Принцип сензитивности

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам разви­тия ребенка. Монтессори выделила, например, шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: сензитив-ный период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), ос­воения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков.

Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представле­ния. При этом он неосознанно выбирает только то, что необхо­димо для формирования его личности в данный момент, в пере­живаемом им сензитивном периоде.

Принцип ограничения и порядка

Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он ста­рается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценива­ет детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинст­венную сензитивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). Требование порядка взрослыми от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала не­допустимыми. В установлении и поддержании порядка необходи­мо идти от естественной детской потребности в нем.

Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность


восприятия ребенка, окруженного слишком большим количест­вом материалов.

Единственность каждого компонента дидактического мате­риала предназначена также для формирования навыков бескон­фликтного социального поведения детей, когда проблемная си­туация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизо­ванного решения: ребенок учится уступать, ждать, договаривать­ся, сотрудничать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: