Лини яплястся не изолированной единицей языка,,
............ и словарный состав и находится в опреде-
.......... 1я;ях м отношениях с другими словами. По это-
му поводу А. М. Пешковский пишет,, что,«слова в и значении живут не отдельной друг от друга жизнью, н соединяются (в нашей душе), независимо от нашего со] нания, в различные группы, причем основанием дл группировки служит сходство или прямая противополоз ность по основному значению» (1956, с. 82].
Для развития лексики как в количественном отн шении, так и в качественном важно формировать у д тей умение выражать системные связи и отношения, с ществующие внутри различных лексических групп.
Возникает вопрос, как развито это умение у дете: с тяжелыми недостатками речи?
Исследуя семантическую сторону речевой деятельн сти детей, имеющих грубые отклонения в ее развити мы считали важным в первую очередь выявить их во| можности выражать в языке противопоставления пре; метов, явлений или их отдельных признаков. С это целью мы подвергли анализу антонимические пары ело
|
|
Характеристика антонимов дана в специальной л тературе, в исследованиях по лексикологии и стилисти [А. Н. Гвоздев, 1955; Н. М. Шанский, 1964; М. И. Фом на, 1973]. Авторы указывают, что антонимами являют^ разные по звуковому составу слова, имеющие против положное или обратное, но не противоречащее друг др; гу значение. Общность их выражается, как указыва Н. М. Шанский, в соотносительности значений (196 с. 62].
В антонимические отношения вступают слова, хара теризующие качественную или количественную, прос ранственную или временную противоположности (сея лый — темный, много — мало, далеко — близко, вчера \ сегодня); противоположности явлений природы (день \ ночь, жара — холод); контрастирующие понятия в обла сти чувств (веселый — грустный) или из области п метов и явлений, связанных с общественной деятел} ностью человека (труд — безделье), и т. д.
Словам-антонимам присуща одинаковая или сходна! сфера лексической сочетаемости; так, например, антон| мы тяжелый и легкий могут сочетаться с одним и те| же кругом слов, создавая семантически устойчивые с четания: тяжелый (легкий) груз, ноша, чемодан; тяж, лая (легкая) задача, дорога, болезнь и т. д. Это явл ется одним из существенных языковых признаков ан
шшнчргкпх:1п;1чснии, которые указывают на система-п1ЧМш:ть п,х сняли.
I1' числу я.'шкопых признаков антонимов относится
tin и их контрастирующая ассоциативная связь,
iif.' 'илимающая при назывании одного члена антони-
Mit '.oft пиры мозникновение представления о другом.
i.iihim оора.чом, в лексической системе языка имеют-
IM пиры слом, значения которых связаны ассоциативны-
• отношениями. Эти отношения образуют определен-