Целью специального образования является повышение качества жизни учащихся с ОПФР через реализацию их права на получение образования или коррекционно-педагогической помощи в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья.
Задачи специального образования:
обеспечение специальных условий для овладения учащимися с ОПФР основами наук, навыками умственного и физического труда, различными видами познавательной, творческой и коммуникативной деятельности в соответствии с их познавательными возможностями и состоянием здоровья;
формирование у учащихся с ОПФР готовности к трудовой деятельности, самостоятельному жизненному выбору иактивной адаптации в социуме, созидательному и ответственному участию в жизнедеятельности семьи, общества и государства;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков, опыта здорового образа жизни и безопасного поведения.
|
|
5 Общие требования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования
На уровне общего среднего образования к учреждениям, обеспечивающим получение специального образования, относятся:
специальные учреждения образования;
общеобразовательные учреждения, создавшие условия для получения образования учащимися с ОПФР.
В зависимости от физических и (или) психических нарушений развития детей с ОПФР создаются следующие специальные учреждения образования:
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями зрения;
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с тяжелыми нарушениями речи;
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) для детей с нарушением слуха (первое и второе отделения);
вспомогательная школа (школа-интернат) (первое и второе отделения);
центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Ко всем специальным учреждениям образования предъявляются следующие общие требования.
Специальное учреждение образования является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Беларусь «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», другим законодательством Республики Беларусь, настоящим образовательным стандартом специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате), Положением о вспомогательной школе (школе-интернате), Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, уставами названных специальных учреждений образования.
|
|
Материально-техническая база специального учреждения образования формируется учредителем в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь нормативами.
Помещения, кабинеты, лаборатории, площадки оснащаются средствами обучения, учебным оборудованием в соответствии с перечнем средств обучения, учебного оборудования для специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
Специальные учреждения образования комплектуются педагогическими работниками, имеющими высшее педагогическое (дефектологическое) образование и (или) квалификацию учителя-дефектолога (учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и (или) базовое образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета, и необходимую квалификацию.
Финансирование расходов на содержание специального учреждения образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами в расчете на одного учащегося с ОПФР.
В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения коррекционных занятий (наличие кабинетов коррекционной работы, оснащенных необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой).
В специальных учреждениях образования должны быть созданы условия для проведения факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, организационно-воспитательной и кружковой работы, деятельности общественных организаций (объединений) работников и учащихся.
В специальных общеобразовательных и вспомогательных школах-интернатах должны быть созданы условия для круглосуточного пребывания учащихся.
В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования учащимися с ОПФР (далее – общеобразовательных учреждениях), обучение и воспитание учащихся с ОПФР осуществляется в специальных классах или классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания.
Обучение и воспитание учащихся с ОПФР в общеобразовательном учреждении может быть организовано при выполнении следующих общих требований:
укомплектованность педагогическими (дефектологическими) кадрами;
введение должности учителя-дефектолога в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости;
организация коррекционно-педагогических занятий (коррекционных занятий и уроков по отдельным учебным предметам специального учебного плана) для учащихся с ОПФР в классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания неполной наполняемости;
материально-техническое и учебно-материальное обеспечение в соответствии с государственными нормативами для специального учреждения образования;
наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой;
профессиональная и личностная готовность педагогических работников общеобразовательного учреждения к обучению и воспитанию учащихся с ОПФР.
6 Общие требования к обязательному содержанию специального образования на базовом уровне изучения учебных предметов