Особенности развития чувства ритма у детей с последствиями органического поражения ЦНС

Ритм присутствует во всех явлениях человеческой жизни, как биологической, так и психической. У детей с последствиями поражения ЦНС чаще всего страдает чувство ритма, так как оно основывается на сложном межанализаторном взаимодействии, а у детей с органическими недостатками ЦНС или с её функциональной незрелостью межанализаторные связи формируются в замедленном темпе.

Проявления недостатков в развитии чувства ритма: неспособность ребенка двигаться под музыку, сниженное восприятие ритмического рисунка мелодии песни.

На уровне речи недостатки чувства ритма проявляются в недостатках слоговой структуры слова (нарушения типа элизий (усечение) или расширения слоговой структуры (вместо ромашка-ромарашка). Если у ребенка плохо развито чувство ритма, он плохо запоминает стихи, испытывает трудности в слоговом анализе слов, что затрудняет подготовку к обучению.

Во всех программах для специальных детских садов и школ специально выделяется раздел - ритмика. Занятия ритмикой включают в себя разные виды ритмических упражнений – выполнение различных движений под музыку, действий с предметами, элементы логоритмики, фонетической ритмики, психогимнастики, упражнения на релаксацию.

Помимо специальных занятий, следует включать особые упражнения, развивающие чувство ритма в повседневную работу с детьми.

Коррекционная работа предполагает несколько этапов работы, с учетом того, как чувство ритма развивается в онтогенезе.

3) Этап. Цель: развитие способности к восприятию и воспроизведению ритма повтора, т.е. однородно повторяющихся ритмических структур. Ребенку предлагают музыкальные ритмические игры, в процессе которых он должен ориентироваться на темп музыки, при этом учат осознано воспринимать и определять темп – быстрый, медленный, умеренный. С этой целью можно использовать наглядную модель. Предлагают послушать музыкальный отрывок и создают образ: на лесной опушке бродили звери, пробежал – зайчик – быстрая музыка, потом прошел медведь, оставляя редкие следы – так обозначается медленная музыка, прошла лиса, она шла не быстро и не медленно – умеренный темп музыки.

На этом этапе развивают способности к восприятию воспроизведению изобразительного ритма повтора. Предлагают дидактические упражнения с карточками полосками, на карточку заранее наносят опорные точки равномерно расположенные. Ребенок пальчиком наносит краску на точки. Фломастером, карандашом наносит штрихи, точки. Ребенок раскладывает мелкий раздаточный материал, располагая элементы равномерно.

Важно, чтобы ребенок осознал характер расположения элементов, в словарь ребенка вводятся слова – равно, равномерно, ритмично, на одинаковом расстоянии. Дают для различения карточки «правильные» и «неправильные», на которых элементы расположены неритмично.

4) Этап. Цель- развивать способность к восприятию и воспроизведению ритма чередования. В музыке ребенка учат выделять акценты – сильные доли, сопровождая восприятие музыки движениями.

В дидактических упражнениях формируют способность воспринимать и воспроизводить изобразительный ритм чередования. В упражнениях с карточками предлагают группировать элементы на основе образца (круг- квадрат; 2круга-квадрат; палочка-черточка). Условно закономерности можно обозначит формулами: АБ, АББ, ААББ, АБББ. Очень полезны задания на прогнозирование: «Продолжи ряд», полезно проговаривание.

3 этап. Цель – развивать способность воспринимать и воспроизводить ритм симметрии. В музыке ребенка учат воспринимать ритмический рисунок и воспроизводить его: отхлопывать, отстукивать, зарисовывать.

На уровне изобразительного ритма, можно предложить закончить симметрический рисунок, предлагают дорисовать орнамент. В словарь вводят слова – слева на таком расстоянии как справа, вверху как внизу, с той и другой стороны одинаково, симметрично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: