Формы дизартрии

Бульбарная – при поражении продолговатого мозга (разрушаются ядра расположенных в нем ЧМН). Отмечается: паралич (парез) мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба, нарушено глотание, жевание, слабый (назализованный, т.е. с носовым оттенком) голос, нет звонких звуков, снижен тонус мышц языка и глотки, искажено звукопроизношение, речь замедленная, лицо амимичное.

Подкорковая – при поражении подкорковых узлов. Отмечается: нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (насильственные непроизвольные движения) артикуляционной и мимической мускулатуры, неустойчивое звукопроизношение (то лучше, то хуже – мешает артикуляционный спазм), отсутствие плавности в переключении артикуляционных движений, нарушен тембр, ритм, сила голоса и интонация. Звукопроизношение зависит от состояния ребенка.

Мозжечковая – при поражении мозжечка. Отмечается: скандированная «рубленная» речь, иногда выкрики отдельных звуков. Встречается редко.

Корковая – при корковых поражениях нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. Отмечается: нарушение звукопроизношения сложных по слоговой структуре слов, переключения с одного звука на другой (изолированно могут произнести звук, но автоматизируется звук трудно), при ускорении темпа – запинки, лексико-грамматический строй речи не нарушен.

Псевдобульбарная - при поражении проводящих путей, идущих от коры к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного ЧМН. Отмечается: нарушение общей и речевой моторики, нарушения сосания, глотания, повышено слюноотделение. При искаженном произнесение звуков, входящих в состав слова, дети обычно сохраняют ритмический контур слова (число и ударность слогов). Сложно произнесение стечений согласных, неправильно развивается слуховое восприятие и звуковой анализ, на письме отмечаются замены букв (согласных и гласных), перестановки, недописывание слогов, неправильное употребление предлогов.

3 степени:

легкая: недостаточно тонкие движения языка и губ, редкие поперхивания, несколько замедленный темп, нарушены ж,ш,р,ц,ч, трудно произносятся звонкие и мягкие звуки, трудности в звуковом анализе, замены звуков на письме (т-д, ч-ц), т.е. основной дефект – нарушение фонетической стороны речи

средняя: амимичность, не могут надуть щеки, вытянуть и сомкнуть губы, ограничены движения языка, мягкое небо малоподвижно, голос с носовым оттенком, обильное слюнотечение, нарушено жевание и глотание, тяжелый дефект звукопроизношения (а,у - нечетко, ч, ц, р,л – с хлюпающим призвуком), звонкие заменяются на глухие, речь неразборчива, учатся только в школе для детей с ТНР

тяжелая (анартрия): глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата, маскообразное лицо, рот открыт, язык неподвижен, нарушены глотание и жевание, есть лишь нечленораздельные звуки. Обучение только в специальной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: