Цветоразностным сигналом называют разность одного из сигналов основного цвета и сигнала яркости Y (например, R – Y или В – Y). Применение цветоразностных сигналов позволяет избежать избыточности, поскольку информацию о яркости уже несет сигнал Y.
Цифровая магнитная видеозапись – перспективный способ запоминания и считывания видео- и, в частности, телевизионных сообщений без накопления искажений и помех (см. __________). Эти преимущества цифровой магнитной видеозаписи реализуют повышением скорости передачи больших цифровых потоков и увеличением плотности записи. Скорость обусловлена 256 уровнями квантования (восьмиразрядный двоичный код, 28 = 256) и частотой дискретизации, равной четвертой гармонике поднесущей частоты цветности (см. __________): 8 × 4 × 4,43 МГц ≈ 142 Мбит/с. Высокой плотности достигают применением малой длины волны записи (продольная плотность) и малой ширины строчек (поперечная плотность); во втором случае потери отношения сигнал/шум вдвое меньшие. Ошибки (сбои) при цифровой магнитной видеозаписи бывают: единичные, от помех тракта, и групповые, от выпадения сигнала (см. __________, __________). Последние – самые опасные, поскольку они связаны с высокой плотностью записи. Технические проблемы цифровой магнитной видеозаписи: 1) выбор оптимальной плотности информации [бит/мм2] и формата записи; 2) выбор способа канального кодирования и его схемотехнических решений для согласования характеристик сигнала и тракта; 3) выбор способов и электронных средств коррекции или маскирования ошибок.
Рис. 011
Цифровой видеомагнитофон – устройство для записи на магнитную ленту и считывания с нее цифрового потока, соответствующего закодированному аудиовизуальному сообщению. В случае работы с сигналами цифрового телевидения (см. __________) цифровой видеомагнитофон содержит те же функциональные части, что и аналоговый видеомагнитофон (см. __________), плюс аналого-цифровой преобразователь на входе и цифроаналоговый преобразователь – на выходе.
Цифровой канальный кодер/декодер – устройство, выполняющее самую важную операцию цифровой магнитной видеозаписи – согласование цифрового потока с пропускной способностью носителя информации и всего тракта. Операция канального кодирования в цифровом видеомагнитофоне соответствует сжатию частотного динамического диапазона и применению узкополосной частотной модуляции перед аналоговой магнитной видеозаписью (см. __________).
Требования к кодированию следующие: 1) отсутствие постоянной составляющей и минимальный уровень низкочастотных компонентов в спектре кода; 2) высокая эффективность – большое значение отношения частоты передачи кода без возвращения к нулю (БВН) к частоте перепадов намагничивания на ленте, символам 1 и 0 должны соответствовать противоположные направления намагничивания; 3) минимальная продолжительность непрерывных рядов 0 и 1; 4) нечувствительность канального кода к межсимвольным искажениям и помехам тактовой синхронизации; 5) простота технической реализации. Всем этим требованиям не удовлетворяет ни один из известных кодов, что затрудняет введение международного стандарта. Применяют блочное кодирование – разделение начального цифрового потока на блоки длиной k бит и их преобразование в блоки большей длины n бит, но с лучшими свойствами (например, коды 8/10, 8/16 – см. __________). Используют также парциальное кодирование – вычитание из кодированного сигнала его копии, задержанной на два такта, в сочетании со скремблером, выполняющим здесь функцию объединения кода БВН с псевдослучайным цифровым потоком. Перед канальным декодером 10 (рис. 009), как правило, устанавливают не показанный на рисунке детектор для придания цифровому потоку вида, удобного для его восстановления после считывания. Различают детекторы со стробированием, дифференцированием, с отсечением нулевой линии, с интегрированием, парциальные, сложные. Последние – самые лучшие по критериям отношения сигнал/шум и по уровню взаимных помех от соседних строчек формата, а также по влиянию слабого контакта между видеоголовкой и лентой. Они дают возможность значительно повысить плотность записи и дополнительно снизить массу и габариты цифрового видеомагнитофона.
Цифровой способ передачи и обработки изображений предполагает использование сигналов дискретных во времени, квантованных по уровню и кодированных по способу представления отобранных уровней. Позволяет существенно повысить качество телевизионных изображений и звука. Дает возможность цифровой фильтрацией восстановить искаженный сигнал на любом участке телевизионного тракта, упрощает обмен телевизионными программами различных телевизионных стандартов (см.__________), обеспечивает продолжительный режим работы телевизионного оборудования без его наладки, повышает эффективность и помехоустойчивость телевизионной системы. Эти достоинства обеспечиваются рациональным уменьшением статистической и психовизуальной избыточностей телевизионных сообщений (см. __________) и оптимальным цифровым кодированием (см. __________). Введение цифрового способа передачи и обработки изображения началось с преобразования телевизионного стандарта строк/полей 625/50 на 525/60 (и наоборот); подавления шума; коррекции временных искажений; организации памяти на несколько кадров и решения других задач, с которыми не в состоянии справиться аналоговые способы обработки сигналов.
Структурная схема тракта цифрового телевидения представлена на рис. 003, где 1, 6, 12 – блоки аналоговой обработки; 3,10 – блоки цифровой обработки; 2, 7 – АЦП; 11 – ЦАП, 5 – модулятор, 8 – демодулятор, 4 – кодер, 9 – декодер.
Число кадров в секунду – скорость передачи изображений. Число п определяется условием незаметности мерцания изображений (см. __________). Для типовой яркости экрана 100 кд/м2 частота полей (50 Гц) выбрана равной не воспринимаемой человеком частоте мерцаний экрана при переключении четных и нечетных полей.
Чувствительность датчика телевизионного сигнала – отношение выходного напряжения или тока к световому потоку, вольт на люмен [В/лм] или ампер на люмен [А/лм]; реальная чувствительность – величина, обратная той освещенности (см. «Лучистая энергия» в __________) фоточувствительной поверхности датчика, которая необходима для получения телевизионного сигнала с заданным отношением сигнал/шум.
Широкоформатный кинескоп Quintrix применяется в телевизорах Panasonic высокой четкости. В электронной пушке DAF (динамическая корректировка астигматизма и фокуса) используется квадраполюсный объектив, корректирующий искажения вблизи кромки экрана. В результате изображение становится одинаковым в центре экрана и на его краях. Кинескоп Quintrix обладает точечными элементами намного меньших размеров, чем экраны обычных телевизоров, и выполнен с применением технологии суперпигментных люминофоров для повышения сочности изображения. В разновидности кинескопа Quintrix с электронной пушкой MPF (мультипредварительная фокусировка) суперпигментные люминофоры имеют специальное покрытие. За счет абсорбции (поглощения) наружного света, цвет которого отличается от излучаемого кинескопом, воспроизводятся натуральные цветовые оттенки и повышается светоотдача экрана.
Яркость – отношение силы света к площади поверхности, с которой излучается световая энергия, кандела на метр квадратный [кд/м2].
MPEG-2 — цифровой единый стандарт начала XXI века для спутникового и кабельного телевидения – разработан и выполнен в 1995 г. по заданию Совместного Технического Комитета по Информационной Технологии (JTCI) при участии МЭК (IEC) и Международной Организации Стандартизации (ISO). Авторский коллектив разработки – Motion Pictures Expert Group – MPEG, откуда и название стандарта. Он позволяет получить высокую четкость телевизионного изображения: 576 активных строк в кадре и 720 отсчетов в активной части строки. Предназначен для каналов связи, обеспечивающих скорость передачи данных от 3 до 10 Мбит/с для обычного телевидения и от 15 до 30 Мбит/с – для телевидения высокой четкости. Стандарт состоит из трех частей: системной, видео и звуковой.
Системная часть содержит форматы кодирования для мультиплексирования видео-, аудио- и другой информации; преобразует комбинации нескольких потоков данных в один (и более) сжатый поток, пригодный для хранения и передачи информации, обеспечивает синхронизацию нескольких сжатых потоков при воспроизведении. Видеочасть стандарта определяет кодированный битовый поток для высококачественного цифрового видеосигнала. Позволяет телезрителю использовать один телевизор нового поколения для декодирования сигналов стандартного телевидения и телевидения высокой четкости из того же вещательного канала. Звуковая часть стандарта описывает и задает кодирование многоканального звука: пять полных широкополосных каналов плюс семь многоязычных узкополосных комментаторских каналов.
В связи с большой сложностью данного стандарта стоимость цифровых приемников пока что намного выше стоимости аналоговых, поэтому сегодня аналоговое вещание существует наряду с цифровым.
Все усовершенствования систем, направленные на повышение качества телевизионного изображений, ведутся в трех взаимосвязанных направлениях.
1. Использование «резервов» современных телевизионных систем путем дополнительной аналоговой и цифровой обработки, без изменения стандартов разложения и излучения сигналов на передающей стороне.
2. Изменение способов передачи сигналов по радиоканалу. При этом возможен прием обычным приемником изображения стандартного качества и специальным приемником изображения с повышенной четкостью.
3. Применение многострочных телевизионных систем со значительно большим, чем у существующих стандартов, количеством строк разложения и широким форматом кадра. Эти системы получили название систем телевидения высокой четкости, высокого разрешения или повышенного качества.