Основные категории специальной педагогики
| Категория | Определение |
| Лицо с ограниченными возможностями здоровья | Лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования |
| Аномальные дети | Дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития |
| Дефект | Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка |
| Коррекция | Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей |
| Компенсация | Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма |
| Реабилитация | Система психолого-медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей |
| Коррекционно-педагогическая работа | Система педагогических мероприятий, направленная на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития аномальных детей |
| Адаптация социальная | Реализация своих возможностей для полноценной жизни в обществе |
| Специальное образование | Дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия |
Актуальные проблемы специального образования
| Формулировка проблемы | Пути решения |
| Отсутствие правовой основы специального образования лиц с нарушениями в развитии | Создание и утверждение Закона «О специальном образовании» |
| Позднее начало оказания специальной (коррекционной) помощи большей части нуждающихся в ней | Создание системы ранней дифференциальной диагностики отклонений в развитии |
| Наличие «пограничных» состояний и вытекающие отсюда ошибки при дифференциальной диагностике и неправильное определение рекомендуемого типа обучения | Уточнение классификации нарушений психофизического развития детей и совершенствование тактики и методов дифференциальной диагностики |
| Преобладание сегрегационного (изолированного) типа обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии | Развитие системы интегрированного обучения детей с нарушениями развития |
| Разобщенность государственных структур, оказывающих помощь лицам с отклонениями в развитии | Создание единой целостной и гибкой системы оказания помощи лицам с отклонениями в развитии |
| Низкий уровень разработки и реализации профессионального обучения лиц с отклонениями в развитии | Расширение и совершенствование системы профессионального обучения лиц с отклонениями в развитии |