На месте авиационной катастрофы

Авиационные катастрофы по своей сущности представляют сложный процесс, который сопряжен со взрывами, пожарами, гибе­лью или пропажей членов экипажа и пассажиров. Поэтому фото­съемка включает основные положения, приведенные выше. Место авиационной катастрофы представляет собой территорию, на ко­торой находится совокупность объектов: фрагменты воздушного судна (самолет, вертолет), груз, багаж пассажиров, трупы пассажи­ров и членов экипажа, следы контакта воздушного судна с препят­ствиями. Если авиационное происшествие случилось над водной поверхностью или от удара о воду, то местом происшествия будет дно водоема.


Целями расследования авиационного происшествия или инци­дента, согласно ч. 2 ст. 95 Воздушного кодекса РФ1, являются уста­новление его причин и принятие мер по их предотвращению в бу­дущем.

Осмотр места происшествия по факту авиакатастроф может проводиться в различных случаях: при падении воздушного судна на взлете, на авиатрассе, при посадке; при столкновении летатель­ных аппаратов в воздухе.

При фотографической фиксации места авиакатастрофы следует учитывать его особенности: обширные разрушения и большое ко­личество пострадавших; труднодоступность места происшествия (рис. 94).

Рис. 94. Место авиационной катастрофы

Немаловажно то, что обстановка на месте происшествия изме­няется до начала следственного осмотра. Данные изменения свя­заны со спасением раненых, тушением пожара, извлечением тру­пов из-под обломков самолета. В связи с этим к осмотру и фиксации места происшествия следует приступать незамедли­тельно.

Сложность также заключается в установлении границ авиаката­строфы. Решение данной задачи возможно в том случае, если воз­душное судно упало на землю, не задев ни одной преграды. Если

1 См.: Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с из­менениями от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.).


же оно взорвалось в воздухе или при падении задело преграду, например, высоковольтную опору, линию электропередачи, мачту ретранслятора или иной объект, то установить участок, на котором непосредственно произошла катастрофа, весьма трудно.

Получив сообщение об авиационном происшествии, специалист на стадии подготовки должен уточнить время и место происшест­вия, тип воздушного судна, число пассажиров и экипажа, кто по­страдал и что происходит непосредственно на месте происшествия. Кроме того, специалисту для планирования процесса фотосъемки необходимо располагать подробной картой местности.

До прибытия комиссии по расследованию авиационных проис­шествий осмотр производится статическими методами. При этом производится фиксация объектов осмотра без изменения их поло­жения.

Фотосъемку следует проводить в несколько этапов: фиксиро­вать общий порядок осмотра места происшествия; осмотр трупов пассажиров и членов экипажа; материальные части воздушного судна и его фрагменты.

Рис. 95. Осмотр места катастрофы

 

На первом этапе специалисту необходимо провести ориенти­рующую и обзорную фотосъемку места происшествия, используя при этом верхние точки, зафиксировать общую картину на месте происшествия, ориентировать расположение объектов по сторонам света. Если ориентирующая и обзорная съемка проводится с вер­толета, ряд небольших объектов на снимках виден не будет. Их положение указывается на фотоснимке путем нанесения разметки (стрелки, номерные обозначения) (рис. 95).


Обязательно фиксируют все действия и последовательность по ликвидации последствий авиакатастрофы (спасение раненых, из­влечение трупов, устранение обломков воздушного судна с автома­гистралей). Съемку целесообразно проводить с периодичностью в 7-10 мин. для фиксации динамики событий. Данная информация может быть показана на обзорных и частично-обзорных фото­снимках.

Фотографирование рельефа предпочтительно производить с нормальных точек съемки, так как верхние точки не позволят ото­бразить ландшафт местности, особенно, если оптическая ось объ­ектива находится в предметной плоскости под углом, близким к прямому. В гористой местности при помощи геодезистов опреде­ляют крутизну склонов в месте падения, и на ориентирующем фо­тоснимке указывают наивысшие точки и обрывы, их местоположе­ние по отношению к месту авиакатастрофы.

В обязательном порядке необходимо показывать объекты, кото­рые послужили помехой или были причиной авиакатастрофы. На таких объектах необходимо выявить повреждения, акцентируя внимание на их высоту и учесть то обстоятельство, что рядом с объектами могут находиться фрагменты воздушного судна1. Такие объекты также должны быть ориентированы относительно сторон света и относительно места авиакатастрофы. Например, сломан­ные деревья или их срезанные кроны позволяют определить, под каким углом воздушное судно приближалось к земле. На ориенти­рующих снимках желательно указывать расстояния между данными объектами и точку первого удара воздушного судна о землю.

Частично-обзорную съемку можно проводить способом линей­ного панорамирования. В результате получают ряд линейных пано­рам, количество которых равно количеству участков, на которые было разделено место происшествия. Каждая из них является час­тично-обзорным снимком определенного участка места происшествия.

Если ширина места происшествия не превышает 70 м, отдель­ные участки можно фотографировать способом кругового панора­мирования. Поскольку расстояние до самых удаленных фрагментов в этом случае не будет превышать 35 м, большинство из них будут видны на снимках, а рядом с мелкими обломками целесообразно выставить указатели с номерами. В пояснительных надписях к фо­тоснимкам указывают, какому фрагменту соответствует тот или иной номер.

См.: Осмотр места происшествия: практ. пособие / под ред. А. И. Дворкина. М., 2001. С. 316.


Далее определяют место первого контакта воздушного судна с землей. Зная начальную точку контакта и место падения судна (по положению воронки), можно установить траекторию его движения, направление и угол падения, положение воздушного судна в мо­мент удара, скорость падения перед ударом о землю.

Место первого контакта фотографируется с учетом характера его рельефа (точечный контакт, следы от винтов, следы от пневма­тических колес шасси и т. д.) на стадии частично-обзорной съемки, которую можно выполнить способом линейного панорамирования. Следы в виде трасс фотографируют с двух точек по нормали к их основному направлению. Следы от пневматических колес необхо­димо фиксировать в совокупности с дальнейшей детализацией. На фотоснимках необходимо ориентировать направление следов кон­такта воздушного судна и направления его перемещения до места падения. На участке от места первого контакта до полной останов­ки самолета фиксируются все препятствия на его пути (строения, канавы, столбы, линии электропередач). Следы повреждения на этих препятствиях необходимо тщательно осмотреть и зафиксиро­вать высоту их расположения, общий вид и частные признаки.

При небольшом угле падения вращающиеся винты оставляют на месте падения следы в виде отдельных борозд, расположенных под углом к направлению движения. По расстоянию между сосед­ними бороздами можно при известном режиме работы двигателя определить скорость воздушного судна в момент удара, поэтому фотографировать борозды и расстояния между ними следует с масштабной линейкой или рулеткой, или с двумя масштабными линейками, расположенными под прямым углом друг к другу. При этом оптическая ось объектива должна быть перпендикулярна пред­метной плоскости. При невращающемся винте на земле остаются прямые борозды, оставленные лопастями. Они также фотографи­руются по правилам измерительной фотографии. Если воздушное судно упало с выпущенными шасси, необходимо сфотографиро­вать следы на шасси и следы пневматиков на земле.

Воронку, образовавшуюся в результате падения воздушного судна на землю, фотографируют как минимум с двух сторон с мас­штабом. Если воронка имеет вытянутую форму, то ее фотографируют вдоль более вытянутых сторон. Глубину воронки тоже необходимо сфотографировать по правилам измерительной фотографии.

При падении воздушного судна под большим углом и со значи­тельной скоростью образуется глубокая воронка. При контакте с землей происходит выброс грунта в направлении движения само-


лета. На фотоснимке важно показать направление выброса грунта из воронки и расположение обломков самолета. Данная задача решается путем фотосъемки двух линейных панорам (с боковых точек съемки), выполненных по нормали к основному направлению выброса грунта.

На втором этапе фиксируется процедура осмотра материаль­ной части воздушного судна и его фрагментов. К объектам съемки необходимо отнести: планер и его фрагменты; шасси; кабину эки­пажа; органы управления; бортовые средства объективного кон­троля; двигатели и их подвеску; топливную систему и маслогидро-систему; воздушные винты; следы, оставленные воздушным судном на земле (пятна топлива, масла, гидросмеси); места, по­врежденные пожаром и взрывом.

Узловой и детально-общий снимки фрагментов воздушного судна должны быть логически связаны с обзорно-узловыми и узло­выми снимками следов, оставленных воздушным судном на пре­пятствиях (деревьях, зданиях, сооружениях) и на земле. Сопостав­ление следов, имеющихся на фрагментах, препятствиях и земле, позволяет воссоздать траекторию падения воздушного судна и оп­ределить положение, в котором оно упало на землю. Но для сопос­тавления следов необходимо, чтобы они были сфотографированы в одном масштабе и в одном ракурсе. В этом случае фототаблица позволит даже проводить сравнительное исследование тех или иных следов. Если на объектах съемки остались окрашенные сле­ды, их следует фотографировать на цветную пленку с цветовой шкалой.

При фотографировании фрагментов планера необходимо со­блюдать традиционную последовательность: ориентация фикси­руемого фрагмента в пространстве, его положение относительно окружающих объектов, общий вид объекта, характерные признаки. Фотографирование повреждений на корпусных элементах (вмяти­ны, деформации, царапины, борозды, усталостные трещины) про­изводят по правилам масштабной съемки. Требуемое увеличение может быть получено при помощи комплекта удлинительных колец или криминалистической лупы. Все обнаруженные фрагменты должны быть обозначены номерными фишками.

При осмотре шасси необходимо зафиксировать их положение: выпущено или убрано в момент полета или падения. Фотокамера в момент съемки располагается вдоль оси пневматика.

При осмотре кабины экипажа необходимо зафиксировать ее общий вид на стадии обзорной съемки. Положение и состояние ор-


ганов управления, состояние и степень повреждения бортовых приборов и навигационного оборудования, локальные повреждения и следы возгорания в кабине фиксируют узловой съемкой. При на­личии повреждений на элементах обшивки (пробоины, пулевые от­верстия) их фиксируют по правилам плановой съемки детальным планом.

В ходе осмотра двигателей фотографируют место их обнаруже­ния, положение отдельных элементов двигателя, наличие внешних повреждений и повреждений, образовавшихся во время полета.

Воздушные винты фотографируют с фронтальной точки с целью фиксации состояния лопастей (скручивание, изгиб, излом, без по­вреждений), направление и характер изгиба. Данные деформации, сопоставленные со следами первого контакта самолета с землей или следами от винтов на грунте в процессе его скольжения, по­зволят установить режим работы двигателей в момент аварии и падения.

Очень важно при осмотре обломков сфотографировать следы пожара с целью установления момента возгорания: в воздухе или на земле.

Для горения в воздухе характерно следующие признаки: прогар элементов конструкции с направленным разбрызгиванием металла на прилегающие участки; наличие на двух соприкасающихся об­ломках сопрягающихся контуров прогара; наличие копоти одинако­вой интенсивности вдоль линии разрыва на каждой из двух сопря­гающихся деталей.

Для горения на земле характерно наличие копоти или окалины вдоль линии сопряжения на одном из обломков и отсутствие на другом; отсутствие копоти внутри складок обгоревших элементов конструкции; трещины на лакокрасочном покрытии; прогар элемен­тов конструкции с образованием оплавлений.

Информацию о температуре горения дают цвета побежалости на металлических неокрашенных поверхностях, фотографировать которые следует на цветную пленку и обязательно с цветовой шкалой.

После проведения детальной фиксации фрагментов воздушного судна производится их поэлементная выкладка с целью определе­ния недостающих частей и их фиксация с целью облегчения де­тального осмотра материальной части в целом. Съемку целесооб­разно проводить с верхних точек.

На третьем этапе производят съемку трупов или их останков в следующем порядке: расположение трупов относительно окру­жающих предметов и относительно фрагментов воздушного судна;


позы трупов и положение конечностей; состояние ложа трупа; пол и примерный возраст; особые приметы на телах погибших с целью проведения опознания по фотоснимкам; повреждения; предметы одежды, обуви, украшения; знаки различия, документы, жетон с личным номером.

Трупы или останки фотографируют по общим правилам. Осо­бенностью является лишь то, что перед съемкой они должны быть промаркированы с помощью указателей с номерами. Маркировка трупов членов экипажа должна отличаться от маркировки трупов пассажиров. Раздевать трупы на месте происшествия запрещается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: