Методы воспитания

В специальной педагогике процесс воспитания проходит в ос­ложненных условиях: необходимо не только решать общепринят тые в системе образования воспитательные задачи, опираясь пр" этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспе­чивать удовлетворение особых потребностей в воспитании при­


менительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или после­дующих отклонений в развитии социальных, в том числе комму­никативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотруд­ничества педагога и ребенка, детей в классе или группе. Воспита­ние в системе специального образования неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении все­го периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только собственно традиционную для системы образования вос­питательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу (за рубежом в этом случае принят термин «терапия», обозначающий любые помогающие, коррекционно-педагогические, адаптирующие действия по отношению к воспи­таннику), уход. Педагог, воспитатель в этой ситуации находятся в процессе непрерывного творческого поиска индивидуальных ме­тодов, форм, средств, их сочетаний и взаимодействия, создания и реализации индивидуализированных специальных образователь­ных технологий максимально эффективной помощи ребенку с ог­раниченными возможностями.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными воз­можностями здоровья и принятые в общей и специальной педаго­гике классификации методов воспитания, остановимся на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:

информационные методы (беседа, консультирование, использо­вание средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример пе­дагога, экскурсии, встречи и пр.);

практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы - арттера-пия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.;

побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклоне­ниями в развитии, во-первых, имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как ме­жду собой, так и с методами обучения, будучи нередко встроен­ными в ту или иную специальную образовательную технологию.


Отбор и композиция методов воспитания определяются воз­растными и индивидуальными особенностями детей, а также ха­рактером и степенью выраженности нарушения развития, специ­фикой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в вос­питательном процессе.

Рассмотрим в качестве примера особенности реализации неко­торых методов воспитания в системе специального образования.

Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Особенно эффек­тивны они в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также применительно к тем категориям детей, которые имеют наруше­ния интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии. Метод приучения и упражнения ис­пользуется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых уме­ний, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяют­ся в сочетании с различными информационными методами. Адек­ватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможно­стей ребенка. На начальных этапах специального образования воспитательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чте­ния художественной литературы значительно ниже, чем в системе массового образования. Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют большинству детей с отклонениями в развитии в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных ска­зок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на ви­зуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъ­яснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, взгляды, суждения, привычки педагога, воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет - непререкаемым и неос­поримым. В отличие от обычных дети с ограниченными возмож­ностями очень прочно психологически и социально связаны с пе­дагогом, стремятся быть во всем похожим на него. В этом контек­сте трудно переоценить место и роль педагога в воспитании детей с ограниченными возможностями.

Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, нака­зание) также реализуются в практически-действенном варианте,


сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: ла­комство, игрушка - их образные заменители (картинка с изобра­жением лакомства, игрушки) - абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) -только словесное поощрение.

Методы наказания также имеют практически действенный ха­рактер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, соци­ального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, вос­питатель всегда проявляют необходимую сдержанность в порица­нии ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачи­ванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами:

«плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен(а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания:

словесное порицание, выговор.

В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой посту­пок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физи­ческой боли; если наказание применяется нечасто и не вырабаты­вается привыкание к нему.

Следует добавить, что нельзя наказывать ребенка трудом, дея­тельностью в целом, так как и то и другое - привлекательные для ребенка вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве на­казания. Более действенным является лишение участия в деятель­ности, игре, общении.

Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является Для ребенка сигналом опасности, предостережения.

В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов коррекционно-педагогической помощи в развитии личности человека с ограниченными возможностями, все большее


место занимают информационные и стимулирующие методы вос­питания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возмож­ности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привле­чение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, пори­цание, осуждение и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: