Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Особенности ее формирования у детей с отклонениями в развитии

Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, так как обеспечивает условия для всестороннего развития ребенка. В игре развиваются все познавательные психические процессы. Игра требует осмысления событий, для создания сюжета необходимо выстроить логическую цепочку и передать логическую последовательность событий. Игра способствует символической функции сознания, так как имеет моделирующий характер. Сначала ребенок использует предметы заместители, затем берет на себя роль, изображая другого человека, затем начинает моделировать отношения между людьми. В игре формируется очень важное качество произвольность поведения деятельности. Игра – творческая деятельность, в ней проявляются и развиваются творческие способности ребенка.

В рамках игровой деятельности формируются важнейшие предпосылки к школьному обучению, способность действовать во внутренне мысленном плане и способность к произвольной регуляции поведения. В игре совершенствуется коммуникативная функция речи, регулирующая и планирующая функции, ребенок создает замысел игры, а затем его реализует, таким образом, развивается способность к программированию деятельности.

Общая закономерность это то, что игровая деятельность развита не достаточно у всех проблемных детей. Наибольшие трудности возникают у умственно отсталых детей, такие дети долго не проявляют интерес к игре и игрушке, ограничиваясь простыми манипуляциями с ними, предметно-игровые действия появляются после 4 лет, но без специального обучения умственно отсталые дети достигают лишь уровня процессуальной игры. В такой игре ребенок не берет на себя роль, не создает воображаемую ситуацию, в игре отсутствует сюжет, события ребенок не связывает между собой логически, не использует предметы заместители. В лучшем случае подражает действиям взрослого с предметами.

Дети с более легкими нарушениями познавательной деятельности (ЗПР, нарушение слуха, недоразвитие речи) могут овладеть сюжетно-ролевой игрой, но это происходит позже и уровень игровой деятельности намного ниже, чем в норме (норма 4-5 лет).

Е. С. Слепович, изучая игру детей с ЗПР, приходит к выводу о том, что у них игра:

- не сформирована как деятельность; страдают все её структурные компоненты – мотив, замысел, реализация замысла.

- не сформирована как совместная деятельность; страдает содержательная сторона игры.

Возникает необходимость специальной работы направленной на формирование игровой деятельности детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: