Нарушения письменной речи

К ним относятся:

дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение про­цессов чтения,

дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Для данной классификации характерно объединение психоло­го-лингвистических и клинических (этиопатогенетических) кри­териев. Они ориентированы на объяснение анатомо-физиологического субстрата нарушения и причин возникновения дефекта.

Приведенная систематизация строится на признаках, детально дифференцирующих различные виды речевых нарушений, имеет устойчивую традицию в логопедической практике, обеспечена част-

ными методиками коррекции, что позволяет достаточно полно и эффективно осуществить индивидуальный подход к устранению или компенсации речевого нарушения при разных формах аномалий.

В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на систем­ном строении и системном взаимодействии различных компонен­тов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонемати­ческого восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Логопедическая наука и практика в настоящее время ориенти­руются на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи и на необходимость разработки содержания и методов лого­педического воздействия для работы с коллективом детей. В 60 — 70 гг. в ИКП РАО была разработана психолого-педагоги­ческая классификация на основе лингвистических и пси­хологических критериев, среди которых в большей степени учи­тываются структурные компоненты речевой системы; функцио­нальные аспекты речи; соотношение видов речевой деятельности (Р.Е.Левина, 1968 г.).

Схематически психолого-педагогическая класси­фикация выглядит следующим образом:

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), т.е. на™ рушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем;

общее недоразвитие речи (ОНР 1-—3~го уровня, нерезко выра­женное общее недоразвитие речи), которое объединяет сложные речевые расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам.

Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект):

заикание,

проявления речевого негативизма и др.

В данной классификации нарушения письма и чтения тракту­ются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловлен­ные у детей несформированностью фонетических и морфологи­ческих обобщений в устной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: