Специальная педагогика и педагогика Монтессори

Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогиче­ским условиям Монтессори-педагогика удивительно точно сооб­разуется с принципами и технологиями специальной педагогики.

Установлено, что интеграция особенно успешно реализуется в условиях Монтессори-класса или группы. Действительно, возмож­ность каждого ребенка осваивать образовательную программу в условиях «индивидуального образовательного маршрута» позволяет объединять вместе нормально развивающихся детей и детей с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности со всеми вытекаю­щими отсюда комфортными для каждого условиями обучения, фор­мирования социальных навыков и дружелюбного отношения между детьми, оказания учителем индивидуальной помощи тем, кто более других в ней нуждается, возможности для каждого ребенка повто­рять и закреплять материал так долго, как это ему необходимо.

Чрезвычайно значимым для специальной педагогики является содержательный компонент педагогики Монтессори: большое внимание сенсомоторному развитию ребенка, развитию у него речи и мышления, умению концентрировать внимание и сосредо­точенно работать, умению контролировать себя, свою деятель­ность и поведение. Большое значение имеет и общность конечных целей Монтессори-педагогики и специальной педагогики: воспи­тание самостоятельного, независимого, социально активного и социально адаптированного человека, овладевшего навыками самостоятельного освоения культуры, использующего их в целях саморазвития и гармонизации окружающей его жизни.

Опыт интегрированного обучения детей в Германии (г. Мюн­хен) показал, что в одной группе детского сада может находиться до 6 детей с различными отклонениями в развитии. Дети помога­ют друг другу, и через эту помощь стимулируется их самостоя­тельность. Например, ребенок с нарушением интеллекта катит кресло-коляску с ребенком, имеющим нарушение опорно-двига­тельной системы, глухой ребенок помогает слабовидящему ори­ентироваться в окружающей среде и т. п. Так как нет традицион­ных одновозрастных групп, на первый план здесь выходят соци­альные обучающие процессы между «опытными» и «неопытны­ми» членами детского коллектива.

Опыт интегрированного обучения и воспитания обычных детей, детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и ода­ренных детей в Мюнхене (Германия) и Дубне (Россия) показал ус­пешность и благотворность такого содружества не только для детей с отклонениями в развитии, но и для обычных, и для одаренных детей.


Дети с отклонениями в развитии, обучающиеся в условиях Монтессори-педагогики, проявляют значительно более низкие показатели тревожности и неуверенности в процессе экзаменов, контрольных работ, в различных жизненных нестандартных си­туациях в отличие от их сверстников, обучающихся в условиях обычной специальной школы. Они показывают также почти оди­наковые с обычными детьми результаты в концентрации внима­ния. Значительные различия были обнаружены при исследовании самооценки детей. Бывшие ученики Монтессори-школ, включая и детей с отклонениями в развитии, практически не обнаруживали заниженной самооценки. Они отличались большей уравновешен­ностью, спокойным, взвешенным отношением к жизни, высокой любознательностью и желанием учиться, готовностью прийти на помощь, умением гасить конфликтные ситуации, проявляли ини­циативу и готовность принятия ответственности.

Имеющийся отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети, воспитывающиеся в условиях Монтессори-педагогики, лучше и раньше сверстников овладевают к пяти годам письмом, чтением и счетом, у них рано формируется и не пропадает в даль­нейшем интерес к учению. У этих детей интенсивно развиваются внимание, слух, память и иные психические процессы, социальные навыки, необходимые для школьного обучения, для становления гуманистически ориентированной личности с развитой произ­вольной саморегуляцией деятельности на психофизическом, эмо­циональном, социально-психологическом уровнях.

Дети с трудностями в обучении и умственно отсталые дети как школьного, так и дошкольного возраста, развивающиеся в услови­ях Монтессори-педагогики, значительно опережают в интеллекту­альном отношении контрольные классы и группы, показывают вы­сокий уровень концентрации внимания, весьма активны, чувствуют себя уверенными в собственном успехе, у них редко наблюдается стремление уходить от социальных и образовательных затруднений.

Все это позволяет говорить о том, что резервы специальной педагогики в сфере помощи детям и подросткам с особыми обра­зовательными потребностями не исчерпаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: