Геометрические искажения – это изменение пропорций изображения, иначе – отклонение координат точек синтезированного изображения от координат соответствующих точек анализируемого. Они вызваны несовершенством временных характеристик тракта. К ним относят: искривления прямых вертикальных линий изображения – гребенчатые искажения, названные так по их очертаниям (причина - эксцентриситет барабана видеоголовок), зубчатые искажения (причина – разный эксцентриситет во время записи и при воспроизведении сигналов). Квадратурные искажения превращают вертикальную прямую оригинала в гребенчатую синусоиду изображения (причина – разброс геометрических размеров блоков вращающихся головок при воспроизведении относительно записи). Муар – рябь на воспроизводимом изображении возникает из-за интерференционных помех в сигнальных цепях видеоголовок, полосатостъ – видимый раздел изображения на горизонтальные полосы, появляется во время сегментной записи сигналов (см. __________).
|
|
Искажения в звеньях телевизионного тракта – нежелательные процессы, обусловленные отклонениями реальных характеристик звеньев от идеализированных.
Искажения при цифровой записи обусловлены спадом АЧХ тракта на крайних частотах диапазона: на низких частотах – из-за дифференцирующего действия индукционной видеоголовки и вращающегося трансформатора, а на высоких частотах – из-за волновых потерь (щелевых, контактных, в слое – см. __________). Согласно международному стандарту начальный код сигналов цифрового телевидения формируется способом БВН (без возвращения к нулю), с помощью которого получают длинные ряды 0 и 1, изменяющие уровень постоянной составляющей цифрового потока в режиме записи. Ограничением АЧХ на НЧ обусловлено «плавание» уровня цифрового потока и ошибки детектирования 0 и 1 пороговым способом. Спад АЧХ на ВЧ создает увеличение длительности воспроизводимых импульсов, их затягивание, перекрытие частей импульсов во времени – так называемые «межсимвольные» помехи и погрешности детектирования. Поэтому оказалось необходимым преобразование начального кода в код, удобный для цифровой магнитной записи.
Исходный сигнал основного цвета несет информацию о яркости изображений в одном из основных цветов цветовой координатной системы воспроизводящего устройства или датчика.
Кадр – изображение, полученное при однократном восприятии всех строк, содержащих множество элементов разложения.
Канал записи/воспроизведения (рис. 009) является общим для сигналов звука и изображения: полный цифровой поток сообщений записывают в каждую строчку формата цифровой магнитной записи общими видеоголовками.
|
|
Врежиме записи(З) аналоговый полный цветовой телевизионный сигнал ПЦТСВХ (см. __________) после АЦП 1 подают в кодер 2 для помехоустойчивого кодирования. Скремблер 3 (от англ. scrambler – шифратор) путем перестановки и инвертирования символов перед записью перемешивает и разносит во времени соседние кодовые слова, чтобы на магнитной ленте они не оказались рядом. Тогда при воспроизведении в случае выпадения сигнала дескремблер 12 обнаружит отсутствующие кодовые слова на неповрежденной части ленты, где содержится сообщение, подобное утраченному на участке выпадения. Для согласования характеристик канала с сигналом служит канальный кодер 4, роль которого подобна модулятору 3 аналоговой записи (Рис. 002).Сформированный код с предыскажениями (см. __________, __________) через усилитель записи 5 (рис. 009) подают на видеоголовки 6. В случае многоканальной записи распределение по каналам осуществляют до скремблера.
В режиме воспроизведения (В) после усилителей-корректоров 7 (подобно аналоговому видеомагнитофону) цифровой поток поступает в селектор-очиститель 8, с выхода которого на декодер канала 10 поступают импульсы, свободные от помех. Декодер превращает канальный код в начальный при поддержке тактовых синхроимпульсов генератора 9. Далее в канале есть корректор временных искажений 11 – запоминающее устройство, считывание с которого происходит по команде синхроимпульса. Цифровой поток поступает одновременно к дескремблеру 12 и к декодеру корректирующего кода 13. Дескремблер и декодер выявляют и корректируют ошибки канала. Остаточные ошибки маскирует блок 14 сигналом предыдущей строчки формата цифровой магнитной видеозаписи или усреднением кодовых слов, взятых до дефектного слова и после него. После ЦАП 15 выходной полный телевизионный сигнал ПЦТСВЬ1Х, теперь уже в аналоговом виде, поступает на видеомонитор.
При записи сигналов цифрового телевидения приборы АЦП и ЦАП в состав видеомагнитофона не входят.
КАНАЛ ЗВУКА ВИДЕОМАГНИТОФОНА аналогичен каналу звукового сопровождения телевизионного приемника после видеодетектора (см. __________). Его структура подобна описанной в ст. __________. При узких по сравнению с аудиомагнитофонами звуковых дорожках (0,3 мм) и малой скорости движения ленты (2 см/с) с тонким рабочим слоем (единицы микрометров), связанных с миниатюризацией видеомагнитофонов, параметры каналов звука прежних бытовых видеомагнитофонов были невысокими. Поэтому в новых моделях видеомагнитофона используют способы цифровой звукозаписи с импульснокодовой модуляцией и звукозаписи с ЧМ в видеоканале. При этом канал записи/воспроизведения является общим для сигналов звука и изображения (см., например, __________): полный цифровой поток сообщений записывают в каждую строчку формата цифровой магнитной записи общими вращающимися видеоголовками. Наибольшее распространение эти способы получили в видеокамерах (камкодерах).
Рис. 002
Канал изображения видеомагнитофона показан на рис. 002. В режиме записи (З) (рис 002, а) часть полного цветового телевизионного сигнала ПЦТСВХ после цепи АРУ 1 и ФНЧ 2 с частотой среза 3 МГц (выделение сигнала яркости) поступает в ЧМ генератор 3 и модулирует сигнал его несущей частоты от 3,8 МГц (уровень синхроимпульсов) до 4,8 МГц (уровень белого, см. __________). Из спектра ЧМ сигнала яркости используют нижнюю боковую полосу частот 1,2...2,8 МГц, а НЧ компоненты подавляют фильтры ВЧ 4 (частота среза 1,2 МГц), оставляя место для записи сигналов цветности. Последние выделяют из ПЦТСВХ полосовым фильтром 5 с полосой 0,8 МГц (3,9...4,7 МГц), далее смесителем 6 переносят в диапазон частот 0,3... 1,16 МГц и после ФНЧ 7 с частотой среза 1,16 МГц подают на сумматор 8, где их складывают с сигналом яркости при одновременном внесении ВЧ предыскажений. Сигналы яркости и цветности, которые вместе занимают диапазон частот 0,3...4,7 МГц, подводят к видеоголовкам 9 для записи (режим З).
|
|
В режиме воспроизведения (В) считанные с видеоголовок 9 сигналы с ЧМ разделяют фильтрами НЧ 13 и ФВЧ 10 (рис. 002, б) соответственно на цветовую и яркостную части. Первую смесителем 14 возвращают в диапазон 3,9...4,7 МГц и после полосового фильтра 15 подают на корректор-сумматор 16. Канал яркости содержит компенсатор выпадений сигнала 11 и ЧМ детектор 12. После корректора-сумматора 16 ПЦТСВЫХ сформирован для подачи на видеомонитор.
Приведенные частотные параметры могут иметь и иные значения.
Когерентность в телевидении – равенство частот и соответствие начальных фаз в процессах разложения телевизионных изображений при их анализе в датчике и синтезе в воспроизводящем устройстве (см. __________). Положительная полярность сигнала яркости – полярность, при которой потенциал уровня белого превышает потенциал уровня черного.
Кодер – прибор для формирования полного цветового телевизионного сигнала из сигналов основных цветов R, G, В и из сигнала яркости Y.
Количество (яркость) цвета – длина, модуль вектора цвета.
Контраст – динамический диапазон яркостей:
K = Lmax / Lmin = 1012.
Контраст изображения в крупных деталях – отношение яркости светлой и темной половин экрана, измеряемое в темноте (от 60 до 100 раз).
Контрастная чувствительность – отношение L / ∆L пор – текущего и порогового (по различению) значений яркости. Согласно закону Вебера-Фехнера прирост зрительного ощущения пропорционален относительному изменению яркостей, т.е., как и слуховое (см. __________), зрительное ощущение пропорционально логарифму яркостей, значит, воспринимается с меньшим числом градаций, чем их дает реальный источник светового сообщения.
Число различимых человеком градаций яркостей
m = (L /∆ L пор) ln K.
|
|
Например, на фоне яркости L ф = 34,4 кд/м2, при которой контрастная чувствительность L /∆ L пор = 25, глаз различает 80 градаций.
Контроль параметров телевизионного сигнала – совокупность способов оценки технического качества телевидения. Оценку выполняют с помощью специальных сигналов, которые замешивают в сигнал телевизионной программы, а также (в паузах передач) – с помощью таблиц. Сигналы непрерывного контроля вводят на периоде импульсов гашения кадров (см. __________).
Формируют три вида испытательных сигналов: два импульса – широкий с уровнем белого и узкий, синусквадратный (по изменению уровня второго относительно первого судят об АЧХ тракта на высоких частотах); пятиступенчатый сигнал с наложением синусоидального напряжения – для оценки нелинейности амплитудной характеристики тракта; радиоим- пульсный сигнал – для оценки АЧХ тракта на частотах от 0,5 до 6 МГц. При настройке радиопередатчика цветного телевидения используют восьмиполосную таблицу, а для контроля самых важных параметров цветного и чернобелого телевидения – универсальную электрическую испытательную таблицу.