Основные направления коррекционной работы

Работа строится с соблюдением следующих принципов: поэтапное взаимосвязанное формирование всех компонентов речи; системный подход к анализу речевого дефекта; регуляция психической деятельности посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.

Логопедическая работа начинается в младшем дошкольном возрасте, сочетается с лечебными мероприятиями.

Основные направления:

1. развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, постановка и закрепление звуков;

2. развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа;

3. нормализация просодической стороны речи (преодоление расстройств ритма, мелодики и интонационной стороны);

4. коррекция проявлений ОНР

Для коррекции формирования дифференцированного звукопроизношения необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата --> проводят логопедический массаж (похлопывание, пощупывание, поглаживание мышц лица, мягкого неба, губ). Имеющиеся непроизвольные движения закрепляют путем повторения. Нужные артикуляционные уклады воспроизводятся с помощью взрослого, применяется механическая помощь. Постепенно переходят к самостоятельному удержанию достигнутого положения.

1 этап. Активная гимнастика артикуляционного аппарата (открыть-закрыть рот, оскал зубов, хоботок, трубочка, трубочка-улыбка, трубочка с языком, втягивание губ, прикусывание, вращение хоботком, упражнения на развитие подвижности языка: часики, лошадка, вкусное варенье).

Одновременно: развитие речевого дыхания и голоса – дыхательные упражнения на выработку длительного ротового выдоха (задувание свечки, надувание шарика), затем – голосовые упражнения (на гласных, на слогах, музыка).

2 этап. Постановка и закрепление звуков: а,п,у,м,к, ы,н,х,в,о,т,с,л (на них же развивается фонематическое восприятие и звуковой анализ). Требования к четкости произнесения увеличиваются постепенно.

Одновременно: упражнения на дифференциацию звуков п-м, м-н, к-х, а-у-о-ы, т-с.

Далее: постановка и закрепление сложных фонем: звонкие, шипящие, аффрикаты, «р». Одновременно проводится работа по дифференциации с-з,ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т”. Звукопроизношение стараются довести до нормального. Систематически проводятся упражнения на развитие мелкой моторики (лепка, выкладывание предметов по контуру, перекладывание предметов, мозаика, расположение кисти руки по контуру, поднятие нужных пальцев, «пальчики здороваются», поочередный показ пальцев, имитация игры на пианино, расстегивание – застегивание пуговиц, шнуровка, раскрашивание картинок, обведение контуров, рисование, штриховка, соединение точек). В результате формируется фонематическая готовность к усвоению письма. К работе привлекаются родители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: