| Формы изучения учащихся | Этапы изучения детей в школе | Принципы обследования детей |
| Отражение информации в дневнике наблюдений | Изучение медицинской и педагогической документации | Принцип комплексного изучения |
| Проведение «малых» педсоветов школы | Текущее изучение детей | Принцип всестороннего и целостного изучения Принцип динамического изучения |
| Организация медико-педагогических конференций, консилиумов | Диагностические недели – выявляющие уроки | Принцип всестороннего и целостного изучения |
| Принцип учета индивидуальных особенностей развития |
Методы педагогического исследования
| Методы изучения педагогического опыта (методы эмпирического познания) | Методы теоретического исследования | Математические и статистические методы |
| Наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, эксперимент и др. | Теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, изучение литературы (составление библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование) и др. | Регистрация, ранжирование, шкалирование, определение средних величин показателей (среднее арифметическое, середина ряда, степень рассеивания) и др. |
Пути развития специального образования в России
| Процессы дифференциации | Процессы интеграции |
| Совершенствование сети специальных учреждений (8 видов) | Социальная интеграция (раздельное обучение в одном учреждении, совместное проведение внеклассной деятельности) |
| Дальнейшая дифференциация (создание школ для детей с аутизмом, с девиантным поведением и т.д.) | Интегрированное обучение (совместное обучение детей разных категорий в одном классе) |
Модели и формы интеграции:
| Модели интеграции | Формы интеграции | |
| Интернальная интеграция –внутри системы специального образования | Частичная | Полная |
| Экстернальная интеграция –взаимодействие специального и общего (массового) образования | Временная | Постоянная |