На месте железнодорожной катастрофы

Фотосъемка на месте аварий железнодорожного транспорта по­зволяет зафиксировать и проанализировать информацию о меха­низме и технических причинах происшествия, выявить следы и ве­щественные доказательства, исключить возможность внесения умышленных изменений в обстановку со стороны заинтересован­ных лиц.

Подлежащие фиксации следы и вещественные доказательства, как правило, располагаются вдоль железнодорожных путей или в непосредственной близости от них. В силу этой особенности ос­мотр места происшествия, а соответственно и фиксация, носит ли­нейный характер.

Особенностью таких мест происшествий является их значитель­ная протяженность, так как некоторые объекты, из-за которых мог­ло произойти крушение, могут находиться далеко от места проис­шествия. Поэтому осмотр производится не только на месте происшествия, но и на значительном расстоянии от него.

Объекты, подлежащие фиксации:

— состояние и повреждение локомотива и подвижного состава;

— приборы управления, сигнализации и скоростемеры на локо­мотиве поезда (электровоза), для установления факта принятия экстренных мер;

— тормозные колодки выборочно на вагонах и локомотиве, их состояние и наличие следов экстренного торможения (нагрев, за-липание);

— стоп-краны и концевые краны вагонов и локомотива;


— участки пути, на которых ведутся ремонтные или восстанови­тельные работы, которые могут изменить обстановку или реальную картину происшествия;

— семафоры и напольные сигналы, сохранность пломб;

— посторонние предметы на пути;

— трупы.

Направление и последовательность фотографической фиксации места происшествия будет определяться характером и причиной аварии: сход поезда с рельсов; столкновение поездов.

Если крушение произошло из-за столкновения поездов, тща­тельному осмотру и фиксации подлежат светосигнальная аппара­тура, устройства сигнализации, централизации и блокировки, при­боры управления на локомотивах, автотормозная магистраль поезда. При сходе поезда с рельсов осмотру и фиксации подлежат путевые устройства и подвижной состав, стрелочные переводы, крестовины, бандажи колес локомотива, ободы колес вагонов.

Процесс фотосъемки следует разделить на три этапа: фиксация общей обстановки места происшествия; фиксация материальной части подвижного состава и его фрагментов; фиксация трупов.

На первом этапе проводится ориентирующая и обзорная фо­тосъемка, фиксация общего вида обстановки на месте происшест­вия и прилегающих к нему участков. Данные виды съемки следует выполнять с верхних точек с двух направлений. При съемке с борта вертолета фиксация может выполняться как по направлению дви­жения железнодорожного состава, так и в обратном направлении. Угол наклона оптической оси объектива должен быть порядка 30-40°.

Значительно чаще фотосъемка производится с возвышенности. Если возможность использования верхних точек съемки отсутству­ет, ориентирующая и обзорная съемки производятся с нормальных точек, желательно с двух сторон способом кругового или линейного панорамирования.

На втором этапе выполняют обзорные, узловые и детальные фотоснимки повреждений элементов подвижного состава и желез­нодорожных путей, которые могли быть причиной железнодорож­ной катастрофы.

Фиксацию общего вида локомотива, расположения подвижного состава, вагонов, сошедших с рельсов, перевернутых и оставшихся на рельсах, производят на стадии обзорной съемки. Для этого мож­но использовать фронтальную и диагональную композицию кадра. При построении диагональной композиции во время обзорно-узловой съемки в кадре можно запечатлеть две стороны локомоти-


ва, при фронтальной — только одну. При значительной протяжен­ности места происшествия фотографирование можно производить панорамным способом.

Если часть вагонов сошла с рельсов, необходимо отразить на снимках, какие вагоны сошли и их положение в поезде. Вагоны фо­тографируются в строгой последовательности, начиная от ближне­го к локомотиву или с концевого. Если на вагонах сохранились но­мера, их также необходимо фиксировать. При наличии вагонов, не соединенных с составом поезда и находящихся на расстоянии от него, их съемку выполняют с рулеткой или с глубинным масшта­бом. Если произошло возгорание вагонов, то на обзорном снимке или панораме нужно показать положение горящих вагонов, харак­тер пожара и очаг возгорания.

На снимках необходимо с особой тщательностью показать ходо­вую часть вагонов, все повреждения колесных пар фотографиру­ются с масштабной линейкой. Если в ходовой части отсутствуют те или иные детали, это необходимо зафиксировать на снимках. Гру­зы, выпавшие из вагонов, следует зафиксировать таким образом, что­бы по снимкам можно было определить их удаленность от вагонов.

При фотографировании железнодорожного пути необходимо зафиксировать место начала схода. Следы схода могут остаться на рельсах, шпалах, костылях и других элементах пути. Эти следы на обзорных или обзорно-узловых снимках должны иметь привязку к вагонам, локомотиву или другим ориентирам места происшествия.

При узловой съемке локомотива необходимо зафиксировать ло­кализацию отдельных предметов на месте происшествия или от­дельные участки его территории, которые могут представлять ин­терес с криминалистической точки зрения.

При осмотре кабины машиниста производится обзорная фото­съемка. Далее на стадии узловой съемки фиксируется положение рукояток контроллера, привода автоматических тормозов локомо­тива и вагонов, привода ручного тормоза, аппаратуры автоматиче­ской сигнализации, локомотивного светофора и скоростемера. По­следний вскрывается с целью фиксации скоростемерной ленты или иного носителя информации.

Осмотр места происшествия должен проводиться планомерно, что позволит зафиксировать информацию о расследуемом событии без пропусков, максимально полно.

Очень важно зафиксировать состояние рельсов. Значимыми считаются следующие дефекты рельсов: продольные трещины над головкой или в средней части шейки; поперечная трещина или скол


части головки или части подошвы; трещины под головкой, начи­нающиеся с торца, независимо от длины трещины; продольное, вертикальное или горизонтальное расслоение головки; трещины по болтовым отверстиям и на поверхности головки рельса от сколь­жения колес при торможении.

При осмотре путей фиксируют наличие разрушенных или остро­дефектных рельсов, расширение или сужение пути, перекосы, рез­кие углы, угоны или выброски пути и другие дефекты, которые мог­ли быть причиной крушения. Наличие зазоров в стыках рельсов, состояние кривой, ее направление в плане и по хордам, пучины, перекосы и просадки.

Фиксация отклонения от прямолинейности расположения рель­сов (изменение ширины колеи) производится с фронтальной точки съемки таким образом, чтобы рассматриваемый участок выделялся на фоне прямолинейного предыдущего и последующего участков. Данный участок должен быть ориентирован относительно постоян­ных объектов — ориентиров, а также относительно места катаст­рофы. На ориентирующих снимках необходимо выполнять размет­ку с указанием расстояния до места происшествия.

При осмотре рельсов фиксируются их изгибы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Для этих целей следует пользоваться специальным инструментом для измерения прямолинейности на локальном участке. Показания приборов фиксируются при прове­дении узловой съемки. Следы трения от бандажей колес, следы ударов сошедших колес фиксируют на стадии детальной съемки.

Фиксация разрушенных рельсов производится по правилам пла­новой съемки. Особое внимание следует уделять признакам уста­лостного разрушения металла (усталостные трещины, выколоты). На разрушенном рельсе обязательно фиксируется его маркировка.

При осмотре шпал и скреплений фиксируют разрушенные эле­менты, наличие дефектов, характеризующих механизм их образо­вания. При смещении рельсов, которое привело к расширению рельсовой колеи, фиксируют наличие болтов, шурупов и костылей.

При осмотре стрелочных переводов фиксируют все поврежде­ния, которые влияют на их работоспособность (разрывы, разъеди­нение, выкрашивание элементов стрелочного перевода). В обяза­тельном порядке необходимо ориентировать данный стрелочный узел, показать его общий вид, локализовать повреждения и полу­чить их детальные изображения.

На третьем этапе производят съемку трупов или их останков в следующем порядке: расположение трупов относительно окру-


жающих предметов и относительно подвижного состава; позы тру­пов и положение конечностей; состояние ложа трупа; пол и при­мерный возраст; особые приметы на телах погибших с целью про­ведения опознания по фотоснимкам; повреждения; предметы одежды, обуви, украшения; знаки различия, документы, жетон с личным номером. Трупы или останки фотографируют по общим правилам. Перед съемкой они должны быть промаркированы с по­мощью указателей с номерами. Маркировка трупов из кабины ма­шиниста должна отличаться от маркировки трупов пассажиров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: