Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше Должен быть уровень образования учителя», - писал в начале XX в. известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.


Германия не только первой в истории педагогики начала про­фессиональную подготовку учителей для общеобразовательной школы, когда открылась первая в Европе учительская семинария, но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеоб^ разовательной школы при Берлинской королевской школе глухо­немых для обучения детей с особыми образовательными потреб­ностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сур­допедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. также с открытия постоянно действующих годичных курсов. Но прежде понадобилось боле двух столетий практической педагогической деятельности энтузиастов, среди которых были не только педаго­ги, но и врачи, лингвисты, священнослужители, чтобы стала по­нятной необходимость дополнительной, специальной профессио­нальной подготовки учителя, обучающего ребенка с отклонением в развитии.

Сегодня многие высшие учебные заведения предлагают про­граммы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов и специальных психологов. Так, в США действует национальная система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации учителей для специального образования, насчитываю­щая более 230 программ. В западноевропейской системе педаго­гического образования помимо программ подготовки специаль­ных психологов и педагогов в университетах существует обяза­тельная подготовка учителя общеобразовательной школы по спе­циальной педагогике (минимальный курс - 100-120 часов), кото­рую должен пройти каждый будущий учитель.

В России к концу XX в. насчитывалось около 30 подразделений (факультетов, кафедр) в педагогических университетах, предлагав­ших программы подготовки в основном по двум специальностям «логопедия» и «олигофренопедагогика» с преобладанием специ­альности «логопедия».

Одновременно в системе специального образования России работают более 200 тыс. педагогов, из которых (кроме столичных городов) лишь около 10% имеют образование педагога-дефекто-лога (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% рабо­тающих с детьми с особыми образовательными потребностями имеют диплом педагога-дефектолога).

Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образо­вания абсолютно недостаточно обычной педагогической подго­товки.


Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимо­действуя и переплетаясь с различными видами социально-педа­гогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими ви­дами «не учительской» деятельности, будучи направленной к од­ной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

тифлопедагогика - с получением квалификации педагога сле­пых и слабовидящих (тифлопедагог);

сурдопедагогика - с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

олигофренопедагогика - с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нару­шений умственного развития от незначительных до самых тяже­лых (олигофренопедагог);

логопедия - с получением квалификации логопеда;

специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педаго­га для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология.

В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифициро­ванную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

Педагоги-дефектологи работают в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профес­сионального образования), в психолого-медико-социальных, реа-билитационных, консультативно-диагностических центрах, психо­лого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначе-


ния, в детских домах и школах-интернатах для ведения коррекци-онно-педагогической работы с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и вос­питание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях.

Особенно возрастает потребность у образовательных учреж­дений общего назначения в специальных психологах и педаго-гах-дефектологах в условиях развития интеграции и дифферен­цированного подхода к обучающимся в массовом образовательном учреждении. Для педагога-дефектолога (особенно олигофрено-педагога) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обуче­ния и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, особенно тогда, когда учитель мас­совой школы сам испытывает затруднения в обучении детей с признаками школьной дезадаптации. Педагог-дефектолог полу­чает для этого глубокое и разностороннее образование. Систе-мообразующим критерием комплекса научных и практических знаний педагога-дефектолога выступает антропологический прин­цип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необхо­димых знаний о человеке и его социализации в норме, а затем и при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики, с последующей внутридисциплинарной конкретизацией примени­тельно к той или иной специальной предметной области (напри­мер, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и т.д.), самые общие представления о которых изложены в разделах I и III настоящей книги.

Педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжела­тельный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограни­ченными возможностями жизнедеятельности.

Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога явля­ется результатом осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих на место и роль людей с особыми образовательными потребностями в жизни общества.

Оптимизм профессионала проявляется в его социально актив­ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребен­ку или взрослому с ограниченными возможностями), и к нор­мальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.


Профессиональный опыт педагога-дефектолога обеспечивает ему квалифицированную профессиональную деятельность в раз­личных коллективах, социальных группах - учащихся, воспитан­ников и их родителей, студентов, коллег, молодежных групп, кон­фессиональных и общественных (в том числе родительских) орга­низаций, обществ, объединений и др.

Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога-дефектолога являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятель­ность, организация и руководство образованием, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведе­нии, научно-исследовательская деятельность в области специаль­ной педагогики.

Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Сфера его профессиональной дея­тельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотво­рительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совер­шенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограничен­ными возможностями.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относит­ся к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредно­стями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здо­ровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональ­ной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефекто­лога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.

Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляе­мость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здо­ровье; при наличии нарушения слуха должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, обще­ние). Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.

Важнейшие черты профессионального характера педагога-де­фектолога - доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпа-'1'ия, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизнен-


 

 


ным интересам людей с ограниченными возможностями жизне­деятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, про­фессиональная честность и порядочность.

Немного найдется профессий, результаты деятельности в кото­рых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, от­ступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной дет­ской жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и дру­жить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране чело­веком.

Профессиональная деятельность педагога-дефектолога сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете:

«Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его воз­ложить на него руку.

Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».

И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто...

И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:

И глухих делает слышащими и немых - говорящими» (Новый Завет // От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: