Подготавливаются инструменты и прис
пособления, необходимые для замеров, а также
средства дополнительного освещения для обсле
дования плохо освещенных мест.
2.6. Судно, подлежащее освидетельствова
нию, ставится на якоря (бочки) в специально
отведенном месте.
2.7. Перед освидетельствованием должна
быть проведена контрольная проверка настройки
установки подводного телевидения, двусто-рон-
ней связи с водолазами-специалистами, подго
товки фотоаппаратуры.
Руководитель работ в присутствии инспектора и членов комиссии проводит инструктаж водолазов-специалистов о порядке осмотра подводной части судна согласно рабочей программе.
2.8. Освидетельствование проводится по рабочей
программе (см. 26.1.11). Если при освидетельство
вании обнаружены дефекты, не указанные в тех
ническом обосновании (см. 26.1.9), инспектор имеет
право потребовать проведения более детального
освидетельствования объектов, чем это предусмот-
|
|
В дальнейшем — Регистр или PC.
Приложение 1
рено рабочей программой, включая предъявление судна к освидетельствованию в доке.
3. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
3.1. Освидетельствование корпуса
3.1.1. Основным средством для определения
технического состояния подводной части судна
является установка подводного телевидения,
смонтированная на вспомогательном судне.
3.1.2. Освидетельствование проводится по поясь-
ям листов наружной обшивки так, как это удобно и
целесообразно для каждого конкретного типа судна.
Рекомендуется проводить освидетельствование по вертикальным зонам, образованным отвесами.
Изображение обследуемых участков передается на экран телевизора.
3.1.3. Особое внимание обращается на обсле
дование листов наружной обшивки и сварных
швов в районе штевней, пояса переменных ватер
линий и у вырезов в обшивке корпуса.
3.1.4. При обнаружении дефектных участков
водолаз-специалист определяет их координаты, а
также проводит замеры их протяженности,
стрелки прогибов деформаций, глубину корро
зионных разъеданий. Эти данные по сообщению
водолаза-специалиста наносятся руководителем
работ на растяжку наружной обшивки.
3.1.5. По распоряжению руководителя работ
проводится фотосъемка объектов осмотра с ра
зличных точек (желательно на цветную пленку).
3.2. Освидетельствование винторулевого ком
плекса
3.2.1. При освидетельствовании рулевого ус
тройства проверяется техническое состояние по
воротных и неповоротных насадок, пера руля,
соединение его с баллером, гельмпортовая труба,
подшипники рулевого устройства.
3.2.2. Зазоры в подшипниках баллера руля,
между штырями и петлями руля, а также запас на
просадку пера руля определяются при помощи
щупов и стальной линейки.
3.2.3. Результаты осмотров и замеров указы
ваются в формуляре на рулевое устройство.
Формуляр оформляется руководителем работ и
представляется инспектору.
3.2.4. При освидетельствовании гребного винта
проверяется состояние лопастей и ступицы, наличие
деталей крепления лопастей, дейдвудной втулки и пр.
3.2.5. Определяются зазоры в дейдвудном
подшипнике.
3.2.6. Результаты осмотров и замеров указы
ваются в формуляре на гребное устройство.
Формуляр оформляется руководителем работ и
представляется инспектору.
3.3. Определение износа судна
3.3.1. В необходимых случаях производится
определение износа корпуса судна.
3.3.2. Замеры остаточных толщин листов нару
жной обшивки судна производятся приборами, спе
циально подготовленными для замеров под водой.
3.3.3. Положение точек для замера остаточных
толщин листов определяется согласно методике
дефектации корпусов судов, одобренной Регистром.
3.3.4. Результаты замеров наносятся руково
дителем работ на растяжку наружной обшивки и
заверяются его подписью.
4. МЕЛКИЙ РЕМОНТ ПОДВОДНОЙ ЧАСТИ СУДНА НА ПЛАВУ
4.1. Обнаруженные в результате освиде
тельствования дефекты по согласованию с ин
спектором могут быть устранены на плаву.
4.2. Допускается выполнять на плаву сле
дующие мелкие ремонтные работы:
удаление изношенных и установка новых протекторов;
замену дейдвудных сальников;
устранение мелких повреждений гребного винта (выбоин, заусенец и т.п.);
обрезку поврежденных участков скуловых килей и частичный ремонт их;
подварку отдельных дефектных сварных швов;
восстановление крепления поворотно-выдвижных устройств гидроакустических станций и ремонт их обтекателей;
ремонт крепления пера руля.
4.3. Применяемая для подводного ремонта
техника (электросварка, электрокислородная ре
зка) должна быть исправной, надежной в эксплуа
тации и обеспечивать качественное выполнение
ремонтных работ.
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕ- И ФОТОАППАРАТУРЫ, ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
5.1. Аппаратура для проведения освидетельство
вания (теле- и фотоаппаратура, приборы для замер
ов остаточных толщин листов наружной обшивки)
должна быть исправной, надежной и приспособлен
ной к использованию под водой.
5.2. Инструменты и приспособления, необхо
димые для замеров, должны быть пригодными к
использованию под водой и обеспечивать по
грешность замеров в пределах + 5% по сравне
нию с замерами, выполненными при обнажении
подводной части судна.
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
5.3. Аппаратура, инструменты и приспосо
бления, используемые для освидетельствования,
должны подвергаться периодическим проверкам
и настройке компетентными органами.
5.4. При осмотре водолазом-специалистом
подводной части судна обследуемые участки
показываются на экране установки подводного
телевидения, приемная камера которой направ
ляется водолазом-специалистом по указанию
руководителя работ в районы, интересующие
инспектора и членов комиссии.
Допускается применение необитаемых управляемых подводных носителей установки подводного телевидения, управляемых наземным оператором.
5.5. По требованию инспектора или членов
комиссии производится фотосъемка (желательно
на цветной пленке) отдельных участков подводной
части судна в обследуемых районах. Фотографии
представляются инспектору и членам комиссии.
5.6. Судовладелец может заблаговременно
(например, в процессе очистки корпуса) произвес
ти видеозапись подводной части корпуса и ус
тройств судна в соответствии с рабочей прог-
раммой для последующего предъявления записи инспектору и комиссии. В этом случае инспектор имеет право потребовать проведения контрольной съемки тех или иных объектов корпуса и устройств судна для удостоверения тождественности видеозаписи объекту освидетельствования.
6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. Освидетельствование подводной части
судна на плаву должно проводиться в соответст
вии с Едиными правилами охраны труда и
техники безопасности при водолазных работах.
6.2. Ответственность за соблюдение правил
техники безопасности возлагается на руководи
теля работ.
6.3. Инспектору запрещается осуществлять
непосредственное руководство действиями водо
лазов-специалистов, а также включать, выклю
чать или настраивать аппаратуру. Эти работы
должны выполняться специальным персоналом
организации только по команде руководителя
работ.
Приложение 2
Приложение 2 ИНСТРУКЦИЯ ПО НЕПРЕРЫВНОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ СУДОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящая Инструкция применяется Ре
гистром при введении и осуществлении сис-темы
непрерывного освидетельствования судов в соот
ветствии с 3.7 части I Правил классификационных
освидетельствований судов (в дальнейшем —
Правила).
1.2.Объекты и объем освидетельствований по
системе непрерывного освидетельствования, а
также сроки предъявления судна для освиде
тельствования объектов в период между очеред
ными освидетельствованиями планируются
судовладельцем с учетом требований Правил и
настоящей Инструкции.
1.3. Для введения системы непрерывного
освидетельствования судовладелец должен пред
ставить в инспекцию, осуществляющую надзор за
постройкой судна или производящую перво
начальное (очередное) освидетельствование,
Учетный лист-план (см. разд. 4) по форме 3.1.6 в
четырех экземплярах. После согласования Учет
ный лист-план выдается на судно в качестве
приложения к классификационному свидетельст
ву. Один экземпляр возвращается судовладельцу,
а другой направляется инспекции, на учете котор
ой состоит судно.
1.4. Предъявление судна по системе непре
рывного освидетельствования целесообразно сов
мещать с предписанными ежегодными освиде
тельствованиями, с плановыми ремонтами и
докованиями, а также выводом судна из эксплуа
тации для технического обслуживания и по
другим причинам. Для предъявления объектов
могут использоваться вскрытия, замеры и про
верки, связанные с выполнением технического
обслуживания судовым экипажем или предприя
тиями или проведением текущего ремонта.
1.5. Изменение предусмотренных Учетным
листом-планом сроков предъявления объектов
может быть произведено по согласованию с
Регистром в пределах пятилетнего периода от
предшествующего однотипного освидетельство
вания.
Досрочное предъявление объекта (до плановой даты) не требует предварительного согласования с Регистром.
По согласованию с Регистром в текущем периоде непрерывного освидетельствования может быть допущено включение в Учетный
лист-план дополнительных объектов или изменение установленного характера и объема освидетельствования объекта.
1.6. При предъявлении судна к очередному
освидетельствованию ранее окончания перода
непрерывного освидетельствования, оставшаяся
невыполненной часть запланированных освиде
тельствований осуществляется при очередном
освидетельствовании судна или может быть
перенесена на последующий период с учетом
предельного пятилетнего срока от предыдущего
освидетельствования.
1.7. При каждом освидетельствовании судна
по системе непрерывного освидетельствования и
при ежегодных освидетельствованиях инспектор
должен контролировать своевременность пре
дъявления объектов в предусмотренные Учетным
листом-планом сроки и при необходимости пре
дупреждать судовую администрацию о после
дующих предъявлениях.
1.8. Вывод объекта из эксплуатации для
предъявления по системе непрерывного освиде
тельствования в целях сохранения безопасности
плавания судна, охраны человеческой жизни и
надежной перевозки груза должен производиться,
когда судно выведено из эксплуатации, когда для
судна в эксплуатации обеспечено достаточное
резервирование объекта, или когда действие и
состояние объекта не отражаются на безопаснос
ти плавания, охране человеческой жизни и на
дежности перевозки груза.
1.9. Освидетельствования объектов старшим
механиком судна по системе непрерывного осви
детельствования производятся в соответствии с
разд. 8.
2. ОБЪЕКТЫ И ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ
2.1. Объекты и обобщенные характеристики
их освидетельствований, распределяемых на ус
тановленный период, указываются в Учетном
листе-плане.
2.2. Поскольку основной целью введения
системы непрерывного освидетельствования
является уменьшение объема очередного освиде
тельствования судна для возобновления класса, и
соответственно, сокращение объема работ,
связанных с освидетельствованиями и испыта
ниями, и срока вывода судна из эксплуатации, в
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
систему непрерывного освидетельствования включаются такие освидетельствования объектов, которые существенно отражаются на объеме очередного освидетельствования судна и могут быть произведены в период эксплуатации судна. К таким освидетельствованиям, в частности, относятся:
осмотры изнутри и испытания на непроницаемость цистерн и грузовых танков;
замеры остаточных толщин конструкций корпуса;
детальные осмотры и замеры, связанные с разборкой, вскрытием или демонтажем механизмов, устройств и оборудования.
2.3. Поскольку система непрерывного освидетельствования применяется только к объектам, относящимся к классу судна или холодильной установки, в нее не включаются объекты, входящие в состав спасательных и сигнальных средств, навигационного оборудования, радиооборудования, грузоподъемных устройств.
В систему непрерывного освидетельствования не включаются освидетельствования объектов, предусмотренные в одинаковом объеме при очередных и ежегодных освидетельствованиях судна, а также виды освидетельствований, подлежащие выполнению через периоды, большие или меньшие чем периоды между очередными освидетельствованиями, такие как освидетельствования гребных валов и движителей, гидравлические испытания паровых котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением, трубопроводов пара и воздуха, однако последние, по желанию судовладельца, могут планироваться в Учетном листе-плане (см. также 3.5).
Не включаются в систему непрерывного освидетельствования испытания, завершающие очередное освидетельствование, такие как ходовые испытания главных механизмов, валопрово-дов движителей и рулевого устройства.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
3.1. Распределение объема освидетельствова
ний на установленный период (см. 6.7 части I
Правил) фиксируется в Учетном листе-плане.
Освидетельствования должны быть распреде
лены по периоду, по возможности равномерно.
3.2. Исходя из условия, что период между
последовательными однотипными освидетельст
вованиями объекта не должен превышать 5 лет
(см. 3.7 части I Правил), при назначении сроков
освидетельствования на планируемый период
непрерывного освидетельствования должен
учитываться срок фактического предъявления объекта в предшествующем периоде.
3.3. При планировании совмещения пре
дъявлений судна по системе непрерывного осви-
детельствования с другими видами
освидетельствований судна (см. 1.4) необходимо
учитывать, что некоторые объекты надзора,
относящиеся к классу судна, являются также
объектами освидетельствований по международ
ным конвенциям (например, объекты противопо
жарной защиты, электрического оборудования,
закрытия отверстий в корпусе судна и т.п.). В
связи с этим целесообразно совмещение таких
освидетельствований.
3.4. На планируемый период могут быть
распределены освидетельствования объектов, не
выполненные в предыдущем периоде вследствие
предъявления судна к очередному освидетельст
вованию ранее окончания периода непрерывного
освидетельствования (см. 1.6).
В Учетный лист-план могут быть также включены (без включения в систему непрерывного освидетельствования) освидетельствования объектов по системе периодических освидетельствований, отсроченные при очередном освидетельствовании судна, и запланированные досрочные предъявления объектов.
3.5. В Учетный лист-план могут быть
включены освидетельствования объектов, подле
жащие выполнению через периоды, большие или
меньшие чем периоды между очередными осви
детельствованиями (см. 2.3), однако при этом
период между последовательными однотипными
освидетельствованиями объекта не должен пре
вышать периода, предписанного системой пери
одических освидетельствований.
4. УЧЕТНЫЙ ЛИСТ-ПЛАН
4.1. Учетный лист-план, удостоверяющий, что
судно находится в системе непрерывного освиде
тельствования, содержит перечень объектов над
зора, краткую характеристику их освидетельство
вания и плановые сроки предъявления и служит
для контроля своевременности предъявления
объектов и отметок, удостоверяющих проведение
освидетельствований.
4.2. Представляемый судовладельцем Учет
ный лист-план (см. 1.3) составляется отдельно по
объектам корпуса (включая судовые устройства и
оборудование и конструктивную противопожар
ную защиту), механической установки (включая
противопожарное оборудование и системы, элек
трическое оборудование, оборудование
автоматизации и установки инертного
Приложение 2
газа), холодильной установки (включая изоляцию охлаждаемых помещений) по форме 3.1.6 и после согласования выдается инспекцией на судно вместе с Классификационным свидетельством, приложением к которому он является.
4.3. Разработка судовладельцем Учетного
листа-плана должна производиться на основе
требований Правил и настоящей Инструкции.
При планировании распределения освидетельст
вований на установленный период непрерывного
освидетельствования (см. 3.1) необходимо исхо
дить из условия, что период между однотипными
смежными освидетельствованиями объекта не
должен превышать 5 лет (см. 3.2), и освидетельст
вования должны распределяться по периоду, по
возможности равномерно. Соответственно, при
назначении сроков планируемого периода должен
учитываться срок фактического предъявления
объекта по Учетному листу-плану в пред-шест -
вующем периоде.
4.4. При включении в Учетный лист-план
освидетельствований объектов, не выполненых в
предыдущем периоде (см. 3.4), в графе 3 Учетного
листа-плана указывается дата фактического пре
дыдущего предъявления объекта к однотипному
освидетельствованию, от которой и отсчитывает -
ся предельный период.
4.5. При включении в Учетный лист-план
освидетельствований, выполняемых через пери
оды, большие или меньшие чем периоды между
очередными освидетельствованиями (см. 3.5), в
графе 6 Учетного листа-плана должен указы
ваться предельный период между последователь
ными однотипными освидетельствованиями.
5. НЕПРЕРЫВНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ КОРПУСА
5.1. Основными видами освидетельствований
конструкций корпуса, включаемых в систему
непрерывного освидетельствования, являются:
осмотр подводной части корпуса;
осмотр надводной части корпуса;
осмотр конструкций корпуса изнутри помещений со снятием в необходимых случаях изоляции;
осмотры изнутри и испытания на непроницаемость цистерн и грузовых танков;
замеры остаточных толщин связей корпуса.
5.2. Основными видами освидетельствований
устройств являются:
осмотр и испытания на непроницаемость люковых закрытий и бортовых портов;
осмотр рулевого устройства и замеры зазора в подшипниках и просадки руля;
осмотр якорей и якорных цепей с замерами износов.
5.3. Из состава противопожарной защиты
непрерывному освидетельствованию подлежит
только конструктивная противопожарная защита.
5.4. Проведение освидетельствований, связан
ных с докованиями судна, таких как осмотры и
замеры толщин в подводной части корпуса, испы
тания на непроницаемость цистерн и грузовых
танков, освидетельствования руля и донно-заборт-
ной арматуры, должно, как правило, планиро
ваться в сроки докований судна, предусмотренные
системой периодических освидетельство-ваний при
ежегодных освидетельствованиях судна.
5.5. При планировании освидетельствований
люковых закрытий и противопожарной защиты
необходимо учитывать целесообразность их сов
мещения с освидетельствованиями, предусмотре-
ными международными конвенциями (см. также
3.3).
5.6. При распределении объема освидетельст
вований должна учитываться предусмотренная
данными Правилами необходимость совмещения
определенных видов освидетельствований, в част
ности:
испытанию цистерн и грузовых танков на непроницаемость должен, как правило, предшествовать их внутренний осмотр;
перед замерами остаточных толщин связей должен производиться осмотр корпуса для уточнения места и объема необходимых замеров.
6. НЕПРЕРЫВНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ
6.1. Основными видами освидетельствований
объектов механической установки, включаемых в
систему непрерывного освидетельствования,
являются:
освидетельствование деталей двигателей и механизмов в разобранном (вскрытом) состоянии с производством замеров (износов, зазоров, сопротивления изоляции и т.п.);
детальное освидетельствование электрического оборудования с замерами;
детальное освидетельствование оборудования автоматизации с замерами;
детальное освидетельствование судовых систем и трубопроводов, систем и трубопроводов механической установки.
6.2. Доковые освидетельствования гребных
валов и движителей, гидравлические испытания
паровых котлов, теплообменных аппаратов и
сосудов под давлением, трубопроводов пара и
воздуха, как правило, не включаемые в систему
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
непрерывного освидетельствования (см. 2.3), могут быть включены в Учетный лист-план с плановым сроком освидетельствования по системе периодических освидетельствований (см. 3.5).
6.3. При назначении сроков предъявления
объектов в необходимых случаях должны учиты
ваться сроки и наработка до предписанных
ревизий по данным завода-изготовителя.
6.4. Освидетельствование объекта в разобран
ном (вскрытом) состоянии как правило не пре
дусматривает обязательной проверки его в
действии после сборки, однако при необходимос
ти инспектор может потребовать проверку в
действии в определенном объеме.
7. НЕПРЕРЫВНОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
7.1. Основными видами освидетельствований
объектов холодильной установки, включаемых в
систему непрерывного освидетельствования,
являются освидетельствования:
деталей компрессоров, приводных двигателей и насосов в разобранном (вскрытом) состоянии с проведением замеров (износов, зазоров, сопротивления изоляции и т.п.);
теплообменных и других аппаратов и сосудов под давлением холодильного агента;
арматуры и трубопроводов холодильного агента, жидкого холодоносителя и охлаждающей воды;
систем водяных завес и орошения в помещении холодильных машин;
вентиляторов воздухоохладителей;
морозильных и охлаждающих аппаратов;
вентиляции помещений холодильных машин и запасов холодильного агента;
оборудования автоматизации холодильных установок;
изоляции охлаждаемых помещений, люков и дверей.
7.2. При назначении сроков предъявления
объектов в необходимых случаях должны учиты
ваться сроки и наработка до предписанных
ревизий по данным завода-изготовителя.
7.3. Освидетельствование объекта в разобран
ном (вскрытом) состоянии как правило не пре
дусматривает обязательной проверки его в
действии после сборки, однако при необходимос
ти инспектор может потребовать проверку в
действии в определенном объеме.
8. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СТАРШИМ МЕХАНИКОМ
8.1. По согласованию с Регистром некоторые
виды освидетельствований объектов механичес
кой и холодильной установок, выполненные
старшим (главным) механиком судна, могут быть
засчитаны как непрерывное освидетельствование.
8.2. Представляемый судовладельцем для
выполнения таких освидетельствований старший
(главный) механик должен иметь диплом меха
ника 1-го разряда и практический стаж работы в
должности старшего (главного) механика судна
на данной или однотипной механической уста
новке не менее 1 года.
После соответствующего инструктажа в инспекции Регистра старшему (главному) механику выдается удостоверение соответствующего образца (форма 7.1.11) с перечнем объектов по Учетному листу-плану, освидетельствования которых могут им выполняться.
8.3.Освидетельствования объектов, произве
денные старшим механиком судна в портах, не
обслуживаемых Регистром, или в рейсе (когда это
осуществимо без ущерба для безопасности судна
и людей), могут быть засчитаны как непрерывное
освидетельствование при условии, что эти
объекты будут предъявлены инспектору для
подтверждающего освидетельствования при бли
жайшей возможности, но не позднее 3 мес. после
планового срока освидетельствования по Учетно
му листу-плану.
8.4.Объем подтверждающего освидетельст
вования устанавливается инспектором, исходя из
конкретных условий освидетельствования; при
этом может быть потребовано вторичное вскры
тие (разборка) объекта надзора в необходимом
объеме.
8.5.Объекты и объем освидетельствований,
выполняемых старшим механиком в соответст
вии с Учетным листом-планом, устанавливаются
судовладельцем по согласованию с инспекцией.
Как правило, объектами освидетельствований
старшим механиком являются объекты, подле
жащие в эксплуатации вскрытию, осмотру и
замерам по установившейся практике и плану
технического обслуживания.
8.6.Не подлежат выполнению старшим меха
ником освидетельствования, связанные с аварий
ными случаями или с капитальным ремонтом
объектов.
Приложение 2
Не планируются для выполнения старшим механиком освидетельствования следующих объектов: главных и вспомогательных котлов, сосудов под давлением, передач, валопроводов и движителей, турбин, оборудования автоматизации, установок инертного газа.
8.7. Каждое освидетельствование, выполненное старшим механиком, должно быть зарегистрировано в вахтенном журнале.
Инспектору, проводящему подтверждающее освидетельствование, должен быть предъявлен акт за подписью старшего механика с указанием объекта и его расположения, состояния при освидетельствовании (разборка, вскрытие), технического состояния осмотренных деталей, результатов заме-ров (изно-сов, зазоров, сопротивления изоляции и т.п.), замены деталей и их ремонта.
При совмещении этого освидетельствования с ежегодным освидетельствованием судна результаты фиксируются в документах ежегодного освидетельствования.
Во всех случаях при использовании документов ежегодного освидетельствования результаты непрерывного освидетельствования всех объектов фиксируются отдельно с отметкой «Непрерывное освидетельствование».
9.3. Результаты освидетельствований объек
тов, не входящих в систему непрерывного осви
детельствования, но включенных в Учетный лист-
план (см.3.4, 3.5), отражаются в Актах отдельно.
9.4. При проведении подтверждающего осви
детельствования объектов, освидетельствован
ных ранее старшим механиком судна (см.
разд. 8), к Акту (форма 6.3.10) инспектора Регис
тра прилагается акт старшего механика.
9. ДОКУМЕНТЫ
9.1. Основным документом при применении
системы непрерывного освидетельствования
является Учетный лист-план (см. разд. 4), слу
жащий для контроля своевременности предъявле
ния объектов и отметок, удостоверяющих
проведение освидетельствований.
9.2. Результаты освидетельствования объек
тов по системе непрерывного освидетельствова
ния фиксируются в Акте освидетельствования
судна (форма 6.3.10) с отметкой «Непрерывное
освидетельствование».
10. УЧЕТ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ ОБЪЕКТОВ
Учет освидетельствований объектов по системе непрерывного освидетельствования производится инспекцией, на учете которой состоит судно, по Учетному листу-плану, отметки в котором делаются на основании представляемых в инспекцию Актов освидетельствования судна (см. 9.2).
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
Приложение 3
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДОСТОВЕРНЫХ ПОКАЗАНИЙ
ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ И ПЕРЕНОСНЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
И НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРИ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ
ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА СУДНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция применяется Ре
гистром при безразборных освидетельствованиях
объектов надзора за использованием достовер
ных показаний встроенных систем или перенос
ны х средств диагностирования и
неразрушающего контроля при введении судов
ладельцами на своих судах системы технического
обслуживания и ремонта «по состоянию».
1.2. Безразборные освидетельствования
производятся методами и средствами диагнос
тирования и неразрушающего контроля, согласо
ванными с Регистром.
1.3. Под безразборным освидетельствованием
понимается заключение о техническом состоянии
объектов надзора на основе данных, полученных
средствами диагностирования и неразрушающего
контроля. При этом оценка технического состояния
производится с учетом результатов обмеров, про
веденных при разборках, при проведении техничес
кого обслуживания между освидетельствованиями,
а также с учетом данных диагностирования объек
тов после постройки судна.
1.4. Безразборное освидетельствование про
водится при условии осуществления судовладель
цем систематического контроля технического
состояния объектов надзора средствами диагнос
тирования, в том числе сравнения результатов
обмеров, зафиксированных при разборке объек
тов, при проведении технического обслуживания
и предыдущего освидетельствования, а также
данных неразрушающего контроля, что должно
отражаться в соответствующих документах (жур
налах, картах контроля технического состояния
или в журналах технического состояния на ЭВМ).
1.5. Определение технического состояния
объектов надзора безразборными методами
производится с использованием норм диагнос
тических параметров (норм вибрации, ударных
импульсов и др.), соответствующих определен
ным видам дефектов, повреждений и нарушений
функционирования, приведенных в нормативных
документах судовладельцев, согласованных с
Регистром.
1.6. Встроенные системы диагностирования и
их элементы должны соответствовать требов
аниям, предъявляемым к судовым системам
автоматизации, и должны иметь одобрение Регистра.
Встроенные системы диагностирования, установленные на судах, подлежат надзору в отношении:
проверки на функционирование;
влияния работы этих систем на работу поднадзорного Регистру оборудования, а именно: неисправности в работе системы диагности-рова-ния не должны отрицательно сказываться на работе поднадзорного оборудования;
выбора сечения кабелей;
средств защиты, изоляции и заземления.
Достоверность показаний параметров рабочего процесса в цилиндрах главного двигателя при встроенных системах диагностирования должна быть подтверждена показаниями параметров, полученных индицированием рабочего процесса.
1.7. Переносные средства диагностирования
после опробования в судовых условиях по досто
верности их показаний фактическому техническо
му состоянию объектов в разобранном виде
могут быть допущены на суда при условии, что
они аттестованы и периодически поверяются
метрологической службой, имеющей разрешение
на поверку.
1.8. Ежегодное, внеочередное (не связанное с
аварийными случаями и повреждениями) и не
прерывное освидетельствования и рассмотрение
материалов предремонтной дефектации поднад
зорных объектов могут быть проведены инспек
торами Регистра без разборки с использованием
показаний систем и средств диагностирования на
основе представленных судовладельцем резуль
татов замеров, подтверждающих годное тех
ническое состояние объектов. При этом
достоверность показаний применяемых встроен
ных систем и переносных средств диагностирова
ния должна быть подтверждена ранее при
проведении сравнительных контрольных освиде
тельствований с вскрытием, предъявляемых
объектов на судах при участии инспекторов
Регистра.
1.9. Для использования результатов диагнос
тирования при проведении очередного освиде
тельствования доступных частей объектов
необходимо иметь начальные значения диагнос-
Приложение 3
тических параметров, подтверждающих годное техническое состояние объектов и изменение указанных параметров по времени.
Части объектов, дефекты, которых по усмотрению инспектора Регистра, не могут быть выявлены применяемыми системами и средствами диагностирования и неразрушающего контроля, должны быть предъявлены к очередному освидетельствованию в разобранном виде.
Перечень объектов, на которые допускается распространить безразборные освидетельствования, указан в разд. 5.
1.10.Результаты диагностирования для без
разборного освидетельствования могут быть
приняты во внимание в случае, если предыдущие
диагностирования проводились не менее чем два
раза с периодом 6 — 12 мес, и они свидетельст
вуют об отсутствии тенденции к изменению
параметров диагностирования и достижению
предельного значения в предстоящие четыре года
эксплуатации. В этом случае применяется метод
прогнозирования в виде линейной экстраполяции.
1.11.Разрешается заменять подряд только
одно очередное освидетельствование с разборкой
на безразборное освидетельствование при соблю
дении всех требований, изложенных в настоящей
Инструкции.
1.12.Освидетельстование объектов надзора,
используемых эпизодически, наработка которых
на момент предъявления к освидетельствованию
не достигает времени разборки согласно реко
мендаций завода-изготовителя, проводится на
основе результатов диагностирования (безраз
борными методами), отвечающих хорошему тех
ническому состоянию.
1.13.Безразборные освидетельствования не
распространяются на очередные и непрерывные
освидетельствования судов старше 15 лет, за
исключением объектов надзора, замененных в
процессе эксплуатации.
1.14.При очередных и непрерывных освиде
тельствованиях инспектору должны предъяв
ляться в разобранном виде следующие механиз
мы и их составные части: поршни главных и
вспомогательных двигателей и компрессоров,
крышки, цилиндровые втулки, головные, моты-
левые и рамовые подшипники, шатуны, роторы и
подшипники главных и вспомогательных турбин,
редукторы, соединительные и другие муфты,
рулевые машины, дейдвудные устройства и дру
гие объекты, предусмотренные в плане-графике
технического обслуживания для каждого судна.
2. ОБЪЕКТЫ И ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ
2.1. Объекты и объем безразборных освиде
тельствований по состоянию с применением
встроенных систем и переносных средств диаг
ностирования, а также сроки между освидетельст
вованиями объектов планируются судовла
дельцем в планах-графиках, которые должны
быть согласованы с инспекцией технадзора Ре
гистра по каждому судну.
2.2. Поскольку техническое обслуживание по
состоянию с применением встроенных систем,
переносных средств диагностирования не может
быть распространено на все поднадзорные
объекты, судовладельцы должны конкретно отра
жать в планах-графиках объекты, предъявляемые
по расписанию (разборка при очередных освиде
тельствованиях или при непрерывных освиде
тельствованиях), и объекты или их части,
которые должны быть освидетельствованы с
применением встроенных систем или переносных
средств диагностирования.
2.3. Объекты надзора, не обладающие (по
информации инспекций, базовых организаций и
служб судовладельца) стабильным качеством
изготовления и надежностью в работе, должны
предъявляться инспектору Регистра при очеред
ных освидетельствованиях в разобранном виде,
что должно быть отражено в планах-графиках
технического обслуживания для каждого судна.
2.4. Результаты диагностирования и учета
технического состояния должны фиксироваться
в судовой документации (журналах, картах учета
технического состояния по каждому поднадзор
ному объекту), каждая карта должна содержать
замеренные и предельно допустимые значения
параметров, а также изменение их по времени.
Результаты диагностирования должны быть под
писаны ответственным лицом, производившим
замеры, и старшим механиком судна.
2.5. До начала предъявления к освидетельст
вованию объектов судна по состоянию с приме
нением встроенных систем и переносных средств
диагностирования, судовладелец должен пре
дъявить инспектору Регистра результаты замеров
ранее проведенных сравнительных обследований
и сходимость результатов замеров.
2.6. Судовладелец обязан предъявлять
объекты надзора к периодическому освидетельст
вованию в годном техническом состоянии, ре
зультаты замеров не должны превышать
допустимые параметры.
2.7. Объекты надзора и их части, имевшие по
результатам диагностирования неудовлетвори
тельное (не годное), а также удовлетворительное
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
техническое состояние, но параметры которых близки к неудовлетворительному состоянию предельного значения, а также имеют тенденцию к ухудшению технического состояния, должны быть вскрыты, предъявлены к осмотру инспектору Регистра, и должны быть проведены их контрольные замеры после ремонта.
2.8.В случаях, вызывающих сомнение инспек
тора в достоверности оценки технического сос
тояния по показаниям средств диагностирования,
или при наличии недопустимых отклонений от
рабочих параметров, а также обнаружении каких-
либо дефектов объектов, инспектор может потре
бовать освидетельствования объекта в разобран
ном виде.
2.9.После проведения безразборного освиде
тельствования объект надзора должен про
веряться инспектором в действии по прямому
назначению.
2.10. Безразборные освидетельствования
должны проводиться в соответствии с согласо
ванными с Регистром руководящими документа
ми и согласно изложенным в них методическим
материалам. Разработчик должен информиро
вать Регистр обо всех изменениях и уточнениях
руководящих документов и методик по примене
нию систем и средств диагностирования при
освидетельствованиях объектов надзора.
3. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ
3.1. Проведение освидетельствований объектов с использованием показаний встроенных систем и переносных средств диагностирования на судах в эксплуатации должно осуществ-ляться при выполнении условий, перечисленных в 3.1.1 — 3.1.11.
3.1.1.Необходимо обращение (заявка) судов
ладельца в адрес инспектора Регистра на прове
дение освидетельствования с использованием
встроенных систем и переносных средств диаг
ностирования.
3.1.2.Достоверность замеров встроенных сис
тем и переносных средств диагностирования
должна быть подтверждена индицированием ра
бочего процесса дизелей, либо фактическим сос
тоянием объектов при вскрытии во время
проведения сравнительных освидетельствований
судов в присутствии инспектора Регистра.
3.1.3.Руководящие документы, методики при
менения систем и средств диагностирования,
согласованные с Регистром, должны находиться
на судне и у ответственного лица, которому
доверено судовладельцем проведение замеров.
3.1.4. Диагностирование для безразборного освидетельствования должно производиться подразделениями судовладельца и их базовых организаций, имеющими признание Регистра. Ответственность за достоверность результатов замеров и своевременность проведения освидетельствований объектов с применением систем и средств диагностирования лежит на судовладельце.
На основании заявки судовладельца или его базовой организации инспекция технадзора Регистра проводит освидетельствование предприятия (лаборатории, подразделения). При освидетельствовании предприятий инспектор Регистра должен проверить, что:
имеются необходимые переносные средства диагностирования, прошедшие аттестацию, государственную или ведомственную проверку, а также имеются средства неразрушающего контроля;
достоверность показаний каждого переносного средства диагностирования и неразрушающего контроля, не указанного в разд. 6, а также применяемой системы диагностирования подтверждена при контрольных сравнительных обследованиях с вскрытием объектов в присутствии инспектора Регистра;
судовладельцем определены специалисты, которым разрешено проведение диагностирования и дефектации объектов судна;
специалисты, производящие диагностирование, прошли специальное обучение и имеют соответствующие свидетельства;
руководящие документы и методики, согласно которым должны проводиться диагностирования объектов, согласованы с Регистром и должны находиться в лаборатории (подразделении) судовладельца;
имеется необходимая документация для фиксирования результатов диагностирования;
положение о лаборатории (подразделении) диагностирования и дефектации, где указаны порядок и организация проведения диагностирования и освидетельствований объектов, согласовано с инспекцией технадзора Регистра;
имеется обоснование положительного опыта и количества проведенных замеров каждым специалистом лаборатории (подразделения) судовладельца или базовой организации на судах.
Инспекция технадзора Регистра определяет непосредственно необходимость участия инспектора Регистра при проведении специалистами лаборатории (подразделений) диагностирования и дефектации объектов надзора на судах. Результаты освидетельствования предприятия инспектор Регистра должен фиксировать в Акте
Приложение 3
освидетельствования предприятия/лаборатории (форма 6.3.19), где указывает ответственных лиц, которые будут проводить диагностирование и дефектацию объектов надзора.
Лабораториям (подразделениям) судовладельцев и их базовых организаций, предназначенным для проведения диагностирования и дефектации объектов надзора судов, при условии положительных результатов освидетельствований могут быть оформлены Свидетельство о признании (форма 7.1.4.2) или Свидетельство об аккредитации испытательной лаборатории (форма 7.1.4.3).
3.1.5. Ответственное лицо (специалист лабо
ратории, подразделения судовладельца и его
базовой организации или старший механик суд
на), которое проводит диагностирование объек
тов судна, должно иметь соответствующий
документ, выданный квалификационной комис
сией судовладельца, разрешающий проведение
замеров средствами диагностирования и нераз-
рушающего контроля.
3.1.6. По представлению судовладельцев в
инспекцию технадзора Регистра старший механик
судна, имеющий соответствующий документ,
разрешающий производить диагностирование
объектов, может быть оформлен внештатным
инспектором Регистра на предписанном ему
судне, если стаж работы на данной или однотип
ной механической установке составляет не менее
1 года.
3.1.7. Судно должно иметь техническую до
кументацию, в которой указаны необходимые
технические данные для проведения замеров,
журнал учета технического состояния, карты
учета технического состояния на каждый поднад
зорный Регистру объект, в соответствии с согла
сованным с инспекцией технадзора планом-
графиком технического обслуживания судна.
3.1.8. На каждом судне до перевода его
объектов на техническое обслуживание «по сос
тоянию» с использованием показаний встроен
ных систем и переносных средств диагностиро
вания должны быть проведены первоначальные
замеры параметров объектов, результаты кото
рых должны подтверждать их годное техническое
состояние, а величина каждого замера не должна
превышать допустимого значения. Результаты
замеров, подписанные лицом, производящим
замеры, и старшим механиком, должны быть
представлены в инспекцию Регистра, на учете
которой находится судно.
3.1.9. При каждом освидетельствовании
объектов судна инспектору должны быть пред
ставлены результаты диагностирования, прове
денные после предыдущего освидетельствования.
3.1.10. Освидетельствования должны быть про
ведены в установленные сроки, и не должно быть не
выполненных судовладельцем требований и замеча
ний инспектора, а также неотремонтированных
повреждений судна или объектов, которые будут
влиять на проведение освидетельствований с ис
пользованием показаний встроенных систем и пер
еносных средств диагностирования.
3.1.11. Подтверждение достоверности показа
ний вновь применяемых встроенных систем и
переносных средств диагностирования и нераз-
рушающего контроля, не указанных в настоящей
Инструкции и неизвестных Регистру, должно
проводиться на основе контрольных сравнитель
ных обследований при сопоставлении с встроен
ными системами на двух одинаковых объектах
надзора с последующим их вскрытием в при
сутствии инспектора Регистра. При отрицатель
ных результатах контрольного сравнительного
обследования должна быть выявлена их причина,
а если причина заключается в неправильных
измерениях, то контрольные сравнительные об
следования повторяются на трех одинаковых
объектах. Рекомендуется вышеуказанные обсле
дования объектов встроенными системами и
переносными средствами диагностирования и
неразрушающего контроля проводить на одно
типных объектах, установленных на судах разных
серий. Под однотипными объектами понимаются
объекты одинакового конструктивного выполне
ния. При положительных результатах обследова
ний, подтверждающих сходимость показаний
встроенных систем и переносных средств диаг
ностирования и неразрушающего контроля с
фактическим состоянием объектов в разобранном
виде в присутствии инспектора Регистра, безраз
борные освидетельствования с использованием
показаний встроенных систем и переносных
средств диагностирования и неразрушающего
контроля могут быть распространены на все
однотипные объекты, установленные на судах,
находящихся на учете инспекции технадзора
Регистра. Свои заключения о возможности ис
пользования показаний опробованной встроен
ной системы и переносного средства диагности
рования и неразрушающего контроля инспекции
Регистра должны направлять в ГУР.
3.2. Инспекция технадзора Регистра опреде
ляет необходимость участия инспектора в пре-
дремонтной дефектации, а также при диагности
ровании объектов надзора в рейсе, и сохраняет за
собой право контроля предремонтной дефекта
ции и результатов ее замеров, проводимой без ее
представителя.
3.3. Переносные средства диагностирования
должны иметь документы или клейма о поверке
Приложения к Руководству по техническому надзору за судами в эксплуатации
службами Госстандарта или ведомственной метрологической службой, имеющей разрешение на поверку.
4. ДОКУМЕНТЫ
Результаты замеров и показаний встроенных систем и переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля должны фиксироваться судовладельцем в судовых журналах и картах учета технического состояния для каждого поднадзорного объекта, а сроки проведения технических осмотров — в планах-графиках судов. Результаты освидетельствований, проведенных с использованием показаний встроенных систем и переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля, должны отражаться ин-спектором в актах периодических освидетельствований или в Акте освидетельствования судна (форма 6.3.10).
Встроенные системы диагностирования должны иметь Сертификат о типовом одобрении (форма 6.8.3).
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА, НА КОТОРЫЕ
РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ БЕЗРАЗБОРНОЕ
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ПЕРЕНОСНЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И
НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Электродвигатели;
лопастные и объемные насосы (кроме насосов поршневых, насосов рулевых машин и приводов МИШ и ВРШ);
сепараторы топлива и масла (нераз-рушающий контроль корпусов барабанов и вертикальных валов сепараторов проводится независимо от их состояния, определенного безразборными методами контроля);
вентиляторы;
судовые трубопроводы (в отношении замера толщин и определения дефектов);
конструкции корпуса (в отношении замера толщин и обнаружения дефектов листов наружной обшивки и набора корпуса судна).
Распространение безразборных освидетельствований на другие объекты надзора Регистром может быть рассмотрено только после подтверждения достоверности показаний применяемых встроенных систем и переносных средств диагностирования и неразрушающего контроля фактическому состоянию объектов в разобранном виде; встроенные системы, переносные средства диагностирования и неразрушающего контроля должны при этом полностью характеризовать фактическое техническое состояние объектов надзора.
6. ПЕРЕНОСНЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ, КОТОРЫЕ
АТТЕСТОВАНЫ ЦНИИМФ ИЛИ ДРУГИМИ КОМПЕТЕНТНЫМИ ОРГАНАМИ И ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОКАЗАНИЙ КОТОРЫХ БЫЛА ПОДТВЕРЖДЕНА ПРИ
КОНТРОЛЬНЫХ, СРАВНИТЕЛЬНЫХ
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯХ ОБЪЕКТОВ НАДЗОРА В
РАЗОБРАННОМ ВИДЕ
Виброметры-анализаторы: ВШВ-003 с датчиками ДН-3 и ДН-4 с магнитными креплениями до частоты 3000 Гц («Виброприбор», Таганрог); VTM33 («АВ Hugo Tillguist», Швеция, и «Brul & Kjer», Дания); МК 310 («Kawatetsu Instrument», Япония, и «Pruftechnik», ФРГ);
измерители ударных импульсов: ИСП-1, ИСП-1В (Кокчетавский приборостроительный завод), SPM43A со звуковой или световой индикацией, ВЕА52, BAS-10 («SPM Instrument», Швеция или Австрия);
инфракрасные термометры (для дистанционного измерения температур): Thermopoint 80, Thermopoint 30, Thermopoint 40 (AGEMA, Швеция);
контактные термометры: ТТЦ1-01 и ТТЦ1-02 (завод «Прибор», Луцк); Therm 2320 («Ahlborn МАВ», ФРГ);
толщиномер УТ93П (ПО «Волна», Кишинев); DM2, DM3, DME («Krautkramer», ФРГ);
пневмоиндикатор: ПИ-2, ПИ-Ц, ПИ-2М;
эндоскопы: ЭЛЖ-6,5-500.900 и ЭЛЖ-16-1250.90; ЭВГ 10.1300 («Olimpus», Япония);
индикаторы воды в масле: ИВМ (ЦНИИМФ, Санкт-Петербург), «Toctik», ФРГ;
прибор для диагностирования электрических машин ДЭМ.
Приложение 4
Приложение 4
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ СПАСАТЕЛЬНЫХ КРУГОВ И СПАСАТЕЛЬНЫХ ЖИЛЕТОВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧАСТКАХ
ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ, ИСПЫТАНИЮ И РЕМОНТУ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция распространяется
на спасательные средства индивидуального поль
зования (спасательные круги и спасательные
жилеты), которыми снабжаются суда, наход
ящиеся под техническим надзором Регистра.
1.2. Освидетельствование спасательных кру
гов и жилетов на специализированных участках,
признанных Регистром, проводится не реже, чем
один раз в 5 лет, а также после ремонта.
1.3. Освидетельствование спасательных кругов
и жилетов проводится работниками технического
персонала специализированных участков, имеющи
ми удостоверения на право выполнения этих работ.
Удостоверения работникам специализированного
участка выдаются комиссией, составленной из
представителей владельца участка и Регистра,
после сдачи соответствующих экзаменов.
1.4. В освидетельствование входят: проверка
маркировки кругов и жилетов по каждому судну,
осмотр по внешнему виду, испытания на проч
ность и плавучесть, проверка комплектности
дополнительного оборудования (световоз-
вращающих полос, самозажигающихся огней,
дымовых шашек, спасательных линей, сигналь
ных свистков), оформление документов по ре
зультатам освидетельствования и уведомление
инспекции Регистра об обнаруженных отступле
ниях от требований Правил.
1.5. Освидетельствованию подвергаются все
круги и жилеты, находящиеся на судне, кроме тех,
срок эксплуатации которых не превышает пяти
лет со дня их изготовления.
1.6. Испытаниям подвергаются круги и жилеты,
отобранные из оставшихся после отбраковки по
признакам предельного состояния (5 % общего
количества, но не менее 2 шт.). Это количество
может быть увеличено или уменьшено, исходя из
технического состояния спасательных средств ин
дивидуального пользования.
При отрицательных результатах испытаний 50 % и более кругов (жилетов) испытанию подлежат все остальные круги (жилеты).
1.7. Отбраковка производится на специали
зированном участке компетентными работника
ми в присутствии представителя судовладельца.
1.8. Спасательные круги и жилеты, не годные
по признакам предельного состояния или по
результатам испытаний, подлежат замене.
1.9. При обнаружении отдельных дефектов
спасательных кругов и жилетов перед проведе
нием испытаний на прочность (обрывов спаса
тельного леера и полос его крепления) ремонт их
производится до освидетельствования на специа
лизированном участке.
2. ОСМОТР СПАСАТЕЛЬНЫХ КРУГОВ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
Все представленные круги подвергаются осмотру по состоянию материала оболочки (на отсутствие разрывов, потертостей, гниения) и целостности пробки или другого материала, использованного для наполнения спасательного круга и всех швов его соединений.
К дальнейшим испытаниям на прочность и плавучесть не допускаются спасательные круги, у которых при осмотре обнаружены дефекты, соответствующие признакам предельного состояния (см. разд. 8).
3. ИСПЫТАНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ КРУГОВ НА ПРОЧНОСТЬ
При испытании на прочность следует сбросить плашмя спасательный круг на воду с высоты, на которой он установлен на судне при наименьшей эксплуатационной осадке, или с 30 м, смотря по тому, что больше, и трижды — с высоты 2 м на бетонный пол. После испытаний не должно быть изменений формы круга, поверхностных и внутренних разрывов ткани и соединений.
После этого спасательный круг необходимо подвесить на стропе шириной 50 мм. Другой такой же строп с подвешенным к нему грузом массой 90 кг должен быть пропущен вокруг спасательного круга с противоположной стороны. Через 20 мин