Теоретико-философские положения педагогики Р.Штайнера

Р. Штайнер (1861-1925) - австрийский педагог, мыслитель, фи­лософ. Философское учение Р.Штайнера, антропософия (antropos -человек, sophia - мудрость), рассматривает педагогику как науку


о человеке - совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаи­модействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.

Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорф-ской школы. Первые семь лет жизни - «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, - «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, - «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).

Основными принципами вальдорфской педагогики являются:

антропоцентризм;

образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;

гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);

обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи - к ее реализации;

историчность - воспроизведение в процессе обучения основ­ных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремес­лами, искусством, наукой;

цикличность - использование естественных, т.е. суточных, се­зонных и астрономических (астрологических), ритмов;

эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим;

художественность всего обучения.

Главное свойство педагогики Р. Штайнера - отрицание прямо­го воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут че­рез постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллек­та к воспитанию волевой сферы ученика.

Стержень воспитательной работы - организация нравственно­го воспитания, в основу которого положены Добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем ос­новой морали, творчества и мудрости.

С опорой на антропософские идеи Р. Штайнера австрийский педагог К. Кениг (1902-1966) в 1939 г. в Шотландии учредил шко­лу - деревенскую общину для лиц с отклонениями в умственном развитии (поместье Кэмпхилл в Абердине). Тем самым было по­ложено начало развитию новой ветви педагогики Р. Штайнера, получившее название «Кэмпхиллское движение». Это педагогиче­ское направление ориентировано на оказание специальной соци­ально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии, для которых жизнь и обучение в системе массового образования,


а также последующая взрослая жизнь в традиционных условиях затруднительны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: