Программа курса. Модуль 1. Введение в дисциплину

Модуль 1. Введение в дисциплину

Тема 1.1. Судебная статистика как научная и учебная дисциплина

Объект, предмет, цели, задачи, актуальность, структура учебной дисциплины «Судебная статистика». Организация ведения судебной статистики.

Основные нормативные правовые акты, руководящие документы и учебно-методическая литература.

Тема 1.2. Учет и отчетность в судах

Первичный статистический учет в судебном делопроизводстве и формирование статистической отчетности о деятельности судов. Система статистической отчетности в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Организационно-правовые основы ведения судебной статистики. Инструкции по судебному делопроизводству и ведению судебной статистики, Табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Учетно-статистические документы на дела и материалы, статистическая карточка на подсудимого. Организация ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента.

Публикация статистических данных на сайте Федеральной службы государственной статистики. Статистический сборник «Преступность и правонарушения». Представление статистических данных на сайте Судебного департамента при ВС РФ. Представление статистических данных на сайте ВАС РФ. Взаимодействие информационных центров МВД России и судов общей юрисдикции по вопросам единого учета преступлений и лиц их совершивших.

Модуль 2. Основные понятия и методы статистики

Тема 2.1. Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования

Статистическое наблюдение. Организация статистического наблюдения в судах. Понятия объекта статистического наблюдения, единицы наблюдения, единицы учета, единицы измерения. Формы статистического наблюдения. Виды и способы статистического наблюдения. Официальный статистический учет в Российской Федерации. Органы государственной статистики. Понятие государственного и ведомственного статистического наблюдения. Особенности объектов статистического наблюдения в уголовном, гражданском и административном производстве. Применение выборочного метода в статистических исследованиях.

Тема 2.2. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения

Сводка и группировка материалов статистического наблюдения. Виды статистических группировок: типологические, вариационные (структурные), аналитические. Способы представления статистических данных (табличный и графический). Требования к статистическим таблицам. Виды статистических таблиц. Простые (территориальные, перечневые, хронологические) и комбинационные статистические таблицы. Ряды распределения, их виды. Основные характеристики рядов распределения.

Модуль 3. Обобщающие показатели статистики

Тема 3.1. Абсолютные и относительные величины

Понятие абсолютных и относительных величин. Виды абсолютных величин, используемых в судебнойстатистике. Виды относительных величин, применяемых в судебнойстатистике: отношения распределения (структуры), отношения интенсивности, отношения динамики, отношения степени и сравнения, индексы. Использование относительных величин при анализе преступности, судимости, анализе судебной деятельности.

Тема 3.2. Средние величины и показатели вариации в судебной статистике

Характеристика и значение средних величин в статистическом анализе для выявления типических черт массовых процессов общественной жизни. Виды средних величин и техника их вычисления (средняя арифметическая, средняя арифметическая взвешенная, средняя геометрическая, среднее квадратическое отклонение, мода, медиана).

Тема 3.3. Графический метод представления статистических данных

Виды графиков, преимущества графического представления статистической информации. Типы диаграмм и примеры их использования для анализа судебнойстатистики (точечные, линейные, столбиковые, полосковые, секторные). Статистические карты: картограммы и картодиаграммы.

Модуль 4. Ряды динамики

Тема 4.1. Понятие и классификация рядов динамики

Ряды динамики. Виды рядов динамики. Моментные и интервальные ряды. Основные правила их построения и использования для анализа динамики процессов. Условия сопоставимости уровней рядов динамики.

Тема 4.2. Исследование ряда динамики

Абсолютные, относительные и средние показатели рядов динамики. Основная тенденция ряда динамики (тренд) и способы ее выявления. Изучение и измерение сезонных колебаний. Индексы сезонности. Способы преобразования рядов динамики: укрупнение, смыкание, сглаживание. Использование рядов динамики в судебнойстатистике.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1. Введение в дисциплину

Тема 1.1. Судебная статистика как научная и учебная дисциплина

Практическое занятие 1. Судебная статистика: предмет, методы, история развития и современная организация судебной статистики

Перечень вопросов, заданий, выносимый на семинарское занятие

1. Статистика, судебная статистика: понятие, предмет, основные отрасли, задачи, значение. (Фронтальный опрос).

2. Используя справочную правовую систему «КонсультантПлюс», подготовьте список основных нормативных правовых актов, руководящих документов по вопросам организации статистической работы в судах.

Практическая работа под руководством преподавателя

Подтема: Становление и развитие статистики, судебной статистики. Описательная школа государствоведения, школа политических арифметиков, статистико-математическое направление и их роль в формировании статистической науки.

Цель: Развитие способности самостоятельно ставить учебные задачи, обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности, формирование навыка работать с учебной литературой: выделять главное, структурировать изученный материал, представлять в виде таблицы, блок-схемы.

Форма проведения занятия: Работа в малой группе: а) группы формирует преподаватель самостоятельно, студенты каждой группы выбирают «спикера», б) преподаватель выбирает «руководителя» группы, студент-«руководитель» формирует свою группу, в) преподаватель формирует и группы, и назначает руководителя. Студенты работают в сформированных группах (20-25 мин.), обсуждение результатов работы происходит в течение 25-30 мин.

Форма обучения: Работа с учебником.

Порядок работы:

1. Каждой группе студентов рекомендуется изучить содержание учебника [13, с. 31-44] и раскрыть следующие вопросы:

1.1. Этапы развития «статистики». Основные учетно-статистические источники.

1.2. Материал о трех направления развития «статистики» с середины XVII в представить в виде таблицы:

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: