Установка на гражданственность сближает русских романтиков декабристского направления с классицистами-просветителями

Творчество романтиков-декабристов

В 20-е годы русский романтизм вступает в полосу бурного подъема. Он самым непосредственным образом смыкается с декабристским движением. Поэты-декабристы, продолжив критические тенденции творчества Жуковского и Батюшкова, насытили искусство революционным содержанием. Их волнует трагическая судьба задавленного гнетом народа, вопрос об активизации революционной деятельности в России. Человеческое в их сознании ассоциируется с гражданским. Они требуют от человека действенного служения идеалом свободы. Их программа предусматривает не только критику, но и преобразование жизни.

Декабристский романтизм при всей его идейно-эстетической общности не однолик. Он представлен ярким созвездием индивидуальностей, которые отнюдь не повторяют друг друга. Но, тем не менее, творчество писателей декабристского круга имеет ряд типологических черт. Декабристский романтизм отличает прежде всего гражданственная направленность. Борьба декабристов за национальное искусство практически вылилась в создание произведений, служащих историческим потребностям русской нации: свержению самодержавия, ликвидации крепостного права, установлению республиканского строя жизни и т.п. Но декабристской литературе недоставало конкретного исследования действительности. Она не столько изображала, сколько изобличала (предавала суду) отталкивающие явления общества. Отсюда революционная страстность, гражданственная патетика, агитационность декабристской поэзии, прозы и драматургии. Выражение чувств, страстей здесь превалирует над изображением жизни, поэтому образ в творчестве декабристов недостаточно пластичен, ему не хватает многомерности, жизненной полнокровности.

Установка на гражданственность сближает русских романтиков декабристского направления с классицистами-просветителями.

У них общее в типе художественного мышления, получающее конкретное выражение в целом ряде сходных стилевых признаков. Художественный образ и там и тут строится прежде всего путем выделения в герое гражданских черт. То же самое наблюдается и в композиции. Конфликт (в трагедии) основывается на борьбе гражданских и человеческих начал в индивиде. Есть определенная общность в поэтическом словаре.

Однако мировоззрение, являющееся основой художественного метода, у романтиков-декабристов и классицистов не совпадает. У них свой идеал, свои проекты его осуществления. В трагедиях писателей просветительского классицизма (Вольтер, Тредиаковский, Сумароков и др.) коллизия строилась, как правило, на столкновении чувства и долга, приводила к победе гражданского над человеческим. Такого рода тенденция не характерна для творчества декабристов, точнее говоря, не является драматическим нервом в их произведениях.

Их герой не занимается рационалистическим обузданием своих страстей. Его героизм проявляется в иной сфере – на арене общественной борьбы, в активных действиях за свободный строй жизни.

Классицизм и романтизм расходятся в понимании движущих сил общественного развития. Классицисты всецело уповали на разум, романтики – на дух. Рациональное, как правило, связано с подавлением индивидуальных, естественных качеств характера, духовное, напротив, предполагает полное их выявление, раскрытие всего хорошего, что есть в человеческой индивидуальности. У романтиков декабристского направления больше общего с Жуковским и Батюшковым, чем с классицистами. Их роднит интерес к личности, вера в ее огромные духовные возможности. Однако к изображению человека они подошли с разных сторон. Жуковский и Батюшков сосредоточили внимание главным образом на его интимной сфере, на его переживаниях, самопознании и углублённости в вопросы бытия. Декабристы насытили свои произведения духом революционного протеста и обличения общества, в котором страдают духовно прекрасные люди, страждет народ. Они создают образы борцов, идеальных граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: