Экспертные ошибки 9 страница

Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на Главного психиатра органа здравоохранения субъекта РФ. Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе России возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского (Москва), который производит также наиболее сложные экспертизы для судебных и следственных органов России.

В частности, Приказом Минздрава России от 7 апреля 1999 г. N 113 "О мерах по совершенствованию судебно-психиатрической экспертизы" в целях осуществления контроля за качеством судебно-психиатрической экспертизы и унификации диагностических и экспертных подходов руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ предписывается обеспечить своевременное направление в адрес Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского копий заключений судебно-психиатрических экспертиз для анализа и представления в Минздрав России справок с предложениями по дальнейшей организации экспертной работы. Предписывается также по данным анализа ежегодно разрабатывать для органов управления здравоохранением субъектов РФ проект информационного письма Минздрава России с предложением мер, направленных на повышение качества судебно-психиатрической экспертизы, направлять копии заключений повторной стационарной судебно-психиатрической экспертизы в судебно-психиатрические экспертные комиссии, ранее проводившие экспертизу.

Для упорядочения формы и содержания экспертного заключения государственного судебного эксперта-психиатра Минздравом России с 2004 г. введены формы отраслевой учетной и отчетной медицинской документации по судебно-психиатрической экспертизе:

1) отраслевая учетная форма N 100/у-03 "Заключение судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов)";

2) инструкция по заполнению отраслевой учетной формы N 100/у-03 "Заключение судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов)";

3) отраслевая учетная форма N 105/у-03 "Журнал учета судебно-психиатрических экспертиз";

4) инструкция по заполнению отраслевой учетной формы N 105/у-03 "Журнал учета судебно-психиатрических экспертиз";

5) отраслевая отчетная форма N 38 "Сведения о работе отделений судебно-психиатрической экспертизы";

6) инструкция по заполнению отраслевой отчетной формы N 38 "Сведения о работе отделений судебно-психиатрической экспертизы".

Судебно-экспертные учреждения Министерства обороны РФ (Минобороны России) - это Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Министерства обороны РФ и судебно-медицинские лаборатории, где производятся судебно-медицинские, а также некоторые традиционные криминалистические экспертизы (трасологические, баллистические, почерковедческие, технико-криминалистические экспертизы документов, экспертизы уничтоженных маркировочных обозначений) для органов военной юстиции.

Судебно-медицинские экспертизы в судебно-медицинских лабораториях производятся как штатными, так и нештатными экспертами. Нештатные судебно-медицинские эксперты назначаются из числа врачей воинских частей и лечебно-профилактических учреждений и проводят судебно-медицинские экспертизы для органов военной юстиции наряду со своей основной деятельностью. Для контроля над их деятельностью по окончании экспертного исследования нештатные судебно-медицинские эксперты обязаны не позднее чем в трехдневный срок направить копию заключения начальнику судебно-медицинской лаборатории.

Ранее в судебно-экспертных лабораториях Министерства обороны РФ производились и судебно-психиатрические экспертизы. Однако в соответствии со ст. 11 ФЗ ГСЭД экспертизы этого рода могут производиться только в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, только врачами-психиатрами, являющимися специалистами в судебной психиатрии и работающими в государственных учреждениях. Поскольку судебно-экспертные лаборатории Министерства обороны РФ не относятся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, судебно-психиатрические экспертизы в судебно-медицинских лабораториях Минобороны России штатными и нештатными экспертами в настоящее время производиться не могут.

В структуру государственных судебно-экспертных учреждений Минобороны России входят: Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Министерства обороны РФ; судебно-медицинские лаборатории видов Вооруженных Сил РФ, округов, групп войск, флотов, армий, флотилий.

Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Министерства обороны РФ является высшим руководящим, методическим и контролирующим органом судебно-медицинской экспертизы в Вооруженных Силах РФ. На него возлагаются:

1) производство повторных и наиболее сложных судебно-медицинских и иных экспертиз для органов военной юстиции;

2) участие в проведении судебно-следственных действий по предложению органов военной юстиции;

3) оказание консультативной помощи органам военной юстиции, военно-врачебным комиссиям и др.;

4) разработка руководящих, методических и других указаний по вопросам судебных экспертиз в Вооруженных Силах РФ;

5) методическое руководство и контроль над работой судебно-медицинских лабораторий по вопросам экспертизы;

6) анализ дефектов в оказании медицинской помощи больным и пострадавшим, выявляемых по материалам экспертизы;

7) участие в подборе, подготовке, усовершенствовании и расстановке экспертов;

8) научная разработка проблем всех видов военной судебно-медицинской экспертизы.

Начальник Центра судебно-медицинской и криминалистической экспертизы является главным судебно-медицинским экспертом Министерства обороны РФ. Он подчиняется начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ, является прямым начальником личного состава Центра.

На судебно-медицинскую лабораторию вида Вооруженных Сил РФ, округа, группы войск, флота, армии и флотилии возлагаются производство первичных и повторных судебно-медицинских и иных экспертиз для органов военной юстиции и дознания; участие в проведении следственных действий; оказание консультативной помощи органам военной юстиции, военно-врачебным комиссиям и др. Начальник судебно-медицинской лаборатории вида Вооруженных Сил РФ, округа (флота) является главным судебно-медицинским экспертом вида Вооруженных Сил РФ, округа (флота) и подчиняется начальнику военно-медицинского управления округа, является прямым начальником личного состава лаборатории.

Судебно-экспертными учреждениями Федеральной таможенной службы (ФТС России) являются экспертно-криминалистические службы в составе региональных таможенных управлений, которые действуют на основе Типового положения об экспертно-криминалистической службе регионального таможенного управления.

В соответствии с этим Положением экспертно-криминалистическая служба таможенного управления (ЭКП ФТС России) осуществляет экспертно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в таможенных целях. В состав экспертно-криминалистической службы входят таможенные лаборатории, экспертно-исследовательские отделения (отделы) и филиалы таможенных лабораторий при таможнях. Координацию деятельности экспертно-криминалистических служб осуществляет Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

Основными функциями ЭКП ФТС России являются:

1) проведение по решениям таможенных органов экспертизы и исследования товаров и других объектов, содействие таможенным органам в организации проведения экспертиз и исследований;

2) оказание таможенным органам помощи при взятии проб и образцов товаров, разработка и внедрение технологии взятия проб и образцов товаров;

3) анализ и обобщение экспертной практики, форм и методов проведения экспертиз и исследований, разработка методических рекомендаций по вопросам проведения экспертиз и исследований, внедрения и освоения новых методов и технических средств их проведения;

4) проведение научных исследований по разработке и совершенствованию экспертных методик, используемых в таможенных целях, по совершенствованию экспертно-исследовательских форм и методов деятельности в борьбе с нарушениями таможенных правил и преступлениями в сфере таможенного дела, по совершенствованию контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;

5) проведение исследований и сертификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также конфискованных и бесхозяйных товаров в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными документами Ростехрегулирования;

6) формирование банка данных по экспертной деятельности, коллекций эталонных образцов товаров, а также их ведение и использование; обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц экспертно-криминалистической службы;

7) сотрудничество и взаимодействие с экспертными организациями России и иностранных государств в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ и нормативными актами ФТС и др.

Научно-методическое руководство экспертно-исследовательской деятельностью экспертно-криминалистических служб региональных таможенных управлений осуществляет Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России (ЦЭКТУ ФТС России), которое производит экспертизы:

1) в целях классификации товаров (пищевые продукты и напитки; продукция химической промышленности; необработанные шкуры и кожа, мех и изделия из него; древесина и изделия из нее, уголь; бумага и картон, изделия из них; жемчуг, драгоценные металлы и ювелирные камни; текстильные материалы и изделия, обувь, головные уборы; машины, оборудование и механизмы, иные товары);

2) экспертизы веществ и материалов (установление природы, структуры и химического состава вещества или материала);

3) инженерно-технологические экспертизы (определение норм выхода продуктов переработки нефти и нефтепродуктов, мокросоленых шкур и кожи, руд и концентратов, отходов и лома, глинозема, слитков, агломерата и катанки металлов и проч.);

4) геммологические экспертизы качества и стоимости (скупочной и рыночной) изделий, содержащих драгоценные камни;

5) технико-криминалистические экспертизы документов (идентификация соответствия акцизных марок продукции Гознака, бланков, печатей, штампов, сертификатов происхождения представляемым образцам, идентификация подлинности валюты);

6) автотехнические экспертизы (определение даты выпуска автотранспортного средства, объема двигателя, остаточной стоимости в стране происхождения);

7) экспертизы сильнодействующих, ядовитых веществ, наркотических средств, лекарств, биологического и химического сырья, медицинских субстанций химических веществ, используемых для производства наркотиков, и др..

В соответствии с возложенными на него задачами ЦЭКТУ ФТС России оказывает помощь таможенным органам; осуществляет организационно-методическое руководство экспертно-исследовательской деятельностью; анализирует и обобщает формы и методы проведения экспертиз и исследований ЭКП ФТС России.

Совместно со структурными подразделениями Федеральной таможенной службы ЦЭКТУ ФТС России разрабатывает и внедряет технологии взятия проб и образцов товаров, осуществляет мероприятия по организации и совершенствованию взаимодействия ЭКП ФТС России с таможенными органами, разработку нормативно-методических документов по вопросам проведения экспертиз и исследований товаров, внедрения и освоения новых методов и технических средств их проведения.

ЦЭКТУ ФТС России участвует в разработке мероприятий по совершенствованию таможенного контроля за выявлением и пресечением ввоза недоброкачественных и фальсифицированных товаров в целях защиты интересов российских потребителей, проводит исследования и сертификацию товаров в порядке, согласованном с Ростехрегулированием, содействует аккредитации ЭКП ФТС России в Ростехрегулировании на техническую компетентность, формирует единый банк данных по экспертной деятельности и коллекции эталонных образцов товаров.

ЦЭКТУ ФТС России организует и выполняет прикладные научные исследования по:

а) разработке и совершенствованию методик экспертиз и исследований товаров в таможенных целях;

б) ведению и использованию коллекции эталонных образцов товаров, банков данных, экспертных баз данных;

в) совершенствованию экспертно-исследовательских форм и методов деятельности при борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.

С участием ЦЭКТУ ФТС России проходят разработка и апробирование аналитических приборов, технических средств таможенного контроля. ЦЭКТУ ФТС России организует метрологическое обеспечение приборов и оборудования, осуществляет сотрудничество и взаимодействие с экспертными организациями РФ и по согласованию с ФТС России с экспертными организациями иностранных государств, выполняет иные функции, возложенные на ЦЭКТУ ФТС России нормативными актами ФТС России.

Система своих государственных судебно-экспертных учреждений, предназначенных для обслуживания следователей и органов дознания, имеется и в Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ России).

Профиль работы государственных судебно-экспертных учреждений определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти: Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, Министерством обороны, Федеральной службой безопасности, Федеральной таможенной службой. Эти ведомства утверждают положения о государственных экспертных учреждениях, уставы этих учреждений.

Положение ст. 11 ФЗ ГСЭД о том, что государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, следует понимать таким образом, что судебные экспертизы в государственных экспертных учреждениях данного ведомства в первую очередь производят для следственных аппаратов и органов дознания данного ведомства. Следователи прокуратуры и суды, как правило, назначают экспертизы в судебно-экспертные учреждения Минюста России, но могут обратиться и к экспертам МВД России; сотрудники таможенных органов, рассматривающие дела об административных правонарушениях или ведущие дознание, назначают судебные экспертизы в ЭКП ФТС России. Суды при рассмотрении гражданских дел обращаются в судебно-экспертные учреждения Минюста России.

При невозможности выполнить судебную экспертизу в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию (отсутствии эксперта данной специальности, оборудования, большой загруженности экспертов), судебная экспертиза может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями этого же ведомства, обслуживающими другие территории, или судебно-экспертными учреждениями других ведомств. На некоторых территориях существует своеобразное "разделение труда" государственных экспертных учреждений. Например, судебные дактилоскопические или баллистические экспертизы могут выполняться только в ЭКЦ УВД, а судебные строительно-технические или пожарно-технические - только в ЛСЭ. Возможно совместное использование дорогостоящего экспертного оборудования учреждениями разных ведомств. Такая координация действий в условиях не всегда удовлетворительного финансирования и материально-технического обеспечения дает хорошие результаты.

Глава 8. НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Назначение судебной экспертизы в гражданском процессе

Статья 79 ГПК гласит, что при возникновении в процессе рассмотрения гражданского дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд поручить производство экспертизы конкретному эксперту или назначить ее в определенное судебно-экспертное учреждение, а также заявлять отвод эксперту. Заметим, что законодатель говорит вообще о судебно-экспертном учреждении, т.е. не предписывает назначать судебную экспертизу только в государственные судебно-экспертные учреждения. Она может быть назначена и в негосударственные судебно-экспертные учреждения. Такая практика сегодня достаточно распространена.

Объекты для судебно-экспертных исследований, которые уже имеют статус вещественных доказательств или могут приобрести его после экспертного исследования, представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ст. 57 ГПК).

Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Например, по делу о пожаре на даче возникла необходимость исследовать распределительный электрощит, находящийся в ведении садового товарищества. По запросу суда щит был выдан и представлен на судебную пожарно-техническую экспертизу.

Согласно ч. 3 ст. 57 ГПК должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В противном случае, а также в случае неизвещения суда о невозможности выполнения его требований по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф: на должностных лиц в размере до 10 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на граждан - до пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Причем наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду. Таким образом, законодательно обеспечивается возможность получения необходимых для производства судебной экспертизы объектов и материалов.

Если какая-то из сторон уклоняется от участия в экспертизе, а без участия этой стороны экспертизу провести невозможно или сторона не представляет экспертам необходимые материалы и документы, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Проиллюстрируем это примером из судебной практики. По одному из рассматривавшихся дел согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, проведенной на основании определения суда по делу по заявлению прокурора о признании недействительными сделок купли-продажи квартиры, в амбулаторных условиях не представлялось возможным решить вопрос о степени изменения психики у истца П. и способности его во время удостоверения договора купли-продажи квартиры понимать значение своих действий и руководить ими. Для решения этих вопросов следовало назначить стационарную судебно-психиатрическую экспертизу. Однако П. от ее проведения отказался, хотя суд разъяснил истцу последствия, предусмотренные законом, в случае уклонения от экспертизы. Поскольку амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, назначенная судом, ответа на поставленные вопросы не дала, суд не вправе был основывать свое решение на предположении о том, что П. не мог понимать значения своих действий и руководить ими. Решение было вынесено в пользу ответчика по делу.

Экспертиза может быть назначена не только по инициативе суда, но и по ходатайству лиц, участвующих в деле в любой стадии гражданского процесса до постановления решения. Но, безусловно, предпочтительнее назначать экспертизу до начала рассмотрения дела судом, поскольку назначение экспертизы во время судебного заседания ведет к откладыванию слушания дела. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 150 ГПК при подготовке дела к судебному разбирательству судья может назначить экспертизу и эксперта для ее проведения. Так, при подготовке дела об установлении отцовства к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела судья (суд) в необходимых случаях для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, вправе с учетом мнения сторон и обстоятельств по делу назначить экспертизу. Суд может отложить производство по делу на время проведения экспертизы. Кроме того, суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случае назначения судом экспертизы (ст. 216 ГПК).

Судебная экспертиза является одним из источников доказательств по делу (ст. 55 ГПК), и поэтому в каждом конкретном случае суд (судья) анализирует возможности экспертизы и целесообразность ее назначения. Однако в ряде случаев в ГПК прямо указывается на целесообразность назначения судебной экспертизы. Согласно ст. 29 ГК гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и над ним устанавливается опека. Одним из распространенных поводов ограничения дееспособности гражданина является злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит его семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК). Над ним устанавливается попечительство.

В соответствии со ст. 283, 286 ГПК при производстве по делам о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным и о восстановлении гражданина в дееспособности обычно назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Данная экспертиза должна назначаться при наличии достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина, которыми являются справки о врожденных умственных недостатках, о нахождении на учете у психиатра, о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях, акты, свидетельствующие об отклонениях от обычного поведения, справки о травмах, которые могли нарушить психику гражданина, определение суда об освобождении от уголовной ответственности и применении к лицу принудительных мер медицинского характера - помещение в психиатрический стационар и т.п. В случае отсутствия достаточных данных о душевной болезни или слабоумии гражданина судебно-психиатрическая экспертиза назначаться не должна. В ст. 283 не предусматривается проведение обязательной экспертизы для лиц, в отношении которых возбуждено дело о признании их недееспособными и ограниченно дееспособными. Однако судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц и при наличии достаточных данных о психическом расстройстве последнего назначить для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения явствует из обстоятельств дела и представленных доказательств. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд по заявлению самого гражданина, его представителя, члена его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения и на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение об отмене ограничения гражданина в дееспособности (ч. 1 ст. 286 ГПК). Восстановление дееспособности гражданина, признанного недееспособным, возможно по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства и только на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы (ч. 2 ст. 286 ГПК).

Назначая судебную экспертизу по гражданскому делу, суд (судья) должен четко определить ее род, вопросы, выносимые на разрешение эксперта, и вынести мотивированное определение. Замена определения о назначении экспертизы другим документом, например письмом, списком вопросов и проч., недопустима. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы, но окончательно круг вопросов, выносимых на разрешение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать. Стороны также имеют право знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами.

Определение о назначении экспертизы по гражданскому делу состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (ст. 80 ГПК).

1. Во вводной части указываются: 1) наименование суда; 2) дата назначения экспертизы; 3) наименование сторон по рассматриваемому делу.

2. В описательной части определения кратко излагаются факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза, обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных знаниях, могут быть указаны также некоторые особенности объекта исследования, представляющие интерес для эксперта (например, условия хранения объекта, которые могли вызвать его видоизменение). Завершается эта часть ссылками на статьи ГПК, на основании которых назначена экспертиза. В случаях, если назначение экспертизы является обязательным, ссылка делается еще и на ст. 283, 286 ГПК.

3. В резолютивной части определения указываются:

1) наименование рода или вида экспертизы;

2) вопросы, выносимые на разрешение эксперта;

3) фамилия, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается производство экспертизы;

4) перечень объектов, документов и других материалов, представляемых эксперту (при необходимости обозначаются особые условия обращения с ними при исследовании);

5) наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.

В определении суда также указывается, что за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, об ответственности по ст. 307 УК.

Большое значение имеет правильная формулировка вопросов, выносимых на разрешение эксперта. Так, согласно ст. 86 ГПК, в случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Однако в экспертной практике часто господствует принцип: "Каков вопрос - таков ответ". Поэтому вопросы должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, они должны задаваться в логической последовательности. В методической литературе по судебной экспертизе имеются примерные перечни вопросов для различных родов и видов судебных экспертиз. Есть они и в соответствующих разделах настоящей книги. Однако при использовании типовых вопросов всегда надо учитывать специфику конкретной экспертной задачи, не включать в постановление вопросы, не имеющие отношения к делу и задаваемые "на всякий случай". Это увеличивает сроки производства судебной экспертизы, а информативность и доказательственное значение заключения не меняются. На некоторые вопросы суду (судье) проще получить ответы, заслушав показания или получив объяснения участвующих в деле лиц, а также запросив необходимые документы и материалы. Экспертным путем иногда ту же задачу бывает решить намного сложнее.

В главе 1 мы уже упоминали, что согласно ст. 188 ГПК специалист дает разъяснения сторонам и суду по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию. Эти разъяснения могут касаться уточнения рода или вида назначаемой экспертизы, выбора эксперта (судебно-экспертного учреждения), содержания вопросов эксперту и принципиальной возможности их решения, связанной с состоянием объектов исследования, полнотой и качеством представленных материалов, уровнем разработанности методического обеспечения, необходимого для решения экспертных задач, и проч.

В случае неполноты или неясности выводов основной экспертизы судья (суд) может назначить дополнительную экспертизу (ст. 87 ГПК). Повторную экспертизу суд (судья) назначает в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов, а также если установлены нарушения процессуальных норм, регламентирующих проведение этой экспертизы.

Как указано в ч. 3 ст. 87 ГПК, в определении суда о назначении дополнительной или повторной экспертизы должны быть изложены мотивы несогласия суда с ранее данным заключением эксперта или экспертов. Как нам представляется, это положение сформулировано не совсем точно, поскольку оно применимо только для повторной экспертизы. Дополнительная судебная экспертиза, как это следует из ч. 1 той же статьи, назначается при неполноте или неясности выводов основной экспертизы. Представляется, что неясность заключения проявляется обычно в том, что оно не позволяет получить четкий и ясный ответ на поставленный вопрос. Неполнота исследования может проявляться в том, что в результате проведения судебной экспертизы возникли новые вопросы, связанные с исследованием того же объекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: