Применение цветной фотографии для цветоразличительной съемки

Несмотря на высокую эффективность, цветоразличительная фотография имеет свой предел чувствительности к разделению близких по окраске деталей. Снижение цветоразличительной спо­собности обусловлено преобразованием относительных различий в цвете в различия яркостей или плотностей почернения на черно-белых снимках. А глаз человека более чувствителен к различиям в цветовых оттенках, нежели к различиям в яркостях и плотностях, почернений.

В 60-х годах XX столетия для повышения эффективности цвето-различения были предложены различные методы цветной фото­графии. Одни из них основывались на аддитивном синтезе цвета; другие — на съемке непосредственно на цветную фотобумагу. В первом случае близкие по окраске детали фотографируют в спек­тральных зонах, обеспечивающих получение на черно-белых фо­томатериалах двух цветоделенных изображений с максимально различающимися оптическими плотностями. Полученные негативы усиливались, а затем окрашивались в дополнительные по отноше­нию друг к другу цвета и последовательно печатались на цветную фотобумагу. Этот метод достаточно эффективен, но трудоемок. Во втором — используют особенности трансформации цветовых оттенков при фотосъемке объекта непосредственно на цветную фотобумагу. Метод основан на повышенной чувствительности гла­за человека к желто-зеленой области спектра. Он эффективен только для деталей (штрихов) документа, выполненных сине-фиолетовыми и голубыми красителями. Последние на фотобумаге передаются в желто-зеленом цвете. Чтобы устранить зеркальность изображения, съемку проводят через оборачивающее зеркало или стеклянную призму. Для освещения оптимальны лампы дневного света, а при съемке с лампами накаливания используются свето­фильтры СЗС-17 или ПС-5.

С внедрением в экспертную практику спектрозональная съемка стала эффективным средством исследования. Как метод цветораз-личения, она дает возможность выявлять дописки, исправления в документах; усиливать слабовидимые окрашенные следы и записи в документах; дифференцировать красители; устанавливать хро­нологическую последовательность нанесения пересекающихся штрихов.


Любая задача по изменению цветового контраста сводится к на­хождению зоны эффективного освещения и ее выделению с помо­щью осветителей, светофильтров, фотоматериалов. Для красите­лей, характеризующихся неодинаковым спектральным составом отражаемого света, можно подобрать несколько зон эффективного освещения, где наблюдается усиление или ослабление окрашен­ной детали. Аналогично можно подобрать несколько зон эффек­тивного освещения для разделения двух близких по окраске дета­лей. Например, для обнаружения дописки в документе, который выполнен синими и фиолетовыми чернилами, используют две зоны эффективного освещения (см. рис. 169). В одной из них (Л = 445 нм) при цветоразличительной съемке будут усилены элементы штри­хов фиолетового цвета 1 и одновременно ослаблены детали сине­го 2. Другая спектральная зона (Л = 650 нм) дает обратное соотно­шение оптических плотностей.

400 500 600 70С

Рис. 169. Спектральные области, используемые в качестве

эффективного освещения при цветоразличительной съемке

близких по цвету деталей

Одновременное использование двух зон освещения не дает по­ложительного результата при цветоразличении. При съемке на черно-белые фотоматериалы полученные в каждой из спектраль­ных зон различия в плотностях почернения суммируются, что при-


водит не к усилению, а к ослаблению контраста. Более эффективна в таких случаях спектрозональная съемка на многослойные цвето­графические материалы.

При съемке объекта на цветную фотобумагу в С и К зонах спек­тра происходит следующее. В зоне эффективного освещения 445 нм изображение регистрируется на синечувствительный слой. Синие цветовые оттенки ослабляются и приближаются к плотности желто­го фона, а фиолетовые усиливаются и становятся прозрачными. В зоне эффективного освещения 650 нм изображение регистриру­ется на красночувствительный слой. Здесь ослабляемые оттенки фиолетового цвета приближаются к плотности голубого фона, а усиливаемые синие — прозрачны. При наложении изображений фон становится зеленым, а фиолетовые и синие штрихи приобре­тают, соответственно,голубую и желтую окраску.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: