Применение цветной фотографии для съемки в невидимой зоне спектра

Исследование объектов с применением цветных фотоматериалов можно проводить не только в видимых, но и в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.

. Начало использования цветной фотографии в УФ-зоне спектра положила Е. Ю, Брайчевская, предложив для выявление незначи­тельных цветовых оттенков в материалах письма фотографировать объекты в отраженных ультрафиолетовых лучах на цветные фото­материалы. Фотографирование в УФ-зоне спектра на цветные фо­томатериалы длительное время используется для наиболзе точной фиксации цветовых оттенков видимой люминесценции деталей объекта. Для съемки применялись отечественные цветные пленки типа ДС и ЛН, а для устранения градационных и цветовых искаже­ний при фотографировании люминесценции проводилось раздель­ное (последовательное) экспонирование каждого из светочувстви­тельных слоев цветного фотоматериала через зональные светофильтры СС-4, ЗС-2, КС-11.

Использование цветных фотоматериалов как спектрозональных расширяет их исследовательские возможности. Съемка в отражен­ных УФ- лучах и одной из зон видимого спектра расширяет область цветоразличения, позволяет дифференцировать даже неразличи­мые по цвету чернила и пасты; восстанавливать содержание доку­ментов с угасшими, вытравленными записями, разделять их по


цветовому тону с записями, наблюдаемыми в видимом свете. Что­бы показать это на черно-белых снимках, необходимо провести съемку в отраженных УФ-лучах и получить общий вид документа.

Цветовой тон вытравленных записей на изображениях, полу­чаемых при спектрозональной съемке, определяет краситель све­точувствительного слоя, использованного для фотографирования в видимом спектре. Максимальная различаемость деталей достига­ется при съемке в ультрафиолетовой и красной зонах спектра. Го­лубые оттенки вытравленных штрихов и зеленый фон создают дос­таточно высокий контраст.

Высокий цветовой контраст между деталями вытравленного тек­ста и элементами записей, выполненных позднее фиолетовыми, синими, зелеными и черными чернилами и пастами, достижим, ес­ли съемка производилась в ультрафиолетовой зоне спектра, а так­же в видимой — с красным или пурпурным светофильтром. В этих случаях спектрозональная съемка дает возможность восстанавли­вать содержание документов с угасшими или вытравленными тек­стами, когда на получаемых изображениях они оказываются замас­кированными другими записями. Аналогичным образом на одном цветном снимке можно показать угасшие или вытравленные записи на фоне реквизитов документа, фотографируя люминесценцию, возбужденную ультрафиолетовыми лучами.

Спектрозональные фотоматериалы (СН-2, СН-4 и др.) весьма эффективно могут быть использованы для фотографирования дальней красной и инфракрасной люминесценции, определения хронологической последовательности нанесения пересекающихся штрихов, выявления дописок, дифференциации красителей.

Съемка на аэрофотопленки СН-2М, СН-6М производится за од­ним из светофильтров (зеленым, желтым, оранжевым или красным). Выбор светофильтра зависит от соотношения светочувствительно­сти слоев на период съемки. При работе с аэрофотопленками СН-4, СН-5, СН-8 видимую часть спектра выделяют зеленым или желтым светофильтром. На снимках детали, отличающиеся по спектраль­ному составу отражаемого света, приобретают пурпурно-зеленые цветовые оттенки различной насыщенности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: