Принцип специально подготовленной обучающей среды

При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. На легко доступ­ных полках предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможно­стью всесторонне развивать обучающегося.

Свойства и качества Монтессори-материала максимально спо­собствуют поляризации внимания в процессе упражнений. Про­исходит осмысленное проникновение в суть добровольно вы­бранной деятельности.

Монтессори-материал представляет собой конкретное, пред­метное воплощение обобщенного знания, некоторый «элемент» человеческого бытия, максимально деперсонифицированный, лишенный субъективности и несущественных деталей, обобщаю­щий знание многих и многих поколений людей о способах овла­дения им (по выражению Монтессори - «материализованные аб­стракции»).

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активи­зации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму -письмом, чтению - чтением, рисованию - рисованием, а предос­тавляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из эле­ментов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сензитив-ного периода. Косвенная подготовка ребенка к письму и чтению начинается уже в три года, и дидактический материал служит прежде всего тому, чтобы «сообщать умственный порядок» в со­ответствии с развитием ребенка. Материал Монтессори является существенной помощью в «абсорбировании» ребенком окружаю­щей среды.

Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и раз­вивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно


наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою по­мощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколь­ко помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему со­вершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

Для ребенка Монтессори-материалы - это «ключ к миру», бла­годаря которому он приводит в порядок свои хаотичные пред­ставления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, «материал... должен быть помощником и руководителем внут­ренней работы ребенка, иными словами, ребенок не изолирован от мира, ему дается «орудие», с помощью которого можно обла­дать всем миром и его культурой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: