Апертурные искажения – размытость границ от белых к черным элементам изображения из-за конечных размеров сечения луча (развертывающего элемента) и неравномерности плотности тока в его сечении (см. __________).
Бивикон – удвоенный видикон с двумя электронными прожекторами и мишенями
Видеография – передача буквенно-цифровых и графических изображений. Например, системы «Телетекст» (речевой вариант), «Видеотекс» (визуальный вариант) – обе с отсутствием промежуточных градаций яркости, кроме черного и белого, а иногда и с выдачей данных лишь по запросу абонента – интерактивная видеография.
Видеомагнитофон – устройство запоминания и считывания видео- и, в частности, телевизионных сигналов изображения и звука с помощью видеофонограммы на магнитной ленте. Видеомагнитофон эксплуатируется совместно с телевизором или монитором. Родственные устройства: видеокамера (камкодер) – видеомагнитофон с передающей камерой (см. __________); видеодвойка – видеомагнитофон с телевизором (см. __________). Известны выдеомагнитофоны: с несегментнойзаписью (одно поле телевизионного сигнала (см. ____________) на одну строчку записи); с сегментнойзаписью (часть поля телевизионного сигнала на одну строчку), а также одно-, двух-, четырехголовочные – по числу видеоголовок на барабане. Современный видеомагнитофоны осуществляет наклонно-строчечную запись, при которой строчки расположены под углом к направлению движения ленты. Запись производится последовательно двумя и более видеоголовками. При увеличении их числа изображение освобождается от горизонтальных полос – полосатости (см. __________), так как каждая следующая видеоголовка плавно (с перекрытием во времени) продолжает запись строчки сообщения. Основные функциональные части видеомагнитофона: лентопротяжный механизм (см. __________) с блоком вращающихся видеоголовок и с цепями автотрекинга (см. __________); канал звука (см. __________); канал изображения (см. __________).
|
|
Видикон из-за его малой чувствительности применяют лишь в специальных телевизионных системах; при диаметре колбы 76 мм он разрешает до 6000 линий.
Визуализация объектов и процессов в несветовом диапазоне частот (инфракрасном, ультрафиолетовом, рентгеновском) – формирование плоских изображений невидимых объектов. Например, выявление объектов под растровым электронным микроскопом с детектором на кристалле йодистого натрия, который светится при электронной бомбардировке.
Визуальные возможности человека, на которые опирается техника телевидения, – это восприятие им интенсивностей света и цвета, пространства и деталей изображений, инерционность зрительного ощущения.
|
|
Восприятие цвета – способность дневного зрения человека различать цвета изображений благодаря трем группам колбочек в сетчатке глаза, чувствительных к цветам R, G, В (красному, зеленому и синему). Восприятие субъективно оценивают ясностью (светлостью), цветовым тоном, насыщенностью. Для объективной характеристики цвета изображений ясность оценивают яркостью, цветовой тон – доминирующей длиной волны света, насыщенность – чистотой цвета р, т.е. той частью спектрального цвета (р = 1), который в смеси с белым (р = 0) дает зрительную (субъективную) тождественность с исследуемым излучением.
Воспроизводящее устройство – преобразователь электрического сигнала в световое изображение. Известны три вида воспроизводящих устройств непосредственного наблюдения: кинескопы (от греч. kinesis – движение и skopeo – смотрю) с площадью изображения до 0,5м2; матричные экраны (люминесцентный, на жидких кристаллах, газоразрядный) меньшей площади; проекционные экраны (светоклапанный и лазерный) с площадью в десятки квадратных метров.
Восстановление постоянной составляющей – сведение ее к обусловленному постоянному потенциалу уровня гашения – в сигналах основных цветов, яркости или полного цветового телевизионного сигнала (ПЦТС) – см. __________.
Градационная характеристика – логарифмическая зависимость яркости телевизионных изображений воспроизводящего устройства (см. __________) от яркости объекта перед датчиком в пределах от черного до белого.
Градация яркости – перепад яркостей смежных участков нецветного изображения.
Датчик телевизионного сигнала – преобразователь оптических изображений в электрический сигнал. Известны три группы датчиков: передающие телевизионные трубки с накоплением электрических зарядов мишенью под действием света и с разверткой изображения электронным лучом; безынерционные вакуумные устройства с переносом изображения от фотокатода к диафрагме с помощью развертывающей системы диссектора; твердотельные фотоэлектронные датчики с жестким дискретным растром на основе структуры «металл – диэлектрик – полупроводник»; это приборы с зарядовой связью малых габаритных размеров. Последние – самые перспективные благодоря высокой линейности растра, простому регулированию параметров разложения изображений (см. ________), совместимости с цифровыми системами обработки и возможности многоканального считывания.
Декодер сообщений цветного телевидения – формирователь цветоразностных сигналов основных цветов R – Y, G – Y и В – Y из полного цветового телевизионного сигнала – см. __________.
Демодулятор звука – формирователь сигналов звуковой частоты из радиосигнала на несущей частоте звукового сопровождения.
Демодулятор телевизионных изображений – формирователь полного цветового телевизионного сигнала из радиосигнала на несущей частоте сигналов изображения.
Диссектор (рассекатель) – передающая телевизионная трубка мгновенного действия. Содержит прозрачный фотокатод, анод с центральным отверстием, имеющим размер одного элемента разложения (см. __________), и фотоумножитель. Перенос изображения на анод обеспечивают однородные поля – магнитное и электростатическое. Отклоняющие катушки разворачивают изображение, проецируя его элементы последовательно на фотоумножитель. В отличие от других передающих трубок здесь отсутствует электронный прожектор. Развертка происходит путем отклонения электронного изображения перед «вырезывающим» отверстием, которое и является развертывающей апертурой. Диссектор имеет линейную световую характеристику при освещенности фотокатода в пределах от десятых долей люкса до нескольких тысяч люкс. Форма световой характеристики не зависит от содержания изображений благодаря четкому ограничению размеров элемента развертки. Однако диссектор имеет очень низкую чувствительность (требует освещенности фотокатода 104 лк) в широкополосном режиме работы, соответствующем стандартам вещательного телевидения.
|
|
Дифференциальная фаза – нежелательный скачок фазы сигнала цветности при мгновенном изменении сигнала яркости.
Дифференциальное усиление – нежелательное изменение размаха сигнала цветности при мгновенном изменении сигнала яркости.
Запись и воспроизведение телевизионных сообщений – процесс запоминания телевизионных сигналов с целью восстановления их в заданном масштабе времени. Большинство способов реализации пригодны также для записи других широкополосных сигналов – телеметрических, радио- и гидролокационных, специфика которых изложена в __________, __________, __________, __________, __________, __________. В соответствии со способом представления сигнала различают аналоговую и цифровую видеоаудиозапись, обработку и соответствующие устройства.
В системах видеозаписи, как и в системах звукозаписи, в качестве носителей информации применяются магнитная лента и компакт- диск (CD). С обоими носителями связаны общие технические проблемы: широкополосность и обработка ВЧ компонентов спектра телевизионного сигнала, визуальная заметность искажений временного масштаба и шумов. Полный цветовой телевизионный сигнал занимает интервал частот 20...6,5∙106 Гц. Он в 300 раз шире спектра звуковых сообщений, и непосредственная запись полного цветового телевизионного сигнала пока что невозможна. Поэтому спектр телевизионного сигнала подвергают предварительной компрессии и переносят по частоте вверх, где относительное сжатие больше. Для устранения помех паразитной амплитудной модуляции используют глубокое (до 60 дБ) ограничение сигнала (см. __________). В видеотехнике применяют частотную модуляцию сигнала на несущей частоте f 0 полным цветовым телевизионным сигналом с малым (0,1) значением индекса ЧМ и соизмеримыми значениями f 0 и частоты модуляции F B, а именно: f 0 / F B = 1,1. В результате ЧМ становится узкополосной, значит, на узком интервале АЧХ тракта – плоской, ФЧХ – линейной, а в спектре ЧМ сигнала отсутствуют трудные для записи высокочастотные компоненты.
|
|
Для устранения зубчатых искажений вертикальных линий изображения (см. __________) допустимая относительная нестабильность скорости движения носителя не должна превышать 10-4, что на порядок меньше, чем в лучших аудиомагнитофонах. Шумы НЧ обусловливают мерцание изображений, шумы ВЧ – размывание линий, ухудшенное различение мелких деталей. Для записи/воспроизведения сигналов нужен широкополосный усилительный тракт в полосе частот телевизионного сигнала 6,5 МГц с приведенным ко входу уровнем шума в единичной полосе 1 Гц, равным 0,01 мкВ. Следовательно, техника видеозаписи намного сложнее, чем техника аудиозаписи.
Запись программ телевидения высокой четкости (см. __________) осуществляют принятием ряда дополнительных, существенно усложняющих технических мер.
Рис. 001
1. Повышают частоту ЧМ несущей, при этом ослабляют перекрестные помехи между соседними строчками и помехи видеосигналу со стороны сигнала цветности и ЧМ сигнала звука. Подмагничиванием достигают увеличения уровня этих сигналов.
2. Увеличивают девиацию ЧМ несущей, чем повышают отношение сигнал/шум сигнала яркости. Например, в формате Beta для видеозаписи программ телевидения высокой четкости на 12,7-миллиметровой металлопорошковой ленте с разрешающей способностью по горизонтали не менее 500 строк принята более широкая полоса частот ЧМ сигналов записи: от 6,8 МГц на участке уровня черного до 8,6 МГц на участке уровня белого.
3. Выделяют корреляцию по вертикали сигналов цветности и яркости и соответственно переключают гребенчатый фильтр. Результат – уменьшение перекрестных искажений яркость – цветность (см. __________), точечных помех, искажений цвета и яркости по вертикали. Для устранения расплываний цвета по вертикали, вызванных перекрестными помехами от соседних строчек при воспроизведении, корректируют характеристику гребенчатого фильтра на участках изображения, не имеющих корреляции по вертикали.
4. Достигают высокой равномерности характеристики группового времени задержки сигнала и линейности амплитудной характеристики, чем сокращают геометрические искажения и размазывание цветов, уменьшают шумы и нелинейные искажения, увеличивают разрешающую способность в цвете.
5. В лентопротяжном механизме устанавливают стабилизаторы положения ленты – большие направляющие ролики, благодаря которым подавляют дрожание изображения, уменьшают нестабильность фазы сигнала цветности и ослабляют ударные искажения от соприкосновения полюсных наконечников головки с лентой.
Защита от ошибок – комплекс способов реализации преимуществ цифровой магнитной видеозаписи (см. __________). Достигается маскировкой и коррекцией ошибок.
Маскировка – это выявление дефектного кодирующего слова и замена его ближними неповрежденными словами интерполяцией. Маскировка непродуктивна при многоразовой записи цифрового потока телевизионных сигналов яркости. Коррекция – точное восстановление утраченного сообщения помехоустойчивым кодированием, введением избыточности (см. __________). Если коррекция технически нереализуема, то применяют каскадное кодирование – устранение многоразовых ошибок при сравнительно небольшой избыточности информации и приемлемой сложности аппаратуры декодирования.
Звукография – передача сигнала графического содержания малой информационной емкости, сопровождаемая звуковыми сообщениями (например, учебная программа телевидения).
Избыточность телевизионных сообщений – отношение производительности датчика телевизионного сигнала к пропускной способности зрительного аппарата человека, мера превышения всего объема информации над той ее частью, которую телезритель в состоянии воспринять.
Производительность датчика
R Д = NI К / T К = nN log2 m,
где I К = log2 m – информационная емкость кадра; T К – его продолжительность; N – число элементов разложения; п – число кадров в секунду; т – число градаций яркости.
Для телевизионного вещания при N = 0,5 млн, п = 25 и т = 64 производительность R Д = 70 Мбит/с. Зрительная информационная способность человека составляет всего лишь 50 Кбит/с – на три порядка меньше, чем R Д. Поиск возможностей использования избыточности телевизионного сигнала является одним из направлений совершенствования телевизионных систем.
Инерционность – время нарастания (≈ 0,1 с) и спада (≈ 0,2 с) интенсивности зрительного ощущения при включении и выключении источника света соответственно.
Инерционность датчика телевизионного сигнала – запаздывание изменений телевизионного сигнала на выходе датчика при изменении освещенности его фоточувствительной поверхности.
Инерционность люминофора при переходе от состояния покоя к возбуждению лучом и наоборот оценивают двумя параметрами: временем разгорания (от начала единичного скачка возбуждения до достижения люминофором 99 % установившегося уровня свечения – около 5 мс) и послесвечением – временем, в течение которого свечение снижается до 1 % от установившегося уровня, – менее 20 мс).
Информационная оценка телевизионных изображений –начальная совокупность данных, необходимая для проектирования телевизионных систем и рационального выбора их основных параметров.